Держись, геолог!

Весна – традиционное время начала полевых сезонов в геологоразведочных организациях и геологических службах горнопромышленных компаний. И едва сходит снег, сотрудники всех этих предприятий сразу же выезжают в поля. Так что День геолога для специалистов — это не просто праздник, но ещё и типично производственный старт. К сожалению, в последние годы объём финансирования ГРР постоянно снижается. И это большая проблема, ведь все основные объекты недропользования были разведаны ещё в советские годы. Так что говорить о каком-то масштабном восполнении минерально-сырьевой базы в нашей стране, увы, не приходится. Если что-то тут и делается, то только благодаря горнопромышленным компаниям, которые вкладывают средства в собственную геологоразведку. Впрочем, накануне праздника совсем уж о грустном говорить не хочется. Слово – нашим экспертам.  

«На рынке геологоразведки нет прозрачности, и это — серьёзный минус»

Когда несколько лет назад государство объявило о создании холдинга «Росгеология», мнения специалистов разделились. Одни утверждали, что это упорядочит ситуацию с госзаказами. Другие прогнозировали — такой подход окончательно добьёт малый и средний отраслевой бизнес. Прошло время, но при этом многие эксперты до сих пор затрудняются сказать, что изменилось на рынке. Точнее, в какую сторону произошли изменения. Подробности — в комментарии главного научного сотрудника Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН, члена-корреспондента Российской академии наук Николая ГОРЯЧЕВА:

— Не хочу обозначать своё отношение к холдингу «Росгеология». Когда его только создали, я к этой инициативе федеральных властей отнёсся крайне осторожно. Дескать, поживём – увидим. Но каких-то поводов для обстоятельного профессионального разговора лично я тут не вижу до сих пор. Всё функционирует в каком-то вялотекущем режиме.

Ну вот создали дальневосточную «дочку» холдинга – Северо-Восточное производственное геологическое объединение, которое «охватило» своим присутствием несколько регионов. И что? Приходят новые руководители, не знающие специфики дальневосточного региона, и начинают управлять. Затем их меняют. Вот так всё и функционирует. Это повод для отраслевой дискуссии? Мне кажется, нет. Хотя по-настоящему профессиональную основу для развития геологии на Колыме в последние годы закладывал Александр АЛЕКСЕЕНКО и коллектив «Магадангеологии». А «Росгеология» пока никак себя не проявила.

Да и вообще, к большому сожалению, на рынке геологоразведки нет прозрачности. И это серьёзная проблема. В науке также проявляются негативные факторы. О чём мы говорим, если даже в Российской академии наук выборы президента превращаются в политические игры. Именно в политические! За трёхсотлетнюю историю РАН не было случая, чтобы все претенденты на этот пост «дружно» сняли свои кандидатуры, тем самым сорвав выборы. И мы, учёные, мягко говоря, не удовлетворены такой ситуацией. Руководство РАН заигралось, иначе и не скажешь. И я не знаю, к чему это приведёт.

Что же касается Дня геолога, то хочу пожелать всем работникам отрасли лишь одного – финансовой стабильности, а каждому геологу осуществления главной профессиональной мечты – открытия своего месторождения.

Подготовил Сергей МИХАЙЛОВ

 

«В России нет государственной политики в сфере геологического изучения недр»

Споры о холдинге «Росгеология» и его роли в судьбе отечественной геологоразведки не утихают. И хотя на момент сдачи газеты приказа о продлении статуса холдинга как единого подрядчика на выполнение геологоразведочных работ ещё не было, специалисты уверены, что всё остаётся по-прежнему. И даже изменится к худшему. Об этом говорит главный геолог ООО «Сибирская геологическая компания» Василий МОЛОЧНЫЙ:

— Пока никто не видел приказа о новом или закреплении старого статуса холдинга, но я уверен, что «Росгеология» сохранит функции единого подрядчика. И хотя есть положение о том, что госкорпорации обязаны определённую часть подрядов отдавать частному бизнесу, для «Росгеологии» этот закон не писан.

Более того, 10 января 2017 года вступил в силу приказ № 583 Минприроды РФ, который существенно расширил права холдинга в области недропользования. Если прежде нельзя было претендовать на лицензии на поисковые и геологоразведочные работы на участках, где утверждены прогнозные ресурсы по категориям Р1 и Р2, то теперь федеральным компаниям, а она у нас одна — «Росгеология», это позволено.

Что касается общей ситуации в геологии, то главная проблема — отсутствие государственной политики в сфере геологического изучения недр. По сути, у нас не существует закона о геологическом изучении недр. Всё слито в один Закон о недрах, а целая отрасль нормально не регулируется.

Второй момент. В советское время определённая часть налогов, которые платили недропользователи, шла на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Органы управления недрами имели возможность планировать свою работу не на год-два, а на десятилетия вперёд. Сегодня горизонт планирования любого геологического предприятия ограничен годом. Потому что мы не знаем, в каком объёме государство будет финансировать поисковые работы из бюджета.

Поисковые работы всегда рискованные и в основном выполнялись за счёт бюджета, но частные компании всё же брали лицензии. Сегодня приказ № 583, по сути, лишил их этой возможности. В приказе в числе прочего ввели понятие пятикилометровой зоны от фланга месторождения, теперь частным компаниям вкладываться…

развернуть ↓

«Львиная доля геологоразведочных работ оплачивается не государством, а бизнесом»

Финансирование геологии из федерального бюджета постоянно сокращается. Особенно в последние годы. Это и является основной отраслевой проблемой. Всё остальное — вполне решаемо. Но без государственных инвестиций ни о каком серьёзном наращивании ресурсной базы не приходится даже мечтать. Вот как обозначил проблему председатель совета Союза старателей России Виктор ТАРАКАНОВСКИЙ:

— Федеральных денег в геологии становится всё меньше. Могу сказать об этом совершенно ответственно. Особенно явно эта тенденция проявилась в последнее время. Например, в 2015 году объём финансирования ГРР (я имею в виду именно твёрдые полезные ископаемые, то есть золото, серебро, уголь и так далее) из федерального бюджета составил 7 миллиардов 700 миллионов рублей. Все остальные затраты на эти же цели, а это 35 миллиардов, взяли на себя недропользователи.

   Но в 2016 году ситуация с госзаказами ухудшилась. Причём ухудшилась значительно. Федеральный бюджет направил на геологоразведку всего 5 миллиардов 800 миллионов рублей, то есть почти на 2 миллиарда меньше, чем годом ранее. Зато недропользователи увеличили свои затраты на ГРР. Соответствующие расходы бизнеса составили уже 38 миллиардов 400 миллионов. Ну и о каком масштабном пополнении минерально-сырьевой базы России в таких условиях можно рассуждать?

   Понятно, что геологоразведка горнопромышленных компаний работает в рамках уже имеющихся лицензий. Это, по большому счёту, доразведка. А появление новых объектов – прерогатива государства. Но при таком раскладе неизвестные ранее месторождения не появятся. Мы так и будем осваивать запасники полезных ископаемых, найденные в советские годы. И для государства это очень плохой вариант.

   Возьмём в качестве примера ситуацию с геологоразведкой, связанной непосредственно с золотом. Какое тут государственное финансирование? А я скажу, на Дальнем Востоке 68 процентов соответствующих расходов составили затраты недропользователей. И лишь 32 процента — это были государственные инвестиции. В Сибири раклад ещё показательнее – 73 процента средств на ГРР выделил бизнес, и 27 процентов –…

развернуть ↓

«То, что выполнение геологических работ по госзаказу монополизировано, имеет для Колымы отрицательное значение»

Создание холдинга «Росгеология» нельзя оценить однозначно. С одной стороны, аккумулируются государственные средства, а с другой — после того, как появился единый подрядчик на выполнение геологических работ за счёт госбюджета, наши геологические предприятия, не вошедшие в холдинг, лишились возможности выполнять работы по государственному заказу. С этой точки зрения удачной реорганизацию структуры отрасли назвать нельзя. Таково мнение министра природных ресурсов и экологии Магаданской области Владимира МИТЬКИНА:

— Для нашей области, где добыча полезных ископаемых, и в первую очередь золота и серебра, является основой экономики, любые изменения в структуре отрасли имеют важнейшее значение. Как известно, прежде самым крупным геологоразведочным предприятием на Колыме была «Магадангеология», которая входила в холдинг «Росгеология». Но в 2015 году начались новые изменения — в результате действий холдинга появилось АО «Северо-восточное производственно-геологическое объединение» (СВПГО). В объединение вошли также АО «Камчатгеология» и АО «Георегион» (Чукотский АО). Так что теперь это предприятие — крупнейший исполнитель геологических работ по госзаказам. И от его работы зависит очень многое в нашем регионе.

После того как из СВПГО ушёл Александр АЛЕКСЕЕНКО, который много лет успешно руководил ОАО «Магадангеология», после того как уехал присланный из Москвы другой управляющий директор, компанию возглавил Роман ОСИПОВ. В конце минувшего года мы заслушали его на общественном совете при министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области. К Осипову было много вопросов. Но в конце концов он оптимистично заверил нас, что работы будут продолжаться и на выходе есть несколько объектов, которые завершаются на федеральные деньги.

Действительно, завершаются работы на Хугланагской перспективной площади в Тенькинском районе. Начинали их специалисты «Магадангеологии» ещё под руководством Александра Алексеенко, которые и выявили в своё время это рудопроявление. В нынешнем году по объекту должен быть сдан геологический отчёт с подсчётом прогнозных ресурсов. Я надеюсь, что слова Романа Осипова не разойдутся с делом, и в ближайшее время объект будет представлен на…

развернуть ↓

Наступит время больших открытий

Наша газета постоянно рассказывает о работе дальневосточных геологов. И не просто рассказывает, а со слов участников рынка обозначает наиболее актуальные отраслевые проблемы. Это касается и нормативных перекосов, и отношения к юниорному бизнесу, и споров вокруг холдинга «Росгеология», и полемики, связанной с отсутствием системного государственного финансирования ГРР, и ситуации с кадрами…

Перечень можно продолжать долго. Но вот что показательно – несмотря на все сложности, практически каждый геолог с нетерпением ждёт начала полевого сезона. Теперь, в условиях кризиса, уже по принципу: чтобы была хоть какая-то работа. Пусть копеечная, но работа! Что это – сила инерции? Верность профессии? Наверное, всё вместе. Тем более что геологи — это, действительно, особые люди. Хотя многие из них искренне обижаются, когда слышат в свой адрес слово «романтики». Мол, романтики — это туристы. А мы просто работаем. И это правда. Они, действительно, «просто» работают, причём в условиях чрезвычайно тяжёлых, в тайге и тундре, зачастую в полном отрыве от цивилизации. Они месяцами не видят свои семьи, и фраза «дети растут без нас» тут вполне конкретна. Вот только без их труда об освоении природных богатств можно даже не мечтать. А с учётом сырьевого характера отечественной экономики получается, что геолог – едва ли не главная профессия в России. От которой уж точно зависит будущее нашей страны.

Что же касается романтики… Да конечно же, без неё в геологии делать нечего. Видимо, геологом вообще нужно родиться. И среднестатистическому «человеку асфальта», с его стремлением к бытовому комфорту, тут не место. А ещё говорят, что практически все геологи — это ещё и просто хорошие люди. Судя по всему, так оно и есть. В замкнутом мире геологоразведочной партии, где каждый – на виду, все человеческие качества проявляются особенно ярко. Здесь внутренний негатив не закамуфлируешь. Так что люди с червоточинкой в профессии не приживаются. И мы это ощущаем сами. Наши журналисты постоянно общаются с геологами из разных отраслевых организаций. Ведь мы не только издаём газету…

развернуть ↓
Комментарии для сайта Cackle

Также по теме 

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru