«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06 (73), июнь 2012
Главная тема

Главная тема 

Забота не должна быть мнимой

Коренные малочисленные народы Севера Дальнего Востока нуждаются в государственной поддержке — это ясно каждому. На государственном уровне принимаются различные законодательные проекты, программы по развитию и поддержке национальной культуры. Но вот как сделать эту работу системной, пока не совсем понятно. Зачастую финансирования недостаточно для решения всех поставленных задач. Но дело не только в деньгах, но и в людях. Молодежь все чаще уходит от традиций, забывает промыслы своих предков, свои национальные языки. И в этом плане очень важно проводить информационную работу, ориентированную на молодое поколение. Реализацией как раз таких мероприятий и занимаются специалисты Северо-Восточного федерального университета, в структуре которого с момента образования успешно действует Институт языков и культуры Востока России под руководством проректора СВФУ по гуманитарному направлению, действительного члена Академии наук РС (Я), профессора, доктора филологических наук Анатолия БУРЦЕВА. Проректор рассказал не только о работе, проводимой его подразделением, но и о ситуации в республике в целом. 

Якутия опережает страну

— 2012 год в Республике Саха объявлен годом единения и дружбы народов. В связи с этим запланировано много культурных мероприятий, семинаров, круглых столов по проблемам сохранения и поддержания культуры коренных малочисленных народов Севера (КМНС), населяющих Дальний Восток. Скажите, пожалуйста, Анатолий Алексеевич, какое участие в этом процессе принимает ваш институт?

Анатолий БУРЦЕВ:

— Нельзя допустить, чтобы с нашими северными народами получилось так же, как с индейцами в США. Ведь созданные там сегодня резервации — это не что иное, как институт потребительского общества. И вся эта американская «забота», по большому счету, мнимая и абсолютно неэффективная. Цель должна быть другой — сохранение уникальных культур в их первозданном виде. Для этого нужно, чтобы коренные народы жили и развивались в традиционных для себя условиях. А государство должно им в этом системно помогать, оберегая их быт и защищая традиционный уклад. 

Справка

В 1789 году глава Борогонского улуса Алексей АРЖАКОВ представил государыне-императрице Екатерине Второй свой «План о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положений для них». В частности, в этом документе шла речь о необходимости развивать местную систему образования. Господин Аржаков предлагал совершенно конкретную программу учреждения в Якутске «училища для якутского народа, коих обучать российской грамоте и другим наукам, дабы оные впредь были годны на службу общественную и государственную и к просвещению сородцев своих». Уже в начале XIX века в далекой Восточной Сибири одна за другой создавались различные школы. В результате в начале XX столетия, помимо церковно-приходских школ, в Якутии работали женская гимназия, реальное училище, духовная семинария, образцовая при семинарии школа, мужское духовное и женское епархиальное училища.  После окончания Гражданской войны подготовка местных кадров для будущих научных и культурных центров республики приобрела системный характер. Огромный вклад в этот процесс внесли выдающиеся просветители и общественные деятели своего времени Алексей КУЛАКОВСКИЙ, Максим АММОСОВ и многие другие. В 1934 году в ЯАССР был открыт первый вуз — Якутский педагогический институт, который стал настоящей кузницей кадров как для образовательных учреждений территории, так и для местных культурных центров. Причем уже к концу 30-х годов в Якутии работало 496 школ, 14 техникумов, педагогический и сельскохозяйственный рабфаки. А в 1956 году постановлением Совмина СССР в республике был образован Якутский государственный университет. Именно этот вуз стал основой для более чем серьезной образовательной и научной деятельности на территории ЯАССР.  А в апреле 2010 года на базе ЯГУ был учрежден один из крупнейших и наиболее статусных в ДФО Северо-Восточный федеральный университет, располагающий огромной научной и образовательной базой, а также коллективом блестящих преподавателей и ученых. Возглавила федеральный вуз доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный учитель РФ, заслуженный работник народного хозяйства РС (Я), почетный гражданин РС (Я), лауреат Государственной премии РС (Я), обладатель многих международных, федеральных и республиканских наград Евгения МИХАЙЛОВА. В недавнем прошлом Евгения Исаевна занимала высокий пост вице-президента РС (Я). Теперь же руководство нашего государства доверило ей решение не менее значимой задачи.

— Мы непосредственно участвуем в организации этих мероприятий. Не всех, но многих из них, особенно тех, которые проходят на базе нашего университета. Так сказать, без нас ключевые культурные и, что важно, этнокультурные проекты не обходятся. Причем речь идет не только о коренных малочисленных народах Севера или народе саха, но и о традициях русского населения. Мы ведь живем в многонациональной республике и должны учитывать этот аспект. Приведу конкретные примеры. Буквально в феврале прошли крупные мероприятия, посвященные году единения и дружбы народов. Это и семинары, и круглые столы, и другие серьезные встречи. Разумеется, ключевыми моментами во всех этих инициативах были как раз вопросы сохранения культурной среды коренных малочисленных народов Севера. А уже сейчас мы готовимся к дням славянской письменности. Такая вот этнокультурная палитра у нас представлена. Но хотелось бы отдельно отметить, что проблемы коренных малочисленных народов Севера Дальнего Востока поднимаются у нас в республике не только в рамках каких-то конкретных мероприятий, а гораздо чаще. Это — системная, планомерная работа и представителей региональной власти, и сотрудников научных центров, и активистов общественных организаций. Более того, в этом плане нам есть чем гордиться даже на уровне страны. Взять хотя бы то, что некоторые праздники были учреждены в Якутии раньше, чем на уровне страны. Так произошло с Днем родного языка, Днем русского языка. Еще в 2000 году первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил НИКОЛАЕВ начал законодательную работу по вопросам сохранения и поддержания культуры коренных народов. И эта тенденция продолжается в наше время. Еще раз повторюсь — поддержка уникальной культурной среды КМНС является для нас серьезной, постоянной работой. И это приносит значимые результаты.

— Вы имеете в виду проводимое форсайт-исследование республики?

— И не только его. Ведь форсайт-исследование было начато гораздо позже совместно с Сибирским федеральным университетом в Красноярске. И в этом проекте занято много сотрудников нашего университета. Хотя соответствующая деятельность велась якутскими специалистами и до начала реализации этого проекта. Просто форсайт-исследование стало дополнительным и очень серьезным импульсом для развития многих профильных программ. Тут ведь поднимается целый комплекс проблем.

— А на что в первую очередь направлено такое масштабное исследование?

— По итогам реализации всех запланированных мероприятий, в рамках программы мы должны не просто изучить альтернативы социально-экономического развития для нашего региона, но и выявить приоритетные и выгодные из них. Разумеется, конкретно для нашей республики. И что очень важно, немалое место в проводимом исследовании занимают вопросы поддержания и сохранения культуры коренных народов, проживающих у нас.

— Государственных программ по развитию и поддержанию коренных народов сегодня довольно много. В каких из них участвует ваш университет?

— В республике действует много программ: по охране природы Севера, по поддержке оленеводства, по развитию села. Но для нас это в первую очередь программа «Кочевая школа». Выпускники университета выезжают вместе с кочующими общинами, в которых есть дети, и работают там. Причем наши выпускники должны быть не просто учителями, но и совмещать обучение с социальной и воспитательной работой, быть одновременно и библиотекарями, и радистами. А подготовить таких специалистов тоже нелегко. Но мы справляемся с этой задачей по мере возможности. Это ведь проект государственной значимости. Можно сколько угодно говорить о поддержке оленеводов. Но без реальной деятельности (а мы занимаемся именно реальной деятельностью) ничего не получится. Так что программа «Кочевая школа», без преувеличения, наш приоритет.

Международное сотрудничество

— В Канаде, США, Норвегии также проживают коренные северные народы. Сотрудничаете ли вы с этими странами? Перенимаете ли иностранный опыт?

1— Конечно, мы поддерживаем тесную связь с северными государствами, проблемы которых схожи с нашими. Для этого наш университет вступил в международный проект «Университет Арктики», объединяющий высшие учебные заведения стран арктического региона. В рамках этой организации уже не первый год действует программа «Север — Север». Согласно ей ежегодно трое — пятеро наших студентов уезжают учиться по обмену в Канаду, Норвегию, Швецию, США, на Аляску. Мы, в свою очередь, тоже принимаем зарубежных гостей.

— Это престижно?

— А дело не в престиже. Для нас самое большое значение имеет конечная цель самого проекта — сохранение и поддержка культуры коренных народов Севера. С помощью современных образовательных и научных инструментов. Плюс ко всему такой обмен опытом позволяет молодежи взглянуть на проблемы своего народа по-новому.

Ищем абитуриентов!

— Анатолий Алексеевич, представители каких коренных народов проживают в Республике Саха (Якутия)?

— Перечень здесь довольно большой. Но в основном это якуты, чукчи, эвены, эвенки, юкагиры и долгане. И вот что показательно — в нашем университете обучаются представители всех коренных народов, проживающих в РС (Я). На базе нашего Института языков и культуры Востока России существует специализированная кафедра северной филологии, изучающая языки народов Севера. На ней работают редкие специалисты, которые преподают национальные языки. Действует отделение юкагирского, эвенского, эвенкийского, чукотского языков. В ближайших планах — открытие отделения по изучению долганского языка.

— Коренных народов осталось сегодня немного. Даже школы, в которых преподают национальные языки, можно пересчитать по пальцам. По крайней мере, об этом публично говорят многие деятели науки и культуры. Как же вам удается находить узких специалистов, способных работать на ниве сохранения культурной и языковой среды коренных малочисленных народов Севера?

— Проблема в этом плане действительно существует. Но мы самостоятельно готовим себе специалистов. Для того чтобы привлекать абитуриентов из отдаленных улусов, мы заключаем договоры с главами территорий на целевую подготовку кадров. На днях мы подписали соглашение с Эвено-Бытантайским национальным районом, где коренных малочисленных народов проживает 43,72 процента. С нашей стороны предполагается профориентационная работа, помощь национальным школам, проведение олимпиад, конференций. Район, в свою очередь, обещает трудоустраивать выпускников, давать направления на целевую подготовку специалистов. Например, сейчас в улусе острая нехватка врачей и медицинского персонала. И мы с радостью подготовим для них необходимое количество специалистов. Причем такая работа выгодна как для нас, учебного заведения, так и для районов. Мы привлекаем абитуриентов из отдаленных улусов, а те, в свою очередь, получают необходимые кадры.

— А с другими районами заключаете подобные соглашения?

— Всего за время существования нашего федерального университета подобных договоров было подписано около десятка. Но главная проблема не в том, чтобы привлечь глав районов к сотрудничеству, а чтобы молодежь, в особенности представители коренных народов, поняли, что образование может быть доступным.

— Но для многих переезд и обучение в другом улусе, далеко от родного дома, может стать препятствием для получения высшего образования. Нельзя забывать и то, что стоит это недешево.

— Для решения подобных затруднений, в Нерюнгри, Мирном и Анадыре мы пошли несколько дальше, чем подписание соглашений о сотрудничестве. В этих городах наш университет открыл филиалы, где студентам доступен тот же уровень образования, что и у нас в Якутске. Это позволяет с уверенностью сказать, что мы делаем образование доступнее.

Главное — традиции

— И все-таки, как по-вашему, Анатолий Алексеевич, достаточна ли и эффективна ли проводимая политика по вопросам поддержания коренных малочисленных народов? Чего не хватает на государственном уровне, чтобы все программы и подпрограммы заработали в полную силу?

— Конечно, во многих вопросах всё упирается в финансирование. Там сократили, здесь урезали. Но что касается хотя бы программы форсайт, которую курирует в частности наш университет, то на ее реализацию выделено около 30 миллионов из бюджета СВФУ. И этого достаточно на сегодняшний день. Главное, не забывать о людях и о том, для чего проводятся все эти мероприятия. Нельзя допустить, чтобы с нашими северными народами получилось так же, как с индейцами в США. Ведь созданные там сегодня резервации — это не что иное, как институт потребительского общества. И вся эта американская «забота», по большому счету, мнимая и абсолютно неэффективная. Цель должна быть другой — сохранение уникальных культур в их первозданном виде. Для этого нужно, чтобы коренные народы развивались и жили в традиционных для себя условиях. А государство должно им в этом системно помогать, оберегая их быт и защищая традиционный уклад.

Екатерина ВАСЮКОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров