«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06 (73), июнь 2012
Главная тема

Главная тема 

«Для нас коренные малочисленные народы Cевера являются титульными»

Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края можно, без преувеличения, назвать уникальным. Во-первых, он обладает огромной территорией, в 96 тысяч квадратных километров. Здесь могло бы разместиться небольшое европейское государство. Во-вторых, на этих бескрайних просторах проживает всего две с половиной тысячи человек. Наконец, в-третьих, климатические условия здесь, пожалуй, самые непростые даже в нашем и без того холодном регионе. Достаточно сказать, что более чем суровые морозы в этом краю сопровождаются сильными ветрами. Тем не менее район живет и развивается. Обо всем этом — в интервью с главой Тугуро-Чумиканского муниципального района Анатолием МИЛОВЫМ. 

Такая у нас ситуация

Досье БГ

МИЛОВ Анатолий Григорьевич родился в 1954 году в городе Лесозаводске Приморского края. В 1978 году окончил Хабаровский государственный пединститут. После получения диплома в течение 16 лет работал в средней школе села Чумикан Тугуро-Чумиканского района. В 1994–2009 году занимался бизнесом. В 2009 году был избран главой Тугуро-Чумиканского муниципального района. 

— Анатолий Григорьевич, в Тугуро-Чумиканском районе проживают представители четырех коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Что делает власть для сохранения их культурных и экономических традиций?

— Я бы не стал именно так ставить вопрос. Во всяком случае, если в качестве примера мы берем нашу территорию. Представители КМНС (а это эвенки, негидальцы, ульчи и удэгейцы) составляют в Тугуро-Чумиканском районе почти 60 процентов от общей численности нашего населения. В отличие от многих других муниципальных образований, где доля коренных малочисленных народов Севера не превышает три, пять или, в лучшем случае, десять процентов. Так что все программы, работающие в нашем районе (федеральные или муниципальные, культурные или экономические), направлены именно на поддержание КМНС. 

— Получается, что в Тугуро-Чумиканском районе проблем с поддержкой КМНС вообще нет?

— Как раз в этой связи проблем хватает. Просто у нас коренные малочисленные народы Севера, по сути, являются титульными. И всё, что делает муниципальная власть, является поддержкой КМНС. 

Латание дыр

— Вы сами сказали о проблемах. Какие из них являются наиболее острыми?

— Прежде всего хотелось бы остановиться на проблемах коммунальной энергетики. Зимы у нас более чем суровые. Морозы традиционно опускаются ниже 40 градусов по Цельсию. Плюс сильные ветра, которые также не способствуют нормальной жизнедеятельности. Поэтому отопительный сезон для Тугуро-Чумиканского района — это почти войсковая операция. И я даже имею в виду не сам северный завоз. В этом плане государство делает для нас очень многое. Просто котельные в нашем районе уже давно выработали свой ресурс. Но еще плачевнее дело обстоит с инженерными коммуникациями. Наши сети изношены до предела. 

— Но ведь если говорить о котельных, то ситуация здесь меняется. Насколько известно, районная администрация сделала всё возможное для замены котельного оборудования? 

— Я бы сказал, для замены котлов. Да, при поддержке краевого правительства мы смогли привести и установить новые котлы, и это действительно отрадный факт. Хотя кто бы знал, чего нам это стоило. Но не буду останавливаться на подробностях, ведь реальные дела — это не подвиг, а прямая обязанность муниципальных властей. Для этого меня люди и избирали. Вопрос в другом. Сейчас мы находимся в стадии латания дыр. Да, котлы поменяли. Да, угрозу замерзания на какое-то время устранили. Да, задачу сегодняшнего дня выполнили. Но ведь всё это — локальные меры. Нужно думать о будущем. И вот тут-то ситуация складывается не лучшим образом. Необходимо полностью модернизировать и наши котельные, и нашу инженерную инфраструктуру. Иначе уже в ближайшие годы район столкнется с очень серьезными трудностями.

Нужны инвесторы

— Каким образом можно решить эту проблему?

— А выхода на самом деле всего лишь два. Или привлекать на сто процентов бюджетные средства, или искать инвесторов. Но и в последнем случае без поддержки региональных властей нам не обойтись.

— Но вот в Охотском районе Хабаровского края инвестора нашли. Компания «Теплоэнергосервис» из Якутии не только меняет саму структуру коммунальной энергетики, то есть строит новые котельные и инженерные сети, но и инвестирует в этот процесс свои средства. Плюс ко всему это же предприятие еще и эксплуатирует коммунальные системы. Вы можете привлечь такого же инвестора?

— Да, я знаю об опыте Охотского района. Там, конечно, процесс модернизации энергетики и коммунального хозяйства еще не завершен. Но подвижки в лучшую сторону очевидны. Правда, не надо забывать вот о чем — именно в Охотске стал работать механизм государственно-частного партнерства. Официально он так не называется, но суть дела от этого не меняется. Средства в коммунальную энергетику были инвестированы не только компанией «Теплоэнергосервис», но и региональным бюджетом. То есть была проявлена государственная воля. Хотелось бы надеяться, что и нашему району в этом плане также помогут. 

Понимание есть

— А в правительстве края есть понимание проблемы?

— Разумеется, ведь там работают серьезные профессионалы. Другой вопрос, что нам могут предложить разные схемы. Вплоть до использования систем ветроэнергетики. Но, на мой взгляд, это не слишком надежный вариант. И в любом случае ветроэнергетика должна сопровождаться традиционными видами генерации. Так, кстати, везде и делается. Рядом с ветряком, как правило, стоит обычная дизельная и склад топлива. Вот это комплексный подход к решению проблемы. Но мы сейчас говорим о деталях. О частностях, которые хоть и важны, но это всего лишь частности. А вообще нам жизненно необходима полная модернизация систем коммунальной энергетики. Что называется, от котельной до батареи в квартире каждого потребителя.

— Инвестор заинтересован в долгосрочном тарифе. И в тарифе немаленьком. 

— У нас и так одни из самых высоких тарифов в Хабаровском крае. Сами понимаете, север есть север, и это отражается на всех ценовых показателях. Так что нам есть чем заинтересовать инвесторов. Надеюсь, что правительство региона окажет нам в этом свое содействие. Я понимаю, что у власти территории проблем хватает. И бюджет тоже не резиновый. Однако для Тугуро-Чумиканского района этот вопрос стоит очень остро. Повторюсь еще раз, коммунальная энергетика на Севере — это системообразующий механизм и для бизнеса, и для социальных программ, и для каждого человека.

— Вы готовы вести поиск инвесторов?

— Да, готовы. Но речь идет о серьезном проекте, в котором должны быть представлены и краевые, и муниципальные интересы. Ну и, само собой разумеется, интересы инвестора. Хотя я уверен — в правительстве региона работают высокопрофессиональные и в то же время неравнодушные к судьбам территории люди. Они примут правильное решение. Пока же ситуация у нас непростая. За исключением артели «Восток» (а она, по мере сил, оказывает нам определенную помощь), в районе нет по-настоящему серьезных бизнес-интересов. Чтобы они проявились, необходимо формировать качественный инвестиционный климат. Тогда район сможет получить реальную пользу. И мы готовы, совместно с краевым правительством и всеми заинтересованными компаниями, работать в этом направлении. Да, у нас имеются и географические, и климатические, и транспортные проблемы. Однако наша территория, в любом случае, располагает серьезным экономическим потенциалом. И его надо эффективно использовать. Так что мы, со своей стороны, открыты для любых качественных переговоров с потенциальными инвесторами. 

Проектный бум

— Насколько известно, несколько лет назад в вашем районе проявилась еще одна проблема. По сути, не было оформлено никаких документов на земли муниципального фонда. Ни кадастровых, ни каких либо других. Это так?

— Да, нам пришлось практически с ноля заниматься всем этим документооборотом. Работы было непочатый край. Еще бы! О реализации каких проектов можно рассуждать, если у тебя не оформлено право собственности? Но ничего, справились, хотя на всё это ушло три года. На сегодняшний день практически весь процесс оформления необходимых документов у нас завершен. 

— А почему ваши предшественники в администрации района этим не занимались? 

— Как вы понимаете, вопрос не ко мне. Но я в принципе не люблю давать оценки своим предшественникам. Это последнее дело — искать виновных. Теперь-то глава района именно я. С меня, что называется, и спрос. Хотя, конечно, в свое время мне было бы желательно опираться на какой-то серьезный фундамент. Вот мы с вами говорили о проектах в сфере коммунальной энергетики. Что это такое? Это, в первую очередь, тщательно просчитанная программа, где выверена каждая цифра и взвешен каждый факт. Такой документ создается не за один день и даже не за один месяц, но только он может стать основой для реализации долгосрочного проекта. И это относится не только к сфере энергетики. Тут затрагиваются все хозяйственные направления. Увы, нам эту работу пришлось полностью делать самим. Не на что было опираться. Но ничего, засучили рукава и справились. Теперь район живет в рамках именно тщательно просчитанной и взвешенной программы социально-экономического развития. 

Слово — закон 

— Анатолий Григорьевич, зачастую ваши коллеги — главы дальневосточных районов, жалуются на отсутствие у муниципальной власти реальных рычагов управления экономическими процессами. Вы согласны с такой оценкой?

— У меня к этому двоякое отношение. В принципе коллеги правы. Именно муниципалитет должен обладать всей полнотой власти на территории района. Это вроде бы прописано в законах. Но зачастую тот же арендатор земельного фонда может заключить договор с региональной администрацией, при этом районная власть даже не знает, кто и как станет работать на этих землях. Будет ли привлекаться местная рабочая сила? Будет ли арендатор хоть как-то участвовать в жизни района? Какую пользу получит территория от такого сотрудничества? Вопросы остаются без ответа. Поэтому, на мой взгляд, у муниципальных властей должны быть реальные рычаги управления. Ведь именно мы ежедневно сталкиваемся с проблемами населения. Более того, с проблемами каждого человека. Именно к нам идут люди со своими бедами. И именно наша структура обязана создавать все предпосылки для качественного уровня жизни своих земляков. Это один момент. Есть и другой. Можно до бесконечности жаловаться на несправедливость жизни. Только вот толку от этого не будет. 

   Для чего народ избирает свою районную власть? Чтобы эта власть РА-БО-ТА-ЛА! Не стонала, не причитала, а РАБОТАЛА. Я вам могу привести конкретные примеры. Общеизвестно, что на Севере цены на все продукты питания просто запредельные. Это связано с множеством факторов, главный из которых — транспортные затраты. Чем труднодоступнее район, тем выше стоимость основных продуктов питания. Тех же хлебобулочных изделий, например. С такими проблемами мы сталкиваемся в первую очередь. Можно было, конечно, сложить руки и ничего не делать. Мол, тут нашей вины нет. Но мы пошли другим путем и стали частично возмещать затраты на электроэнергию организациям, выпекающим хлебобулочные изделия. 

Оказывают нам системную помощь и региональные власти. Достаточно отметить, что с этого года правительство Хабаровского края будет дотировать перевозки социально значимых продуктов — муки и сахара. Этот комплекс мер позволит остановить рост цен на наиболее востребованную населением продукцию. Хочу еще раз остановиться на решении проблем наших хлебопеков. Мы поддерживали и будем поддерживать местных производителей хлебобулочных изделий. Впрочем, и наши бизнесмены не остаются в стороне от этих процессов. К примеру, в нашем районе предпринимателями было отремонтировано здание, в котором есть и производственные помещения, и склады для хранения муки. Можно сказать, здесь были привлечены средства местных инвесторов. И когда наши предприниматели начнут работать, ситуация с ценой на хлеб будет выравниваться. Это всего лишь один из примеров реальной работы районной администрации. У нас хватает и других фактов. Та же ситуация с устойчивым теплоснабжением всегда складывалась для нас непросто. Приходилось не только средства изыскивать, но и работать в пожарном порядке.

   Вот вам еще пример. Я уже говорил о закупке нами котлов для местной котельной. Так получилось, что опять же не по нашей вине это оборудование поступило в район в октябре прошлого года. По логике, мы должны были извиниться перед населением и объявить: ребята, монтаж начнем весной следующего года, поскольку зима у нас начинается как раз в октябре, а что-либо реконструировать в холодное время года проблематично. А пока, мол, надо потерпеть. Но мы ведь сами знаем, что такое «потерпеть» без нормального отопления. В результате напрягли все силы, изыскали все ресурсы, дневали и ночевали на объектах, но свою задачу выполнили. Уже в ноябре котлы были запущены в эксплуатацию. Тут я могу небольшой секрет открыть. На одной из встреч с населением я дал слово — оборудование будет завезено, смонтировано и запущено в эксплуатацию до конца 2011 года. И для меня было делом чести выполнить данное людям слово. Ведь если ты обманешь своих избирателей хотя бы раз, тебе уже никто и никогда не поверит.

— У вас какой-то романтический взгляд на вещи. В политике зачастую всё происходит иначе. 

— А никакой романтики здесь нет, сплошная прагматика. Кто создает главные ценности? Люди. Значит, власть обязана сделать всё, чтобы люди могли нормально работать, нормально жить, нормально воспитывать своих детей. Тогда и толк будет. Как для экономики, так и для социальной сферы. 

Прикладной оптимизм

— Сейчас многие чиновники и участники рынка говорят о необходимости принимать федеральный закон об особом статусе Дальнего Востока. Вы с этим согласны?

Анатолий МИЛОВ:
— На мой взгляд, было бы целесообразно на уровне правительства России, Совета Федерации и, естественно, Государственной думы официально признать традиционные промыслы и культуру коренных малочисленных народов Севера национальным достоянием страны. И предоставить КМНС, а также тем районам, где проживают дальневосточные аборигены, серьезные экономические льготы. Примерно так, кстати, делается во многих цивилизованных государствах, прежде всего в США и Норвегии. Иначе мы можем потерять богатейший этнокультурный пласт. И это будет трагедией для всей России. Что-то потерять очень легко. А вот восстановить зачастую невозможно.

— Да, согласен. Особенно это касается северных территорий, где требуется удержать население от вынужденного оттока в более благополучные регионы страны. Это вообще задача государственной значимости. К примеру, какие основные традиционные промыслы коренных малочисленных народов Севера пока еще остаются востребованными? Это, в первую очередь, охота, рыболовство и оленеводство. К сожалению, вопрос с нормативной, законодательной поддержкой КМНС в этом плане обстоит не слишком хорошо. На мой взгляд, требуется всячески поддерживать экономические и культурные традиции аборигенов. Было бы целесообразно на уровне правительства России, Совета Федерации, Государственной думы признать их промыслы национальным достоянием страны. Иначе мы можем потерять богатейший этнокультурный пласт. Но, с другой стороны, мы, муниципальная власть, опять же не сидим без дела. 

   Могу сказать, что у нас существует программа, в рамках которой предусмотрена доплата оленеводам на каждую оленью голову. Суммы вроде бы небольшие, но и это дает импульс для развития оленеводства. В последние годы поголовье оленей в Тугуро-Чумиканском районе выросло на 50 процентов. Это факт, и от него никуда не денешься. Поддерживаем мы и образовательные программы для КМНС, начиная от целевого обучения представителей этих народов в вузах и заканчивая конкурсами сочинений, стихов и легенд среди школьников на тему «Мой сильный маленький народ». Ведь если молодое поколение забудет о своей культуре, то на будущем КМНС можно ставить крест. А это станет трагедией для всей страны. Ну и, конечно же, мы не забываем о системной поддержке наших школ, наших больниц, наших детсадов, наших дорог… Вроде бы к КМНС это прямого отношения не имеет. Но для нашего района, в котором проживает 60 процентов аборигенов, всё взаимосвязано. 

— Но ведь есть и еще одна беда под названием транспортная изоляция. Что вы можете сказать об этом?

— Это для нас большая проблема. Местный аэропорт нуждается в серьезной реконструкции. Он, в своем сегодняшнем состоянии, уже стал опасен для пассажиров. Надеемся, что еще в текущем году дело сдвинется с мертвой точки и начнется подготовка проектно-сметной документации. Хотя мы пытались своими силами реконструировать взлетно-посадочную полосу. Но, по мнению сотрудников прокуратуры, это было незаконно. Работы пришлось свернуть. Кстати, мне до сих пор непонятно, в чем тут правонарушение? Впрочем, я не собираюсь давать оценку действиями правоохранительных органов. В конце концов, у них своя работа. Моя задача сделать всё, чтобы качество жизни наших земляков постоянно повышалось. Чтобы каждый из них чувствовал уверенность в завтрашнем дне. И чтобы людям у нас было выгодно жить и работать. Только так. И никак иначе.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров