«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06 (73), июнь 2012
Главная тема

Главная тема 

Коренные малочисленные народы ДВ: сквозь призму истории

Нашу страну часто называют большим многонациональным домом. И это не удивительно, ведь на огромных просторах России проживает более 160 народностей. Среди них особое место занимают коренные малочисленные народы Дальнего Востока (КМН ДВ). На сегодняшний день их осталось всего 17, тогда как до революции их было почти три десятка. Почему так стало и что будет дальше? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, как относилось российское государство к аборигенному населению вчера, проследить, какую политику проводит сегодня, и попытаться понять, какие перспективы есть у коренных жителей дальневосточного края. Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока с самого момента присоединения территорий их расселения к Российской империи находились под особым вниманием государственной власти. За последние 350 лет государственная политика в отношении аборигенных народов, которых в России также именовали «туземцами» или «ясачными инородцами», пережила несколько колебаний идеологического маятника — от политики невмешательства и консервации традиционного образа жизни аборигенов до попыток полной интеграции и модернизации их жизненного уклада.

От покровительства — к ассимиляции

В XVII — начале XVIII века, руководствуясь прежде всего интересами казны, собиравшей с туземцев натуральный налог пушниной (ясак), правительство не вмешивалось во внутреннюю жизнь и систему самоорганизации «ясачных инородцев». Сохранялись традиционные формы социальной организации, соблюдалось «право давности» в отношении землевладения и землепользования.

   Колониальная практика России по отношению к туземному населению отличалась от оной стран Западной Европы. Она реализовывалась в виде своеобразной системы покровительства: защитой прав коренных народов на природные ресурсы от посягательств колонистов. Если для западноевропейских колонистов абориген был, прежде всего, конкурентом в утверждении их частной собственности на землю и другие ресурсы, то для российского правительства абориген был источником дохода — ясака, а территории были государственной собственностью.

   В первой половине XVIII века положение несколько изменилось. Происходил переход с системы натурального налогообложения на денежную.

   Расширились миссионерская деятельность, борьба с язычеством и процесс христианизации туземцев. Вмешательство в религиозную жизнь аборигенного населения повлекло за собой вмешательство в семейно-брачные отношения, увеличение потока колонистов, распространение эпидемий. В конечном счете эти изменения в национальной политике привели к сокращению численности и к трансформации популяционной структуры коренного населения.

   Политика правовой, социальной и религиозной ассимиляции коренных народов Сибири в конце XVIII века закончилась провалом. Стечение множества обстоятельств (климатические изменения, эпидемии, разгул местной администрации) привело к тому, что численность аборигенного населения к началу XIX века резко сократилась, соответственно сократилось и число налогоплательщиков.

   Для правительства стало очевидным, что практикуемые способы управления коренными народами непригодны и необходимо создание новой концепции.

   С этой задачей блестяще справился выдающийся деятель русского просвещения М.М. Сперанский. После четырехлетнего изучения положения дел в Сибири генерал-губернатор Сибири М.М. Сперанский представил проект «Устава об управлении инородцами». В уставе 1822 года был впервые законодательно применен принцип дифференцированного подхода к правам и обязанностям народов с различным уровнем социально-экономического развития. Впервые законодательно предпринята попытка достижения равенства в гражданских правах аборигенного и русского населения при условии сохранения своеобразия образа жизни и нравов коренного населения. Впервые на уровне закона были связаны вместе проблемы выживания аборигенов и проблемы сохранения их среды обитания. Уставом 1822 года за аборигенами закреплялись традиционные территории их расселения, традиционные формы самоуправления и организации хозяйственной деятельности. Пришлому населению запрещалось селиться на землях аборигенов и заниматься там теми же промыслами. Аборигены освобождались от воинской обязанности и уплаты большинства налогов, им предоставлялась свобода вероисповедания, предусматривались меры, предотвращающие долговую зависимость аборигенов от пришлых.

   В уставе 1822 года было специально предусмотрено невмешательство в дела аборигенов любых представителей государственной власти. Так, при ревизии народонаселения рекомендовалось довольствоваться показаниями старост. Местная администрация была обязана обеспечить перевод закона на языки аборигенов и довести текст закона до их сведения. Сперанским М.М. была создана выдающаяся для своего времени система взаимоотношений государственной власти и коренных народов. Учитывались особенности их исторического, этнического, правового и экономического развития, а также специфических взаимоотношений с окружающей средой, отличающих их от остальных российских граждан. Многое в российском законе о коренных народах начала XIX века совпадает с международными принципами конца XX века.

   К сожалению, этот не лишний для своего времени закон постигла обычная судьба. Кроме неизбежных злоупотреблений местной исполнительной власти, он был разрушен последующими законодателями.

Плюсы и минусы советсткого прошлого

   В советское время государственная политика освоения природных ресурсов Севера, Сибири и Дальнего Востока привела к колоссальному росту мигрантного населения и значительному сокращению территорий обитания и хозяйственной деятельности коренных народов этих регионов. Численность мигрантного населения увеличилась с 4 млн человек в 1926 году до 32 млн в настоящее время. Для советского гражданина участие в очередном, послевоенном, этапе освоения востока страны не являлось чем-то экстраординарным. Люди охотно ехали жить и работать на Дальний Восток. Однако как раз для коренных жителей этого края смена места жительства зачастую оборачивалась трагедией.

   Действительно, последние 30 лет демографы наблюдали постепенное падение рождаемости и не уменьшение, как ожидалось, а изменение характера смертности. Основной группой риска стали не дети, как это было раньше, а люди репродуктивного возраста. Причем основной причиной смерти стали не болезни, а смерти от травм, несчастных случаев и самоубийств.

   Негативно отличалась и средняя продолжительность жизни — к концу семидесятых годов прошлого века до 44 лет, в восьмидесятые годы произошло некоторое повышение этого показателя. Однако в настоящее время вновь наблюдается процесс сокращения средней продолжительности жизни у коренного населения. Низкая рождаемость и высокая преждевременная смертность, наблюдаемые в последние тридцать лет, заставляют демографов высказывать самые пессимистические прогнозы в отношении коренных малочисленных народов России.

Российское настоящее

   В последнее десятилетие XX века наше государство демонстрировало свою готовность исправить ошибки прежней ассимиляционной политики в отношении коренных малочисленных народов и следовать международным принципам и нормам. Фундамент этому был заложен еще в перестроечный период. В 1989 году нашим государством была подписана Международная конвенция 169 МОТ «О коренных и ведущих племенной образ жизни народах независимых стран». В новую Конституцию были внесены статьи, гарантирующие права коренных народов.

   В 1990–1991 годах были образованы сразу несколько общественных организаций коренных малочисленных народов Севера: Ассоциация малочисленных народов Севера (1990), Депутатская Ассамблея малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1991) и руководимая в настоящее время Евдокией ГАЕР Международная лига малочисленных народов и этнических групп (1991). Все эти организации возникали в Москве, под покровительством высшей государственной власти, и проводили свои учредительные съезды в Кремле. Наиболее эффективной из них и работающей поныне является Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, объединяющая 40 региональных и этнических ассоциаций народов Севера.

   В этот период были приняты декларации о необходимости ратификации Конвенции 169, постановления Верховного Совета и указ президента об организации территорий традиционного природопользования и приоритетном использовании их традиционных природных ресурсов коренными народами Севера (апрель 1992 года). Создавались и обсуждались законопроекты, обеспечивающие механизм реализации Конвенции 169 в нашей стране.

   Однако в 90-е динамика взаимодействия государства с представителями КМН несколько застопорилась. Страну в то время терзали сепаратистские выступления отдельных регионов, а также глубокие экономические проблемы. Положение стало улучшаться только в последние годы. Стало приниматься и реализовываться на практике множество новых законодательных инициатив.

С оглядкой на иностранный опыт

   Казалось бы, условия жизни малочисленных народов, имеющих серьезное лобби на различных уровнях власти и поддерживаемые ориентированным законодательством, должны улучшиться. Однако пока этого не происходит. Нам далеко до эталонного примера тех же индейцев США. В их распоряжении весь набор благ современной цивилизации. Средняя продолжительность жизни аборигенов (по данным бюро переписи США), пусть и несколько ниже, чем у белых американцев, составляет 62 года. Ежегодные, утверждаемые Конгрессом расходы постоянно увеличиваются, и составляют порядка 3 млрд долларов в год. Практически все коренные американцы живут в резервациях, которые по существу являются этнокультурными туристическими центрами. Большинство краснокожих заняты в туриндустрии, при этом традиционные промыслы у них отошли на второй план.

   Стоит ли в России, а особенно на Дальнем Востоке, идти по пути коммертизации жизни коренных малочисленных народов? Насколько перспективен туристический этнокластер на востоке страны?

   Позиция турбизнеса четка и понятна — нужны инвестиции. Однако, как известно, инвестиции не могут «прийти» сами. И если бизнес пока не готов инвестировать средства, то что тогда? Опять просить денег из федерального бюджета?

    Государственная политика по отношению к КМН ДВ пережила множество деформаций. И сегодня, глядя сквозь призму истории, мы наконец-то должны дать ответ — какое всё-таки место в современной России должны занять коренные малочисленные народы Дальнего Востока.

Владимир ПОСТРИГАНОВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров