«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10–11 (109), ноябрь 2015
Главная тема

Главная тема 

«У нас работает эффективная модель ведения горного бизнеса»

Наша газета не раз писала о работе одной из крупнейших отраслевых компаний Дальнего Востока — ОАО «Сусуманзолото». Но во время нашей недавней командировки нам удалось посетить два дочерних предприятия холдинга — ООО «Дражник» и ООО «Чай-Урья золото». В первом случае, как несложно догадаться из названия, речь идёт о добыче золота дражным методом. Ну а вторая производственная структура задействована на разработке россыпей открытым способом. А после поездки на полигоны мы взяли интервью у главного инженера ОАО «Сусуманзолото» Александра ЧУГУНОВА. Точнее, это было даже не интервью, а достаточно содержательный разговор, который касался и сугубо производственных вопросов, и значимых отраслевых проблем.

План перевыполняем

— Александр Николаевич, какой план золотодобычи был установлен в этом сезоне для ООО «Сусуманзолото»?

— Хочу начать с того, что это 77-й промывочный сезон для нашего предприятия. На 2015 год план был установлен 3 тонны 900 килограммов золота. И мы его уже выполнили. Сегодня можно сказать, что перешагнём четырёхтонный рубеж, который не могли осилить с 1995 года. Практически все наши предприятия выполнили плановые задания.

— Например?

— Например, ООО «Дражник» в первой декаде октября добыло установленные 1 тонну 100 килограммов золота. Но драги продолжают работать. «Дражник» традиционно перевыполняет плановые задания. В частности, в прошлом году при плане в 1 тонну 100 килограммов золота предприятием добыто 1 тонна 300 килограммов. Думаю, аналогичные показатели будут и по итогам нынешнего сезона.

Всё в  комплексе

— Но коль скоро мы с вами ездили на «Дражник», остановимся на этом предприятии. Сколько у этой компании всего драг?

— Общая численность нашего дражного флота составляет 8 драг. Вот мы с вами сегодня побывали на двух из них — на драге № 176 и на драге № 178. Остальные работают значительно дальше от Сусумана, поэтому добраться до них проблематичнее. Но, думаю, вам хватило впечатлений и от работы двух образцов нашего флота. Хотя на самом деле двух одинаковых драг не существует в принципе. Несмотря на одинаковые проекты строительства, каждая драга индивидуальна, каждая имеет свои особенности.

— Да, посмотреть было интересно. В частности, мы увидели, как рядом с этими драгами работала тяжёлая техника. Она выполняет вспомогательные функции?

— Не совсем. По сути, всё, что вы видели — и драги, и шагающие экскаваторы, и автомобили БелАЗ, — это единые добычные комплексы. Единые комплексы — это важный момент. Тут весь технологический процесс подстроен под выполнение общей производственной задачи. И все звенья важны. Так что о каких-то основных или вспомогательных функциях я бы говорить не стал.

— Но друг от друга эти добычные комплексы, насколько мы видели, отличаются. Это так?

— Да, несколько отличаются. К примеру, драга № 176 работает в комплексе с двумя шагающими экскаваторами ЭШ-6/45. В планах — заменить один из этих экскаваторов на более мощный, 10-кубовый. Использование на вскрыше шагающих экскаваторов позволяет увеличить площади актировки, что соответственно приводит к увеличению объёма добываемого металла. С другой стороны, себестоимость 1 кубического метра бестранспортной вскрыши самая низкая, что отражается на цене добываемого металла. А вот драга № 178 работает на участке с большей глубиной залегания песков. В этих условиях невозможно обеспечить вскрышу торфов драглайнами без заваливания целиковых площадей. По этой причине на драге № 178 производится как бестранспортная вскрыша шагающим экскаватором ЭШ-10/70, так и вскрыша по транспортной схеме комплексом, состоящим из экскаватора KOMATSU PC-1250 и БелАЗов.

Системный подход

— Насколько известно, драги — это чрезвычайно дорогая техника. Более того, запчасти для неё производят не во всех регионах. Как выходите из положения?

— Прежде чем говорить о стоимости дражного оборудования, надо всё-таки сначала сказать о том, что дражная добыча в наших условиях обеспечивает самую низкую себестоимость добываемого золота. Ну а приобретение и монтаж новой драги требует серьёзных вложений, тут вы правы. Хотя, стоит отметить, и срок жизни у неё тоже большой. Той же драге № 176, например, недавно исполнилось 60 лет. И ведь работает, да ещё на совесть. Хотя, конечно, это возможно только при условии её грамотной эксплуатации и регулярного технического обслуживания.

Что же касается вашего вопроса о запчастях, то их всегда производили в основном на крупных заводах в центральных районах страны. На предприятиях Магаданской области выпускали ограниченный перечень запчастей и производили ремонт некоторых изношенных деталей — восстанавливали проушины черпаков, наплавляли пальцы. Это позволяло сокращать закупки новых запчастей. Сейчас часть заводов закрылась, другая не в состоянии выполнить наши заказы. Поэтому теперь всё завозим с «материка».

— Драги ремонтируете в плановом порядке?

— Да, конечно. Если не случается ЧП, аварий, то ремонтные работы производим в соответствии с разработанным графиком. Для того чтобы свести к минимуму простои в течение сезона и достичь максимальных объёмов драгирования, производим серьёзную подготовку к каждому сезону. Ещё осенью закупаем основной объём запчастей, чтобы к началу ремонта они были на месте. После остановки драг уточняем объёмы ремонтных работ, закупаем недостающие ТМЦ. Следует короткий отдых дражников, и уже с 1 февраля начинаются ремонтные работы.

Люди и климат

— Какой график работы людей на драгах?

— При сезонной работе применяем суммированный учёт рабочего времени: за время сезона работник вырабатывает годовую норму часов. Поэтому в зависимости от специальности работников и длительности сезона график может быть разный.

— А кадровая ситуация у вас стабильна?

— В принципе, да. По крайней мере, на дражном флоте сформировался устойчивый коллектив. Хотя кадровые проблемы в наше время есть у всех предприятий. Это стандартная история.

— Что может помешать дражному флоту своевременно начать сезон?

— Только поздняя весна, как случилось в этом году. Сами понимаете, раз нет тепла, значит, нет и большой воды. Хотя и в таких случаях специалисты ООО «Дражник» используют весь свой опыт, «горное искусство» для того, чтобы пораньше набрать воды и запустить драги.

— Понятно, что вы тщательно готовите к сезону и технику, и полигоны. А подготовка и переподготовка специалистов у вас производится?

— ОАО «Сусуманзолото» имеет в своём составе учебно-курсовой комбинат, который по мере комплектования групп может силами специалистов предприятия обучать курсантов наиболее дефицитным рабочим профессиям. Производится обучение и при переводе с одной профессии на другую. После каждого обучения следуют экзамены с выставлением оценки.

— Но разве зарплата — это не лучшая оценка?

— Я понял ваш вопрос. Нет, в нашем случае зарплата не оценка, а просто достойное вознаграждение за добросовестный труд. Работник должен выполнить сменное задание и получить за это соответствующую его квалификации гарантированную оплату, которая позволит ему содержать семью, решать текущие материальные проблемы. А для того чтобы максимально использовать в производстве человеческий фактор, заинтересовать коллективы в результатах своего труда, существует вознаграждение по итогам сезона. Оно начисляется с учётом отработанного времени, количества добытого коллективом металла и расхода ТМЦ. Следует сказать, что у нас стабильная ситуация по зарплате. Более 10 лет ни разу не задерживали ежемесячную зарплату ни в головной компании, ни в дочерних предприятиях. В короткие сроки по окончании сезона выплачиваем вознаграждение по итогам работы в сезоне.

— Вы намерены увеличивать свой дражный флот?

— Планы на расширение дражного флота зависят прежде всего от наличия дражных запасов, которые позволили бы новой драге работать в течение 25–30 лет на одном месторождении. Сегодня мы таких запасов не имеем. Если они будут, можно такую возможность рассматривать.

Уникальный промприбор

— Давайте перейдём к предприятию «Чай-Урья золото», которое занимается добычей россыпного золота открытым способом. На вашем полигоне мы видели уникальный, как нам объяснили, землесос. Кто-то ещё на Колыме пользуется такой горной техникой?

— Лично я об этом не слышал. И не удивлюсь, если такое горное оборудование в Магаданской области имеется только у нас. Мы купили у австралийской компании WARMAN землесос, на его основе из узлов приборов, традиционно применяемых на промывке россыпей, смонтировали промприбор, с участием иностранных специалистов запустили в работу. Первый год эксплуатации показал хорошие результаты. Сегодня ООО «Чай-Урья золото» эксплуатирует уже 4 таких прибора.

— В чём его отличие от остальных промприборов?

— ООО «Чай-Урья золото» отрабатывает полигоны с большой глубиной залегания песков. В таких условиях проблемой становится подать пески на прибор и разместить эфеля. Высота подъёма пульпы землесосом составляет 40 метров и более. Ну и какой ещё промприбор обладает такими параметрами? Также стоит отметить, что WARMAN промывает до двух с половиной тысяч кубометров песков в сутки. Это также чрезвычайно хороший показатель.

— И ООО «Чай-Урья золото» тоже выполнило свои плановые показатели?

— Даже перевыполнило. Плановые показатели для компании были установлены в объёме 800 килограммов золота. Но этот порог предприятие перешагнуло до окончания промывочного сезона. Так что добыча ещё нарастёт. ООО «Чай-Урья золото», как, собственно, и остальные предприятия ОАО «Сусуманзолото», со своими задачами традиционно справляются в полном объёме.

Можем, когда хотим

— Александр Николаевич, вы сказали о современном оборудовании, которое работает в компании «Сусуманзолото» и в его дочерних структурах. А есть проблемы с людьми, которые его обслуживают?

— Я уже отмечал, что кадровые проблемы есть у всех промышленных компаний, и у нас в том числе. Но, с другой стороны, мы постоянно используем в своей работе современную, в том числе фирменную технику, это у нас не какое-то исключение из правил, а обычная ситуация. И давайте не будем забывать, что все разговоры об импортозамещении к нашей отрасли не применимы, поскольку многих образцов зарубежного оборудования в России в принципе не производят. Так что наши специалисты привыкли трудиться как раз на самом современном оборудовании. И делают это ничуть не хуже своих иностранных коллег. То же самое могу сказать и об организации труда. Мы вполне способны соответствовать передовым стандартам. И поддерживать безупречную трудовую дисциплину тоже можем. Не хуже, а то и лучше, чем за границей.

— Каким образом?

— А вот я вам опять пример приведу. Как-то к нам на предприятие приезжали иностранные партнёры. Знакомили их с нашей работой, с применяемыми технологиями. Объехали несколько полигонов — везде всё работает, всё крутится. Гости обращают на это внимание и нам об этом говорят: простоев нет, только съёмка на приборе начинается — бульдозер сразу галю убирает, только съёмка на приборе закончилась — тут же начинается промывка. Для нас это обычная работа.

Но вот приезжаем на один из полигонов, а там тишина: промприбор, техника — всё стоит. В глазах гостей немой вопрос — что это? Смотрим на часы и объявляем им, что всё начнёт работать через 7 минут. Действительно, через 7 минут всё работает. Мы смеёмся — с 11:00 до 11:15 вся Колыма чай пьёт. Всё просто — уже давно на предприятиях компании существует правило — перерыв на чай в строго установленное время. Все люди разные, кто-то готов свой обед сократить, чтобы план выполнить, а кто-то готов за счёт товарища отдохнуть. А так все в равных условиях, сами друг друга контролируют. Да и руководителю своему не скажешь: я только вот встал чай попить. Главное — чёткие правила и контроль за их соблюдением.

Причина успеха

— ОАО «Сусуманзолото» не случайно называют одной из самых успешных среди золотодобывающих компаний России. А в чём, на ваш взгляд, причина такого развития?

— На мой взгляд, наш основной акционер Владимир Кириллович ХРИСТОВ изначально сформировал абсолютно правильную модель горного бизнеса. Вот смотрите, на Колыме работало несколько горно-обогатительных комбинатов. Выжил, по сути, только один — Сусуманский ГОК. Остальные «утонули», будучи именно большими ГОКами, либо раздробились на независимые друг от друга предприятия и умерли, за редким исключением, поодиночке.

А вот наша компания выжила и, как вы правильно заметили, развивается. Потому что тут была изначально создана чрезвычайно удачная управленческая и производственная схема. С одной стороны, каждое из наших дочерних предприятий независимо. Оно имеет возможность, не глядя на головную компанию, принимать любое производственное решение. И такая мобильность позволяет добиваться серьёзных результатов.

С другой стороны, как раз головная компания является держателем всех лицензий и владельцем всей техники. Это позволяет формировать единую стратегию развития, не говоря уж о сохранении основных активов. Как говорится, всё гениальное просто. Все вопросы в холдинге решаются эффективно и оперативно. А в первую очередь, у нас чётко отлажен сам процесс производства, где учтена любая мелочь. В итоге все задачи у нас выполняются в срок и с надлежащим качеством.

— Во всех структурах ОАО «Сусуманзолото»?

— Во всех! Просто, о самой компании, что называется, в общем и целом вы писали не единожды. Сегодня мы показали вам, как функционируют два наших предприятия — ООО «Дражник» и ООО «Чай-Урья золото». Об остальных предлагаю подробно рассказать во время вашей следующей командировки на Колыму.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров