«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10–11 (109), ноябрь 2015
Главная тема

Главная тема 

«Кризис — это не фатально, главное — видеть цель»

Может быть, про какую-то отрасль экономики на Дальнем Востоке и можно сказать, что она развивается благодаря созданным условиям и помощи государства, но только не про дорожное строительство. Потому, что как раз эта отрасль работает и движется вперёд, скорее, вопреки всем препонам и преградам. И при этом зачастую добивается высоких результатов. О том, как и чем живёт сегодня одно из самых известных дорожно-строительных предприятий Хабаровского края — ОАО «ПМК № 83» из Комсомольска-на-Амуре, мы беседуем с генеральным директором компании Татьяной ФЁДОРОВОЙ.

Не доводя до абсурда

— Татьяна Владимировна, кризис сказался на всех без исключения сферах деятельности. Как нынешняя экономическая ситуация отразилась на работе вашего предприятия?

— Скажу сразу, что с определёнными трудностями мы столкнулись, но нерешаемых проблем нам это не принесло, всё-таки ПМК № 83 — устойчивое, стабильное предприятие, ведущее свою историю ещё с советских времён. Мы переживали всякое, в том числе и хаос 90-х годов прошлого века, и, однако, выстояли, сохранили костяк коллектива, подтвердили свою репутацию ответственного и надёжного подрядчика. А кризис и санкции — явление временное, думаю, мы преодолеем любые трудности, главное — видеть цель. А для её достижения у нас всё есть. И в первую очередь это наш высокопрофессиональный сплочённый коллектив. Мы располагаем парком специальной и тяжёлой техники, что позволяет нам выполнять задания любого уровня сложности. Что мы и делаем изо дня в день.

Но, с другой стороны, заказов стало поменьше, аукционы проводятся реже. И всё же простоев у нас нет — даже если нам не удаётся выиграть аукцион, мы идём на субподряд, главное — чтобы всегда была работа. Думаю, это правильная тактика.

— К вопросу об аукционах. Практически все участники рынка в один голос жалуются, что принцип проведения торгов в корне неправильный — по-прежнему основным критерием остаётся цена заказа. Кто назвал самую малую цифру, тот и победил. Вам приходилось сталкиваться с этой проблемой?

— Ну, разумеется. К сожалению, ФЗ-44 — исправленный вариант печально известного ФЗ-94, повторил все недостатки своего предшественника. Кто сбил цену ниже всех, тот заказ и получит. Понятно, что муниципалитет или иной заказчик заинтересован в экономии средств. Но экономия не имеет ничего общего с отсутствием здравого смысла. Вот смотрите: допустим, заказ стоит миллион рублей. Потенциальные подрядчики борются за него до последнего, поскольку всем нужна работа. Дисконт порой достигает 25 процентов.

Что это значит для заказчика? Отнюдь не удачно проведённую финансовую операцию. Совсем наоборот — если кто-то взял такой подряд, то он всё равно не сможет за 750 тысяч выполнить качественно работу, которая стоит миллион. Значит, подрядчик будет экономить, чтобы войти в смету,— использовать самые дешевые материалы, нанимать неквалифицированных рабочих, отказываться от современных технологий. Кому это выгодно? Да никому, потому что через год придётся переделывать, допустим, ту же дорогу, отремонтированную «по дешёвке». Значит, снова аукцион, снова снижение стоимости до крайности, снова заказчик будет тратить государственные деньги. Замкнутый круг. Я считаю, что разумно было бы установить достаточно высокий предел снижения стоимости работ, чтобы дело не доходило до абсурда.

С минимальной прибылью

— Татьяна Владимировна, ещё одной проблемой для участников аукционов, тех же дорожных строителей, стало то, что на торги активно выходят так называемые «варяги» — компании из других регионов страны. Как правило, выиграв аукцион, они сами работы не выполняют, а приглашают на субподряд местных исполнителей. Платят они им, можно сказать, копейки, но при дефиците заказов люди и этому рады. Вы сталкивались с такой ситуацией?

— Вы знаете, такого у нас пока не было. Наш основной заказчик — Хабаровское краевое управление автомобильных дорог, а там достаточно профессионально подходят к выбору подрядчика. Начальник управления Александр Владимирович ВОРОНИН лично проверяет претендентов на наличие техники, специалистов, опыта, оценивает их отраслевую репутацию. Мы не сталкивались с ситуацией, чтобы пришёл человек с одной ручкой в кармане и выиграл торги. Но цена заказа всё равно сбивается.

Для нас это значит, что мы не сможем вложить достаточно средств в развитие предприятия, а прибыль, без которой, как вы понимаете, ни одна компания работать не может, будет минимальной. Ну что ж, приходится работать очень грамотно, я бы сказала, расчётливо, не допускать лишних затрат. Но главное при этом — сохранить высокое качество работ, не уронить свою репутацию. И могу сказать, что мы работаем именно по такому принципу — всё, что мы делаем, всегда отвечает всем требованиям и заказчика, и наших профессиональных стандартов.

В октябре — две сдачи

— Думаю, настало время рассказать об объектах, на которых заняты специалисты ПМК № 83.

— Рассказывать можно долго. Но вот один из последних наших объектов по категории «ремонт автодорог». На автодороге Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре произошло обрушение дорожного полотна. Случилось это на 377-м километре трассы считая от Хабаровска, недалеко от Комсомольска. Там железобетонная водопропускная труба пришла в негодность, произошло обрушение самой трубы и земляного полотна на 6 метров. Ремонт был сложным — пришлось проложить объездную дорогу, чтобы не останавливать движение на трассе, уложили новую железобетонную трубу отверстием 2,5 на 2,0 метра, отсыпали дорожное полотно, произвели устройство асфальтобетонного покрытия. Естественно, выполнили всё обустройство дороги — ограждение, разметку.

Хотелось бы отметить то, что при ремонте на указанном участке неоценимую помощь оказал заказчик в лице начальника КГКУ «Хабаровскуправтодор» Александра Владимировича ВОРОНИНА. Под его личным контролем оперативно решались все возникающие вопросы, что позволило открыть движение транспорта в августе вместо запланированного окончания работ в сентябре 2015 года.

В плане ремонта мы делаем много мостовых переходов в Комсомольском, Ульчском районах. Мы их восстанавливаем, начиная с небольших деревянных мосточков на один-два пролёта и заканчивая мостом в Ульчском районе на шесть пролётов. И это далеко не все объекты, на которых мы выполняли и выполняем ремонты.

— Известно, что ПМК № 83 специализируется на трёх направлениях — строительство, ремонт и содержание автодорог. Про ремонт мы вкратце с вами поговорили, а как обстоят дела по другим видам деятельности?

— Основным направлением нашей профильной деятельности является строительство автомобильных дорог. В октябре нынешнего года мы сдаём два важнейших объекта. В Ульчском районе завершается строительство нового железобетонного моста через реку Яй. Старый деревянный пришёл в полную негодность и находился в аварийном состоянии. Нашим предприятием выполняются работы по устройству подходов к мосту. Протяжённость участка составила более 5 километров. Менее чем за год было отсыпано почти полмиллиона кубометров земляного полотна, устроено 50 тысяч квадратных метров дорожной одежды, установлено три с половиной километра барьерных ограждений.

Для жителей района новый мост решает множество проблем — надёжная конструкция свяжет левый и правый берега реки, что позволит осуществлять круглогодичное безопасное движение транспорта, а следовательно, и не будет проблем с доставкой грузов в отдалённые районы, увеличится транспортная доступность и для жителей.

Второй объект — строительство автомобильной дороги Комсомольск-на-Амуре—Берёзовый—Амгунь—Могды—Чегдомын на участке км 130 — км 162 в Верхнебуреинском районе. Это дорога крайне важна для населения района, который хронически страдает от бездорожья.

На этом объекте хотелось бы остановиться поподробнее, так как здесь ОАО «ПМК-83» выполняло функции генерального подрядчика. Перед нами была поставлена сложнейшая задача — всего за один год построить 31 километр дороги в непростых климатических условиях. Для того чтобы оценить масштаб стройки, приведу некоторые цифры: объём земляных работ при возведении земляного полотна составил 1,4 миллиона (!) кубометров грунта; построено 26 металлических гофрированных и 13 железобетонных водопропускных труб общей протяжённостью более одного километра (!); произведено устройство 275 тысяч квадратных метров дорожной одежды; установлено 5,8 километра барьерного ограждения; силами субподрядной организации ОАО «Дальмостострой» построено 3 железобетонных моста протяжённостью 280 метров. Ведёт этот участок наш главный инженер Сергей Иванович ИГНАТЬЕВ. Работы ведутся в две смены вахтами по 15 дней, в каждой смене трудятся более ста наших опытных специалистов.

На сегодняшний день все основные работы по этим объектам закончены. Ведётся подготовка к сдаче участков в эксплуатацию, которая запланирована на октябрь этого года.

По поручению президента РФ

— Татьяна Владимировна, осталось рассказать о таком немаловажном виде работ, как содержание дорог. Не секрет, что многие дорожные строители стремятся получить такой подряд, поскольку он даёт фронт работ сразу на несколько лет.

— Да, и для нас это, конечно, очень важно. Мы в 2013 году выиграли аукцион на региональный заказ Хабаровского краевого управления автомобильных дорог, работаем и на субподряде. Дороги нам достались все очень непростые. Судите сами: мы содержим грунтовую дорогу с 0-го до 171-го километра Селихино—Николаевск-на-Амуре, включая подходы к сёлам Тамбовка, Верхняя Эконь и Верхнеильиновка. Всё вместе составит порядка 200 километров.

Ещё одна дорога, на которой мы выполняем круглогодичные работы по содержанию, — это Селихино—Снежный—Уктур—Кенай протяжённостью 115,5 километра. Также мы заняты на работах по содержанию дороги с асфальтобетонным покрытием Комсомольск-на-Амуре—Амурск с ответвлением на Хурбу и подъездом к селу Ачан. На этом подъезде протяжённостью 68 километров 39 километров — асфальтобетонное покрытие, остальное — «гравийка».

Как вы сами понимаете, в понятие «содержание» входят и ямочный ремонт, и расчистка дорог, и устройство кюветов… Список видов работ составляет более ста позиций.

Не могу не сказать ещё об одной дороге, которую мы содержим. Во время прямой линии с президентом РФ В.В. Путиным житель национального села Бельго пожаловался, что дороги к селу практически нет. Президент дал поручение разобраться. И вот мы стараемся поддерживать дорогу, которая досталась нам в самом плачевном состоянии. Зимой очищаем от снега, летом засыпаем ямы… На этой дороге, которую раньше можно было назвать только направлением, нам удалось обеспечить круглогодичный проезд транспорта.

— Татьяна Владимировна, насколько уверенно ваш коллектив смотрит в будущее?

— Вы знаете, с оптимизмом, несмотря ни на что. У нас работают около 500 человек, это классные специалисты, ответственные люди. И думаю, что всем вместе нам удастся преодолеть любые трудности.

Беседовала Елена ЗАЙЦЕВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров