«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (76), сентябрь 2012
Главная тема

Главная тема 

Без научного подхода развития не будет

Каким образом субъекты малого предпринимательства могут участвовать в реализации крупных отраслевых проектов? И какие проблемы в этой связи существуют? Об этом — в интервью с директором ООО «Геопроект» (Якутия) Алексеем МУШАКОВЫМ. 

Важна мотивация

— Алексей Геннадьевич, ваше предприятие можно назвать по-своему уникальным. Ведь в представлении большинства людей малое предпринимательство — это либо торговля, либо ремонты в квартирах. Вы же задействованы в проектировании, то есть речь идет о серьезных вещах, где требуется и соответствующее образование сотрудников, и большой отраслевой опыт, и применение новых технологий. Как вам удается конкурировать с крупными проектными организациями?

Досье БГ

МУШАКОВ Алексей Геннадьевич родился 1 мая 1976 года в Якутске. В 1999 году с отличием окончил автодорожный факультет Хабаровского государственного технического университета. В течение трех лет работал в сфере проектирования, а также в структуре государственного заказчика. С 2002 года (то есть с момента основания) в компании «Геопроект». В 2007 году возглавил ООО «Геопроект». 

— Здесь важна изначальная мотивация. Вот смотрите, ровно десять лет назад, при формировании нашей организации, был собран небольшой коллектив единомышленников, который поставил перед собой задачу — добиться конкурентных преимуществ на рынке проектно-изыскательских работ. В этом случае речь шла о качественном выполнении своих обязательств на всех этапах нашей профильной деятельности. Это, прежде всего, применение новейших технологий и современного оборудования в инженерном деле. Плюс ко всему мы сумели решить кадровую проблему, ведь в любой отрасли главное — это люди. Так вот, на сегодняшний день в ООО «Геопроект» трудятся энергичные и любящие свое дело дорожники, строители, топографы, геологи, экологи… Причем средний возраст наших специалистов (35–40 лет) по праву считается золотым для производственного сектора. И я считаю, что с учетом использования трех решающих факторов — кадрового, технического и технологического — нам удалось выполнить свои основные задачи. Тем самым мы добились признания профессионалами строительного комплекса Якутии. 

— В дорожной отрасли Якутии есть объекты, имеющие особое значение для экономики и социальной сферы республики. Это федеральные автотрассы «Колыма», «Вилюй», «Лена». Вы пытались получить подряды на этих дорогах? 

— Нашими основными заказчиками являются ГКУ «Автомобильные дороги Республики Саха (Якутия)», ФГУ «Упрдор Колыма» и ФГУ «Упрдор Вилюй». Наши специалисты заняты на проектировании ремонтов участков федеральных трасс и искусственных сооружений на них. К примеру, в настоящее время на Колымской трассе разрабатывается проект ремонта участка дороги в районе Теплого ключа (км 515—км 525). Что же касается Вилюйской автодороги, то здесь мы осуществляем проектирование ремонта мостовых переходов в Верхневилюйском районе и участка трассы, проходящего по городу Сунтар. По республиканским дорогам мы также выполняем комплексные проектно-изыскательские работы под строительство и ремонт. Причем к реализации каждого проекта мы подходим индивидуально.

Среди наиболее интересных ранее выполненных объектов могу выделить следующие:

— Комплексные инженерные изыскание и проектирование дорожной части на объекте «Мостовой переход через реку Амга на 197-м километре автодороги Амга»;

— Комплекс проектно-изыскательских работ на автомобильной дороге «Кобяй», на участке село Бяс-Кюель—95-й километр;

— Комплексные изыскания и проектирование подходов на объекте «Мостовой переход через реку Нюя на автодороге Алдан—Олёкминск—Ленск». 

Формула успеха

— Алексей Геннадьевич, что стало для вас первичным в вашей работе еще в самом начале производственного пути ООО «Геопроект»?

— Две составляющие — интересы заказчиков и собственная репутация. Понимаете, мы в хорошем смысле «зациклены» на своих заказчиках и стараемся выполнить все их требования. Без ссылок на какие-то свои трудности или объективные обстоятельства. Что же касается репутации, то это вообще первостепенный момент в любом деле. Доверие нужно заслужить. Причем заслужить только трудом. Иного пути нет. Тем более у нас, на Севере, где все друг друга знают. 

— Какие основные проблемы существуют у производственных предприятий Якутии?

— Я буду все-таки говорить о своем предприятии. Хотя, конечно, наши проблемы касаются и других участников рынка. Как крупных, так и не очень. На мой взгляд, развитию дорожной отрасли Якутии мешает отсутствие четкого планирования и последовательного его исполнения. Мы не знаем, что будет делаться даже в самое ближайшее время. Какие дороги планируется строить, какие трассы намерены реконструировать — обо всем этом мы узнаем в последний момент, можно сказать накануне аукционов. Информация сваливается, что называется, как снег на голову. При этом часто происходит урезание финансирования либо исключение из планов уже вроде как определенных направлений. Разумеется, при таком подходе приходится работать и планировать развитие предприятия с оглядкой. Поэтому планы необходимы, как воздух. Более того, нужен доступ к этим планам. Информация о перспективных проектах должна быть прозрачной и открытой для всех. Еще одна существенная проблема — кадровая. В течение последнего десятилетия система подготовки кадров изменилась не в лучшую сторону. Поэтому сейчас непросто найти хорошего местного молодого специалиста. Увы, это серьезная проблема. 

Ну и конечно, система аукционов и конкурсов…

Государственный подход

— О проблемах, связанных с ФЗ-94, говорится вот уже несколько лет, причем на самых высоких уровнях. Как лично вы относитесь к этому закону?

— Я считаю, что ФЗ-94 нужно дорабатывать. К сожалению, он позволяет выходить на рынок фирмам-однодневкам и порой просто азартным людям. А это приводит к демпингу на аукционах, что естественным образом отражается на качестве выполненных работ. Всё это мешает развитию отрасли. Об этом знают все — от местных бизнесменов до первых лиц государства. И эту ситуацию необходимо исправлять. 

— Кстати, о законах… Среди участников дальневосточного рынка многие говорят о необходимости принимать новый федеральный закон «Об особом экономическом, социальном и культурном статусе Дальнего Востока», где будут прописаны налоговые и иные льготы. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

— Я не могу об этом говорить, поскольку не владею соответствующей информацией. Но в то же время я убежден — государство должно помогать дальневосточному производственному сектору. Было бы целесообразным ввести ряд льгот для предприятий, работающих в суровых условиях Севера. Кроме того, требуется уделять больше внимания подготовке кадров для производственного сектора территории. Я не имею в виду конкретно проектировщиков. Нет, просто базовое строительное образование по конкретным специальностям должно быть более качественным. Плюс ко всему необходимо учитывать особенности каждой конкретной территории. Это уже вопрос к государственному подходу развития науки. Например, у нас на Севере широко распространены зоны вечной мерзлоты, что сказывается на всех экономических и социальных направлениях региона. Не случайно эти вопросы нашли отражение на научно-практической конференции «Дороги России — XXI век», которая в конце июля проходила в Якутии. Нашей отрасли нужны решения, связанные с развитием науки в области строительства дорог на вечномерзлых грунтах. У нас в Якутске есть замечательный институт мерзлотоведения. По сути, он и должен стать базой для проведения тематических исследований, моделирования и экспериментов в реальных условиях, в результате которых должны быть выработаны нормативные рекомендации для отраслевых расчетов, привязанных, что называется, «к земле». То есть, к реальным потребностям наземной транспортной инфраструктуры. И тот опыт, который накоплен предприятиями Якутии в области инженерной геокриологии, мог бы стать большим подспорьем в решении целого комплекса задач. Я в этом твердо убежден. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров