«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (76), сентябрь 2012
Главная тема

Главная тема 

Дороги должны подорожать

В прошлом году теперь уже бывший министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН сделал любопытное заявление. Мол, теперь содержание автотрасс должно быть исключительно стопроцентным. Для несведущих — ремарка: средства на обслуживание дорог нередко выделяются в объеме 35–45 процентов от установленного норматива. Так что проблема, действительно, есть. И она остается актуальной. Сегодня на вопросы наших корреспондентов отвечает генеральный директор ОАО «Таттаавтодор» (Таттинский район, Якутия) Иван БОЧОНИН. 

По цене бензина

— Иван Иванович, сколько километров дорог содержит ваше предприятие?

— В настоящее время мы обслуживаем в общей сложности 387 километров дорог. Из них 275 километров — федеральная автотрасса «Колыма», а 111 километров — республиканские дороги. Муниципальные дорожные сети в этом году мы брать не стали. 

— Почему?

— Да потому, что мы в течение девяти лет занимались их содержанием, но в последнее время на эти цели стало предусматриваться всё меньше средств. И на собственном опыте убедились, что из года в год это становится всё более невыгодно.

 — Насколько мало средств?

— В этом году на обслуживание 168 километров муниципальных дорог в бюджете предусмотрено всего 1 миллион 600 тысяч рублей. Если взять в руки калькулятор и подсчитать, то получится показательная картина. На содержание одного «муниципального» километра в год приходится меньше 10 тысяч рублей. В месяц — ровно 800 рублей. Из этих денег отнимаем НДС и прочие налоги, страховку и зарплату работников, и получаем в итоге порядка 400 рублей. При этом литр дизельного топлива в Якутии стоит 39 рублей 30 копеек. Вот и выходит, что на средства для обслуживания километра муниципальной трассы можно купить 10 литров дизтоплива. А ведь в нашем регионе зима длится восемь месяцев, и нельзя сбрасывать со счетов такие расходы, как отопление, электроэнергия, ремонт производственных объектов, закупка запасные части, оплата телефонной связи и другое. Ну и кто возьмется за содержание таких автотрасс? Работать себе в убыток мы не можем. 

— А сколько стоит содержание федеральных или региональных трасс?

— Тут картина принципиально иная. Содержание километра республиканской дороги стоит 150 тысяч рублей, а обслуживание километра федеральной автотрассы — 246 тысяч. В год, естественно. Согласитесь, такие ценовые параметры не идут ни в какое сравнение с 10 тысячами, выделяемыми (в год опять-таки) на содержание километра муниципальных дорожных сетей. Разумеется, ситуацию нужно выравнивать, ведь в сельской местности живут такие же люди, как и в городах. Такие же граждане России. Они так же работают, так же платят налоги, так же воспитывают своих детей. И имеют полное право на достойный уровень жизни. А без нормальных дорог о таком уровне можно только мечтать. Я уж не говорю, что без современной дорожной сети рассуждать о развитии сельского хозяйства или других отраслей экономики не приходится. 

— Насколько можно понять, низкая стоимость содержания муниципальных дорог не единственная проблема транспортных строителей Якутии?

— Это даже не именно наша, а общая беда. Что же касается отраслевых проблем, то я бы выделил из них две. Первая — порядок проведения электронных торгов. Они проводятся, что называется, в последний момент. Получается, что после проведения всех процедур работать начинаем в июле—августе, а уже в сентябре объект необходимо сдавать заказчику. Плюс ко всему довольно сложно торговаться за монитором, когда не видишь соперников. При прежней системе тендеров всё было проще, прозрачнее и эффективнее. Вторая проблема — отсутствие серьезного производства битума в Якутии. Львиная доля этого материала доставляется к нам из других регионов. В результате «благодаря» транспортным накруткам стоимость тонны битума в республике доходит до 25–30 тысяч рублей. Я твердо уверен, пока у нас не будет налажено свое битумное производство, об эффективном дорожном строительстве мы можем только мечтать. 

Обширный перечень

— Ваше предприятие занято не только содержанием дорог. Можно перечислить ваши основные работы?

— Для начала я бы обозначил объекты, на которых мы трудились в самом Таттинском улусе. Прежде всего это инженерная защита нашего района — села Ытык Кюель от паводковых вод. Этот населенный пункт, в котором живет семь тысяч человек, неоднократно затапливался во время половодья. Так в 2007 году было затоплено 895 жилых домов и 6 котельных, были снесены все автомобильные и пешеходные переходы через реку Татта, были уничтожены уличные инженерные сети. Разумеется, и власти, и мы хорошо усвоили урок, преподнесенный нам стихией. В этом году нами была построена инженерная защита райцентра, общая длина которой составила 14 километров 500 метров. Были укреплены оба берега реки. Также было уложено 4 водопропускных трубы и 31 ливнепропускная труба. Плюс ко всему мы построили водохранилище в поселке Боробул. 

— Но ведь вы работаете еще и за пределами Таттинского улуса. Где именно? 

— Например, в Оймяконском районе, на ремонте 272-метрового моста через горную реку Куйдусун. Мост расположен в районе поселка Томтор, который и считается тем самым знаменитым на весь мир «Полюсом холода». Это, конечно, наложило отпечаток на нашу деятельность. Ведь именно там бурные подземные воды вырываются на поверхность даже зимой. В результате образуются наледи, которые и мешают ремонту. Пришлось строить дополнительные дамбы, чтобы вода не попадала под фундамент. Но несмотря на все сложности, ремонт был завершен. 

Другой пример — строительство 117-метрового моста в Якутске. Этот объект я бы назвал уникальным, поскольку непосредственно под переходом были предусмотрены набережная, прогулочная зона с тротуарами, а также проезжая часть. Стоит отметить, строительство мы вели в содружестве с компанией ООО «КСК-РЕГИОН», которую возглавляет Андрей КУЗЬМИН. Организация умеет работать очень хорошо. Повезло нам с деловыми партнерами. Да и мост получился хорошим. Не случайно на его открытие 26 июня приехали и министр транспорта РФ Максим СОКОЛОВ, и руководитель Росавтодора Анатолий ЧАБУНИН, и председатель правительства Республики Саха (Якутия) Галина ДАНЧИКОВА, и другие высокопоставленные чиновники. Что, собственно, не удивительно. Таким мостом наш регион может гордиться. Введение этого объекта значительно улучшило дорожную ситуацию в Якутске. Между прочим, наше предприятие вообще довольно активно работает в республиканской столице. В частности, вместе с «КСК-РЕГИОН» мы вели дорожные работы на автомобильной развязке, на пересечении улиц Ойунского и Автодорожной. Помимо этого нами была проведена полная реконструкция Сергеляхсклого шоссе — новая четырехполосная дорога была сдана в июне. 

— Какие работы являются для вас основными?

— Строительство, реконструкция и ремонт — явления временные. Есть деньги в бюджете — работаем, нет — не работаем. Поэтому основным видом деятельности для нас остается содержание дорог. 

— Сколько средств было освоено вашей компанией в этом году?

— Порядка 350 миллионов рублей. Это с учетом показателей наших субподрядчиков. В прошлом году мы взяли более высокую планку в 650 миллионов рублей. Но тогда было запущено большое количество строек. А теперь практически все объекты мы уже сдали в эксплуатацию. 

Техника, технологии, люди

— Применяются ли у вас в компании инновационные технологии? Это ведь теперь довольно модно — говорить об инновациях. 

— В том-то и дело, что модно. Иногда инновациями называют уже давно апробированные технологии. Мы же предпочитаем проверенные решения. Во-первых, это матрацы Рено. Грамотно подобранные и уложенные матрацы позволяют эффективно решать следующие задачи: берегоукрепление, подпорка стен, защита подводных трубопроводов, укрепление склонов, армирование грунтов, защита от камнепадов и так далее. Ну а во-вторых, при укреплении откосов дорог мы используем биоматы. Всё довольно просто: в укладываемых матах заложены семена озимых трав. Весной они прорастают и таким образом предохраняют дорожное полотно от размывания. 

— А какую технику вы используете?

— Здесь для нас, как и для всех производственников, оптимальным является соотношение цены и качества. Например, грузовая техника у нас практически вся отечественного производства. Что же касается тяжелой техники и специализированных машин, то тут мы предпочитаем продукцию китайских и южнокорейских производителей. Впрочем, техника и технологии — дело наживное. Главное, что у нас в компании трудятся золотые люди. Настоящие мастера своего дела. Это люди с большой буквы  бригадир  строительной  бригады  Павлов Иннокентий Иннокентьевич, начальник эксплуатационного  участка НЕУСТРОЕВ Иван Гаврильевич, начальник  вспомогательного  участка Бабанов Василий Павлович и многие другие.  И с такими кадрами мы можем решать любые задачи. Что, собственно, и делаем. 

 

Беседовали Владимир ПОСТРИГАНОВ, Александр МАТВЕЕВ 

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров