«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (76), сентябрь 2012
Есть проблема

Есть проблема 

«Плановая экономика — это нормальный капиталистический подход»

Юрий ЛОМАКИН:

Об административных барьерах.  Мы работаем не только на крупных объектах, но и производим небольшие ремонты на дорогах. В этих случаях и цена вопроса невелика (70–90 миллионов) и сроки сжатые (два-три месяца). Но дело в том, что заказчик выдает нам проектно-сметную документацию, в которой четко определено, из какого именно карьера мы должны добывать инертные материалы. Но, чтобы  оформить этот карьер, получить лицензии, документально подтвердить отведение земли и так далее требуется не менее года. То есть, чтобы поработать пару месяцев, я должен год оформлять бумаги. 

Дорожная отрасль Камчатского края — предмет отдельного разговора. Ведь участники регионального рынка вынуждены работать в особых климатических и экономических условиях. Что даже не снилось дорожникам из западных краев и областей. Вдобавок отечественные законы также не внушают оптимизма представителям камчатской промышленности. Обо всем этом — в интервью с генеральным директором ООО «Устой-М» Юрием ЛОМАКИНЫМ. 

Деньги — не главное

Юрий ЛОМАКИН:

— Я глубоко убежден — настало время принимать федеральный закон «Об особом экономическом, социальном и культурном статусе Дальнего Востока». Он необходим, как воздух. И в этом документе должны быть прописаны налоговые, ипотечные, транспортные и иные льготы для жителей нашего региона. Только при таком подходе можно говорить о будущем Дальнего Востока. 

Люди мы местные

Компания «Устой-М» была создана в 2003 году. Поначалу в организации работало всего пять человек. Но на сегодняшний день речь идет о мощной производственной структуре, где трудится более 200 высококвалифицированных специалистов. Парк предприятия насчитывает 200 единиц тяжелой импортной техники. Компания владеет двумя современными асфальтобетонными заводами, дробильно-сортировочными комплексами и сертифицированной лабораторией.

— Юрий Валентинович, в последние годы в российских регионах возрождаются дорожные фонды. А ведь это живые деньги. Вы ощущаете рост объемов отраслевого финансирования?

— Начнем с того, что я не чиновник, а производственник. И говорить о схемах наполняемости дорожного фонда я не могу. Пусть этим занимаются другие. Что же касается объемов финансирования, то здесь было бы целесообразно привести конкретный пример. В текущем году на ремонт и содержание дорог Камчатского края было выделено 1 миллиард 200 миллионов рублей. Изначально речь шла о полутора миллиардах, но потом общая сумма «чудесным образом» сократилась. Для сравнения — в Приморье, в рамках подготовки к саммиту АТЭС, на строительство только одной дороги (той самой, которую впоследствии смыло дождем) государство израсходовало 29 миллиардов. Вот и судите, много нам выделяют денег или не очень. 

— Если говорить о конкретных дорогах, то тут опять же любопытная ситуация вырисовывается. Насколько известно, трассу от Петропавловска-Камчатского до центра Усть-Большерецкого района местные жители называют «дорогой смерти». Она находится в более чем плачевном состоянии. Планируется ли реконструкция этой дороги?

— К сожалению, этого я не знаю. Хотя полностью согласен со своими земляками — эту дорогу необходимо реконструировать в самое ближайшее время. Однако конкретики тут пока нет. И когда она появится, я не знаю. Будут ли выделены средства на эти цели? В каком объеме? Когда это произойдет?

Вопросы остаются без ответа 

— Получается, что камнем преткновения в развитии дорожной отрасли Камчатского края были и остаются деньги?

— Как раз нет, не деньги. А точнее, не в первую очередь деньги. Объясню почему. Вот у японцев есть очень хороший принцип — если хочешь получить ответ на какой-то вопрос, то для начала четко сформулируй сам вопрос. И ответ не заставит себя ждать. К сожалению, в России всё происходит иначе. У нас чиновники умудряются запутывать самые простые вопросы. И о каких ответах тут можно говорить? К примеру, я не раз высказывал свое мнение о сроках проведения аукционов на Камчатке. Лето у нас короткое, соответственно производственный сезон у дорожников также не отличается длительностью. Но почему-то торги с завидной регулярностью проводятся и в мае, и в июне, и в июле. В итоге мы вынуждены постоянно работать в авральном режиме. Вместо того чтобы спокойно и планомерно выполнять свои обязательства перед заказчиками. И вот тут возникает резонный вопрос: а почему аукционы не проводятся, например, в феврале? То есть еще до начала производственного сезона? Ведь в начале года бюджеты территорий уже сверстаны и приняты, и, казалось бы, нет никаких причин для переноса торгов на лето. 

— И что мешает тем же чиновникам проводить аукционы в начале года?

— А тут дело не в конкретных чиновниках, а в общегосударственном подходе. Зачастую деньги на реализацию тех или иных проектов выделяются в последний момент, то есть практически в середине года. Об этом не раз говорили руководители нашего края. В том числе проблему озвучивал губернатор Владимир ИЛЮХИН. Так что вопрос не в частностях. К величайшему сожалению, у нас в стране отсутствует система промышленного планирования. Помните, как в конце 80-х и в начале 90-х наши доморощенные политики поливали грязью плановую экономику? Мол, свободному рынку план не нужен. И вот их мечты осуществились. Никаких планов нет. Всё пущено на самотек. Но! Я не случайно назвал сторонников абсолютной экономической свободы доморощенными политиками. Они привыкли «скакать по верхушкам». Иначе они бы знали, что даже в самых развитых капиталистических государствах планирование существует. Да, оно отличается от социалистических аналогов, но тем не менее топ-менеджеры промышленных компаний в США, Японии, странах ЕС прекрасно знают, какие крупные проекты будут реализовываться, по крайней мере, в ближайшие годы. Так что плановая экономика — это не анахронизм, а именно капиталистический подход. А нам, руководителям российских производственных предприятий, неизвестно, что нас ждет в ближайшие месяцы. Разумеется, при таких туманных схемах о нормальной работе мы можем только мечтать. 

Нужны торги

— Вопрос избитый, но не могу его не задать. О всех минусах ФЗ-94 сейчас говорят на самых разных уровнях. Но никаких изменений здесь не наблюдается. На сколько процентов (на вашей памяти) сбрасывались цены на аукционах, которые проходят в Камчатском крае?

— Доходило и до 50 процентов. Но, знаете, вы правы — о ФЗ-94 сказано столько, что повторяться уже не хочется. Нужно думать о том, как изменить этот нормативный акт. 

— И как?

— А всё просто. На мой взгляд, следует вернуться к прежним схемам проведения торгов. Да, сами схемы можно и корректировать с учетом требований времени. Но важна суть. Торги нужно проводить в два этапа. На первом требуется определять технический, технологический, управленческий и кадровый потенциал участников. Это создаст заслоны для фирм-однодневок. И позволит реально работающим предприятиям участвовать в торгах. Второй этап — сами торги. Но уверяю вас, если в конкурсах будут участвовать именно производственные предприятия, а не мальчики с калькуляторами, о демпинге можно будет забыть. Всем руководителям промышленных компаний надо обновлять свой парк, покупать запчасти и ГСМ, вкладывать средства в модернизацию производства, платить зарплаты и налоги… Соответственно, работать себе в убыток никто не станет. 

— Авторы ФЗ-94 не раз говорили о том, что закон, во-первых, позволяет избежать коррупционной нагрузки (тех же откатов), а во-вторых, защищает конкурентные права малого и среднего бизнеса. Что вы думаете по этому поводу?

— О том, что ФЗ-94 является антикоррупционным, даже слышать смешно. Как и о том, что этот нормативный акт может помешать откатам. Никому и ничему он не мешает. Скорее наоборот. Ведь условия аукционов формируют те же чиновники. Причем зачастую формируют именно под конкретные фирмы. Так что давайте не будем говорить о коррупции. Что же касается интересов малого и среднего бизнеса, то я опять же не вижу никаких проблем. Хотя бы потому, что реально работающий предприниматель со штатом в 15 человек и парком техники в 5 единиц и не будет претендовать на крупный объект. Он знает, что слишком большой кусок ему не проглотить. Мы все начинали с малого. С субподрядов, в первую очередь. Или с небольших ремонтов на дорогах. Так что обновленная схема проведения торгов интересы малого и среднего бизнеса никак не затрагивает. Более того, чем больше будет заказов у крупных компаний, тем больше станет субподрядов для всех участников рынка. Это ведь нормальный процесс развития. Сегодня твоя компания относится к категории малого или среднего бизнеса, а через несколько лет ты становишься крупным промышленником. Но для этого нужна работа. Будут объемы — будет и возможность для дальнейшего развития. 

— Вы сказали о том, что схемы торгов можно будет корректировать с учетом требований времени. Что вы имеете в виду? 

— Например, на первом этапе конкурсные комиссии могли бы уделять внимание репутации конкретных участников. Да, на Камчатке мы все друг друга прекрасно знаем. А как быть с пришлыми компаниями, зарегистрированными в Москве, Саратове, Екатеринбурге, Томске и других городах России? Ведь закон позволяет участвовать в торгах всем, кто работает на рынке. Независимо от географической принадлежности. Зарегистрировал ты предприятие? Вперед! Хоть на Камчатку, хоть на Чукотку, хоть на Северный полюс. Не хочу огульно кого-то в чем-то обвинять, но на сегодняшний день у мошенников есть возможности снимать сливки с дорожной отрасли. У нас есть примеры, когда такие вот пришлые предприятия выигрывали конкурсы, а затем исчезали. Так что проверка репутации участников — очень важный фактор, и его необходимо учитывать. Также было бы неплохо учитывать рабочую загруженность участников торгов. Это, кстати, американский опыт. Принцип тут простой — у тебя много заказов? Ты пашешь чуть ли не 24 часа в сутки? Так зачем тебе еще один подряд? У тебя же на него элементарно не останется времени. Извини, но в этом конкурсе ты участвовать не будешь. На мой взгляд, это справедливый и дальновидный подход. 

Барьеры на дорогах

— Многие участники рынка говорят о том, что на сегодняшний день в промышленном секторе России существует множество административных барьеров. Вы с этим согласны?

— Абсолютно согласен.

— Можете привести примеры?

— Ну вот смотрите. Мы работаем не только на крупных объектах, но и производим небольшие ремонты на дорогах. В этих случаях и цена вопроса невелика (70–90 миллионов) и сроки сжатые (два-три месяца). Но дело в том, что заказчик выдает нам проектно-сметную документацию, в которой четко определено, из какого именно карьера мы должны добывать инертные материалы. Вроде бы всё логично — заказчик заинтересован в определенной экономии и ему выгодно, чтобы карьер находился не слишком далеко от участка. Но ведь я должен еще и оформить этот карьер, получить лицензии, документально подтвердить отведение земли и так далее. А с нашей бюрократической машиной на всё это требуется не менее года. То есть, чтобы поработать пару месяцев, я должен год оформлять бумаги. 

— Какой выход из этой ситуации?

— Выход всегда есть. Идеальный в этом случае вариант – схема «единое окно». То есть утром ты подаешь заявку, а вечером получаешь необходимые документы. И всё это — в одном месте, а не в разных конторах. Такой вариант, с одной стороны, поможет производственникам, с другой — станет заслоном для коррупции. Всё должно быть прозрачным и понятным. Другой пример — странная ценовая политика. Общеизвестно, что Камчатка является изолированным регионом. У нас всё стоит дороже, чем на юге Дальнего Востока. Но почему-то расценки на укладку асфальтобетона на нашей территории ниже, чем в Хабаровском крае или Приморье. 

— И почему так получается?

— А я не знаю. Явно заниженные цены в этом случае устанавливает КГУ «Камчатуправтодор». И логика представителей этой структуры лично мне непонятна. 

— Вы как-то говорили, что уровень подготовки проектной документации в России чрезвычайно низкий. У вас не возникало идеи создать собственное проектное бюро? Или это нереально? 

— Да, такие мысли у нас были. Причем, не только у меня, но и у других руководителей дорожных предприятий. Мы могли бы сообща создать проектную организацию. Но при сегодняшнем раскладе, когда мы не знаем, что нас ждет завтра, говорить об этом преждевременно. 

Объёмов не хватает

— Юрий Валентинович, где сейчас работают ваши специалисты?

— Наш основной объект — автодорога Петропавловск-Камчатский—Мильково. На участке 100–106-й километр работы находятся в стадии завершения, идет работа на участке 88–95-й километр, где мы укладываем щебеночно-мастичный асфальтобетон. 

— Извините, что перебиваю, но где вы берете этот асфальтобетон?

— Его выпускает наш завод, расположенный на 131-м километре. Это действительно современные производственные мощности. Впрочем, на техническое и технологическое перевооружение мы денег не жалеем. Стараемся покупать всё самое лучшее, от ведущих мировых производителей. Например, в декабре приобрели дробильно-сортировочный комплекс нового поколения. А спустя некоторое время наши японские партнеры запустили этот объект в эксплуатацию. Всё это позволяет нам решать задачи любого уровня сложности. 

— Но вернемся к сегодняшним объемам работы. Где еще задействованы ваши специалисты?

— Например, у нас есть заказ от администрации Елизовского района, где мы, как говориться, делаем межквартальные проезды. А это и укладка асфальта, и ямочный ремонт, и установка бордюров. Там же мы укладываем асфальтобетон на объекте «Садовое кольцо». Но, к сожалению, на этом перечень наших основных работ заканчивается. Других заказов пока нет и, повторюсь еще раз, неизвестно, когда они появятся. 

Иного не дано

— Многие руководители дальневосточных предприятий говорят о том, что государство переложило свою социальную ответственность на плечи местных промышленников. Именно управленцы производственных структур вынуждены платить своим людям зарплату с учетом северных коэффициентов, оплачивать пролет в другие регионы страны и так далее. Как вы считаете, должна ли власть в этом случае сама нести финансовые издержки? Ведь закрепление населения на Севере — задача государственной значимости. 

— У меня ко всему этому двоякое отношение. С одной стороны, да, было бы неплохо получать социальную поддержку из казны. Кто же откажется? Но с другой — я несу и буду продолжать нести всю полноту социальной ответственности за своих людей. У меня замечательный коллектив. Каждый специалист — буквально на вес золота. И я не преувеличиваю. Поэтому в нашей компании реализуются еще и собственные социальные проекты. От санаторно-курортных до ипотечных. Плюс ко всему мы платим своим работникам достойные зарплаты. Ну и, конечно же, все наши сотрудники обеспечиваются полным соцпакетом. Всё это у нас есть. Другой вопрос, что государство просто обязано остановить отток населения с Дальнего Востока в западные регионы страны. 

— Каким образом?

— Рецепт здесь только один. Необходимо делать так, чтобы жить на Дальнем Востоке было выгодно. Пока же мы наблюдаем другую картину. Население отсюда просто бежит. Бежит туда, где всё проще и дешевле. Честно говоря, даже у самого порой возникают мысли уехать куда глаза глядят. Останавливает любовь к этой земле да еще интересы моего коллектива. Я ведь не могу закрыть предприятие — мол, всем спасибо, все свободны. Для этого нужно иметь каменное сердце. И я глубоко убежден — настало время принимать федеральный закон «Об особом экономическом, социальном и культурном статусе Дальнего Востока». Он необходим, как воздух. И в этом документе должны быть прописаны налоговые, ипотечные, транспортные и иные льготы для жителей нашей территории. Только при таком подходе можно говорить о будущем Дальнего Востока. Иного пути просто не существует. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru