Правовое поле

Правовое поле 

На смену одним проверкам малого бизнеса приходят другие

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 10 (119), октябрь 2016

Одной из основных проблем, препятствующих развитию бизнеса, является чрезмерная административная нагрузка на него, что признаётся и в высших органах государственной власти РФ. В целях оптимизации администрирования бизнеса в текущем году были внесены ряд изменений в законодательство, регламентирующее осуществление государственного и муниципального контроля за хозяйствующими субъектами.

Так, в частности, с 1 января 2016 года введён мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Но это правило не подлежит применению, если за последние три года:

— организации или индивидуальному предпринимателю выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;

— приостанавливали их деятельность или дисквалифицировали руководителя;

— аннулировали или приостанавливали действие лицензии.

Также мораторий не действует в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, в сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Перечень таких видов деятельности установлен постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 944.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, относимый к субъектам малого предпринимательства, вправе подать в контролирующий орган заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых плановые проверки в их отношении, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение указанного моратория.

При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы контролирующие органы обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Нарушение правил о моратории на плановые проверки субъектов малого бизнеса согласно ч. 7 ст. 26.1 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечёт недействительность результатов проверки.

Также с 4 июля 2016 года субъекты малого и среднего бизнеса, по общему правилу, не должны штрафовать за нарушение, выявленное в ходе проверки впервые. Соответствующие изменения внесены в КоАП РФ, который дополнен статьёй 4.1.1.

Вместо штрафа подлежит вынесению предупреждение. Данное правило применяется

и в случаях, когда ответственность, установленная санкцией статьи особой части КоАП РФ или закона субъекта РФ, не предусматривает такого наказания, как предупреждение.

Из данного правила есть исключения. Во-первых, замена штрафа на предупреждение возможна только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Во-вторых, данное правило не действует для ряда нарушений, в частности таких, как непредставление сведений в Федеральную антимонопольную службу, подделка документов и печатей, недобросовестная конкуренция, неповиновение сотрудникам полиции, административные правонарушения коррупционной направленности.

С 1 января 2017 года появятся новые виды проверок бизнеса, которые проводятся без взаимодействия с хозяйствующими субъектами. Согласно ст. 8.3 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». К таким проверкам относятся:

— плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;

— административные обследования объектов земельных отношений;

— исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством РФ;

— наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;

— наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации;

— наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами будут проводиться уполномоченными должностными лицами контролирующих органов в пределах их компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа.

В случае выявления при проведении указанных мероприятий нарушений обязательных требований должностные лица соответствующих органов обязаны принять меры по пресечению таких нарушений.

Более того, результаты проведения таких мероприятий могут являться самостоятельным поводом к проведению внеплановой проверки хозяйствующих субъектов.

Также с 3 сентября 2016 года согласно ст. 8.1 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлению Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 подлежит применению риск-ориентированный подход к проверкам бизнеса.

Согласно данному подходу все хозяйствующие субъекты подлежат отнесению к определённой категории риска либо классу опасности. Это повлияет на количество плановых проверок, а хозяйствующие субъекты с низким риском освободят от плановых проверок, за исключением субъектов, осуществляющих деятельность, указанную в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 944, периодичность плановых проверок которых не будет зависеть от присвоенных категорий риска и класса опасности и будет определяться, как и ранее, в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ.

При этом каждый надзорный орган самостоятельно определяет категорию риска и класс опасности хозяйствующего субъекта, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом должны учитывать информацию о ранее проведённых проверках, назначенных штрафах. Если компании не присвоена категория риска, то её отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности.

Хозяйствующий субъект вправе узнать, какую категорию риска ему присвоили, направив запрос в надзорный орган. Также субъекты предпринимательской деятельности могут попросить изменить категорию. Для этого нужно написать заявление и представить документы о соответствии своей деятельности и (или) используемых производственных объектов критериям отнесения объектов контроля (надзора) к определённой категории риска или определённому классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют: Государственная противопожарная служба МЧС России; Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора; Роскомнадзор.

Последние темы раздела 

Темы последних номеров 

Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ

На основании Федерального закона «О средствах массовой информации» мы просим считать публикацию «Спекуляция на национальных интересах?», размещённую в бизнес-газете «Наш регион — Дальний Восток» (№ 12 (142), декабрь 2018 года) ОФИЦИАЛЬНЫМ ЗАПРОСОМ:

• заместителю Председателя Правительства РФ — полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю. П. ТРУТНЕВУ,
• Генеральному… читать полностью >
 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого… читать полностью >

 
ДВ-Видение
 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2017.

Официальный сайт печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (http://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на bmdv@mail.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 210, оф. 202, 203, 204.
Следите за нами:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru