«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (180), январь 2023
Правовое поле

Правовое поле 

Мусорная реформа: судебная практика в помощь предприятию

С 1 января 2019 года в нашей стране запущена реформа в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Для формирования системы обращения с ТКО создана ППК «Российский экологический оператор» (РЭО).

Мусор — неотъемлемая часть нашей жизни, то, что сопутствует нам везде и всегда и может находиться даже в космосе. Объем производимых в России твёрдых коммунальных отходов исчисляется десятками миллионов тонн ежегодно. К сожалению, до сих пор наиболее распространённый способ «борьбы» с ним — свалки, в том числе стихийные, несанкционированные.

По данным РЭО от 22 сентября 2022 года, все регионы в ДФО перешли на новую систему обращения с отходами, последним, в июле 2022-го, — Хабаровский край. Непросто складываются взаимоотношения региональных операторов и предприятий. Это ярко видно по судебной практике. Абсолютное большинство споров — по взиманию с потребителей задолженности за услуги по обращению ТКО. Посмотрим на возникающие здесь проблемы с позиции предприятий, в чём они заблуждаются, что не учитывают, какие обстоятельства играют решающую роль.

Договор оказания услуг по обращению с ТКО специфичен. С одной стороны, его правовое регулирование определяется положениями Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг. С другой (приоритетно) — специальные для этой сферы нормы и правила. Именно фактор спецрегулирования часто способствует возникновению у предприятий заблуждений и ошибок в оценке происходящего. Заключается он в силу закона автоматически, в установленном порядке, по утверждённой типовой форме, регулируемой цене, с нормативно установленными вариантами расчёта. Его заключение обязательно и для регионального оператора, и для всех хозяйствующих субъектов. Отсюда такие распространённые заблуждения, как: «договор не подписан, значит, не заключён», «мы мусор не производим» и т.д.

Фактически здесь действует презумпция продуцирования ТКО, на что ещё в 2016 году указал Верховный Суд РФ в одном из своих определений. Функционирование любого человека, любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов. Владельцу нежилого помещения, здания для опровержения этой презумпции потребуется доказать абсолютное временное прекращение деятельности по данному адресу, полностью исключающее образование ТКО (включая сопутствующие и обеспечивающие ее элементы, например, хранение продуктов в работающем холодильнике). Исходя из судебной практики, доказательствами этого могут выступать акты ресурсоснабжающих организаций с нулевым потреблением коммунальных ресурсов за месяц, акт возврата помещения из аренды арендатором и любые иные, достоверно подтверждающие данный факт.

Обязанность по внесению платы за оказанные услуги по ТКО возникает у потребителей при наличии двух условий: а) заключённого соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором; б) утверждённого тарифа на услуги по обращению с ТКО. Дата начала оказания услуг указана региональным оператором на его ин- тернет-сайте вместе с публичной офертой — предложением всем потребителям заключить договор по прилагаемой форме. Игнорирование размещенной оферты или непосредственно направленного региональным оператором типового договора к заключению, неподача предприятием заявки на заключение договора, доводы об отсутствии договорных отношений не освободят последнего от обязанности заплатить за услуги.

В отличие от обычных договоров оказания услуг, регулируемых только нормами Гражданского кодекса РФ, отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором (и от принятия самих услуг) хозяйствующий субъект не вправе. За исключением единственного и весьма специфичного случая, когда у собственника отходов отсутствует обязанность заключения такого договора. Для этого он должен иметь в собственности или на ином законном основании специализированный объект размещения отходов, который расположен либо на земельном участке, где образуются ТКО, либо на смежном с ним участке.

Однако, несмотря на жёсткую нормативность и обязательность заключения договора, при установлении факта некачественного оказания или неоказания региональным оператором услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (например, при явном его уклонении от их оказания) суды отказывают во взыскании такой задолженности с потребителя. При этом надо иметь в виду, что отсутствие на территории условий для сбора отходов (оборудованных площадок) не свидетельствует об их ненакоплении и не освобождает хозяйствующего субъекта от платы за услугу по обращению с ТКО. Как и отсутствие регистрации места накопления отходов в территориальной схеме размещения отходов.

Суды принимают в качестве надлежащих следующие доказательства фактического оказания услуг региональным оператором: маршрутные журналы мусоровозов, заключённый с другим контрагентом договор на транспортирование ТКО, универсальные передаточные документы, акты оказанных услуг, сведения из системы ГЛОНАСС о движении мусоровозов.

Грамотный и осмотрительный выбор стратегии в судебном разбирательстве, учёт фактических обстоятельств в каждом конкретном случае могут помочь выиграть спор или сократить размер взыскания. Однако залогом успешного ведения дел является всё же добросовестное, разумное и осмотрительное поведение хозяйствующего субъекта. Так, в части услуг по обращению с отходами потребитель может направить предложения и согласовать с региональным оператором необходимые ему изменения в типовой договор по ТКО (в части, не противоречащей законодательству РФ), выбрать приемлемый для себя способ коммерческого учета по нормативам накопления ТКО или по контейнерам (их количеству и объёму). Насколько качественно будут решены все эти и многие другие задачи, зависит, конечно, от уровня профессионализма исполнителей, в том числе юристов.

И напоследок об ответственности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами, гражданами и юридическими лицами влечёт за собой  дисциплинарную (ст.ст. 192, 193 ТК  РФ), административную (ст.ст. 6.35, 8.2-8.2.3 КоАП РФ), гражданско-правовую (п.п. 1, 2 ст. 1064, п. 1 ст. 1068 ГК РФ) и уголовную ответственность. Размер административной ответственности в виде штрафов достигает 1 миллиона рублей (в зависимости от квалификации и субъекта). Кроме того, в зависимости от правонарушений могут быть предъявлены исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц и ИП, осуществляемой с нарушением в области обращения с отходами (ст. 29 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Последние темы раздела 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

Пояснения к новшествам законодательства дает наш постоянный консультант, генеральный директор ЗАО «Центр юридической защиты предпринимателей» Елена Анатольевна КЕДЯ

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru