— Проблемы строительного комплекса я бы разделил на две составляющие — частную и отраслевую. И, как депутат, я постоянно сталкиваюсь с двумя этими сторонами.
Начну с частных моментов. Не секрет, что процентные ставки по ипотечным кредитам чрезвычайно высоки. И далеко не каждый человек, особенно молодой, может позволить себе кредитоваться в банках. Но выход есть — в принципе, многие хабаровчане могут участвовать в государственных программах приобретения жилья по льготным схемам.
И это, конечно, хорошо. Это позволяет молодёжи получить собственную крышу над головой. Но тут возникает другой момент — даже если человек получает право на приобретение жилья на льготных основаниях, положенные по закону выплаты он ждёт месяцами. Буквально на днях мне пришло письмо от моей избирательницы, которая до сих пор не может получить свои деньги. Уровень бюрократии здесь такой, что просто немыслимо. Казалось бы, в чём проблема? Человек прошёл множество инстанций, у него на руках есть все документы, средства на эти цели в бюджетах (и федеральном, и краевом) предусмотрены,– почему он должен ждать у моря погоды? Но нет, чиновничья машина работает в своём режиме. Вот вам и частная, но такая важная проблема.
Теперь об отраслевых, не менее важных нюансах. Любая строительная компания использует банковские кредиты. Сами понимаете, строительство — процесс затратный, и предприятия вынуждены постоянно привлекать заёмные средства. Но те же процентные ставки по кредитам в банках России превышают все разумные пределы. В развитых странах эти параметры не превышают 4–5 процентов годовых. А у нас — сами понимаете.
Всё это, разумеется, тормозит темпы строительства и негативно отражается на ситуации в отрасли. Грубо говоря — строители могли бы строить больше, да и стоимость жилья в Хабаровском крае может быть ниже. Но при таких заоблачных процентах по кредитам об этом даже мечтать не приходится.
Вторая отраслевая беда — сроки получения различных разрешений на строительство. Директора предприятий по два года одни только бумажки собирают. По два года! И это не преувеличение, я сейчас реальные сроки называю, поскольку по роду депутатской деятельности нередко сталкиваюсь с этими факторами.
Третий момент — аппетиты наших монополистов, в первую очередь энергетиков и ОАО «РЖД». Не секрет, что стоимость квадратного метра далеко не в последнюю очередь зависит от инженерной инфраструктуры и от транспортных тарифов. Но цены в этом сегменте взвинчиваются с завидной регулярностью. А как быть строителям? Они ведь в реальном секторе экономики работают. И что им делать, если стоимость техприсоединения объектов зашкаливает, если доставка любых стройматериалов по железной дороге бьёт все ценовые рекорды?
Я в течение многих лет озвучиваю эти проблемы на самых разных уровнях. И говорю — все правила игры в энергетике и на железной дороге должно диктовать государство. А толку? Нам отвечают, что они, наши монополисты, действуют по закону. Их тарифы утверждены официально. Мол, какие тут могут быть вопросы? А вопрос только один — такая политика просто уничтожает промышленность Дальнего Востока. И строительный рынок в том числе.
свернуть ↑