«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (95), июль 2014
Главная тема

Главная тема 

Надо идти в обход

В Хабаровске всё большую популярность приобретает шутка: «Теперь наш город хотя бы своими пробками на дорогах стал похож на Москву». И это правда. В час пик проехать по тем же улицам Краснореченской и Пионерской становится всё сложнее, поскольку весь транзитный грузопоток с федеральных автотрасс С-58 и М-60 идёт именно через центр города. А это не добавляет оптимизма ни местным жителям, ни местному рынку. Очевидно одно – Хабаровску нужна обходная дорога, которая позволит разгрузить город от транзитного потока. И хотя бы частично решить проблему загруженности городских улиц собственным автотранспортом, ведь если появляются дополнительные выезды – минимизируются и заторы на автотрассах. И, похоже, обход Хабаровска может появиться.

История вопроса

На Дальнем Востоке ведётся довольно серьёзное транспортное строительства. Особенно в центральной части региона. И это объяснимо, ведь наш регион не только богат своими природными ресурсами, он ещё и обладает сравнительно низким транспортным потенциалом. А ведь без нормальных дорог и без качественных выходов к морским портам ни о каком развитии не может быть и речи. Поэтому масштабное транспортное строительство в последние годы становится однозначным приоритетом и для федеральной, и для региональной власти.

Достаточно вспомнить хотя бы федеральные автотрассы М-58 «Амур» (Чита—Хабаровск) и М-60 «Уссури» (Хабаровск—Владивосток), работы на которых ведутся постоянно и динамично. Но тут возникает другая проблема. Весь грузопоток с М-58 и М-60 идёт непосредственно через центральную часть Хабаровска. Что, разумеется, приводит к колоссальным пробкам на городских дорогах. Особенно в час пик, ведь частных машин здесь тоже хватает.

О том, насколько негативно это сказывается на жизни горожан, можно вообще не говорить. Это и так очевидный фактор. Показательно другое — с развитием промышленности Дальнего Востока будет естественным образом увеличиваться и грузопоток на федеральных трассах, а это, в свою очередь, может привести к настоящему транспортному коллапсу в самом Хабаровске. Это даже сейчас происходит, а что будет дальше, можно лишь догадываться. Поэтому проблему рано или поздно, но придётся решать. И, в принципе, она решается.

Ещё в октябре 2010 года Владимир ПУТИН, на тот момент председатель правительства РФ, поручил правительству Хабаровского края проработать проект строительства обходной дороги, которая должна стать своего рода «перемычкой» между М-58 и М-60 и разгрузить Хабаровск от транзитного потока. Плюс ко всему этот же обход разгрузит и внутригородские транспортные потоки, поскольку дополнительные транспортные выезды, в любом случае, позитивно отразятся на ситуации на наших трассах.

Серьёзная работа

Следует отдать должное краевым властям во главе с губернатором Вячеславом ШПОРТОМ — поручение они выполнили достаточно качественно. Был не только подготовлен целый пакет соответствующих документов и определён маршрут новой трассы, но и проведены переговоры с инвесторами проекта.

А уже в апреле 2014 года состоялась презентация плана строительства обхода Хабаровска км 13 — км 42. При этом заместитель председателя правления ОАО «ВТБ» Михаил ОСЕЕВСКИЙ публично заметил: Внешторгбанк готов стать соинвестором проекта, поскольку Дальний Восток давно является сферой интересов банка и все реальные подвижки в развитии этой территории также не могут не вызывать интереса.

Губернатор Хабаровского края Вячеслав ШПОРТ, в свою очередь, отметил: речь идёт о первом в регионе масштабном проекте, который станет реализовываться по схеме государственно-частного партнёрства (ГЧП).

Не скрывали своего оптимизма и девелоперы. В частности, заместитель генерального директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Агентство стратегических инвестиций» (эта компания осуществляет девелоперское сопровождение проекта) Виктор АФОНИН отметил, что ГЧП подразумевает использование концессионных схем. Но зато и отдача со временем будет обязательной. В газете «Коммерсант» была приведена цитата г-на АФОНИНА: «Выручка вначале будет невелика, но в дальнейшей перспективе мы ожидаем получения сверхприбыли, которая также будет разделена между ВТБ и краем».

То есть регион получит реальную пользу. Причём многогранную. Во-первых, снизится поток транзитного автотранспорта (с федеральных автодорог «Амур» и «Уссури») через центр Хабаровска, что позитивно скажется на экономической, социальной и экологической ситуации в городе.

Во-вторых, от участия в концессии Хабаровский край получит серьёзную финансовую отдачу, что позволит вкладывать средства в другие, крайне важные для дальневосточной территории проекты.

В-третьих, не стоит забывать, что с завершением строительства моста на острове Большой Уссурийский (там проходит граница между РФ и КНР) весь поток автотранспорта из Китая опять-таки хлынет к Хабаровску, поэтому автомобильный обход города также будет востребован. Наконец, в-четвёртых, хабаровчане получат дополнительные выезды из города, а любая новая транспортная инфраструктура всегда позитивно сказывается на внутригородских транспортных потоках. Такой вот получается расклад.

Проект чрезвычайно перспективный

По этому поводу мы также поговорили с первым заместителем председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Александром ЛЕВИНТАЛЕМ:

— Александр Борисович, как вы считаете, идея строительства восточного обхода Хабаровска имеет право на жизнь?

— Что значит имеет право? На мой взгляд, на сегодняшний день это один из самых перспективных транспортных проектов в сфере государственно-частного партнёрства. По крайней мере, на Дальнем Востоке ничего подобного просто нет. Да и в России тоже, за исключением, пожалуй, западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга. И могу констатировать — обход Хабаровска действительно нужен нашему региону, нужен нашей экономике. Тем более что это теперь не просто какая-то идея, а довольно серьёзно проработанный проект.

— Вы имеете в виду степень готовности этого проекта?

— Конечно, ведь уже проведена большая работа. Есть проектно-сметная документация, определён маршрут трассы, решаются земельные вопросы, согласовываются планы различных ведомств.

Сейчас главная задача — включить этот проект в Федеральную целевую программу (ФЦП). Надеюсь, это произойдет. Тем более что принципы ГЧП предусматривают не просьбу о выделении денег из федерального бюджета, а софинансирование, когда участие в реализации проекта принимают региональные власти и частные инвесторы.

— Кстати, об инвесторах. Свой интерес к проекту уже проявило и обозначило ОАО «ВТБ». Есть ли и другие интересанты?

— Да, есть. Свою заинтересованность проявили такие крупные игроки рынка, как ВЭБ и, насколько я знаю, Газпромбанк. Так что финансовый пласт здесь уже складывается.

— Строительство любой серьёзной дороги подразумевает и инфраструктуру. В этой связи можно ли выделить какие-то моменты в проекте обхода Хабаровска, которые повлияют именно на инфраструктурное развитие?

— Я понял ваш вопрос. Но не стал бы тут говорить о необходимости включать инфраструктурные объекты в сам проект. Давайте предоставим эту возможность бизнесу. Ведь практика показывает — как только где-то начинает развиваться транспортная составляющая, сразу проявляется и инфраструктура. Автосервисы, кафе, склады — да всё, что угодно. Рынок сам всё отрегулирует, так, собственно, всегда и происходит. Но безусловно одно — любой серьёзный проект в сфере транспортного строительства притягивает к себе и другие бизнесы. А это всегда является подспорьем для местной экономики.

Схемы действуют

А могут ли эффективно работать схемы ГЧП в той же дорожной сфере? И насколько актуален этот момент для нашего региона? Мы попросили прокомментировать ситуацию председателя комитета по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной думы РФ Николая ХАРИТОНОВА:

— Понятно, что если транзитный поток с двух федеральных дорог идёт через Хабаровск, то город начинает, образно говоря, задыхаться. Поэтому если ваши пытаются решить проблему — это отрадный факт. Конечно же, проект обходной дороги необходимо просчитывать — кто и на каких условиях станет её эксплуатировать, ведь любой инвестор заинтересован в окупаемости проекта.

Но, с другой стороны, если здесь применяются схемы государственно-частного партнёрства, это неплохо. Формат ГЧП успешно работает во многих других регионах. Плюс ко всему не стоит забывать — сейчас любой серьёзный проект для Дальнего Востока является благом. Я, кстати, недавно был в Хабаровске и озвучил показательный пример — на сегодняшний день финансирование государственных программ на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе осуществляется на 0,3 процента. Вдумайтесь только — на 0,3 процента. Это капля в море. Поэтому если речь идёт о возможности «подпитать» экономику территории крупным проектом — это хорошо.

Мнение бизнеса

Мы связались с руководителями тех структур, которые занимаются грузоперевозками на Дальнем Востоке, и попросили их ответить на вопрос: будет ли востребован новый проект участниками рынка? Ведь, по логике, если транзит грузов пойдет в обход Хабаровска, это станет благом для всех. И вот какие ответы мы получили.

Вот позиция руководителя ООО «Дальневосточная транспортная компания «Север» Алексея КОТОВА:

— Во всём цивилизованном мире потоки большегрузного транспорта через крупные города не идут, для этого как раз и предусмотрены обходные дороги. И случилось это не вчера. Такие схемы перевозок, не затрагивающие населённые пункты и не создающие проблем местным жителям, внедрены достаточно давно.

Более того, даже в России и даже у нас, на Дальнем Востоке, остаётся всё меньше городов без таких вот обходов. И среди них оказался именно Хабаровск. Один из самых больших населённых пунктов территории — а обхода нет. В том же Владивостоке такую дорогу построили, а Хабаровск почему-то оказался как бы в стороне от этого процесса. Конечно же, обход этому городу необходим. Да и для грузоперевозчиков это будет серьёзной поддержкой. Тем более, если в регионе станет активно развиваться производственный сектор, что предусматривает и увеличение грузопотока.

Своё мнение по поводу обхода Хабаровска обозначил генеральный директор ООО «Амурская региональная транспортная компания» Михаил ЛОГИНОВ:

— Сама по себе идея строительства такого обхода — это здорово. И мы, грузоперевозчики, видим прямые выгоды от реализации такого проекта. Чем плохо, когда наши фуры и большегрузы пойдут мимо города, по нормальной трассе? Да и для хабаровчан это, конечно же, явный позитив. Я сам часто бываю в Хабаровске и вижу, что происходит на городских дорогах, особенно в утренние часы. Большие пробки, люди опаздывают на работу, все на нервах. Да и дорожная ситуация напряжённая, сам видел, как легковушки просто, что называется, залетали под те же фуры. Словом, обход нужен.

 Но в идеале это должна быть платная дорога, где не возникало бы известных ситуаций с временным закрытием трассы, с какими-то негативными факторами. Когда у дороги есть хозяин, он заинтересован в её качественном обслуживании. Важно только, чтобы цена вопроса была в этом случае не запредельной, а приемлемой для потребителя. И тогда всё будет хорошо.

А вот что сказал по этому поводу генеральный директор ООО «Приморская грузовая компания» Роман ЕФИМОВ:

— Обходная дорога вокруг Хабаровска, на мой взгляд, идея хорошая. Могу привести конкретный пример — наша компания занимается перевозкой грузов как внутри Дальнего Востока, так и на запад страны — в Новосибирск, Сургут и так далее. А поскольку наш офис и наша база находятся в Приморье, то пользуемся мы главным образом федеральной автодорогой М-60. Или М-58, если речь идет о западном направлении.

Так что наши грузы в любом случае идут через Хабаровск. И если здесь появится современный обход, мы сможем реально сэкономить своё время, что для нас крайне актуально. Да и грузопоток внутри самого Хабаровска явно снизится, что актуально уже для местных жителей. Ведь более чем серьёзной проблемой любого крупного города являются пробки. Так что если проект обходной дороги всё-таки будет воплощён в жизнь, от этого выиграют все.

Аналогичную позицию высказывают представители малого и среднего бизнеса. Вот как прокомментировал ситуацию один из дальневосточных грузоперевозчиков, индивидуальный предприниматель Станислав ГАПОН (ИП Гапон):

— Могу совершенно точно сказать, что если проект строительства обхода Хабаровска будет реализован, нам это принесёт серьёзные выгоды. В первую очередь, речь идёт об экономии времени, поскольку для любого перевозчика время — это в прямом смысле слова деньги. Так что обходная дорога ещё и поможет развитию малого и среднего предпринимательства на Дальнем Востоке.

Строить нужно

   Так что можно констатировать — автомобильный обход Хабаровска действительно нужен нашей территории. Этот проект, который станет реализовываться на принципах государственно-частного партнёрства, наверняка сыграет большую роль в развитии нашего региона. К этому есть все предпосылки. Тем более что руководители края уже привлекают соинвесторов, так что расходы федерального бюджета минимизируются. И теперь всё зависит от того, когда проект будет включён в соответствующую ФЦП.

Беседовал Александр Матвеев

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров