Наша газета не раз писала о том, что высокая стоимость жилья в Хабаровске объясняется несколькими моментами. И не в последнюю очередь серьёзными расходами при строительстве инженерной инфраструктуры, которые порой доходят до 40 процентов от окончательной стоимости объекта. Что, собственно, понятно, ведь большую часть тех же труб для коммунальных систем везут в край или из других регионов России, или вообще из Китая. При этом, и вот это крайне интересный момент, в Хабаровске есть собственный завод по производству современных, высококачественных, долговечных и недорогих труб из полиэтилена низкого давления. Но почему-то местные власти до сих пор не заинтересовались продукцией этого предприятия. Мы попытались разобраться в ситуации. И выяснились любопытные детали.
Но для начала — небольшая предыстория. Около двух лет назад генеральный директор известной хабаровской строительной организации ООО «СамСтрой», опытный производственник и управленец Владимир ФРИДМАН создал ещё одну компанию с характерным названием «Труба-Тайбан». Причём речь шла именно о производственном предприятии, которое должно было наладить выпуск труб из полиэтилена низкого давления, весьма востребованных и в строительстве, и в коммунальном секторе, и даже в нефтехимической промышленности.
Факт сам по себе довольно интересный. Хотя бы потому, что в наше время регистрация производственных структур — явление редкое. В России вообще и в Хабаровске в частности регулярно появляются новые торговые центры, магазины и коммерческие киоски. Но вот с производством всё обстоит иначе. Это — в принципе высокорисковый бизнес, поэтому вкладывать в него средства коммерсанты не спешат. А тут — вложили. И создали современные производственные мощности на Дальнем Востоке, который не богат своим производственным сектором.
Второй момент ещё более показательно отражает ситуацию. За короткое время ООО «Труба-Тайбан» сумело наладить выпуск высококачественных, недорогих, долговечных и экологически безопасных труб из полиэтилена низкого давления, которые уже сегодня успешно используются при строительстве инженерных коммуникаций, в частности трубопроводов, канализационных коллекторов, промышленных и ливневых канализаций и так далее. Спектр широкий. И с учётом масштабной застройки Хабаровска и модернизации городских коммунальных систем продукция хабаровских производственников должна расходиться, что называется, на ура.
Однако этого до сих пор не произошло. Региональные и муниципальные власти почему-то не обратили внимания на возможность использовать столь нужные нашей территории трубы и при этом однозначно выиграть за счёт высокого качества и приемлемой цены. Почему? И нет ли здесь каких-то подводных камней? Об этом — в интервью с генеральным директором компании Владимиром ФРИДМАНОМ.
— Владимир Евсеевич, так почему производимые вами трубы до сих пор не нашли широкого применения на коммунальном рынке Хабаровска? Например, в системе водоканала, ведь для сетедержателей это очень хороший вариант. Продукция не просто качественная, долговечная и экологически безопасная, но ещё и дешевле завозных аналогов. Соответственно, средства бюджета в этом случае однозначно будут сэкономлены за счёт цены на саму продукцию и выпадения из ценовой составляющей транспортных расходов, поскольку ваши трубы ниоткуда возить не надо, они в Хабаровске изготавливаются. Так по какой причине у вас нет серьёзных государственных и муниципальных контрактов?
— Вопрос, как вы понимаете, не ко мне, а к региональным и муниципальным чиновникам, отвечающим за формирование государственного заказа. Предпочтения в этой связи почему-то предоставляются отдельным игрокам рынка, но мы в этот, скажем прямо, очень короткий список не входим. Хотя я уже не раз, с цифрами и фактами доказывал чиновникам различных уровней — наша продукция, как вы правильно отметили, высококачественная, долговечная, экологически безопасная и недорогая. Она, действительно, по всем параметрам превосходит завозные аналоги. И, конечно же, обладает всеми необходимыми сертификатами. Но нас почему-то не слышат.
Возможно, это связано с банальной боязнью некоторых региональных или муниципальных чиновников использовать нововведения, принимать новые решения. Работы по установке нашей трубы не требуют ни переоснащения парка техники, ни переквалификации работников.
— А что вам мешает участвовать в аукционах на общих основаниях? Ведь если вы можете, что называется, переиграть конкурентов по цене, а уж тем более по качеству, то какие тут могут быть проблемы?
— Проблема в том, как эти аукционы формируются. Мы регулярно сталкиваемся с тем, что сообщения о проведении торгов выходят в разных газетах, чуть ли не районного уровня. Уследить за этим крайне сложно. Когда же соответствующая информация появляется на информационных ресурсах в Интернете, то мы пытаемся выходить на конкурсы. Но в итоге чиновники нам сообщают, мол, вы опоздали.
Да, наверное, нам стоит внимательнее относиться к таким вещам. Да, нужно улавливать, где и когда будут проводиться аукционы. Всё это так. Но, во-первых, ни для кого не секрет — любую конкурсную документацию можно подготовить под конкретного участника. Я сейчас никого конкретно не обвиняю, просто это случается сплошь и рядом.
Посмотрите, что происходит в дорожной отрасли. Вот ваша газета писала, как в прошлом году разыгрывались несколько аукционов с общим финансовым объёмом в 37 миллиардов рублей. И кто стал победителем? Местные транспортные строители? Как бы не так! Львиная доля заказов досталась крупным федеральным компаниям. А местные предприятия под разными предлогами с игр сбросили. То есть если есть задача — можно обеспечить победу тому, кому надо и в любой отрасли.
Однако возникает вторая показательная история — мы предлагаем, повторю это ещё раз, высококачественную, долговечную, экологически безопасную и недорогую трубную продукцию для коммунальных систем нашего города и нашего региона. Чиновники должны реально заинтересоваться этими предложениями? Думаю, безусловно. Хотя бы потому, что при реализации любого производственного проекта перед заказчиками стоят две главные задачи — ОБЕСПЕЧИТЬ КАЧЕСТВО И СЭКОНОМИТЬ БЮЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА. Я вот это специально подчёркиваю. Так мы это и предлагаем — БЕЗУПРЕЧНОЕ КАЧЕСТВО ТРУБ И РЕАЛЬНУЮ ЭКОНОМИЮ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ. Что может быть важнее для власти? А точнее, для города, для региона, для нашего населения в конце концов. Мы ведь не требуем создать для нас какие-то особые условия. Но что мешает внимательно рассмотреть наши предложения? Лично мне это непонятно.
— А вы пытались продемонстрировать свою продукцию потенциальным заказчикам из числа региональных и муниципальных чиновников?
— Мы не просто пытались, мы привозили на завод многих высокопоставленных чиновников, мы демонстрировали им свою продукцию, мы реально показывали все преимущества полиэтиленовых труб перед бетонными, стальными и другими аналогами. Что называется, каждую цифру обосновывали и объясняли — весь цивилизованный мир в своей трубной продукции уже давно ориентирован именно на полиэтилен низкого давления. Да о чём мы рассуждаем, если та же стеклопластиковая труба служит 25 лет, а полиэтиленовая — 100? О чём можно спорить, если производство и укладка бетонных труб исчисляется неделями, а наших — часами? В чём предмет дискуссии, если стеклопластиковые трубы, уложенные в землю, рано или поздно начинают выделять в почву фенол, поскольку у них стирается внешний слой, а наши, при своей абсолютной герметичности, не оказывают никакого негативного влияния на природу?
И, в конечном итоге, о чём мы беседуем, если транспортировка тяжёлых бетонных труб обходится в копейку, а наша лёгкая и удобная в использовании продукция изготавливается в самом Хабаровске и её доставка на объекты не стоит вообще ничего? И такие преимущества я могу перечислять часами. Причём на каждое своё слово я предоставлял все официальные документы, какие только возможны. У нас каждый технический и технологический параметр подтверждён официально.
Но отклика у чиновников это не вызвало. И многие из них почему-то до сих пор уверены, что те же стеклопластиковые трубы — это некая инновация, хотя в Европе они уже лет двадцать как вообще не используются. Весь мир, хочу акцентировать на этом внимание в очередной раз, давно перешёл на полиэтиленовую трубную продукцию. А мы находимся в этом плане ещё в начале пути. Да и тут пробуксовываем.
— Вообще никакого интереса?
— Нет, на словах все выражают нам своё одобрение. Дескать, продукция у вас отличная. А вот на практике никаких предложений от того же водоканала или других муниципальных предприятий-сетедержателей мы не получаем. Зато, повторюсь ещё раз, вся трубная продукция закупается у тех, кто завозит её из других регионов. Странное отношение к местным производителям, но так оно и выходит.
— Зато, насколько известно, вашей продукцией уже заинтересовался реальный сектор экономики? Это правда, что трубы от ООО «Труба-Тайбан» произвели настоящий фурор на прошедшей в мае специализированной выставке «Архитектура, стройиндустрия Дальневосточного региона»?
— Да, правда. Там вообще интересные ситуации возникали. К нашему экспо-месту постоянно подходили люди, изучали все особенности полиэтиленовых труб и задавали один и тот же вопрос: а вы откуда их сюда везёте, ведь продукцию такого качества производят лишь в развитых европейских странах? И каково же было удивление коллег, когда мы им отвечали: а ниоткуда не везём, производим сами непосредственно в Хабаровске. Так нам порой не верили. Говорили: ладно, мол, такого не бывает. А оказалось, бывает и ещё как бывает.
— Действительно странно, что власти не поддерживают собственных производственников. Ведь, насколько я понимаю, речь идёт о нужной территории продукции, которая не только соответствует всем современным стандартам, но ещё и ведёт к прямой экономии бюджетных средств?
— Правильно! Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. Кто формирует бюджет города Хабаровска? Ответ очевиден — местный бизнес. Соответственно власти должны быть заинтересованы в том, чтобы этот самый бизнес работал как можно успешнее. Чем больше будет «выхлопа» от деятельности местных организаций, тем лучше для всех. И для бюджета в первую очередь, ведь налоги мы платим здесь, в Хабаровске. Я уж не говорю о том, что использование нашей продукции может повлиять и на снижение стоимости жилья в Хабаровске.
— Каким образом?
— В строительстве, как и в любом бизнесе, всё взаимосвязано. И если инженерные коммуникации будут прокладываться с использованием наших, качественных и недорогих труб, рынок на это обязательно отреагирует. И отреагирует позитивно для потребителя, поскольку в окончательной стоимости любого объекта сети играют заметную роль. Но почему-то пока это никого не волнует. И мне бы хотелось, чтобы на эту проблему обратили внимание власти всех уровней, включая полпреда президента РФ в ДФО Юрия Петровича ТРУТНЕВА и министра по развитию Дальнего Востока Александра Сергеевича ГАЛУШКО. Я отдаю себе отчёт, что эти руководители не принимают, да и не могут принимать конкретных решений в производственной плоскости. Это не их уровень. Но они вправе требовать от своих подчинённых, чтобы бюджетные средства в строительстве и модернизации инженерных коммуникаций использовались максимально эффективно. Мы делаем нужное для нашей территории дело. И не просим за это каких-то государственных вливаний, каких-то ассигнований. Сами заработаем. Пусть только дадут нам возможность поставлять свою продукцию на муниципальный рынок. А положительный эффект мы обеспечим.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Все плюсы хабаровских производителей полиэтиленовых труб стоит перечислить буквально по пунктам. Соответствующий ликбез нам устроил технолог ООО «Труба-Тайбан» Николай ЖМУРОВ:
— Первое — полиэтиленовые трубы значительно дешевле многих аналогов, в частности тех же стальных, чугунных или стеклопластиковых труб. А если принять во внимание экономию на доставке продукции (ООО «Труба-Тайбан», напомним, находится в самом Хабаровске), то вопрос выгоды вообще очевиден. Ведь практически все трубы завозятся к нам либо из западных регионов России, либо из Китая.
Второе — срок службы, например, стеклопластиковой трубы составляет 25 лет. А срок службы трубы полиэтиленовой равняется столетию. Что называется, почувствуйте разницу.
Третье — полиэтиленовые трубы полностью соответствуют всем передовым мировым стандартам, поскольку весь цивилизованный мир уже давно отказался от использования бетонных труб. Почему отказался? Да хотя бы потому, что по своим техническим характеристикам бетонные аналоги чрезвычайно неудобны. Вес той же двухметровой бетонной трубы составляет от 4 до 5 тонн. А вес трубы полиэтиленовой (длиной опять-таки в 2 метра) не превышает 1 тонны 400 килограммов.
Соответственно, при укладке бетонной трубы необходимо задействовать только тяжёлую технику (а это лишние время и деньги застройщиков или инвесторов), а при укладке трубы полиэтиленовой можно обойтись обычным экскаватором (а это экономия времени и денег застройщиков или инвесторов).
Всё очень просто и понятно. Тем более, когда застройщики или инвесторы при возведении объектов вынуждены считать каждую копейку. Ведь задача минимизации стоимости квадратного метра жилья (а это зависит в том числе и от расходов на инженерную инфраструктуру) относится к категории первоочередных, можно сказать, государственных. По этому поводу не раз высказывались и президент РФ Владимир ПУТИН, и председатель правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ, и другие высокопоставленные чиновники.
Четвёртое — бетонные трубы не являются, скажем так, однородной массой. Их пористая структура впитывает нечистоты, за счёт чего впоследствии происходит выделение фенола. Выделяют фенол и стеклопластиковые трубы, но уже за счёт стирания внешнего слоя. Грубо говоря, в обоих случаях выделяется фенол, и вся эта отрава «удобряет» нашу землю. А вот полиэтиленовая труба производится с помощью метода электродиффузионного сваривания, то есть стыки здесь получаются монолитными. Через них ничего и никуда «не уходит». Соответственно, речь идёт об экологической безопасности нашего региона. Кстати, в ООО «Труба-Тайбан» вообще используют методы безотходного производства, что соответствует всем передовым природоохранным стандартам.
Пятое — коэффициент стирания у той же стальной трубы равен 3, а коэффициент стирания трубы полиэтиленовой — 0,25. Специалисты прекрасно понимают, о чём идёт речь в этом случае.
Шестое — по техническим характеристикам при производстве бетонной трубы необходимо, что называется, «устояться». И чтобы бетон «встал», на это требуется семь дней. А полный цикл производства полиэтиленовой трубы составляет тоже семь, но только не дней, а часов. Комментарии излишни.
Седьмое — полиэтиленовые трубы легко укладываются в старые коллекторы. Для того же рынка ЖКХ — крайне актуальный момент.
Восьмое — если труба уложена под дорогой, то возможны разрушения этой самой трубы от прохождения тяжёлой техники, что бывает сплошь и рядом. Так вот полиэтиленовая труба, в отличие от других, ремонтируется мгновенно. По принципу: муфта — сварка — и труба будет новая. А вот ремонт других трубных аналогов исчисляется порой неделями.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >