Лифт — неотъемлемая часть современной городской жизни. Соответственно, это направление деятельности жилищно-коммунального хозяйства имеет особое значение. Эксплуатация лифтов требует постоянного технического обслуживания, поскольку это связано с безопасностью людей. О том, какие проблемы возникают при обслуживании и эксплуатации лифтового хозяйства, мы беседуем с генеральным директором ООО «Амурлифт» Владимиром РЕШЕТНИКОВЫМ.
— Владимир Александрович, ваше предприятие осуществляет все работы, связанные с лифтами не только в Тынде, но и в других регионах Дальнего Востока. Какие проблемы актуальны для вас в первую очередь?
— Мы действительно выполняем работы по монтажу, наладке, модернизации лифтов, капитальные ремонты, техобслуживание. Также в наши функции входит эксплуатация лифтов. Особенность нашей деятельности именно в том, что мы и обслуживаем лифты, и эксплуатируем, и монтируем. Все в комплексе. Но время идет, лифты нуждаются в переоборудовании, надо устанавливать новые системы диспетчерской связи. И еще одна проблема, которую трудно переоценить. Лифты, отработавшие свой срок, требуют замены, требуют вложения денег. Но это отдельная тема. Далее, в связи с вводом нового технического регламента о безопасности лифтов, каждый лифт должен пройти сертификацию на соответствие этому регламенту. Эту работу тоже никто не ведет, поскольку она весьма затратная. Ведь если взяться за это дело, то потребуются дополнительные деньги на приведение лифтов в соответствие регламенту. А наши лифты — что выпущенные до 1992 года, что после — ему никак не соответствуют. И здесь появляется вопрос — либо менять лифты, отработавшие положенный срок, либо вкладывать деньги в их ремонт. Но через какое-то время средства эти все равно будут потеряны — подойдет срок, и лифты так или иначе придется менять. Да и все равно ни на те, ни на эти работы нет денег. Это очень серьезная проблема на Дальнем Востоке и, разумеется, у нас в Тынде. В городе сегодня 69 лифтов подлежат замене, и вопрос этот никак не решается.
— А кто должен финансировать эти работы?
— Тут момент интересный. Есть и федеральная, и областная программа замены отработавших свое лифтов, но не определено финансирование. Пока речь идет о том, что оплачиваться эти работы будут по такому принципу — областной бюджет, местный и доля жильцов многоквартирных домов. Причем по нашей Амурской области почему-то определили, что областной бюджет даст 40 процентов, городской — 20, и 40 процентов стоимости нового лифта должны внести жильцы. Но это невыполнимо изначально — для жильцов это неподъемно, лифт — штука дорогая. Сегодня федеральное правительство решает вопрос уже на федеральном уровне о финансировании этих программ, но пока воз и ныне там. Хотя, конечно же, такие работы должны финансироваться именно из федерального бюджета, поскольку программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства должна была изначально предусмотреть замену лифтов, отработавших нормативный срок. Это очень большие деньги, гражданам такие расходы не осилить, да и для городов типа нашего это тоже неподъемно. Что касается доли жильцов, то она может составлять максимум 5–10 процентов через отчисления на капремонт. И всю эту работу нельзя откладывать в долгий ящик, поскольку лифт — устройство, потенциально опасное для жизни людей. Если в него регулярно не вкладывать деньги, не заниматься им на самом серьезном уровне, то это, как минимум, авария, максимум — несчастный случай. Здесь нельзя пренебрегать никакими правилами. Мы, конечно, делаем всё, от нас зависящее, обеспечиваем безопасность людей. Закупаем необходимые запчасти у надежных поставщиков. Но, подчеркиваю, речь идет только о запчастях. Сложнее с основным оборудованием, которое является очень дорогостоящим. Это электродвигатели, лебедки, купе-кабины, станции управления. Управляющие компании должны оплачивать восстановление лифтов отдельно от технического обслуживания. А этим компаниям приходится дополнительно искать деньги, поскольку они не заложены в тариф. Все сплетается в клубок проблем.
— Владимир Александрович, «Амурлифт» — единственная в Тынде организация своего профиля. Что она из себя представляет?
— У нас компактный, очень высокопрофессиональный коллектив. Лишнего персонала нет, работают 35 человек. Создано ООО «Амурлифт» в 2001 году на базе спецуправления «Дальлифтремонт» производственного объединения «Рослифт». У нас есть участок в Зее по техобслуживанию. А вообще работаем везде, где есть заказы — и в Якутии, и в Хабаровске. У нас есть свидетельство на производство всех ремонтных, монтажных и других работ по лифтам.
— Вам хватает квалифицированных кадров?
— Такая проблема есть. Как я говорил, у нас нет лишних сотрудников, но беда в том, что некоторые работники, получив у нас квалификацию, уходят в другие организации. Чаще всего в РЖД. Там бесплатный проезд, другие льготы. Хотя должен сказать, у нас вполне конкурентоспособная зарплата — при желании человек может заработать и 100 тысяч, и больше, у нас полный соцпакет.
И тем не менее люди уходят. Причем именно специалисты, которых мы выучили, затратили свои деньги. Кадровая проблема вообще очень острая, а у нас в Тынде — тем более. Город обособленный, поблизости нет учебных центров по нашим специальностям. Ближайшие — в Хабаровске, Владивостоке. Там мы и учим своих механиков. Ну, а по самым сложным специальностям приходится отправлять людей в Москву. Представляете, насколько обидно, когда человек, получив столь дорогое обучение, уходит в поисках лучшей доли!
— Это связано с упадком системы профессионального обучения в стране?
— Связано, конечно. Раньше нужных нам специалистов готовили и училища, и техникумы, были соответствующие отделения в вузах. Сегодня ничего этого нет, остались только учебные пункты. И тех явно недостаточно. Когда-то у специализированных предприятий было право проводить подготовку специалистов нашего профиля. И мы этим занимались, у нас была лицензия. Теперь право подготовки специалистов отдали специализированным учебным центрам, прошедшим аккредитацию. В результате сегодня у нас не хватает минимум пятерых электромехаников. Те, кого мы выучили, ушли, новых нет.
— Сейчас очень много говорят о принципах формирования тарифов. Какого мнения придерживаетесь вы?
— Мы формируем тарифы сами по согласованию с управляющими компаниями. Но, думаю, что было бы правильно, если бы тарифы были общероссийскими. Разумеется, в каждом регионе должен быть свой коэффициент. Сейчас нам приходится доказывать необходимость тех или иных работ, вдобавок естественные монополии часто повышают свои ставки, и нам за ними не угнаться. Существует методика формирования тарифа, но не все ей следуют, не все воспринимают адекватно тот факт, что тарифы растут. Естественные монополии повышают свои тарифы, а всем остальным как бы говорят — это ваши проблемы. Но проблемы эти — общие, и они должны решаться в комплексе. Должен быть реальный индекс роста цен, и он должен применяться неукоснительно всеми организациями, оказывающими услуги ЖКХ. Сегодня его использовать невозможно, поскольку нет единой политики в этой области. Базовая составляющая тарифа должна быть единой. И собственники жилья должны знать, что вот есть единый тариф, есть региональный коэффициент, исходя из этого и устанавливается плата за услуги. Но все это должно регулироваться на государственном уровне. Кстати, сегодня об этом говорят всё активнее, будем надеяться, что не впустую.
Беседовала Ольга МИХАЙЛОВА
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >