«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (168), август 2021
Главная тема

Главная тема 

«Мы можем взрывать в любых условиях и на любых объектах»

Транспортное строительство для Дальнего Востока имеет особое значение. Значимость соответствующей инфраструктуры особенно ярко проявилась во времена создания БАМа, когда этот проект был официально признан ключевым для экономики СССР. Да и в постперестроечный период тенденция осталась прежней, ведь, несмотря на крах промышленной системы, государство вкладывало серьёзные средства в строительство Амуро-Якутской магистрали и железной дороги Улак — Эльга. Но бесспорно одно: соответствующие проекты невозможно реализовать без качественных буровзрывных работ. Скажем больше: такая деятельность актуальна и для других важных производственных направлений, например недропользования. О том, что сегодня происходит в этой сфере, — в интервью с генеральным директором ООО «БСК Взрывпром» (входит в ГК «Взрывпром») Константином РУДНИЦКИМ.

Долгий путь  

— Константин Абрамович, в феврале этого года вашей компании исполнилось 20 лет. Как она была создана?

— С одной стороны, всё получилось закономерно, с другой — спонтанно. Закономерность заключалась в том, что к этому времени я уже имел за плечами опыт руководства компанией «Магистраль», специализировавшейся как раз на ведении буровзрывных работ. Так что эта сфера мне была хорошо знакома. Сейчас — о спонтанности. В 2000 году государство приняло решение строить железную дорогу Улак — Эльга, которая должна была связать богатейший Эльгинский угольный разрез с общей транспортной системой России. Для этого было создано крупное предприятие — Балтийская строительная компания «Восток», основной на тот момент подрядчик Министерства путей сообщения РФ на Дальнем Востоке. И вот что показательно: руководство этой организации изначально приняло очень правильное решение — сформировать структуры, отвечающие за конкретные участки работ, в том числе буровзрывных. Позвонили мне и предложили создать такое предприятие. На размышление дали одну ночь. Я подумал, посоветовался со знакомыми и согласился. А буквально через несколько дней и был образован «БСК Взрывпром».

— А как же «Магистраль»?

— Улак — Эльга — это был большой проект, поэтому работы подрядчикам хватало, и «Магистрали» в том числе. Но самое интересное заключалось в другом. Руководство Балтийской строительной компании «Восток» крайне серьёзно подошло к техническому оснащению «БСК Взрывпром». Например, мы получили 72 новые буровые установки, столько же компрессоров, специальные машины для перевозки взрывчатых веществ, вахтовки, вагончики и многое другое. Но и спрос с нас был чрезвычайно серьёзный, поскольку приходилось взрывать очень большие объёмы горных пород. Планировали взорвать не менее 100 миллионов кубов. Объект был крупный, да и к реализации проекта было приковано внимание первых лиц страны. Курировал строительство лично министр путей сообщения РФ Николай АКСЁНЕНКО.

— Но ведь уже в декабре 2001 года стройка, что называется, встала?

— К сожалению, да. И для многих это стало едва ли не личной бедой. Особенно в Тынде, ведь для столицы БАМа девяностые были чрезвычайно тяжёлым периодом, а с началом строительства железной дороги Улак — Эльга у многих появилось буквально второе дыхание. Все рассчитывали, что проект будет долгим. Увы, надежды в тот момент не оправдались.

Мы — динамичные

— Как удалось ООО «БСК Взрывпром» пережить это непростое время?

— В первую очередь за счёт нашей производственной динамики. Мы были готовы работать на любых объектах и в любом регионе. В то время начиналось строительство федеральной автомобильной трассы Чита — Хабаровск, на котором уже работали наши коллеги из ООО «Магистраль». В результате ООО «БСК Взрывпром» перебазировалось на этот объект. И мы не прогадали: там было необходимо вести большие объемы буровзрывных работ. Также стоит отметить: дорога Чита — Хабаровск строилась не один год, поэтому наш опыт и технический потенциал были востребованы в течение длительного времени. Ведь у производственников особо ценятся как раз долгосрочные объекты.

— А на каких участках трассы Чита — Хабаровск вы работали?

— Не преувеличу, если скажу: на всём протяжении этой федеральной дороги. Буквально от Читы до Хабаровска. Поймите правильно — без буровзрывных работ реализация такого объекта невозможна. Поэтому мы там были одним из ключевых подрядчиков.

— Насколько известно, компания ООО «БСК Взрывпром» принимала непосредственное участие в строительстве ещё одного крупного объекта — Амуро-Якутской магистрали.

— Конечно! Мы работали на всём протяжении участка, от Томмота до Кердема. Для нас этот проект также был крупным, долгосрочным. Но важно ещё вот что: несмотря на наличие постоянных объёмов работы, мы никогда не останавливались на достигнутом и постоянно искали (и находили) новые объекты.

—Какие?

— Любые, где требовались буро­взрывные работы. Поэтому мы и участвовали в строительстве нефтепроводов, газопроводов, дамб, объектов портовой инфраструктуры и других. Собственно, эту деятельность продолжаем до сих пор. И будем продолжать.

Наш профиль

— Хотелось бы задать отдельный вопрос о сфере недропользования. Вы готовы производить вскрышные буровзрывные работы для золотодобывающих компаний?

— А мы это уже делаем, это также наш профиль. В частности, не так давно сотрудничали с артелью старателей «Новая» в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия). Есть в активе ООО «БСК Взрывпром» и другие аналогичные объекты. Хочу, чтобы меня правильно поняли: буровзрывные работы — это отдельное производственное направление со своей спецификой. И нам неважно, где именно вести свою деятельность. Сегодня делаем выемку на участке автодороги, завтра выполняем вскрышные работы на месторождении россыпного или рудного золота. Или на угольном объекте, например. Мы можем работать везде, где требуются БВР.

— Производственная география компании также расширяется?

— Да, регулярно. Мы начинали работать в Амурской области, а сегодня в нашем активе ещё и Хабаровский, Красноярский, Забайкальский края, Мурманская, Магаданская, Иркутская и Сахалинская области, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Чукотский автономный округ… Перечень можно продолжить.

— Вы сказали, что участвовали в создании портовой инфраструктуры. Где именно?

— В Мурманской области, где строились крупнотоннажные морские сооружения. Проект реализует ПАО «НОВАТЕК» Леонида МИХЕЛЬСОНА. На этом объекте мы работали около четырёх лет. Там был создан обособленный участок со всей инфраструктурой.

— Большие объёмы буровзрывных работ выполнили?

— Да, серьёзные. Объёмы взрывов за этот период и только на этом объекте превысили 8 миллионов кубометров.

— Кстати, а сколько всего кубометров горной массы было взорвано вашей компанией за 20 лет?

— Точно подсчитать, разумеется, невозможно — ООО «БСК Взрывпром» произвело чрезвычайно большой объём БВР. Поэтому не ошибусь, если скажу: нашими специалистами взорваны сотни миллионов кубометров горной массы. В лучшие времена мы взрывали порядка трёх миллионов кубометров в месяц. Сейчас — чуть более одного миллиона кубов.

— Но и теперь это впечатляющие объёмы.

— Да, но мы однозначно готовы к большему. И готовы выполнить отраслевые задачи любого уровня сложности.

День сегодняшний и завтрашний

— Вы строили обход через Тынду. Этот объект уже сдан?

— Мы свои работы выполнили в полном объёме. Но строительство ещё продолжается.

— Где ваша компания работает в настоящее время?

— В частности, на нашем «старом» объекте — на железной дороге Улак — Эльга, где делаем выемку на четвёртом километре. Помимо этого, работаем в рамках строительства зернового терминала в посёлке Забайкальск Забайкальского края. Но основным приоритетом для нас является «Восточный полигон».

— Да, проект, без преувеличения, глобальный, ведь речь идёт о расширении провозных возможностей и Транссиба, и БАМа. Вы уже приступили к работам?

— Безусловно! В настоящее время взрываем скальный грунт на карьерах — для строительства железнодорожных насыпей. Но, надеюсь, основные объёмы работ у нас ещё впереди.

— Что имеется в виду?

— Проект БАМ-2 в первую очередь. Это масштабный объект, и мы готовы работать на всём еГо протяжении.

— Готовы вести БВР?

— И не только. Здесь мы работаем с опережением событий. Дело в том, что в своё время мы создавали механизированную колонну для того, чтобы строить объекты самостоятельно. Однако ситуация изменилась не в лучшую сторону, и от этой идеи пришлось отказаться. Но с учётом реализации проекта «Восточный полигон» (и БАМа-2 в частности) возникла потребность именно в строительных возможностях нашего предприятия. Поэтому мы возродили мехколонну.

— Она готова к работе?

— Мехколонна уже работает — на железнодорожном перегоне Дельбичинда — Дабан, в 60 километрах от Северобайкальска в Республике Бурятия. Там мы делаем выемку под строительство защитной дамбы. И сами же будем строить этот объект. Также рассчитываем работать на перегоне Унчуй — Куро и на других участках БАМа, конечно же.

— Сколько человек работают в вашей мехколонне?

— Порядка 170 специалистов. А всего в группе компаний «Взрывпром» трудятся около 800 человек.

Всё дело в кадрах

— Испытывает ли ООО «БСК Взрыв­пром» кадровый голод?

— Ну, так резко я бы говорить не стал. У нас работают замечательные сотрудники, многие из которых, на мой взгляд, являются лучшими специалистами в России. Лучшими — специально это подчеркну! Ведь у нас успешно трудятся и те, кто в своё время приехал на БАМ. Представляете, какая это школа? Да и впоследствии, как я уже и говорил, наше предприятие участвовало в реализации самых известных в стране проектов в сфере транспортного строительства. И не будем забывать, в каких условиях приходится работать нашему коллективу. Ведь Сибирь и Дальний Восток огромные, но при этом нередко бездорожные территории, где сложились уникальные логистические схемы. Поэтому тот, кто умеет работать здесь, сможет работать в любом регионе. Я уж не говорю о природно-климатических условиях. Конечно, выдержать наши зимние морозы или летний зной сможет не каждый, поэтому у нас трудятся сильные духом люди. Но мы, в свою очередь, всегда делали всё, чтобы никто не смог пожаловаться ни на оплату труда, ни на социальные гарантии.

— Подождите, но ведь ваше предприятие, как и все остальные, переживало не лучшие времена. Вам приходилось задерживать зарплату?

— Даже в самых сложных ситуациях зарплату мы старались не задерживать и вообще всячески поддерживать своих работников. Это, кстати, также является нашим конкурентным преимуществом на рынке труда. Однако если вернуться к вашему предыдущему вопросу, не могу не отметить: кадровые проблемы у нас, конечно же, существуют. Это общая беда для всего производственного сектора Дальнего Востока и Сибири. Ведь многие по-прежнему уезжают в центральные регионы страны, где жить и дешевле, и проще. Не говоря уж о том, что в своё время престиж рабочих профессий в России был основательно подорван. Стало «модно» работать чиновником, экономистом, юристом… Ну а уж если не получалось, то охранником в супермаркете. Конечно, труд у нас хоть и почётный, но тяжёлый, проще в белой рубашке с рацией по магазину ходить, чем в мороз на буровой установке вкалывать. И ведь мы даже в своё время школу подготовки кадров создали, лицензию соответствующую получили и обучали тех же бурильщиков. Но тенденция не радовала. Через три месяца курсантов отправляли на практику. В результате из 100 человек на предприятии оставалось от силы 15—20. Впрочем, всё это было сделано не зря. Ведь дело не в количестве, а в качестве. Многие из бывших курсантов и сейчас успешно у нас работают.

— А профессия взрывника интересная?

— Не просто интересная — она творческая. Здесь требуются аналитические способности, ведь мы взрываем разные породы грунтов и в разных районах, поэтому приходится анализировать все условия. Также серьёзное внимание уделяется вопросам безопасности. Ну а сами БВР — это уже набор технических моментов.

Техникой обеспечены, но…

— Вы же ещё и современной техникой обеспечены?

— В полном объёме. Есть зарубежные буровые станки от таких производителей, как Atlas Copco, Sandvik, JUNJUN, «Техмо Русланд», есть отечественные установки УРБ-2 и БТС-150. Имеется и другая техника — парк у нас большой. Но главное всё же — это наши люди. Специалисты с большой буквы. Потому что самая современная техника без профессионалов не более чем железо.  

— Тем не менее каков парк предприятия?

— Парк составляют 60 импортных буровых станков, порядка 100 отечественных буровых установок и сопутствующая техника. Кроме того, в период с 2020 по 2021 год мы приобрели порядка 20 единиц землеройной техники — тяжёлых бульдозеров, экскаваторов, катков, грейдеров, самосвалов. Плюс к этому были куплены новые буровые станки, как импортные, так и оте­чественные. Так что парк современной техники у нас стал ещё больше.

— Сегодня ООО «БСК Взрывпром» называют одним из лидеров в сфере транспортного строительства России. Как удалось добиться столь впечатляющего успеха?

— Я уже говорил: наша компания обладает более чем серьёзным кадровым, техническим и технологическим потенциалом, а также богатым отраслевым опытом. ООО «БСК Взрывпром» — гибкое, динамичное предприятие. Мы готовы работать на любом объекте, будь то железная дорога, автомобильная трасса, нефтепровод, газопровод, месторождение золота или угля, морской порт… Главное — потребность заказчика в буровзрывных работах. А остальное — это уже наша ответственность. Ну и последнее. Мы чрезвычайно дорожим своей репутацией, которая складывалась в течение десятилетий. Мы никого никогда не подводили. И не подведём. Неслучайно девиз нашего предприятия простой, но ёмкий и понятный: «Мы честно дело делаем своё».


Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

Фотогалерея

 
Новости партнеров