Энергетика на Дальнем Востоке была и остаётся одним из наиболее проблемных промышленных сегментов. Хотя бы потому, что расстояния между населёнными пунктами в нашем регионе чрезвычайно велики, поэтому и их обеспеченность энергоресурсами — непростой фактор. И здесь особую роль играют как раз сервисные отраслевые структуры. Ведь именно они регулярно занимаются столь нужным инфраструктурным ремонтом. Как сделать эту деятельность оптимальной и вообще эффективной? Это и стало одной из тем нашего разговора с генеральным директором АО «Якутская энергоремонтная компания» Александром ДЕДЮХИНЫМ.
— Александр Владимирович, о сугубо отраслевых аспектах мы с вами ещё поговорим. А пока немного отвлечённый от производства вопрос: как лично вы относитесь к Международным спортивным играм «Дети Азии», которые в июле пройдут в вашей республике? Что это, действительно знаковое событие или очередной «пафос»?
— Для начала давайте так: этому событию в нынешнем году исполнится 20 лет. Вы, наверное, знаете, что «Дети Азии» проходят в олимпийском формате — раз в четыре года. Поэтому сейчас в Якутске состоятся VI игры. А это срок, по которому можно судить — соревнования не просто прижились, они стали значимым явлением для многих стран АТР. Тем более что теперь в них будут принимать участие команды из 38 государств мира. Просто ради пафоса такого ажиотажа, в хорошем смысле этого слова, здесь не было бы.
Как это ни банально звучит, но наше общее будущее — это именно дети. И от них зависит, каким наш мир станет и в ближайшей, и в отдалённой перспективе. Так вот, спорт в этом случае — один из способов лучше узнать друг друга. Лучше узнать культуру, традиции, привычки жителей соседних стран. И самое главное, научиться уважать целые народы. Только ради этого и стоит проводить такие игры.
Теперь ещё момент. Вот вы сказали, что ваш вопрос о «Детях Азии» отвлечён от производственной темы. А ведь это не так. Это вопрос и политический, и экономический, и социальный, и как раз производственный.
— Производственный? В каком смысле?
— Да в самом прямом. Такое спортивное событие, как «Дети Азии», подразумевает строительство и реконструкцию многих объектов. Это и стадионы, и спортивные центры, и дороги, и ВЛ, и многое другое. Соответственно, местные производственные компании получают самый главный стимул — работу. Ничего важнее для нас быть не может. Например, чтобы провести соревнования, нужно в обязательном порядке произвести ревизию энергетического оборудования. Так что игры «Дети Азии» и здесь играют большую и притом положительную роль.
— Вы оказываете помощь в организации игр «Дети Азии»?
— В обязательном порядке. Нас просят — мы помогаем. Мы живём и работаем в Якутии, и этим всё сказано.
— Во время кризиса проблем у производственников хватает. А какие-то позитивные моменты в вашей работе имеются?
— Самый важный позитивный момент для нас — это то, что мы вообще работаем. И работаем достаточно эффективно. По крайней мере, всех своих плановых показателей мы достигли. Если же говорить о вещах сугубо конкретных, то для нас важным фактором является переход на трёхлетние контракты. То есть теперь мы точно знаем, что будем делать в более или менее отдалённой перспективе. Ведь под это подстраивается вся экономика компании. Раньше как было? Мы получали годовой контракт, выполняли прописанные в нём обязательства и ждали, а что же будет дальше? То ли мы получим работу в следующем году, то ли нет. Но ведь это в корне неверная схема. О каком обновлении техники или о какой кадровой составляющей можно рассуждать, если ты не знаешь, а понадобится ли тебе всё это в следующем году? Точнее, в каком объёме понадобится. То ли нужно докупать какое-то оборудование, то ли наоборот — следует от него избавляться. Теперь наши учредители пошли на внедрение трёхлетней контрактной системы. И сразу стало значительно проще жить и работать.
— А три года — это не мало?
— Вы знаете, я реалист и не хочу заниматься мечтаниями. Да, хотелось бы, чтобы контракты стали ещё более долгосрочные. Но и трёхлетняя система также позитивный сдвиг. Тем более что мы не ограничиваемся только этими контрактами, а находимся в постоянном поиске дополнительных производственных объёмов. Мы вообще никогда не ждали, что заказы нам, что называется, «свалятся с неба». Да, у нас есть текущие задачи на ГРЭС, ТЭЦ и теплосетях. Но поиск сторонних заказов также для нас чрезвычайно важный вопрос.
— Вы занимаетесь ремонтом высоковольтных линий электропередачи?
— Конечно, занимаемся! Более того, имеем в этом направлении и большой опыт, и квалифицированных сотрудников, и серьёзный парк специализированной техники. Но вот тут как раз есть проблема. По моему мнению, ремонт тех же ВЛ должен осуществляться, опять-таки, в рамках трёхлетних контрактов. А пока этого нет.
— Но соответствующие вопросы хотя бы рассматриваются?
— Да, рассматриваются. И будем надеяться, что всё решится положительно. Ведь для качественного ремонта высоковольтных линий нужны именно долгосрочные программы. Тем более у нас в Якутии, с нашими весьма специфичными условиями.
— А причём здесь специфика?
— Дело в том, что Якутия занимает одну пятую часть всей площади России. И расстояния у нас, без преувеличения, громадны. Но постоянно действующих дорог и мостов явно не хватает. В межсезонье добраться до тех или иных мест, где находятся требующие ремонта ВЛ, крайне проблематично. А ведь нам требуется не просто людей туда забросить, но и технику перевезти, и материалы. Как это сделать, например, если ледовая переправа уже закрылась, а паромная ещё не открылась? Да никак, я же говорю — специфика территории.
Второй момент — дороги. У нас в республике есть множество населённых пунктов, до которых даже «грунтовка» не доходит — только автозимники. Опять же возникает вопрос с перебазированием к месту ремонта высоковольтных линий.
Третье — наши морозы, которые порой превышают отметку в минус 50 градусов по Цельсию. Это, как правило, характерно для периода декабрь — январь. Поэтому работать мы можем лишь в феврале, марте, апреле. Потом начинают разливаться реки. А там — короткая осень и вновь морозы. Поэтому и нужны трёхлетние контракты с плановой «разбивкой» на каждый год. Чтобы мы могли заранее, с учётом утверждённых планов, завезти на участки и людей, и технику, и материалы.
Это станет огромным подспорьем не только для энергетиков, но и для всех жителей Якутии. Ведь большая часть ВЛ была построена ещё в семидесятые годы прошлого века. Сами понимаете, в каком состоянии ВЛ находятся спустя четыре с лишним десятилетия. Они уже регулярно выходят из строя. А со временем это будет происходить ещё чаще. Так что вопрос с трёхлетними контрактами было бы целесообразно решить быстро.
— Кстати, Александр Владимирович, вот вы сказали об отсутствии постоянно действующих переправ. Как вы считаете, какую роль, в этом плане, может сыграть мост через Лену?
— Этот объект крайне необходим всей республике. Начнём хотя бы с того, что у нас была построена 800-километровая железнодорожная магистраль Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях). Это огромные затраты. Но в итоге железная дорога подошла к берегу Лены и там остановилась. Поскольку и Якутск, и большая часть республики находятся на другой стороне реки. И какой теперь смысл в этой дороге? Так что, коль скоро речь идёт о связи Якутии с остальной частью России при помощи вновь созданного транспортного коридора, то мост нам крайне необходим. Более того, мы ощущаем все минусы от его отсутствия буквально на себе.
— Каким образом?
— А я объясню. Вот буквально в апреле на противоположном берегу Лены на одном из наших участков скопилось довольно большое количество специализированной техники. Почти 50 процентов нашего парка. По вполне объективным причинам мы не смогли её вывезти по зимней реке. В итоге в период межсезонья техника просто застряла. Как я уже и говорил, по простой причине — зимняя переправа уже закрылась, а летняя ещё не открылась. Но нам она была нужна на нашем берегу. И получилась на первый взгляд странная, а для Якутии типичная ситуация: обладая всей необходимой техникой, мы вынуждены были её нанимать. И платить за это, разумеется, довольно большие деньги. Вот вам и ответ на вопрос, нужен нам мост или нет. И я уж не говорю о том, что даже летом, при наличии паромной переправы, мы несём серьёзные убытки.
— Почему?
— Да потому, что паром — это в принципе дорогое удовольствие. Так что в совокупности мы несём такие расходы, которые нашим коллегам в европейской части страны и не снились. При этом мы регулярно слышим, что условия ведения бизнеса в нашей стране для всех одинаковы.
— Александр Владимирович, как-то вы давали нашей газете комментарий, в котором достаточно жёстко высказались о системе саморегулируемых организаций (СРО). Проблема остаётся?
— А куда она денется, если сам формат СРО остаётся неизменным? Кстати, эти проблемы были озвучены и на недавнем заседании президиума Госсовета. Соответственно, они волнуют многих производственников. И это не удивительно. Вы же сами проводили журналистское расследование и убедились, что допуски на выполнение профильных работ может получить любой желающий. Плати деньги, и вопрос решён. Но ведь мы говорим о безопасности людей, вот что страшно. Что могут построить так называемые «производственники», обладающие одной лишь печатью? Да ничего хорошего. А вот нормальный бизнес наши «правила игры» попросту убивают. Демпинг на аукционах до сих пор остаётся привычным явлением.
— Вы надеетесь на изменения в этой системе?
— А нам и остаётся лишь надеяться на перемены к лучшему.
— Какие ещё проблемы являются для вас наиболее актуальными?
— Как известно, с 1 июля текущего года профстандарты для работодателей и сотрудников станут обязательными. Это не новость, конечно, ведь соответствующий федеральный закон 122 появился ещё в мае прошлого года. И вот что показательно, внешне всё выглядит вполне справедливо. Ну кто бы спорил с тем, что той или иной работой должны заниматься профессионалы? Что людей нужно обучать? Что это должен быть постоянный процесс для любого предприятия? Вот только на деле тут проявляются подводные камни, с которыми обязательно столкнутся в первую очередь дальневосточные производственники.
— А почему именно дальневосточные?
— А потому, что отток населения из нашего региона на запад России как шёл, так и идёт. И уезжают ведь не маргиналы, тех вообще нигде не ждут. Уезжают лучшие, востребованные специалисты. И теперь в Якутии, занимающей по площади пятую часть России, живёт менее миллиона человек. Причём свыше половины — это население улусов, то есть районов. Но самое печальное заключается в том, что Дальний Восток покидает молодёжь. То есть те, кто должен приходить на смену сегодняшним руководителям. Да и вообще сегодняшним профессионалам.
А вот теперь — конкретный пример. Наша компания уже давно и серьёзно сталкивается с дефицитом кадров. Давно и серьёзно, я это подчёркиваю! У нас ведь, в принципе, работают, по большей части, высококвалифицированные сотрудники, такова уж специфика любого крупного сервисного предприятия в сфере энергетики. И вот, например, уходит на пенсию слесарь по ремонту газотурбинного оборудования. Что нам делать? Взять на его место более молодого работника с аналогичной квалификацией нереально, их просто нет. Средние специализированные учебные заведения в нашем регионе их не выпускают. Остаётся одно — обучать на месте, непосредственно на производстве. Да, это достаточно долгий процесс, для достижения необходимого профессионального уровня молодому человеку понадобится не один год. Но в нашем случае иного выхода просто нет. А вот теперь нас ставят перед фактом — согласно профстандартам мы должны брать на работу уже «готового» специалиста, со всеми «корочками». Да мы бы и так с удовольствием брали таких сотрудников! Мы об этом только и мечтаем. Но где их взять у нас в Якутии?
— Может, стоит обучать молодёжь в тех же среднеспециальных учебных заведениях?
— Да беда-то заключается в том, что якутские техникумы не готовят таких специалистов. Или готовят, но в недостаточном числе. Да, можно посылать людей на учёбу в тот же Новосибирск, например. Но это опять-таки дополнительные затраты, которые скажутся на нашей конкурентоспособности.
Я вам уже говорил, что мы несём множество таких обременений, о которых на западе России даже не слышали. Одни северные коэффициенты и надбавки, которые мы платим каждому человеку, чего стоят. Плюс оплата проезда к месту отдыха и обратно, что также является обязательным условием для северных работодателей. Плюс расходы на сложную логистику, а это для Якутии весьма серьёзный показатель. И я уж не говорю о том, что здесь всё, включая топливо и материалы, стоит значительно дороже, нежели за пределами нашей территории. И вот теперь новое дополнительное обременение. Да мы и так работаем на грани рентабельности, куда тут ещё чем-то обременять производственников? И ещё не забывайте, ну отправим мы человека учиться в другой город. Ну заплатим за него. А где гарантия, что он к нам вернётся? Нет такой гарантии. Никакой договор её не даст. Тем более, если хорошего работника позовут куда-нибудь в Газпром или Роснефть.
— И что делать?
— Не знаю. Пока будем присматриваться к ситуации. По принципу: поживём — увидим.
— Получается, что закон о профстандартах не продуман?
— А это как раз не удивительно. У нас и ключевой для любого производственного бизнеса ФЗ-44, мягко говоря, не продуман. Кто его продумывал, если при выборе подрядчика или поставщика услуг приоритетом является не самая разумная и работающая во всём мире схема «цена — качество», а исключительно цена. Причём цена низкая. Да и многие другие нормативные акты запутаны до основания. Вот вам любой производственник скажет: у нас есть столько официальных требований, которые противоречат друг другу, что есть лишь один выход избежать ответственности — вообще не работать. Иначе ты в любом случае что-то нарушишь. Такая вот система.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >