«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (144), март 2019
Главная тема

Главная тема 

Квоты — тем, кто их реально осваивает

В России не утихают скандалы вокруг передела крабового рынка. Но проблемы прибрежного рыболовства весьма актуальны и для всей отрасли. Вот только их почему-то старательно не замечают, несмотря на то, что для северных территорий именно «прибрежка» зачастую является социально-экономическим базисом. Это касается и создания рабочих мест, и отчислений в бюджеты всех уровней, и прочих значимых аспектов. Поэтому сегодня мы публикуем статью члена правления Росрыбколхозсоюза Ольги БУЛКОВОЙ, в которой как раз и идёт речь о самых значимых проблемах прибрежного рыболовства.

В непростое для рыбопромышленников время, в период законодательных изменений и революционных инициатив, перед прибрежными рыбопромышленными предприятиями Хабаровского края, да и многих других регионов, остро стоит ряд серьёзных проблем. Но я остановлюсь лишь на наиболее значимых моментах, которые препятствуют развитию отрасли.

Первое — это избыточность требований по освидетельствованию флота на соответствие Международному кодексу по управлению безопасностью (МКУБ), а также по обеспечению транспортной безопасности. Этот вопрос не раз поднимался на самых разных уровнях, включая федеральный. Ведь что получается? Если не исполнять требования МКУБ в части освидетельствования маломерных судов, это неизбежно приведёт к отказу в выдаче разрешений на добычу водных биоресурсов (ВБР). То есть деятельность любого отраслевого предприятия будет фактически заблокирована.

Мы — законопослушные рыбаки и привыкли действовать строго по закону. Но, с другой стороны, требования МКУБ в нынешнем их объёме практически невыполнимы для большей части маломерных судов, задействованных на реках и в прибрежной полосе. Имеются в виду лодки, кунгасы и боты, которые сейчас приравнены к крупным океанским судам. Складывается парадоксальная ситуация: и для небольшой лодки, и для большого рыболовного траулера законодатели установили общие нормативные требования. Хотя практически все специалисты сходятся в одном — нет никакой целесообразности в применении соответствующих норм в отношении маломерного флота.

Вторая ключевая проблема — необеспеченность береговых предприятий квотами на добычу ВБР. Рыба — ценный ресурс, являющийся народным богатством, поэтому государство жёстко контролирует его распределение и освоение. Это, безусловно, правильно. Однако существующие сегодня механизмы распределения ВБР не удовлетворяют в полном объёме потребность в ресурсе береговых предприятий, имеющих перерабатывающие заводы и несущих определённую социально-экономическую нагрузку. Это особенно актуально для северных территорий, где рыбопромышленные компании зачастую являются основными работодателями. Не станет таких организаций — не будет и работы для местных жителей. Нетрудно догадаться, что это чревато социальной катастрофой. Хотелось бы также отметить, что рыбопромышленный комплекс — стратегически важное направление экономики страны. Специфика рыбохозяйственной отрасли нашего региона заключается в сосредоточении большого количества рыболовецких посёлков вдоль рек и морского побережья, в том числе в районах Крайнего Севера. Подчеркну ещё раз: расположенные в посёлках рыбопромышленные предприятия обеспечивают налоговые поступления в бюджеты всех уровней, занятость и стабильное благосостояние населения, развитие инфраструктуры, благоустройство дорог и территорий. Выполняемые рыбопромышленниками задачи по развитию населённых пунктов укрепляют удалённые поселения и районы края и в экономическом, и в социальном плане. Они также способствуют уменьшению оттока населения с Дальнего Востока. Кроме того, отраслевые компании на Севере обеспечивают продовольственную безопасность страны за счёт выпуска рыбной продукции и насыщения ею внутреннего рынка. А это, как известно, важнейшая государственная задача.

Между тем на сегодняшний день береговые заводы региона не обеспечены сырьём в объёме, достаточном для равномерной и полноценной загрузки перерабатывающих мощностей. Происходит это по одной причине — из-за нехватки квот. При этом существуют предприятия, у которых, напротив, квот, закреплённых по историческому принципу, в избытке. И они своими силами не способны их освоить и переработать.

В качестве примера приведу сельдь тихоокеанскую нерестовую. В Хабаровском крае она в основном добывается на территории Охотского муниципального района. И вот что получается. На побережье Охотского района расположены береговые заводы двенадцати предприятий. Но из них всего пять компаний обладают квотами на добычу сельди. При этом социально-экономическую нагрузку несут все участники рынка: и обладающие квотами, и не обладающие ими. Все мы, работодатели, должны платить людям зарплату, отчислять налоги в бюджеты, помогать посёлкам в решении их повседневных проблем. В результате многие рыбопромышленники вынуждены в поисках сырья приобретать его у «соседей».

К сожалению, предусмотренный законодательством механизм закрепления объёмов ВБР не позволяет пользователям свободно приобретать недостающие им квоты на добычу водных биоресурсов. Соответствующие аукционы объявляются по мере высвобождения квот у пользователей, то есть по причине ликвидации предприятий или из-за лишения таких компаний квот в том случае, если они их не осваивают. Но это случается редко. А в связи с тем, что квоты по историческому принципу в 2018 году переоформили на новый срок, ситуация ещё больше усложняется. Особенно для тех, кто не обладает необходимыми для загрузки своих заводов объёмами ВБР. Ведь согласно действующим нормам закона, история освоения квот предприятиями начинается заново с 2019 года.

Также хотелось бы выделить ещё одну составляющую данной проблемы. Как известно, на рынке есть и добросовестные рыбаки, полностью выполняющие свои обязательства, и те, кто работают только с целью наживы. Последних, слава Богу, меньшинство. Но они, тем не менее, есть. Таких рыбаков мы называем «квотными рантье», поскольку объёмы водных биологических ресурсов им нужны исключительно для перепродажи — тем, кому нечем загружать собственные береговые заводы. Такие «квотные рантье» никогда не будут вкладывать средства в глубокую переработку продукции — им это просто не нужно. И свои квоты собственными силами они также осваивать не в состоянии. Казалось бы, вот повод в судебном порядке лишить их этих самых квот. Но тут не всё так просто. С учётом установленного законодательством периода неосвоения (в два года подряд) и времени, потраченного на судебные разбирательства, перспектива лишения недобросовестных компаний квот и выставления их на аукцион при самом ближайшем рассмотрении вероятна не ранее, чем в 2022 году. Поэтому добросовестные пользователи, имеющие своё производство и наращивающие производственный потенциал, вместо того чтобы на законных основаниях приобретать ресурс у государства и пополнять бюджет, вынуждены будут и дальше покупать сырьё у организаций, наделённых ресурсами по историческому принципу. Хотя, повторюсь, такие рантье не вкладываются в производство, а лишь наживаются на торговле государственными ресурсами.

Мы против того, чтобы полностью отказаться от исторического принципа распределения квот. Однако считаем предложение о регулярном распределении части ресурсной базы на аукционах рациональным, справедливым и соответствующим государственным интересам.

Рыбопромышленники неоднократно обращались в органы государственной власти Хабаровского края, Государственную Думу РФ, Росрыболовство, во ВНИРО с предложениями изменить существующий порядок предоставления ресурсов, чтобы квотами были обеспечены в первую очередь социально значимые береговые рыбопромышленные предприятия, работающие на Севере. Пока наши инициативы реальной поддержки не получили.

Но удачные примеры введения особых мер по распределению и регулированию промысла водных биоресурсов мы наблюдаем в Сахалинской области (шестимильная зона для рыболовства), а также при регулировании органами государственной власти субъектов РФ промысла анадромных видов рыб (лососей и пр.).

Мы уверены: вышеописанная проблема нехватки сырья и простаивания береговых заводов требует принятия срочных мер. Торговля государственным ресурсом недопустима. Необходим справедливый механизм распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.

Вариантов и предложений решения данной проблемы много. К примеру, считаем целесообразным законодательно закрепить регулярное распределение части квот на аукционах. Вторая схема — установление особого механизма регулирования в отношении части квот (около 20 процентов) на добычу объектов прибрежного рыболовства. Речь идёт о передаче этого ресурсного объёма тем субъектам РФ, в которых прибрежное рыболовство является одним из ключевых промышленных показателей. Это позволит руководителям территорий, знающим специфику промысла в своём регионе, распределять квоты исходя из потребностей береговых предприятий. Тем более что региональный опыт в данном случае накоплен большой. Имеется в виду работа по принципу комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб.

Эти меры позволят решить проблему нехватки сырья для загрузки береговых заводов, обеспечив тем самым выполнение задач прибрежного рыболовства, укрепление продовольственной безопасности страны, улучшение социально-экономического состояния отдалённых посёлков и районов. Кроме того, появится дополнительная мотивация рыбопромышленников на инвестирование в производство. Ну и, конечно, будет ограничена деятельность так называемых «квотных рантье». От этого выиграют все: и государство, и бизнес, и население.

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров