Мы не раз беседовали с главой Ленского района Республики Саха (Якутия) Сергеем ВЫСОКИХ. И можем констатировать — речь идет, наверное, об одном из самых эффективных муниципальных руководителей Дальнего Востока. Достаточно посмотреть на те масштабные социальные проекты, которые реализуются в районе, чтобы сделать определенные выводы. Но в этот раз тема нашего разговора практически не касалась Якутии. Дело в том, что сейчас руководители полпредства президента РФ в ДФО и Минвостокразвития готовят новый вариант дальневосточной стратегии. И, на наш взгляд, мнение глав районов в этой связи крайне важно.
Острый вопрос
— Сергей Иннокентьевич, в последние годы руководители муниципалитетов в нашем регионе всё чаще говорят о запутанности земельных отношений. Грубо говоря, на Дальнем Востоке земли более чем достаточно. Но распоряжается ею кто угодно, но только не главы районов. Леса — федеральная собственность, берега рек и озер — тоже, какие-то непонятные участки, на которых лет по 20 нет ровным счетом ничего, принадлежат Министерству обороны. Вы сталкиваетесь с этой проблемой?
— Проблема действительно существует. Особенно остро вопрос стоит при переводе земель из одной категории в другую, к примеру, из федеральной в муниципальную. На это требуется потратить массу бумаг и времени. Но в принципе тут как раз дело обстоит не слишком критично, хотя соответствующие решения об упрощении земельных отношений необходимо принимать уже сейчас. Тем более у нас, на Дальнем Востоке, где, как вы правильно заметили, земля сама по себе не является дефицитом. И главе района гораздо сложнее найти того, кто будет эффективно работать на этой земле, кто инвестирует в нее собственные средства. Хотя на самом деле главное даже не в этом.
— А в чем?
— Давайте будем говорить не о землях как таковых, а об участках недр местного значения. Точнее, об общераспространенных полезных ископаемых. Вот тут и правда содержится полнейший перекос. С одной стороны, такие участки востребованы, как правило, местным производственным сектором. То есть строительными, дорожными и другими отраслевыми предприятиями. Всё-таки песок, гравий или щебень ¤1 это не алмазы или золото. Тут-то речь идет о конкретных объектах, которые строятся в конкретных населенных пунктах с применением конкретных материалов. А материалы эти в буквальном смысле лежат под ногами. Казалось бы, в чем проблема? Бери гравий или щебень и работай. Но! Вот тут-то и проявляется вторая сторона. Как правило, для решения вопроса с этими карьерами администрациям необходимо подключать территориальные органы Роснедр, которые, со своей стороны, обращаются в центральный аппарат агентства по недропользованию. И вся эта махина крутится крайне медленно и неэффективно. Поэтому проблему с отведением карьера для тех же дорожников решить не так-то просто. По крайней мере, во многих случаях это так и бывает.
Нужны перемены
— В итоге, как я понимаю, страдает производственный бизнес?
— А страдают все, поскольку мы говорим сейчас об объектах, которыми пользуются все наши граждане. Ведь именно для строительства таких объектов и используются участки недр местного значения.
— Что делать?
— Менять законодательство и определять участки недр местного значения (с конкретными объемами общераспространенных полезных ископаемых), которые станут муниципальной собственностью. Соответственно, решать все вопросы с этими участками должны районные власти.
— Что это даст?
— Это однозначно стимулирует производственный рынок территории. Мы уберем из-под ног огромный бюрократический пласт, который просто мешает работать.
О коррупции
— Задам неудобный вопрос. Представители некоторых федеральных ведомств уже высказывались по поводу таких предложений муниципальных руководителей. И смысл был такой: как только главы районов получат контроль над серьезной собственностью (в виде участков), то сразу в дело вступят стандартные коррупционные схемы. Всё будет продаваться направо и налево. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Это, мягко говоря, очень странная позиция. Во-первых, давайте проговорим ситуацию еще раз, речь идет об участках недр местного значения и об общераспространенных полезных ископаемых. Это не алмазные рудники и не золотые россыпи, вокруг которых крутится множество бизнес-интересов. На них мы, собственно, и не претендуем. А песок, гравий и щебень — это не та цена вопроса, которая в одночасье станет стимулом для коррупции. Я же не случайно отметил, что мне даже сейчас гораздо сложнее найти того, кто станет работать на земле, чем выделить сам участок земли. Тем более мы с вами не в ближнем Подмосковье живем, у нас плотность населения совсем другая. И трудоспособного населения у нас тоже мало, а уж предпринимателей — вообще кот наплакал. Ну а во-вторых, если уж честно отвечать на ваш вопрос, то я не открою большой тайны, если скажу: чем выше уровень власти, тем выше и уровень коррупции. Искать коррупционеров в районных администрациях, по меньшей мере, глупо.
— Взяточников в районах не бывает?
— Да бывают, конечно. Вот когда я еще впервые был избран главой района, то мне пришлось расстаться с некоторыми чиновниками нашей администрации. Да, были подозрения, что люди живут, скажем так, не на одну зарплату. Я с ними переговорил, и они предпочли оставить государственную службу. Но даже с учетом этого говорить о хоть сколько-нибудь масштабной коррупции на муниципальном уровне — это смешно. У районных чиновников просто нет полномочий, которые позволили бы им брать серьезные взятки. Они и попадаются-то в основном на мелочи. А все крупные откаты и распилы в других местах фигурируют. И на других уровнях. Кроме того, мы же с вами сейчас говорим о совершенно прикладных, очевидных вещах, которые признают и региональные, и некоторые федеральные руководители — для эффективной хозяйственной работы на местах требуется, чтобы районные власти обладали не абстрактными, а реальными полномочиями. В том числе это касается и земельных отношений, и участков недр местного значения с определенными запасами общераспространенных полезных ископаемых. Территории от этого только выиграют.
Налоги — в районы
— Вот сейчас сотрудники полпредства президента РФ в ДФО и Министерства развития Дальнего Востока готовят новый вариант региональной программы. Что бы вы могли посоветовать, как руководитель района?
— Сложно давать советы, когда к тебе за ними не обращаются. Поэтому я могу лишь высказывать свое мнение. Вот я не раз уже озвучивал свою позицию о налоговых отчислениях, которые должны хотя бы частично оставаться в бюджетах районов. Ведь доля НДФЛ — это слишком незначительный для любого района платеж. Это просто капля в море. Поэтому перечень отчислений в бюджеты муниципальных образований должен быть расширен. Я сейчас даже не стану говорить, какие именно налоги целесообразно оставлять в районах. Пусть об этом подумают специалисты Минфина. Но важен сам факт — без изменения налоговой политики ничего хорошего нас не ждет. И очень хорошо, что президент РФ Владимир ПУТИН в своем послании Федеральному собранию в принципе озвучил тему налоговых льгот. Именно в принципе, поскольку теперь эта тема, на мой взгляд, нуждается в детальной проработке. Налоговые льготы исключительно для новых компаний и для инвесторов, которые готовы вложить в проекты по полмиллиарда рублей,— это полумеры. Необходимы более масштабные изменения в межбюджетных отношениях.
— Но ведь бюджет Ленского района является как раз профицитным. У вас-то, по сравнению с другими районами республики, еще всё неплохо складывается. Не случайно ваши социальные программы вызывают зависть у многих. Столько, сколько делаете вы для своего населения,— это вообще редкость на Дальнем Востоке. Не каждый крупный город может похвастаться таким стадионом, как у вас, такой детской библиотекой, таким центром детского творчества. Я уж не говорю о медицинских и образовательных учреждениях, которые у вас строятся с завидной регулярностью. Вам-то чего не хватает?
— Я бы сразу разделил ваш вопрос на несколько составляющих. И начнем с того, что в нашем районе, как известно, работают крупные промышленные компании федерального уровня. Это и «АЛРОСА», и Газпром, и «Транснефть», и «Сургутнефтегаз». Естественно, что дочерние структуры этих предприятий платят часть налогов в наш бюджет. То есть нам в этом плане повезло. Но это, скорее, исключение из правил, ведь в Якутии только два района — Ленский и Мирнинский работают с профицитными бюджетами. Все остальные муниципальные образования являются дотационными. И вот они-то как раз полностью зависят от всевозможных субсидий.
А где плательщики?
— А как же схемы подушевого финансирования? Они-то как раз работают вне зависимости от экономики каждого района?
— Поймите меня правильно, я не против схем подушевого финансирования в образовании, здравоохранении и так далее. Ведь если где-то нет нефти, газа или алмазов, то население от этого страдать не должно. Более того, при сегодняшней ситуации без дотаций и субсидий вообще не обойтись. Но нельзя жить сегодняшним днем. Субсидии и дотации — они сегодня есть, а завтра их нет. Малейшее колебание в экономике — и сразу же урезаются в первую очередь социальные проекты. И это понятно, региональные и федеральный бюджеты не резиновые, и если денег нет, то с потолка они не возьмутся. Мы с вами это не раз наблюдали при урезании различных ФЦП. Поэтому рассчитывать на постоянные вливания нельзя. А вот строго определенные налоговые отчисления в бюджеты районов — это другое дело.
— Но тут районы получат другую проблему — где искать плательщиков в бюджеты?
— Да, тут тоже многое зависит от внешних факторов. Но факторы эти объективные. Точнее, рыночные. Например, район получает 30 процентов от НДПИ. И в этом же районе работают, скажем, два недропользователя. Конечно, снижение цены на золото скажется и на их налоговых отчислениях. Грубо говоря, мы рассчитывали получить по два рубля с каждого, а получим по рублю. Но это уже будут прогнозируемые варианты. И самое главное — появится четкая схема наполнения районных бюджетов. Не дотации, а именно самодостаточная бюджетная схема.
Ориентир — это основа
— Но ведь не все районы обладают запасами полезных ископаемых. И не во всех работают крупные недропользователи, то есть потенциальные крупные налогоплательщики. Как быть с бедными территориями?
— Подождите, я ведь НДПИ привел в качестве примера. Можно вести речь и о части НДС, например. И это даже целесообразнее, коль скоро государство планирует постепенно уходить от исключительно сырьевого характера экономики. Это один момент. Второй — вот вы сами сказали о подготовке новой программы развития Дальнего Востока. Так в этот документ и нужно включать в первую очередь четко просчитанные ориентиры для экономики территории. С учетом всех возможностей субъектов.
— Получается, что будущая программа должна чуть ли не обозначать каждый объект, который должен быть введен на Дальнем Востоке?
— Нет смысла прописывать всё до малейшей запятой. Но должно быть предельно четко обозначенное государственное планирование на многие годы вперед. Как это было, например, в Госплане СССР. И уже на эту основу регионы будут накручивать собственные производственные проекты, с учетом возможностей каждого района. Например, если в одном улусе Якутии добывается нефть, то другой должен быть «заточен» под поставки сельскохозяйственной продукции для нефтяников, в третьем будут разрабатывать карьеры инертных материалов для тех же нефтяных месторождений. Я сейчас всё это условно говорю. Но главное в другом — должен быть задан вектор развития Дальнего Востока. Фундамент, понимаете? И это как раз федеральная прерогатива. А уж созданием надстройки должны заняться регионы с учетом, повторюсь еще раз, возможностей всех муниципальных образований. И как раз в этом случае изменение налоговых схем в пользу районов станет эффективным инструментом. А в федеральных целевых программах должны быть прописаны крупные инфраструктурные проекты, общие для регионов (дороги, энергетика).
Прямые отчисления — вторичны
— Сергей Иннокентьевич, давайте всё-таки вернемся к проблемам бизнеса. То есть к проблемам тех, кто и платит налоги. Можно предусмотреть какие угодно варианты налоговых отчислений, но если бизнеса нет, то и самих платежей не будет. Это так?
— Правильно, но только с одной поправкой. Экономика не строится исключительно на прямых налоговых отчислениях. Как раз прямые отчисления — вторичный фактор. А первичны — условия развития бизнеса. И я не раз говорил, что для малого и среднего бизнеса необходимо вводить налоговые каникулы. По сути, освобождать такие предприятия от большей части платежей. За исключением, разве что, НДФЛ.
— Но ведь в этом случае какую пользу получат бюджеты районов?
— Самую прямую. Вот давайте предположим, опять же абстрактно, что малый и средний бизнес освобождается от большей части налогов. В итоге бюджет прямых отчислений не получает. Но экономика штука многогранная. Да, мы не получим, например, часть НДС. Но зато предприниматель получит возможность расширять производство и создавать новые рабочие места. И только за счет этого у нас вырастет объем того же НДФЛ. Пойдем дальше. В бизнесе всегда работает сила притяжения. Появился ресторан? Значит, будут успешнее работать сельхозпроизводители. Продукты-то в заведение поставлять нужно. Соответственно, появится дополнительная работа у поставщиков комбикормов и удобрений, ведь без них сельчане работать не смогут. А это — дополнительные объемы перевозок для транспортных компаний. Вот она, цепочка. И всё это — и прямые, и опосредованные доходы в местные бюджеты. То же самое я могу сказать о любом производственном проекте. Получит бизнес стимул для развития? Будет развитие и у районов. К тому же при такой лояльной налоговой политике через пять лет (я имею в виду срок действия налоговых каникул) мы получим достаточно крупных плательщиков в местные бюджеты. И вот тут уж часть НДС станет для нас весьма актуальной.
— Но ведь о налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса говорят во всей стране...
— А я не хочу говорить сейчас обо всей стране. Мы живем в особых географических, климатических, транспортных и, как следствие, экономических условиях. Значит, и схемы развития на Дальнем Востоке тоже должны быть особыми, можно сказать, уникальными.
Конкретные предпосылки
— Сейчас к этому есть конкретные предпосылки?
— А как же? Вот посмотрите, еще лет десять назад никто и мечтать не мог, что центральные и южные районы Якутии будут не просто закольцованы в одну энергосистему, но еще и станут своеобразным мостом, соединяющим нас с большой энергетикой России. Сейчас это — реальность. И теперь первые лица Магаданской области просчитывают варианты присоединения своей изолированной энергетической системы к нашей. Возьмем в качестве примера газификацию в нашем районе. Когда-то это воспринималось как фантастика. Теперь это часть нашего быта. Я уж не говорю об освоении Чаядны, а соответственно, и о предполагаемом строительстве газопровода Якутия—Хабаровск—Владивосток, который позволит газифицировать четыре района Якутии. Так что основа для будущего развития территории уже создается.
— Теперь, насколько я понимаю, нужны цели и инструменты их достижения?
— Совершенно верно! Нужны четко обозначенные приоритеты и системное планирование. Когда ты видишь конкретную цель — появятся и способы движения. Вот такая цель нам и нужна в первую очередь. Но одновременно с этим нужно решать и текущие задачи в виде изменения межбюджетных отношений, налоговых льгот для дальневосточного бизнеса и вразумительной административной реформы. В этом случае Дальний Восток в целом и Якутия в частности получат большой стимул для развития на многие годы вперед.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ