«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (90), январь 2014
Главная тема

Главная тема 

«Районным властям нужны реальные полномочия»

Мы не раз беседовали с главой Ленского района Республики Саха (Якутия) Сергеем ВЫСОКИХ. И можем констатировать — речь идет, наверное, об одном из самых эффективных муниципальных руководителей Дальнего Востока. Достаточно посмотреть на те масштабные социальные проекты, которые реализуются в районе, чтобы сделать определенные выводы. Но в этот раз тема нашего разговора практически не касалась Якутии. Дело в том, что сейчас руководители полпредства президента РФ в ДФО и Минвостокразвития готовят новый вариант дальневосточной стратегии. И, на наш взгляд, мнение глав районов в этой связи крайне важно.

Острый вопрос

— Сергей Иннокентьевич, в последние годы руководители муниципалитетов в нашем регионе всё чаще говорят о запутанности земельных отношений. Грубо говоря, на Дальнем Востоке земли более чем достаточно. Но распоряжается ею кто угодно, но только не главы районов. Леса — федеральная собственность, берега рек и озер — тоже, какие-то непонятные участки, на которых лет по 20 нет ровным счетом ничего, принадлежат Министерству обороны. Вы сталкиваетесь с этой проблемой?
— Проблема действительно существует. Особенно остро вопрос стоит при переводе земель из одной категории в другую, к примеру, из федеральной в муниципальную. На это требуется потратить массу бумаг и времени. Но в принципе тут как раз дело обстоит не слишком критично, хотя соответствующие решения об упрощении земельных отношений необходимо принимать уже сейчас. Тем более у нас, на Дальнем Востоке, где, как вы правильно заметили, земля сама по себе не является дефицитом. И главе района гораздо сложнее найти того, кто будет эффективно работать на этой земле, кто инвестирует в нее собственные средства. Хотя на самом деле главное даже не в этом. 
— А в чем?
— Давайте будем говорить не о землях как таковых, а об участках недр местного значения. Точнее, об общераспространенных полезных ископаемых. Вот тут и правда содержится полнейший перекос. С одной стороны, такие участки востребованы, как правило, местным производственным сектором. То есть строительными, дорожными и другими отраслевыми предприятиями. Всё-таки песок, гравий или щебень ¤1 это не алмазы или золото. Тут-то речь идет о конкретных объектах, которые строятся в конкретных населенных пунктах с применением конкретных материалов. А материалы эти в буквальном смысле лежат под ногами. Казалось бы, в чем проблема? Бери гравий или щебень и работай. Но! Вот тут-то и проявляется вторая сторона. Как правило, для решения вопроса с этими карьерами администрациям необходимо подключать территориальные органы Роснедр, которые, со своей стороны, обращаются в центральный аппарат агентства по недропользованию. И вся эта махина крутится крайне медленно и неэффективно. Поэтому проблему с отведением карьера для тех же дорожников решить не так-то просто. По крайней мере, во многих случаях это так и бывает. 

Нужны перемены

— В итоге, как я понимаю, страдает производственный бизнес?
— А страдают все, поскольку мы говорим сейчас об объектах, которыми пользуются все наши граждане. Ведь именно для строительства таких объектов и используются участки недр местного значения. 
— Что делать?
— Менять законодательство и определять участки недр местного значения (с конкретными объемами общераспространенных полезных ископаемых), которые станут муниципальной собственностью. Соответственно, решать все вопросы с этими участками должны районные власти. 
— Что это даст?
— Это однозначно стимулирует производственный рынок территории. Мы уберем из-под ног огромный бюрократический пласт, который просто мешает работать. 

О коррупции

— Задам неудобный вопрос. Представители некоторых федеральных ведомств уже высказывались по поводу таких предложений муниципальных руководителей. И смысл был такой: как только главы районов получат контроль над серьезной собственностью (в виде участков), то сразу в дело вступят стандартные коррупционные схемы. Всё будет продаваться направо и налево. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Это, мягко говоря, очень странная позиция. Во-первых, давайте проговорим ситуацию еще раз, речь идет об участках недр местного значения и об общераспространенных полезных ископаемых. Это не алмазные рудники и не золотые россыпи, вокруг которых крутится множество бизнес-интересов. На них мы, собственно, и не претендуем. А песок, гравий и щебень — это не та цена вопроса, которая в одночасье станет стимулом для коррупции. Я же не случайно отметил, что мне даже сейчас гораздо сложнее найти того, кто станет работать на земле, чем выделить сам участок земли. Тем более мы с вами не в ближнем Подмосковье живем, у нас плотность населения совсем другая. И трудоспособного населения у нас тоже мало, а уж предпринимателей — вообще кот наплакал. Ну а во-вторых, если уж честно отвечать на ваш вопрос, то я не открою большой тайны, если скажу: чем выше уровень власти, тем выше и уровень коррупции. Искать коррупционеров в районных администрациях, по меньшей мере, глупо. 
— Взяточников в районах не бывает?
— Да бывают, конечно. Вот когда я еще впервые был избран главой района, то мне пришлось расстаться с некоторыми чиновниками нашей администрации. Да, были подозрения, что люди живут, скажем так, не на одну зарплату. Я с ними переговорил, и они предпочли оставить государственную службу. Но даже с учетом этого говорить о хоть сколько-нибудь масштабной коррупции на муниципальном уровне — это смешно. У районных чиновников просто нет полномочий, которые позволили бы им брать серьезные взятки. Они и попадаются-то в основном на мелочи. А все крупные откаты и распилы в других местах фигурируют. И на других уровнях. Кроме того, мы же с вами сейчас говорим о совершенно прикладных, очевидных вещах, которые признают и региональные, и некоторые федеральные руководители — для эффективной хозяйственной работы на местах требуется, чтобы районные власти обладали не абстрактными, а реальными полномочиями. В том числе это касается и земельных отношений, и участков недр местного значения с определенными запасами общераспространенных полезных ископаемых. Территории от этого только выиграют. 

Налоги — в районы

— Вот сейчас сотрудники полпредства президента РФ в ДФО и Министерства развития Дальнего Востока готовят новый вариант региональной программы. Что бы вы могли посоветовать, как руководитель района? 
— Сложно давать советы, когда к тебе за ними не обращаются. Поэтому я могу лишь высказывать свое мнение. Вот я не раз уже озвучивал свою позицию о налоговых отчислениях, которые должны хотя бы частично оставаться в бюджетах районов. Ведь доля НДФЛ — это слишком незначительный для любого района платеж. Это просто капля в море. Поэтому перечень отчислений в бюджеты муниципальных образований должен быть расширен. Я сейчас даже не стану говорить, какие именно налоги целесообразно оставлять в районах. Пусть об этом подумают специалисты Минфина. Но важен сам факт — без изменения налоговой политики ничего хорошего нас не ждет. И очень хорошо, что президент РФ Владимир ПУТИН в своем послании Федеральному собранию в принципе озвучил тему налоговых льгот. Именно в принципе, поскольку теперь эта тема, на мой взгляд, нуждается в детальной проработке. Налоговые льготы исключительно для новых компаний и для инвесторов, которые готовы вложить в проекты по полмиллиарда рублей,— это полумеры. Необходимы более масштабные изменения в межбюджетных отношениях. 
— Но ведь бюджет Ленского района является как раз профицитным. У вас-то, по сравнению с другими районами республики, еще всё неплохо складывается. Не случайно ваши социальные программы вызывают зависть у многих. Столько, сколько делаете вы для своего населения,— это вообще редкость на Дальнем Востоке. Не каждый крупный город может похвастаться таким стадионом, как у вас, такой детской библиотекой, таким центром детского творчества. Я уж не говорю о медицинских и образовательных учреждениях, которые у вас строятся с завидной регулярностью. Вам-то чего не хватает?
— Я бы сразу разделил ваш вопрос на несколько составляющих. И начнем с того, что в нашем районе, как известно, работают крупные промышленные компании федерального уровня. Это и «АЛРОСА», и Газпром, и «Транснефть», и «Сургутнефтегаз». Естественно, что дочерние структуры этих предприятий платят часть налогов в наш бюджет. То есть нам в этом плане повезло. Но это, скорее, исключение из правил, ведь в Якутии только два района — Ленский и Мирнинский работают с профицитными бюджетами. Все остальные муниципальные образования являются дотационными. И вот они-то как раз полностью зависят от всевозможных субсидий. 

А где плательщики?

— А как же схемы подушевого финансирования? Они-то как раз работают вне зависимости от экономики каждого района?
— Поймите меня правильно, я не против схем подушевого финансирования в образовании, здравоохранении и так далее. Ведь если где-то нет нефти, газа или алмазов, то население от этого страдать не должно. Более того, при сегодняшней ситуации без дотаций и субсидий вообще не обойтись. Но нельзя жить сегодняшним днем. Субсидии и дотации — они сегодня есть, а завтра их нет. Малейшее колебание в экономике — и сразу же урезаются в первую очередь социальные проекты. И это понятно, региональные и федеральный бюджеты не резиновые, и если денег нет, то с потолка они не возьмутся. Мы с вами это не раз наблюдали при урезании различных ФЦП. Поэтому рассчитывать на постоянные вливания нельзя. А вот строго определенные налоговые отчисления в бюджеты районов — это другое дело. 
— Но тут районы получат другую проблему — где искать плательщиков в бюджеты? 
— Да, тут тоже многое зависит от внешних факторов. Но факторы эти объективные. Точнее, рыночные. Например, район получает 30 процентов от НДПИ. И в этом же районе работают, скажем, два недропользователя. Конечно, снижение цены на золото скажется и на их налоговых отчислениях. Грубо говоря, мы рассчитывали получить по два рубля с каждого, а получим по рублю. Но это уже будут прогнозируемые варианты. И самое главное — появится четкая схема наполнения районных бюджетов. Не дотации, а именно самодостаточная бюджетная схема. 

Ориентир — это основа

— Но ведь не все районы обладают запасами полезных ископаемых. И не во всех работают крупные недропользователи, то есть потенциальные крупные налогоплательщики. Как быть с бедными территориями?
— Подождите, я ведь НДПИ привел в качестве примера. Можно вести речь и о части НДС, например. И это даже целесообразнее, коль скоро государство планирует постепенно уходить от исключительно сырьевого характера экономики. Это один момент. Второй — вот вы сами сказали о подготовке новой программы развития Дальнего Востока. Так в этот документ и нужно включать в первую очередь четко просчитанные ориентиры для экономики территории. С учетом всех возможностей субъектов.
— Получается, что будущая программа должна чуть ли не обозначать каждый объект, который должен быть введен на Дальнем Востоке?
— Нет смысла прописывать всё до малейшей запятой. Но должно быть предельно четко обозначенное государственное планирование на многие годы вперед. Как это было, например, в Госплане СССР. И уже на эту основу регионы будут накручивать собственные производственные проекты, с учетом возможностей каждого района. Например, если в одном улусе Якутии добывается нефть, то другой должен быть «заточен» под поставки сельскохозяйственной продукции для нефтяников, в третьем будут разрабатывать карьеры инертных материалов для тех же нефтяных месторождений. Я сейчас всё это условно говорю. Но главное в другом — должен быть задан вектор развития Дальнего Востока. Фундамент, понимаете? И это как раз федеральная прерогатива. А уж созданием надстройки должны заняться регионы с учетом, повторюсь еще раз, возможностей всех муниципальных образований. И как раз в этом случае изменение налоговых схем в пользу районов станет эффективным инструментом. А в федеральных целевых программах должны быть прописаны крупные инфраструктурные проекты, общие для регионов (дороги, энергетика).

Прямые отчисления — вторичны

— Сергей Иннокентьевич, давайте всё-таки вернемся к проблемам бизнеса. То есть к проблемам тех, кто и платит налоги. Можно предусмотреть какие угодно варианты налоговых отчислений, но если бизнеса нет, то и самих платежей не будет. Это так?
— Правильно, но только с одной поправкой. Экономика не строится исключительно на прямых налоговых отчислениях. Как раз прямые отчисления — вторичный фактор. А первичны — условия развития бизнеса. И я не раз говорил, что для малого и среднего бизнеса необходимо вводить налоговые каникулы. По сути, освобождать такие предприятия от большей части платежей. За исключением, разве что, НДФЛ. 
— Но ведь в этом случае какую пользу получат бюджеты районов? 
— Самую прямую. Вот давайте предположим, опять же абстрактно, что малый и средний бизнес освобождается от большей части налогов. В итоге бюджет прямых отчислений не получает. Но экономика штука многогранная. Да, мы не получим, например, часть НДС. Но зато предприниматель получит возможность расширять производство и создавать новые рабочие места. И только за счет этого у нас вырастет объем того же НДФЛ. Пойдем дальше. В бизнесе всегда работает сила притяжения. Появился ресторан? Значит, будут успешнее работать сельхозпроизводители. Продукты-то в заведение поставлять нужно. Соответственно, появится дополнительная работа у поставщиков комбикормов и удобрений, ведь без них сельчане работать не смогут. А это — дополнительные объемы перевозок для транспортных компаний. Вот она, цепочка. И всё это — и прямые, и опосредованные доходы в местные бюджеты. То же самое я могу сказать о любом производственном проекте. Получит бизнес стимул для развития? Будет развитие и у районов. К тому же при такой лояльной налоговой политике через пять лет (я имею в виду срок действия налоговых каникул) мы получим достаточно крупных плательщиков в местные бюджеты. И вот тут уж часть НДС станет для нас весьма актуальной. 
— Но ведь о налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса говорят во всей стране...
— А я не хочу говорить сейчас обо всей стране. Мы живем в особых географических, климатических, транспортных и, как следствие, экономических условиях. Значит, и схемы развития на Дальнем Востоке тоже должны быть особыми, можно сказать, уникальными. 

Конкретные предпосылки

— Сейчас к этому есть конкретные предпосылки?
— А как же? Вот посмотрите, еще лет десять назад никто и мечтать не мог, что центральные и южные районы Якутии будут не просто закольцованы в одну энергосистему, но еще и станут своеобразным мостом, соединяющим нас с большой энергетикой России. Сейчас это — реальность. И теперь первые лица Магаданской области просчитывают варианты присоединения своей изолированной энергетической системы к нашей. Возьмем в качестве примера газификацию в нашем районе. Когда-то это воспринималось как фантастика. Теперь это часть нашего быта. Я уж не говорю об освоении Чаядны, а соответственно, и о предполагаемом строительстве газопровода Якутия—Хабаровск—Владивосток, который позволит газифицировать четыре района Якутии. Так что основа для будущего развития территории уже создается. 
— Теперь, насколько я понимаю, нужны цели и инструменты их достижения?
— Совершенно верно! Нужны четко обозначенные приоритеты и системное планирование. Когда ты видишь конкретную цель — появятся и способы движения. Вот такая цель нам и нужна в первую очередь. Но одновременно с этим нужно решать и текущие задачи в виде изменения межбюджетных отношений, налоговых льгот для дальневосточного бизнеса и вразумительной административной реформы. В этом случае Дальний Восток в целом и Якутия в частности получат большой стимул для развития на многие годы вперед. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ 
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров