Недропользователи Дальнего Востока, которые добывают россыпное золото, к июню практически во всех регионах начали промывочный сезон. Но не всё и не везде идёт гладко. В прошлом номере нашей газеты опубликовано интервью с директором одной из самых известных и успешных артелей Колымы — ООО «Артель старателей «Кривбасс» Сергеем БАЗАВЛУЦКИМ. В нём золотодобытчик с горечью рассказывал о том, что, по сути, промывочный сезон в Магаданской области под угрозой, поскольку работа разведочно-эксплуатационными полигонами (РЭП) на так называемой «неучтёнке» оказалась под запретом. Чтобы изучить тему, мы связались с недропользователями Амурской области, и вот что выяснилось.
Геологическое исследование участков россыпи, на которых нет утверждённых в ГКЗ и поставленных на баланс запасов золота, а также техногенных месторождений, требует особой методики. Практически всегда это — разведка с одновременной промывкой песков. На Колыме работают разведочно-эксплуатационными полигонами, в Приамурье — опытно-промышленной разработкой (ОПР). Оба термина правильны и практически ничем не отличаются друг от друга по сути — результатом и в первом, и во втором случаях должен быть подсчёт запасов и постановка их на баланс в ГКЗ.
Однако если в Приамурье у недропользователей с территориальным органом агентства «Роснедра» и другими структурами, связанными с выдачей всевозможных согласований и разрешений на добычу полезных ископаемых, особых трений не возникало, то в Магаданской области иная ситуация.
На Колыме Управление Ростехнадзора в этом году прекратило согласование проектов планов развития горных работ на участках с неучтёнными запасами. И нельзя сказать, что у чиновников нет на то оснований.
Дело в том, что 18 августа 2016 года Федеральное учреждение «Росгеолэкспертиза», ссылаясь на постановление Правительства РФ от 3 марта 2010 года соответствующего содержания, выдало предписание о том, что проходка РЭПами не подлежит включению в проекты геологоразведочных работ и экспертной оценке. По мнению чиновников, проходка РЭПами есть скрытая добыча золота без постановки запасов на баланс. Если же говорить о предусмотренной ОПР проходкой траншеями, то, по мнению колымских недропользователей, этот метод на техногенных месторождениях непригоден.
Мы поговорили с руководителем одной из артелей Амурской области и приводим его мнение.
— Да, по существующим сегодня правилам, вести добычу на техногенных месторождениях и участках с неучтёнными в ГКЗ запасами запрещено. При выполнении геологоразведочных работ обычными методами, достоверно и качество подсчитать запасы оказывается невозможным. Здесь нужны другие подходы, которые каждый недропользователь определяет самостоятельно, сообразуясь со своими условиями. На той же «техногенке» можно применять крупнообъёмное опробование, которое мы выполняем проходкой траншеями.
В обоснование проекта геологического изучения закладывается достаточно большой объём траншей с полной промывкой всей выемочной массы песков (горной массы). Обоснование именно такого метода: учитывая отсутствие определённых закономерностей в распределении золота в массе техногенных комплексов, только использование крупнообъёмного опробования позволит определить содержание золота в горной массе, его технологическую извлекаемость. Полученные данные можно использовать при подсчёте запасов по объекту. На каждом объекте при таком подходе можно набрать, допустим, 50–100 тысяч кубов песков и попутно намыть определённое количество золота.
Для техногенных россыпей следует вообще заложить огромное количество траншей, получив, следовательно, огромное количество промывки. Таким образом артель окупит свои затраты, получив металл. Кстати, получить разрешения на опытно-промышленную отработку можно после определения по объекту оценочных запасов (категории С2), особенно на россыпных месторождениях с крайне неравномерным распределением золота.
Однако, как я понял из статьи, магаданские недропользователи не хотят ждать. Конечно, надо защитить запасы, конечно, надо подготовить технический проект на ОПР, это время, а как же иначе? В Хабаровском крае и в Амурской области РЭПами практически не пользуются, тем более в таком объёме когда 54,8 процента годового россыпного золота получено из «неучтёнки». Поэтому реакция государства становится понятной — учёта нет и контролировать нечего. Собственно говоря, это добыча под видом разведки. Но кто ж виноват, что у нас такие законы? Вот я проанализировал 20-летний период и понял, что ни одно нововведение в сфере недропользования нам, недропользователям, жизнь не облегчило. Посмотришь на цифры — вроде бы всё прекрасно, одну льготу дали, другую… А что на деле?
Давайте рассмотрим конкретный пример. Раньше мы платили налог на прибыль в размере 35 процентов, потом — 24 процента. Сегодня платим 20 процентов. Снизили? Конечно! Но ведь когда мы платили 35 процентов, нам государство 50 процентов налогооблагаемой суммы разрешало направить на покупку техники, оборудования, чего теперь нет и в помине. Так что, уменьшился налог? Да нет, он вырос и сейчас на 2,5 процента больше, чем двадцать лет назад. И так во всём.
А вот совсем свежая информация. Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ 18 мая нынешнего года подписал постановление Правительства РФ № 595 «О внесении изменений в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование». Если до этого знаменательного дня изменение границ участка недр в сторону увеличения разрешалось однократно (мы называем это «прирезкой»), то теперь это можно делать многократно, но в сумме не более 20 процентов запасов полезных ископаемых данного месторождения, поставленных на баланс. Дали возможность растянуть удовольствие. Это постановление вносит изменения в постановление № 429.
Сколько радости, бурные аплодисменты! Но тут стало ясно, что «прирезка» возможна при условии, если на участке, который мы хотим добавить к лицензионному, есть поставленные на госбаланс запасы.
И всё, с чего начали, к тому и пришли. На этих «прирезках» запасов нет. Если бы они там были, то мы взяли бы эти участки сразу. А так мне надо брать новую лицензию на эту площадь, провести дорогостоящие геологоразведочные работы за свой счёт, заплатить за госэкспертизу, поставить запасы на баланс, а потом — работай пожалуйста, сколько хочешь, и прирезки не при чём. Мне кажется, что это понятно даже среднему неглупому школьнику. Но только не нашим чиновникам, которые придумывают эти законы, похоже, с единственной целью — замылить глаза этим недоумкам-недропользователям.
Опять же вспомним не столь уж далёкое прошлое. Ещё в 1994 году можно было прийти в управление по недропользованию и согласовать прирезку к своему участку до 800 метров без проблем. Потом запрет, потом постановление № 429, и теперь разрешили многократную «прирезку», но всё перечеркнули одной фразой. Спрашивается, как это понимать? Как издевательство?
Вот и приходится изощряться, чтобы не мытьём, так катаньем суметь нарастить объёмы добычи золота, которое, вообще-то говоря, очень нужно государству. Или я ошибаюсь? Если нет, то почему это же государство делает всё для того, чтобы мне помешать, добавить трудностей в и без того непростую жизнь и работу старательских артелей?
От себя добавим, что наш собеседник выразил позицию подавляющего большинства старателей. Закон «О недрах» и принимаемые законодательные акты в сфере недропользования стали притчей во языцех у недропользователей. Мы имеем неуклюжий, местами позволяющий неоднозначное толкование закон, не делающий различий в правилах использования участков недр между золотодобычей и добычей, к примеру, углеводородов. А ведь это совершенно разные, если так можно выразиться, отрасли недропользования. И если сегодня золотодобывающие компании работают, то не с помощью нашего законодательства, а невзирая на него.
Ольга ГЛАЗУНОВА
Группа колымских недропользователей и министр природных ресурсов и экологии Магаданской области Владимир МИТЬКИН вернулись из поездки в Москву, где старатели приняли участие в совещании, организованном специально для них в Агентстве «Роснедра». Как нам сообщил один из участников этого мероприятия, о результатах говорить пока рано, но главное — «ходоки» были услышаны и многие их претензии признаны справедливыми. Мы будем следить за развитием событий и обязательно расскажем о них в следующих выпусках газеты.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >