Рынок спецтехники на Дальнем Востоке можно назвать уникальным. Хотя бы потому, что именно нашему региону, с его труднодоступными территориями и тотальным бездорожьем, требуются мощные вездеходы, обладающие большой проходимостью. Здесь востребованы именно такие машины. Да, многие покупают те же тягачи в Китае. Но зарубежная техника далеко не всегда может работать в более чем непростых условиях ДФО. Между тем выход есть. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает главный экономист ОАО «560 бронетанковый ремонтный завод» (Амурская область) Юрий ЗАИКА.
— Юрий Васильевич, мы все живем на Дальнем Востоке. И прекрасно видим, что происходит на рынке специализированной техники. По сути, местный бизнес уже давно переориентировался на китайскую продукцию. Можно ли, по вашему мнению, изменить ситуацию и реально поддержать в нашем регионе отечественного производителя?
— Вы обозначили довольно серьезную проблему. И однозначного ответа здесь нет. Всё зависит от стандартной схемы «цена — качество». Однако если приводить конкретные примеры, то здесь вырисовывается интересная картина. Наш завод специализируется не только на производстве товарных агрегатов для нужд Министерства обороны РФ и ремонте различных образцов бронетанковой техники, но и на выпуске конверсионной продукции. И вот здесь мы готовы предложить рынку исключительно качественные специализированные машины.
— Какие, например?
— Перечень у нас довольно широкий. Могу сказать, что базовой основой для конверсионной техники являются надежные, проверенные временем БТР и БРДМ. Сами понимаете, эти машины отличаются высокой проходимостью, что для Дальнего Востока особенно актуально. В нашем регионе многие предприятия работают в труднодоступных местностях. В условиях тотального бездорожья. Это и геологические экспедиции, и недропользователи, и лесозаготовители, и энергетики, и транспортные строители… Разумеется, такие участники рынка нуждаются в качественной спецтехнике. И мы можем предложить им разные варианты. В качестве примера могу привести вездеход «Березина-1 М». Эта транспортная машина может быть использована для доставки людей и грузов в самые непроходимые уголки региона. Сами понимаете, в советские годы на оборонку денег не жалели. Поэтому отечественные бронетранспортеры по своей проходимости и прочим техническим характеристикам не только не уступали лучшим зарубежным аналогам, но и зачастую занимали лидирующие позиции. Не случайно СССР поставлял свои боевые машины во многие страны мира. Так что к качеству «Березины-1 М» у потребителей вопросов явно не возникнет. То же самое могу сказать о гусеничном тягаче «Амур-1», который производится на базе знаменитого БТР-50. И это не полный перечень конверсионной продукции, которую мы в состоянии дать дальневосточному рынку.
— А что мешает это делать уже сейчас?
— Тут не всё так просто. Вот смотрите, по закону каждый корпус и каждое гусеничное шасси для списанных БТР и БРДМ (а всё это добро находится на нашем заводе) принадлежит Министерству обороны. Да, мы произвели демилитаризацию этих составляющих. Теперь они могут стать основой для специализированной техники гражданского назначения. Но, в любом случае, мы обязаны их выкупить у Минобороны. А главное военное ведомство страны с проведением торгов почему-то не спешит. Вот это и затягивает конверсионные процессы на нашем предприятии. Хотелось бы надеяться, что конкурсы будут объявлены уже в ближайшее время.
— А вы уверены, что победите на этих конкурсах?
— Ну, с нашим ФЗ-94 быть в чем-то уверенным нельзя. Однако у нас есть одно неоспоримое преимущество — предметы торга находятся на нашем же заводе. Понимаете? Нам не придется откуда-то везти демилитаризованные корпуса и шасси. Они уже сконцентрированы на наших складах. И мы готовы в любое время приступить к выпуску качественных вездеходов и тягачей для нужд дальневосточного рынка.
— Но мы с вами, в любом случае, говорим в будущем времени. А у вас есть какие-то опытные образцы спецтехники?
— Конечно, есть. В частности, это гусеничный тягач «Амур-1 У». Эта транспортная машина с успехом выдержала предварительные испытания. Заказчики (одна из производственных компаний Екатеринбурга) остались довольны качеством нашего вездехода.
— А почему всё-таки Екатеринбург, а не, скажем, Хабаровск или Магадан?
— Мы готовы работать с клиентами в любой точке России. Хотя, конечно, дальневосточный рынок для нас предпочтителен. И я уверен — наша техника будет востребована в первую очередь в нашем регионе.
— Вы выдержите конкуренцию с китайскими производителями?
— А почему нет? Наша техника изначально предназначалась для использования в максимально трудных, боевых условиях. Этим она выгодно отличается от зарубежных аналогов. Да и вообще, вопросам качества мы уделяем первостепенное внимание. У нас имеются все необходимые сертификаты, не говоря уж о большом отраслевом опыте. Плюс ко всему мы отдаем себе отчет, что работаем в условиях свободного рынка. Поэтому готовы рассматривать все предложения потенциальных заказчиков и применять гибкую ценовую политику. Так что конкуренция нам не страшна.
— Вы уже давно работаете на гражданском рынке региона. О чем именно идет речь?
— Речь идет, в первую очередь, о ремонте дизельных двигателей на тепловозах, катерах и электростанциях.
— Получается, вашими заказчиками, как я понимаю, являются судовладельцы, энергетики и железнодорожники? То есть достаточно крупный бизнес?
— В принципе, да. Хотя наши услуги востребованы не только в бизнесе. Мы сотрудничаем и с представителями погранвойск Дальнего Востока, которые заказывают у нас ремонт дизельных двигателей на своих катерах.
— Кстати, о военных нуждах. Вам хватает заказов Минобороны?
— Даже более чем хватает. Но тут есть другая проблема. К сожалению, оборонные заказы размещаются, что называется, в последний момент. К примеру, в середине года. И мы обязаны в пожарном порядке выполнять свои обязательства перед Минобороны. Это, кстати, беда всех предприятий ВПК. Разумеется, мы были бы заинтересованы в долгосрочных (в идеальном варианте — в пятилетних) оборонных заказах. Это придаст мощный импульс развитию отечественной оборонки. Думаю, со мной согласятся все мои коллеги.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >