Наша газета не раз писала о работе одной из крупнейших отраслевых компаний Дальнего Востока — ОАО «Сусуманзолото». Но во время нашей недавней командировки нам удалось посетить два дочерних предприятия холдинга — ООО «Дражник» и ООО «Чай-Урья золото». В первом случае, как несложно догадаться из названия, речь идёт о добыче золота дражным методом. Ну а вторая производственная структура задействована на разработке россыпей открытым способом. А после поездки на полигоны мы взяли интервью у главного инженера ОАО «Сусуманзолото» Александра ЧУГУНОВА. Точнее, это было даже не интервью, а достаточно содержательный разговор, который касался и сугубо производственных вопросов, и значимых отраслевых проблем.
— Александр Николаевич, какой план золотодобычи был установлен в этом сезоне для ООО «Сусуманзолото»?
— Хочу начать с того, что это 77-й промывочный сезон для нашего предприятия. На 2015 год план был установлен 3 тонны 900 килограммов золота. И мы его уже выполнили. Сегодня можно сказать, что перешагнём четырёхтонный рубеж, который не могли осилить с 1995 года. Практически все наши предприятия выполнили плановые задания.
— Например?
— Например, ООО «Дражник» в первой декаде октября добыло установленные 1 тонну 100 килограммов золота. Но драги продолжают работать. «Дражник» традиционно перевыполняет плановые задания. В частности, в прошлом году при плане в 1 тонну 100 килограммов золота предприятием добыто 1 тонна 300 килограммов. Думаю, аналогичные показатели будут и по итогам нынешнего сезона.
— Но коль скоро мы с вами ездили на «Дражник», остановимся на этом предприятии. Сколько у этой компании всего драг?
— Общая численность нашего дражного флота составляет 8 драг. Вот мы с вами сегодня побывали на двух из них — на драге № 176 и на драге № 178. Остальные работают значительно дальше от Сусумана, поэтому добраться до них проблематичнее. Но, думаю, вам хватило впечатлений и от работы двух образцов нашего флота. Хотя на самом деле двух одинаковых драг не существует в принципе. Несмотря на одинаковые проекты строительства, каждая драга индивидуальна, каждая имеет свои особенности.
— Да, посмотреть было интересно. В частности, мы увидели, как рядом с этими драгами работала тяжёлая техника. Она выполняет вспомогательные функции?
— Не совсем. По сути, всё, что вы видели — и драги, и шагающие экскаваторы, и автомобили БелАЗ, — это единые добычные комплексы. Единые комплексы — это важный момент. Тут весь технологический процесс подстроен под выполнение общей производственной задачи. И все звенья важны. Так что о каких-то основных или вспомогательных функциях я бы говорить не стал.
— Но друг от друга эти добычные комплексы, насколько мы видели, отличаются. Это так?
— Да, несколько отличаются. К примеру, драга № 176 работает в комплексе с двумя шагающими экскаваторами ЭШ-6/45. В планах — заменить один из этих экскаваторов на более мощный, 10-кубовый. Использование на вскрыше шагающих экскаваторов позволяет увеличить площади актировки, что соответственно приводит к увеличению объёма добываемого металла. С другой стороны, себестоимость 1 кубического метра бестранспортной вскрыши самая низкая, что отражается на цене добываемого металла. А вот драга № 178 работает на участке с большей глубиной залегания песков. В этих условиях невозможно обеспечить вскрышу торфов драглайнами без заваливания целиковых площадей. По этой причине на драге № 178 производится как бестранспортная вскрыша шагающим экскаватором ЭШ-10/70, так и вскрыша по транспортной схеме комплексом, состоящим из экскаватора KOMATSU PC-1250 и БелАЗов.
— Насколько известно, драги — это чрезвычайно дорогая техника. Более того, запчасти для неё производят не во всех регионах. Как выходите из положения?
— Прежде чем говорить о стоимости дражного оборудования, надо всё-таки сначала сказать о том, что дражная добыча в наших условиях обеспечивает самую низкую себестоимость добываемого золота. Ну а приобретение и монтаж новой драги требует серьёзных вложений, тут вы правы. Хотя, стоит отметить, и срок жизни у неё тоже большой. Той же драге № 176, например, недавно исполнилось 60 лет. И ведь работает, да ещё на совесть. Хотя, конечно, это возможно только при условии её грамотной эксплуатации и регулярного технического обслуживания.
Что же касается вашего вопроса о запчастях, то их всегда производили в основном на крупных заводах в центральных районах страны. На предприятиях Магаданской области выпускали ограниченный перечень запчастей и производили ремонт некоторых изношенных деталей — восстанавливали проушины черпаков, наплавляли пальцы. Это позволяло сокращать закупки новых запчастей. Сейчас часть заводов закрылась, другая не в состоянии выполнить наши заказы. Поэтому теперь всё завозим с «материка».
— Драги ремонтируете в плановом порядке?
— Да, конечно. Если не случается ЧП, аварий, то ремонтные работы производим в соответствии с разработанным графиком. Для того чтобы свести к минимуму простои в течение сезона и достичь максимальных объёмов драгирования, производим серьёзную подготовку к каждому сезону. Ещё осенью закупаем основной объём запчастей, чтобы к началу ремонта они были на месте. После остановки драг уточняем объёмы ремонтных работ, закупаем недостающие ТМЦ. Следует короткий отдых дражников, и уже с 1 февраля начинаются ремонтные работы.
— Какой график работы людей на драгах?
— При сезонной работе применяем суммированный учёт рабочего времени: за время сезона работник вырабатывает годовую норму часов. Поэтому в зависимости от специальности работников и длительности сезона график может быть разный.
— А кадровая ситуация у вас стабильна?
— В принципе, да. По крайней мере, на дражном флоте сформировался устойчивый коллектив. Хотя кадровые проблемы в наше время есть у всех предприятий. Это стандартная история.
— Что может помешать дражному флоту своевременно начать сезон?
— Только поздняя весна, как случилось в этом году. Сами понимаете, раз нет тепла, значит, нет и большой воды. Хотя и в таких случаях специалисты ООО «Дражник» используют весь свой опыт, «горное искусство» для того, чтобы пораньше набрать воды и запустить драги.
— Понятно, что вы тщательно готовите к сезону и технику, и полигоны. А подготовка и переподготовка специалистов у вас производится?
— ОАО «Сусуманзолото» имеет в своём составе учебно-курсовой комбинат, который по мере комплектования групп может силами специалистов предприятия обучать курсантов наиболее дефицитным рабочим профессиям. Производится обучение и при переводе с одной профессии на другую. После каждого обучения следуют экзамены с выставлением оценки.
— Но разве зарплата — это не лучшая оценка?
— Я понял ваш вопрос. Нет, в нашем случае зарплата не оценка, а просто достойное вознаграждение за добросовестный труд. Работник должен выполнить сменное задание и получить за это соответствующую его квалификации гарантированную оплату, которая позволит ему содержать семью, решать текущие материальные проблемы. А для того чтобы максимально использовать в производстве человеческий фактор, заинтересовать коллективы в результатах своего труда, существует вознаграждение по итогам сезона. Оно начисляется с учётом отработанного времени, количества добытого коллективом металла и расхода ТМЦ. Следует сказать, что у нас стабильная ситуация по зарплате. Более 10 лет ни разу не задерживали ежемесячную зарплату ни в головной компании, ни в дочерних предприятиях. В короткие сроки по окончании сезона выплачиваем вознаграждение по итогам работы в сезоне.
— Вы намерены увеличивать свой дражный флот?
— Планы на расширение дражного флота зависят прежде всего от наличия дражных запасов, которые позволили бы новой драге работать в течение 25–30 лет на одном месторождении. Сегодня мы таких запасов не имеем. Если они будут, можно такую возможность рассматривать.
— Давайте перейдём к предприятию «Чай-Урья золото», которое занимается добычей россыпного золота открытым способом. На вашем полигоне мы видели уникальный, как нам объяснили, землесос. Кто-то ещё на Колыме пользуется такой горной техникой?
— Лично я об этом не слышал. И не удивлюсь, если такое горное оборудование в Магаданской области имеется только у нас. Мы купили у австралийской компании WARMAN землесос, на его основе из узлов приборов, традиционно применяемых на промывке россыпей, смонтировали промприбор, с участием иностранных специалистов запустили в работу. Первый год эксплуатации показал хорошие результаты. Сегодня ООО «Чай-Урья золото» эксплуатирует уже 4 таких прибора.
— В чём его отличие от остальных промприборов?
— ООО «Чай-Урья золото» отрабатывает полигоны с большой глубиной залегания песков. В таких условиях проблемой становится подать пески на прибор и разместить эфеля. Высота подъёма пульпы землесосом составляет 40 метров и более. Ну и какой ещё промприбор обладает такими параметрами? Также стоит отметить, что WARMAN промывает до двух с половиной тысяч кубометров песков в сутки. Это также чрезвычайно хороший показатель.
— И ООО «Чай-Урья золото» тоже выполнило свои плановые показатели?
— Даже перевыполнило. Плановые показатели для компании были установлены в объёме 800 килограммов золота. Но этот порог предприятие перешагнуло до окончания промывочного сезона. Так что добыча ещё нарастёт. ООО «Чай-Урья золото», как, собственно, и остальные предприятия ОАО «Сусуманзолото», со своими задачами традиционно справляются в полном объёме.
— Александр Николаевич, вы сказали о современном оборудовании, которое работает в компании «Сусуманзолото» и в его дочерних структурах. А есть проблемы с людьми, которые его обслуживают?
— Я уже отмечал, что кадровые проблемы есть у всех промышленных компаний, и у нас в том числе. Но, с другой стороны, мы постоянно используем в своей работе современную, в том числе фирменную технику, это у нас не какое-то исключение из правил, а обычная ситуация. И давайте не будем забывать, что все разговоры об импортозамещении к нашей отрасли не применимы, поскольку многих образцов зарубежного оборудования в России в принципе не производят. Так что наши специалисты привыкли трудиться как раз на самом современном оборудовании. И делают это ничуть не хуже своих иностранных коллег. То же самое могу сказать и об организации труда. Мы вполне способны соответствовать передовым стандартам. И поддерживать безупречную трудовую дисциплину тоже можем. Не хуже, а то и лучше, чем за границей.
— Каким образом?
— А вот я вам опять пример приведу. Как-то к нам на предприятие приезжали иностранные партнёры. Знакомили их с нашей работой, с применяемыми технологиями. Объехали несколько полигонов — везде всё работает, всё крутится. Гости обращают на это внимание и нам об этом говорят: простоев нет, только съёмка на приборе начинается — бульдозер сразу галю убирает, только съёмка на приборе закончилась — тут же начинается промывка. Для нас это обычная работа.
Но вот приезжаем на один из полигонов, а там тишина: промприбор, техника — всё стоит. В глазах гостей немой вопрос — что это? Смотрим на часы и объявляем им, что всё начнёт работать через 7 минут. Действительно, через 7 минут всё работает. Мы смеёмся — с 11:00 до 11:15 вся Колыма чай пьёт. Всё просто — уже давно на предприятиях компании существует правило — перерыв на чай в строго установленное время. Все люди разные, кто-то готов свой обед сократить, чтобы план выполнить, а кто-то готов за счёт товарища отдохнуть. А так все в равных условиях, сами друг друга контролируют. Да и руководителю своему не скажешь: я только вот встал чай попить. Главное — чёткие правила и контроль за их соблюдением.
— ОАО «Сусуманзолото» не случайно называют одной из самых успешных среди золотодобывающих компаний России. А в чём, на ваш взгляд, причина такого развития?
— На мой взгляд, наш основной акционер Владимир Кириллович ХРИСТОВ изначально сформировал абсолютно правильную модель горного бизнеса. Вот смотрите, на Колыме работало несколько горно-обогатительных комбинатов. Выжил, по сути, только один — Сусуманский ГОК. Остальные «утонули», будучи именно большими ГОКами, либо раздробились на независимые друг от друга предприятия и умерли, за редким исключением, поодиночке.
А вот наша компания выжила и, как вы правильно заметили, развивается. Потому что тут была изначально создана чрезвычайно удачная управленческая и производственная схема. С одной стороны, каждое из наших дочерних предприятий независимо. Оно имеет возможность, не глядя на головную компанию, принимать любое производственное решение. И такая мобильность позволяет добиваться серьёзных результатов.
С другой стороны, как раз головная компания является держателем всех лицензий и владельцем всей техники. Это позволяет формировать единую стратегию развития, не говоря уж о сохранении основных активов. Как говорится, всё гениальное просто. Все вопросы в холдинге решаются эффективно и оперативно. А в первую очередь, у нас чётко отлажен сам процесс производства, где учтена любая мелочь. В итоге все задачи у нас выполняются в срок и с надлежащим качеством.
— Во всех структурах ОАО «Сусуманзолото»?
— Во всех! Просто, о самой компании, что называется, в общем и целом вы писали не единожды. Сегодня мы показали вам, как функционируют два наших предприятия — ООО «Дражник» и ООО «Чай-Урья золото». Об остальных предлагаю подробно рассказать во время вашей следующей командировки на Колыму.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >