«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (84), июнь 2013
Главная тема

Главная тема 

«Если крупному бизнесу не нравятся правила игры в государстве — пусть отказываются от лицензий»

Топ-менеджеры крупнейших российских промышленных компаний не раз озвучивали отраслевые проблемы. И наша газета также не единожды публиковала интервью с руководителями таких производственных объединений. А вот теперь — иная точка зрения. Свою позицию высказал генеральный директор государственного унитарного горно-геологического предприятия Республики Саха (Якутия) «Якутскгеология», руководитель фракции «Единой России» в Государственном собрании (Ил Тумэн) РС (Я) Александр МОРОЗКИН

Не надо трагедий

— Александр Павлович, Якутия — богатейшая территория России. И разумеется, этот регион уже давно попал в сферу интересов крупных игроков рынка. Причем не только «АЛРОСА», но и «Газпрома», «Транснефти», «Сургутнефтегаза» и так далее. Ну и не секрет, что представители этих компаний не раз говорили о несовершенстве нормативной базы и косности бюрократической системы, которые и мешают им работать. Что вы думаете по этому поводу?

Досье БГ

МОРОЗКИН Александр Павлович родился 5 декабря 1948 года в городе Темиртау Кемеровской области. В 1971 году окончил Томский политехнический институт, со специальностью инженера-электромеханика. В 1971–1975 годах — мастер, старший мастер, заместитель начальника участка Ангарского электромеханического завода. В 1975–1985 годах — старший инженер-наладчик, начальник лаборатории Мирнинского управления НПО «Сибцветметавтоматика». В 1986–1992 годах — начальник Удачнинского управления НПО «Сибцветметавтоматика», управляющий трестом «Якуталмазавтоматика» ПНО «Якуталмаз». В 1992–1993 годах — председатель Мирнинского городского совета народных депутатов. В 1993–1997 годах — первый заместитель главы администрации Мирнинского района. В 1997 году — управляющий трестом «Алмазавтоматика» АК «АЛРОСА». С 1998 года — на первых позициях в АК «АЛРОСА», включая должности вице-президента и первого вице-президента — управляющего директора компании. В 2007–2008 годах — заместитель главного инженера ОАО «Техснабэкспорт». В 2008–2009 годах — генеральный директор ЗАО «Эльконский ГМК». В 2009–2011 годах — первый заместитель председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я). С декабря 2011 года — генеральный директор ГУГГП «Якутскгеология». Народный депутат РС (Я) третьего — пятого созывов. Обладатель званий: «Заслуженный работник народного хозяйства РС (Я)», почетный гражданин Анабарского, Аллаиховского и Нижнеколымского районов. Лауреат премии правительства РФ. И это — далеко не полный перечень наград Александра Морозкина. 

— А не нужно драматизировать ситуацию. Причем я это говорю как человек, который более 32 лет работает именно в промышленности и из них долгие годы — как раз в системе АК «АЛРОСА». Да, отраслевые проблемы были, есть и будут. Причем не только в России, но и в любой другой, даже самой развитой стране. Да, некоторые нормативные акты у нас не просто не совершенны, но и откровенно противоречат другим нормативным актам. Ситуация здесь постепенно меняется в лучшую сторону, хотя, может быть, не теми темпами, как хотелось бы. Да, у нас имеются и другие спорные моменты. И я их еще озвучу. Всё это, безусловно, присутствует в нашей жизни. Но никакого тупика здесь в любом случае нет. Знаете, я вспоминаю одну интересную историю. Вот когда нынешний лидер «Единой России» Дмитрий МЕДВЕДЕВ еще был президентом, у него состоялась встреча с недропользователями, на которой один из топ-менеджеров группы «Полюс» озвучил проблемы, связанные с трудностями при получении разрешений и согласований. И каких только ужасов он не рассказывали главе государства. И то у нас плохо, и это ужасно. А Дмитрий Анатольевич спокойно ответил, мол, если у вас так уж всё тоскливо — ну откажитесь от лицензий на свои участки недр. Чего же вы, бедные, надрываетесь? И ведь не отказались. А почему? Да потому, что освоение наших месторождений, при всех недостатках нормативной системы,— это чрезвычайно выгодный бизнес. Маржа, в конечном итоге, остается у недропользователей. И маржа весьма приличная. Так зачем лукавить? Надо просто спокойно и профессионально работать.

— Но в любом случае, если промышленники озвучивают свои проблемы, то государство должно к ним прислушаться. Как минимум. Они ведь работают в реальном секторе экономики, и от того, как будет складываться ситуация на рынке, зависит жизнь в нашей стране.

— Да кто бы спорил? И к ним прислушиваются, и проблемы решаются. И республика наша развивается, несмотря на все минусы в законодательстве, кадровой политике и так далее. Я могу множество примеров привести, когда в темпах нашего развития ошиблись самые серьезные эксперты рынка.

Никто не думал

— А приведите.

— Ну вот смотрите, еще 15 лет назад, когда представители правительства РС (Я) говорили о том, что в Якутии можно добывать не менее миллиона тонн нефти, на них смотрели, как на диких. Дескать, вы чего, ребята? Ну есть у вас Ирелях с его запасами в 150 тысяч тонн. Какой миллион? А сегодня один только «Сургунтефтегаз» заявляет о намерении увеличить добычу нефти до 8 миллионов тонн. И это — явно не предел для нашей республики. Или посмотрите на Чаянду. Кто в девяностые годы предполагал, что Якутия будет рассматриваться в качестве одного из крупнейших поставщиков газа? Где будет не только осваиваться само месторождение, но и начнется строительство одного из самых протяженных магистральных трубопроводов? А сегодня реализация этих проектов — вопрос ближайшей перспективы.

— Насколько я помню, «Газпром» планирует начать добычу уже через три года?

— Да, к 2016 году Чаянда должна дать первый газ. И теперь на очереди — создание предприятий глубокой переработки сырья, хотя тут присутствуют проблемы, требующие системного решения. Но факт в любом случае остается фактом. Возьмем в качестве примера дорожную инфраструктуру. Да, в этом вопросе мы находимся еще в самом начале пути. Но ведь те же федеральные автотрассы «Колыма», «Вилюй» или «Лена» еще недавно вообще дорогами не были. В лучшем случае их можно было назвать направлениями, да и то сезонными. А теперь, при всех нюансах, это всё-таки трассы. И люди получили возможность круглогодично по ним передвигаться. Или вот пример — железная дорога. Кто-нибудь еще лет 20 назад мечтал о том, что Амуро-Якутская магистраль придет в Нижний Бестях, то есть фактически дойдет до Якутска? Но ведь дошел же до нас АЯМ. Теперь вот и по мосту через Лену решение вопроса приобрело реальные очертания. Так что наша республика развивается не на бумаге, а вполне реально. И что показательно. На этом фоне в Якутии идет масштабное строительство школ и детских садов, больниц и поликлиник, культурных центров и стадионов. И это тоже реальность. Посмотрите на информацию в СМИ или Интернете, у нас месяца не проходит, чтобы в каком-то районе не сдали школу, культурно-спортивный комплекс или хотя бы ФАП. Да, кто-то скажет — можно делать и больше. Можно, наверное. Только с одной поправкой — давать советы всегда проще, чем заниматься реальными делами. Но социальный характер экономики Якутии очевиден. По крайней мере для тех, кто этим вопросом хотя бы слегка интересуется.

Налоговые минусы

— Но при этом вы сказали о проблемах, которые существуют в Якутии. Что именно вы имели в виду?

— На мой взгляд, одна из основных проблем — несовершенная налоговая политика. И вот мне интересно, а почему об этом не говорят сами промышленники, которые так любят рассказывать о нормативных перекосах, о бюрократических проволочках, о несправедливом формате отношений государства и бизнеса? При этом сам бизнес почему-то спокойно регистрирует головные офисы в Москве, а недра осваивает на Дальнем Востоке. Соответственно, тот же налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) он платит в столице, а не по месту реальной работы предприятия. И всё нормально, промышленники таким положением вещей довольны. С налогом на прибыль — почти та же история. Любая крупная компания легко сможет доказать, что свой основной доход она получает, например, в районе станции метро Тверская, а не в Нерюнгринском районе Якутии. Но ведь если называть вещи своими именами, то именно крупный бизнес пользуется теми самыми нормативными перекосами, чтобы отбивать для себя еще большую маржу. Тот самый крупный бизнес, который при любом удобном случае кричит о своих проблемах. Кроме того, я не знаю примеров, когда бы крупные недропользователи федерального уровня вышли с предложением в правительство РФ — а давайте изменим формат распределения налога на добычу полезных ископаемых, чтобы хотя бы часть НДПИ (пусть даже 30 или 40 процентов) оставалась в тех регионах, где непосредственно осваиваются недра.

— Но ведь это не вопрос бизнеса?

— А почему нет? И где, например, у Михаила ПРОХОРОВА заканчивается бизнес и начинается политика? Почему он, со своими однопартийцами, не внес в федеральные органы власти такое предложение? У нас еще никто не отменял такое понятие, как законодательная инициатива. Причем возможностью выступить с инициативой могут пользоваться все россияне, а уж тем более те, кто находится в политическом пространстве. Достаточно собрать определенное число подписей. Я вам больше скажу — именно образованный, как его еще теперь называют — креативный класс, чаще всего говорят о необходимости формировать гражданское общество. Так кто бы спорил! Но ведь жизнь за МКАД не заканчивается. И регионы, в том числе дальневосточные, крайне нуждаются в собственных финансовых ресурсах. Которые пока в большом объеме, по существующим налоговым схемам, уходят в Москву.

Нужны перемены

— Как выравнивать ситуацию?

— А выход только один — менять налоговое законодательство. Я убежден, что часть НДПИ должна оставаться в регионах. Конкретные параметры в этом плане должны подсчитать специалисты. Но важен сам факт. Да и налог на прибыль должен взиматься непосредственно там, где эта прибыль и формируется.

— Вы планируете принять участие в работе по изменению налогового законодательства?

— А мы делаем это уже не первый год. Вот я вам привел несколько примеров системного развития Якутии. Но ведь всё это появилось не просто так и явно не за один день. Это — результат многолетней, конструктивной работы двух ветвей нашей региональной власти. И законодательной, и исполнительной. Тут у нас всё шло поэтапно. Этап первый — выжить. Его мы прошли в девяностые годы прошлого века, когда речь шла именно о выживании. Этап второй — импульс для развития территории. Вот тут как раз большую роль сыграла партия «Единая Россия», которая на всех уровнях буквально «продавливала» интересы республики. А вы думаете это было легко? Вам кажется, что стоило нам только пальцами руки щелкнуть, чтобы началось движение вокруг тех же автодорог, той же железнодорожной магистрали, тех же промышленных проектов? Нет, конечно, всё было крайне непросто. Однако наша партия никогда не кричала о своих трудностях, а незаметно для окружающих выполняла свою работу. Тут ведь всё как в обычной жизни. Есть человек, который умеет демонстрировать окружающим мокрую от пота рубашку. Вот, мол, как я вкалываю. Но на самом деле это обычный лентяй. А есть его сосед, который работает от рассвета до заката, но никому об этом не рассказывает. Просто делает свое дело и всё. Без криков и пафоса. Да, поначалу у окружающих может сложиться ложное впечатление об этих соседях. Но народ у нас мудрый и обязательно разберется, где она — правда. Ведь несмотря на все сложности, именно представители «Единой России» в Якутии создали прочную основу, при которой можно двигаться вперед уже на качественно ином, более высоком уровне. И вот теперь начинается третий этап, который подразумевает, в числе прочего, как раз изменение налоговой политики.

Всё возможно

— Это возможно?

— Мгновенно — нет, невозможно. Потребуется изменить и другие нормативные акты, включая, по меньшей мере, два кодекса и не менее десяти федеральных законов. На всё это требуется время. Мы — не популисты, поэтому никогда и никому не обещаем золотые горы. Но вот в течение двух-трех лет вполне реально изменить налоговую политику в отношении дальневосточных территорий. По крайней мере, в наших силах на региональном уровне подготовить соответствующие поправки и через руководящие органы «Единой России» добиваться их принятия.

— Насколько вероятно, что федеральная власть захочет прислушаться к регионам?

— А давайте не будем гадать на кофейной гуще. Давайте вновь говорить на конкретных примерах. Знаете, я производственник, и для меня такой формат разговора более привычен, нежели общие рассуждения. Вот смотрите, в течение двух последних десятилетий региональные руководители и депутаты буквально осаждали наш федеральный центр и доказывали — ну нельзя сравнивать то же Поволжье и Дальний Восток. У нас особая ситуация. Особая во всем, начиная от климата и заканчивая удаленностью наших территорий. Тут всё по-другому, нежели в центре страны. И вот вам итог — было создано Министерство развития Дальнего Востока. Тем самым первые лица государства признали — невозможно управлять таким громадным и, действительно, сложным регионом по обычной схеме. Тут нужны нестандартные решения. Тем самым нашим субъектам, на вполне официальном уровне, был придан ОСОБЫЙ СТАТУС. Я сейчас специально это подчеркиваю, именно ОСОБЫЙ СТАТУС. А ведь еще пару лет назад мало кто верил, что такое вообще возможно. Но сейчас это стало реальностью. Второй момент — государственная программа развития Дальнего Востока. Многие, даже вполне заслуженные эксперты сомневались, что ее когда-нибудь вообще подготовят, а уж тем более примут. По принципу — а у нас в государстве все субъекты равны. Так что даже не надейтесь на какие-то особые преференции. В лучшем случае сможете работать в рамках федеральной целевой программы (ФЦП), в которой сегодня есть деньги, а уже завтра их может и не стать. А госпрограмма развития региона — запредельная мечта. И что? Сейчас эта «запредельная мечта» стала явью. Да, нашим региональным властям еще предстоит побороться за финансовую составляющую этого документа. Всё-таки речь идет о серьезных деньгах, а процесс согласования с Минфином — традиционно непростой. Но факт остается фактом. Более того, сейчас разрабатываются предложения, касающиеся создания закона об особом статусе Дальнего Востока. Представляете, не правительственного постановления или ведомственного распоряжения, а федерального закона. Это — еще более прогрессивный шаг, нежели два предыдущие. И всё это также становится реальностью. Так что движение вперед в нашем регионе есть, причем поступательное и системное. И пересмотр налоговой политики в пользу дальневосточных территорий, в пользу нашей Якутии в частности,— это вполне адекватный процесс.

Конкретная польза

— А какую конкретную пользу получат от этого жители Якутии? Не предприятия, а именно жители вашей республики?

— Да самую, что называется, непосредственную поддержку они получат. Во-первых, это позволит в разы увеличить среднюю зарплату в республике. Вот вы разделяете два этих понятия — польза для предприятия и человека. А ведь это звенья одной цепи, могу это сказать именно как руководитель предприятия. Если в организации в результате тех же налоговых льгот высвободятся средства, они, разумеется, пойдут в первую очередь на повышение зарплат. Но это я говорю непосредственно о производственных компаниях. Теперь — о бюджетной сфере. В том случае, если часть федеральных налогов (того же НДПИ) будет оставаться в субъектах, у региональных властей появится возможность еще и со своей стороны поддерживать тех же учителей, тех же врачей, тех же социальных работников, тех же деятелей культуры... И я уж не говорю о том, что такой шаг позволит руководителям региона решать целый комплекс важнейших задач по строительству социально значимых объектов. Школ и детских садов, больниц и поликлиник, дорог и мостов, культурных центров и спортивных сооружений, животноводческих комплексов и иных предприятий в сельской местности. Важнее задачи для всех нас нет и быть не может.

— Вы руководите известной в регионе компанией — государственным унитарным горно-геологическим предприятием «Якутскгеология». И, насколько известно, ваша производственная структура, по итогам прошлого года, продемонстрировала достаточно высокие производственные показатели. А какие проблемы вы испытываете?

— Что касается наших показателей, то о них я рассказывал вашим читателям совсем недавно. Причем с конкретными цифрами и фактами. Поэтому повторяться не стану. Достаточно вспомнить, что мы не просто передавали недропользователям конкретные объекты, но и выявляли новые прогнозные ресурсы. С возможностью локализации новых объектов. А это, наверное, самое главное, поскольку уже сейчас у участников рынка и государства возникает всё больше сложностей, связанных как раз с истощением запасов полезных ископаемых. Что же касается наших проблем, то она у нас, по большому счету, одна. Зато почти глобальная.

— И какая?

— Кадровый голод. К сожалению, в производственном секторе остается всё меньше квалифицированных специалистов. И это печальная данность. Но и тут есть позитивные сдвиги. Постепенно в регионах меняются сами образовательные схемы. Не случайно в республике внедряется схема трехсторонних соглашений между правительством РС (Я), СВФУ и промышленниками, благодаря которым студенты, начиная со второго курса, проходят практику непосредственно на предприятиях. С последующим трудоустройством. Однако это — лишь одна из сторон медали. Если бюджеты территорий будут финансово самодостаточными, а местный производственный сектор получит реальные льготы, тогда всё это будет направлено как раз на привлечение и воспитание молодых специалистов. Именно в этом случае Якутия получит импульс для серьезного развития. С перспективой на многие десятилетия.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров