«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (79), декабрь 2012
Есть проблема

Есть проблема 

«Нужно зарабатывать на чужом бизнесе и развивать своё производство»

Федор ГЛУШКОВ:

— Вопрос к власти лежит на поверхности — когда и каким образом будет изменен ФЗ-94? Думаю, многие мои коллеги согласятся с тем, что необходимо возвращаться к предквалификационному формату проведения аукционов. Так вот, по моему мнению, в качестве одного из главных конкурсных условий необходимо рассматривать налоговые и социальные отчисления участников торгов. И всё сразу станет понятно, ведь если компания оперирует серьезными финансовыми потоками, значит, и ее производственный уровень автоматически окажется высоким. Если предприятие платит своим сотрудникам «белые» зарплаты, значит, это явно не однодневка, а стабильно работающая промышленная структура. И что мы получим в итоге? А получим мы, как минимум, три плюса. Первое — увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. От этого выиграет государство. Второе — рост «белых» зарплат, соответственно увеличение доли социальных отчислений. От этого выиграют простые граждане. Третье — повышение качества объектов, тех же дорог, например, поскольку никто из производственников не будет заинтересован в бездумном снижении цен на аукционах. От этого выиграют и государство, и обычные граждане. По сути, одна поправка в закон может решить целый комплекс важнейших проблем. 

О том, как было бы целесообразно осваивать Дальний Восток, можно спорить до бесконечности. Но практика показывает — истина не в каких-то непонятных широкой аудитории экономических выкладках, а в совершенно простых вещах. Вот только вычленить и сформулировать эти простые вещи могут далеко не все. Это — удел профессионалов. И в первую очередь производственников, которые прекрасно знают, о чем они говорят. Сегодня мы публикуем интервью с руководителем одной из самых крупных отраслевых компаний региона — ОАО «Дальстроймеханизация» Федором ГЛУШКОВЫМ

Все кому не лень

— Федор Яковлевич, многие участники строительного рынка говорят о том, что аукционы в регионах проходят в последний момент. К примеру, в июне состоялись торги, а к октябрю уже нужно сдать готовый объект. Эта проблема действительно столь актуальна?

Досье БГ

ГЛУШКОВ Федор Яковлевич родился 5 сентября 1960 года в городе Тында Амурской области. Окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, Академию народного хозяйства при Правительстве РФ и Государственную академию повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России. Трудовой путь начал в 1982 году, сразу по окончании ХабИИЖТ. Первая должность — строительный мастер мехколонны-89 треста «Сибстроймеханизация». Затем был назначен старшим инженером ПТО этого же предприятия. А в 1985 году, в 25-летнем возрасте, занял должность главного инженера мехколонны, которая впоследствии была акционирована и преобразована в ОАО «Дальстроймеханизация». В феврале 1997 года Федор Яковлевич Глушков был избран генеральным директором этой компании. 

— Проблема не только актуальна, но еще и многогранна. Начнем с того, что множество вопросов вызывает сам ФЗ-94. На мой взгляд, современная система проведения аукционов нелогична по своей сути, поскольку участвовать в торгах могут все кому не лень. Вот представьте, у вас заболела кисть руки. И вы, вместо того чтобы идти в поликлинику, объявляете конкурс среди врачей. Приходит хирург и говорит — я вылечу вас за тысячу рублей. Затем появляется офтальмолог и предлагает исцелить вас за 500 рублей. Но в итоге торги на лечение вашей кисти выигрывает ЛОР, который сбил цену до сторублевой планки. А что? Он ведь тоже доктор, правильно? Да и 100 рублей — небольшие деньги. Вот только я сомневаюсь, что вы согласитесь лечить руку у ЛОРа. Примерно так происходит и в нашей отрасли. Сейчас многие называют себя транспортными строителями. Ведь зарегистрировать фирму, вступить в какую-нибудь «коммерческую» саморегулируемую организацию и получить все необходимые допуски — дело несложное. А потом именно такие «строители» за копейки выигрывают отраслевые аукционы. В таких условиях о качестве объекта можно забыть с самого начала. Впрочем, обо всех минусах ФЗ-94 говорят так много, что это уже набило оскомину. Беда в другом — позитивных сдвигов здесь не наблюдается.

 — В свое время в интервью нашей газете вы сказали, что было бы целесообразно накануне аукционов использовать предквалификационные схемы. То есть изучать технический, технологический и кадровый потенциал участников, а также их опыт и репутацию. Насколько я понимаю, раньше так и делалось. Но ведь при сегодняшнем уровне коррупции на бумаге можно нарисовать все что угодно. Хоть сотню грейдеров, хоть тысячу высококлассных специалистов. И как быть?

— Дело в том, что дорожная отрасль достаточно узкая. И все участники реального рынка (подчеркну, именно РЕАЛЬНОГО рынка) прекрасно друг друга знают. Так что просто так пустить кому-то пыль в глаза здесь вряд ли получится. Кроме этого, я предлагал не только учитывать потенциал, опыт и репутацию участников аукционов, но и рассматривать уровень их производственной загруженности. А это достаточно серьезный показатель. Если у вас много работы, значит, ваш труд востребован. Значит, вам можно доверять. А вот коль скоро у вас СЛИШКОМ много работы, то стоит задуматься, допускать вас к конкурсу или нет. Ведь вы и так пашете, предположим, на двух десятках участков. И у вас может просто не оказаться собственных ресурсов на новый объект. Этот принцип, кстати, активно используется в США и некоторых европейских государствах. Но вернемся к вопросу о коррупции. Ведь для максимальной декриминализации аукционов можно использовать простой и при этом крайне эффективный механизм.

   Вот я сейчас озвучу вполне конкретное предложение. Давайте в качестве одного из предквалификационных условий рассматривать налоговые и социальные отчисления участников. И всё сразу станет понятно, ведь если компания оперирует серьезными финансовыми потоками, значит, и ее производственный уровень автоматически окажется высоким. Если предприятие платит своим сотрудникам «белые» зарплаты, значит, это явно не однодневка, а стабильно работающая промышленная структура. Между прочим, такой подход станет еще одним побудительным мотивом для стопроцентной легализации доходов отечественного бизнеса. А как иначе? У бизнесмена отпадет возможность что-то скрывать и уводить в тень. Иначе его просто не допустят к аукциону. Да и на сами аукционы придут именно участники реального рынка. И что мы получим в итоге? А получим мы, как минимум, три плюса. Первое — увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. От этого однозначно выиграет государство. Второе — рост «белых» зарплат, соответственно увеличение доли социальных отчислений. От этого выиграют обычные граждане. Третье — повышение качества объектов, тех же дорог, например, поскольку никто из производственников не будет заинтересован в бездумном понижении цен на конкурсах. От этого выиграют и государство, и обычные граждане. По сути, одна поправка в закон может решить целый комплекс важнейших проблем. Другое дело — это крупные инфраструктурные проекты. Там одной компании, даже большой, реализовать проект собственными силами невозможно. При этом дробить крупный проект на ряд объектов иногда бывает нецелесообразно. Необходимо вводить понятие «единого оператора проекта» и разыгрывать конкурс уже не на строительство само по себе, а на оказание комплекса «инжиниринговых услуг». Единым оператором проекта могли бы выступать зависимые подразделения естественных монополий, при госкапвложениях — корпорации, имеющие большой управленческий опыт, инженерный корпус, проектные институты и так далее.

В авральном режиме

— Но пока все работают в рамках тех законов, которые у нас есть. Тем не менее вернемся к началу нашего разговора. Нужно ли корректировать сроки проведения аукционов?

— Обязательно! Иначе о наведении порядка в отрасли можно будет только мечтать. Ведь что происходит сейчас? Все планы в регионах реально формируются в начале года. Затем в марте — апреле идет процесс согласования. Решается, что и на каких условиях будет выставляться на аукцион. Потом наступает время подготовки к конкурсам. Это еще плюс один месяц. Наконец, в июне проходят сами электронные торги. После чего в течение двух недель заключаются контракты. И где-то к июлю дорожные строители могут приступить к работе. При этом сезон заканчивается максимум в ноябре. На Севере — и того раньше. Вот мы и получаем вечный отраслевой аврал. Со всеми вытекающими последствиями. 

— Однако именно ОАО «Дальстроймеханизация», по мнению экспертов рынка, при любых условиях безукоризненно справляется со своими задачами. При этом вы тоже работаете в тех же самых условиях, что и остальные участники рынка. Как вам удается эффективно решать профильные вопросы?

— Я бы не стал сейчас говорить о наших конкурентных преимуществах. Дело — в тенденции. К сожалению, сегодняшний формат проведения конкурсов не может способствовать эффективному развитию рынка. И я уже объяснил, почему сложилась такая ситуация.

Ответственность — ноша тяжёлая

— Но ведь за всё, что происходит в регионах, отвечают губернаторы. И вот что интересно — бюджеты территорий формируются в конце года. Соответственно, чиновники знают, какие проекты будут реализованы в году следующем. Так почему нельзя проводить торги в феврале или хотя бы в марте?

— Вы нарисовали прямо идеальную картину. Но дело в том, что деньги на реализацию тех или иных проектов поступают не одновременно с версткой бюджета. Бюджет на первом этапе — это всего лишь бумага. А вот реальные источники финансирования формируются как раз ближе к весне. И пока они не сформированы, ни один чиновник не рискнет объявить о проведении аукциона. Иначе к нему придет прокурор и задаст множество неудобных вопросов, связанных с «нецелевым использованием средств» и «превышением должностных полномочий». Поэтому всё опять же упирается в действующие законы, которые требуется менять. И не стоит делать из этого какую-то глобальную проблему. Если закон плох, значит, он нуждается либо в корректировке, либо в замене. 

— Получается, у губернаторов нет никаких возможностей изменить ситуацию с аукционами?

— В каких-то случаях губернатор может рискнуть и взять ответственность на себя. Но далеко не все главы регионов идут на эти шаги. И я не стал бы их в этом обвинять. Ответственность — ноша тяжелая. Хотя, с другой стороны, мы вообще живем в поразительно безответственной стране. Я вот сейчас даже не о губернаторах или других чиновниках говорю. Дело в нашей общей ментальности, когда мы смотрим на государство либо как на собес, либо как на профсоюз. Мол, нам должны то-то и то-то. Господа! Чтобы что-то получать, надо это самое «что-то» заработать. ЗА-РА-БО-ТАТЬ! Никакие блага с неба нам на голову не свалятся. Поэтому прежде чем рассуждать о социальных бонусах, необходимо создавать условия для производственного развития.

Вопрос не в амбициях

— Федор Яковлевич, а это правда, что вы подготовили пакет собственных предложений по социально-экономическому развитию Дальнего Востока?

— Да, правда. Но я бы не хотел сейчас проводить какую-то презентацию. Одно могу сказать — для эффективного развития той или иной территории нужно использовать все имеющиеся региональные преимущества. И географические, и экономические. Но самое главное заключается в другом — необходимо предельно ясно знать, чего ты хочешь добиться. Добиться для своего коллектива, для своих земляков, для своей семьи… Только в этом случае можно рассчитывать на успех. 

— А зачем вам всё это нужно? Вот, с одной стороны, вы — успешный промышленник. Ваша компания известна далеко за пределами нашего региона. С другой — вы никогда не стремились попасть, например, в Госдуму, или в Совет Федерации, или в губернаторское кресло. По крайней мере, о ваших политических амбициях ничего не известно. Так для чего вам выступать с какими-то программными инициативами?

— Да вопрос-то не в моих амбициях. Я всегда стоял в стороне от публичной политики. По принципу — каждый должен заниматься своим делом. Я умею строить, умею созидать. И без ложной скромности скажу — это у меня получается неплохо. Но есть один нюанс. Я всегда отстаивал свою позицию. На любом уровне. И если моя точка зрения не совпадала с мнением какого-то высокопоставленного чиновника, я аргументированно вел свою линию. Невзирая на ранги оппонентов. И считаю, что это правильно. Если ты профессионал, если ты отвечаешь за конкретное дело, значит, ты просто обязан уметь держать удар и доказывать свою правоту. Правда, тут есть одна тонкая грань. Что-то критиковать или с кем-то не соглашаться — много ума не надо. Гораздо важнее — предложить нечто дельное взамен. Например, сейчас много говорится о более чем непростых условиях, в которых приходится работать дальневосточному бизнесу. Да, всё правильно. Вот я и обозначил, в концентрированном виде, свои предложения по развитию нашей территории. Так сказать, обозначил по велению души. При этом я не претендую на лавры реформатора. Мне это не нужно. Просто я живу и работаю на Дальнем Востоке. Здесь живет моя семья, здесь живут и трудятся мои подчиненные, мои коллеги. И судьба этой территории мне не безразлична. 

Нужны уникальные задачи

— В свое время в Советской Гавани была создана портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ). Как вы считаете, это удачный проект?

— Более чем удачный. Если, конечно, он будет реализован в полном объеме. 

— Что значит в полном объеме?

— Всё зависит от тех задач, которые мы перед собой ставим. Вот давайте, опять же, смотреть на ситуацию комплексно. Дальний Восток — уникальный регион? Безусловно! Значит, и развитие этой территории должно быть уникальным. Что это значит? А вот что. В первую очередь нам предстоит решать две главные задачи — по укреплению территориальной целостности России на востоке страны и по созданию экономического пояса в наших приграничных субъектах. Хотя, по идее, это две стороны одной медали. 

— Экономический пояс — это что такое?

— Речь идет о развитии и создании на российских пограничных территориях производственных мощностей и предприятий под контролем государственного или частного российского капитала без права отчуждения в пользу иностранцев. Предоставление особых преференций и субсидий таким предприятиям даст толчок ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и одновременно укрепит позиции РФ на приграничной территории, создавая барьер для экспансии сопредельных государств. Чем больше здесь будет таких отечественных производителей, тем лучше. Но ситуация, повторюсь еще раз, должна развиваться комплексно. Мы просто обязаны оглянуться вокруг себя и посмотреть, какие конкурентные преимущества и в то же время какие проблемы есть у наших соседей в АТР. Вот сейчас идет бурное развитие северных и западных провинций Китая. Однако китайцы испытывают серьезные трудности в доставке товаров в свои же южные порты. В Шанхай, например. Страна-то огромная. И расстояния там тоже громадные. Так почему бы не предложить промышленникам из КНР услуги Советско-Гаванской портовой особой экономической зоны? Она у Поднебесной, можно сказать, под боком. Конечно, для этого нам понадобится вплотную заняться транспортным коридором (автомобильным и железнодорожным) Ленинск—Хабаровск—Ванино. Ведь именно по этому пути будет целесообразно пустить (за деньги, естественно) весь китайский грузопоток. При этом и отдача для нашей страны будет колоссальной. Мы имеем уникальный шанс развернуть крупнейшие транснациональные транспортные компании в свою сторону. И тем самым стимулировать свои отраслевые предприятия.

    Если всё это сформулировать в нескольких словах, то я бы обозначил ситуацию в одном предложении: нужно зарабатывать на чужом бизнесе, развивать свой, сажать у пограничного шлагбаума главу Роспотребнадзора Геннадия ОНИЩЕНКО и управлять мощными грузопотоками. То же самое могу сказать и о Большом Уссурийском острове, на российской части которого требуется создать современный логистический и торговый центр.

    По моему глубокому убеждению, Дальний Восток должен стать транспортным коридором нового поколения. Не использовать свои естественные географические и геополитические преимущества было бы просто неразумно. Ведь давно известно — как только начинает развиваться транспортная инфраструктура, это моментально становится стимулом для всех без исключения отраслей экономики. Строительство, недропользование, природопользование, энергетика, связь, торговля, сельское хозяйство, сфера обслуживания, коммунальный сектор… И это далеко не полный перечень. А малый и средний бизнес? Как только в какой-то населенный пункт приходит дорога, там моментально появляются гостиницы, магазины, парикмахерские, кафе. Причем всё, что я говорю, — это не какие-то фантастические картины, а вполне реальные условия для комплексного развития территории, для создания точек долгосрочного экономического роста. При таком подходе Дальний Восток станет одним из самых процветающих регионов нашей страны.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru