Сергей ВЫСОКИХ:
— У нас, дальневосточных муниципальных руководителей, возникает резонный вопрос — каким образом требуется развивать налоговые схемы, при которых пользу получат и государство, и районы? Пока здесь наблюдается явный перекос. Например, с территории нашего Ленского улуса в бюджеты разных уровней ежегодно поступает свыше 15 миллиардов рублей. А в нашей казне из этой суммы остается порядка 800 миллионов, то есть чуть более 5 процентов. При этом я понимаю, что нельзя одним махом изменить существующее положение вещей. Но лично у меня есть к нашей федеральной власти конкретное предложение — оставлять в муниципальных бюджетах 100 процентов подоходного налога и 50 процентов налога на имущество физических лиц. Потеря федеральной казны в этом случае будет не слишком значительной. Особенно с учетом малочисленности населения в дальневосточных регионах. А вот польза для районов, при такой бюджетообразующей схеме, будет очевидной. К примеру, казна нашего улуса увеличится на 100 процентов и составит уже не 800 миллионов, а порядка полутора миллиардов рублей. Вот тогда мы сможем не только «затыкать дыры», но и вкладывать средства в перспективные проекты. А без таких проектов рассуждать о системном развитии дальневосточных территорий даже не приходится.
Якутия — одна из самых богатых территорий России и в то же время одна из самых проблемных. И дело даже не в жестком климате или географической изоляции этого региона. Вопрос в балансе интересов. К примеру, один только Ленский район республики ежегодно перечисляет в бюджеты всех уровней (в виде налогов, естественно) — свыше 15 млрд рублей. А в районной казне остается порядка 800 млн, то есть чуть больше 5 %. Такая вот картина получается. Впрочем, тут есть и позитивные сдвиги. О проблемах и достижениях — в интервью с главой Ленского района РС (Я) Сергеем ВЫСОКИХ.
— Сергей Иннокентьевич, 11 декабря в Якутске состоялось совещание по реализации Восточной газовой программы, с участием президента РС (Я) Егора БОРИСОВА и председателя правления ОАО «Газпром» Алексея МИЛЛЕРА. Вы там были?
— Конечно, я там был. Ведь одним из ключевых вопросов, который рассматривался на этом совещании, стало освоение Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на территории нашего района.
— Но ведь об освоении Чаянды говорят уже давно. В чем смысл именно этой встречи?
— На совещании в Якутске речь шла о предельно конкретных вещах. До последнего времени в районе производились разведочные работы. А сейчас наступает активная фаза освоения этого месторождения. Соответствующее решение было принято «Газпромом» еще 30 октября. Причем тут вот какая история получается. Помимо обустройства самого месторождения, компания приступит к строительству газопроводной системы Якутия—Хабаровск—Владивосток. Так что тут мы наблюдаем комплексный подход к решению важнейшей государственной задачи. По сути, в нашей республике зарождается крупнейший в регионе и, без преувеличения, уникальный для АТР центр газодобычи.
— Чем он уникален?
— Прежде всего своими запасами, которые составляют 1,24 триллиона кубометров газа и 68,4 миллиона тонн нефти. Впрочем, это даже не главное. Основное преимущество центра газодобычи заключается как раз в его комплексности. Ведь мы наблюдаем поразительную вещь, — с одной стороны, государство выстраивает предпосылки для крупнейших в регионе экспортных операций, с другой — создает основу для развития (на этой же базе) собственных высокотехнологичных производств. В этом и заключается ценность Восточной газовой программы.
— Это — заслуга топ-менеджеров «Газпрома»?
— В том числе и топ-менеджеров «Газпрома». Но не стоит забывать — саму схему развития производственных сил Якутии выстраивали как раз власти республики. Именно руководители РС (Я) создали предпосылки, при которых природные богатства нашего региона становятся основой для экономического роста восточной территории страны. Плюс ко всему этот формат поддержали первые лица государства. Я имею в виду и Владимира ПУТИНА, и Дмитрия МЕДВЕДЕВА, и других высокопоставленных чиновников. В результате мы наблюдаем сохранение баланса интересов.
— Чьих интересов?
— И государства, и госмонополии, и республики, и муниципалитетов, и дальневосточного бизнеса. И простых людей, в конечном итоге. Ведь любой, даже самый амбициозный промышленный проект должен учитывать потребности конкретного человека.
— Кстати об амбициозных проектах. В свое время управленцы «Газпрома» неохотно рассматривали «северный» вариант строительства газотранспортной системы (ГТС) Якутия—Хабаровск—Владивосток. Но в итоге был выбран именно этот маршрут. Что переломило позицию руководителей компании?
— Я бы не стал говорить, в этой связи, о каком-то слишком жестком противостоянии. Просто на этапе обсуждения вариантов строительства ГТС обозначались все профильные нюансы. Грубо говоря, одна из схем предусматривала сокращение протяженности газопровода и экономию средств инвестора. А какой бизнес (неважно, крупный он или мелкий) не хочет сэкономить на собственных затратах? Это нормальный подход. Другое дело, что руководители территории защищали интересы жителей нашей республики. Ведь именно северный маршрут трассы ГТС позволяет газифицировать сразу четыре района Якутии — Ленский, Олёкминский, Алданский и Нерюнгринский. И мы очень рады, что в конечном итоге управленцы «Газпрома» прислушались к мнению президента РС (Я), депутатов Государственной думы, глав муниципальных образований и представителей общественности. Ведь важна не сама дискуссия, а результат. Зато теперь строительство газопроводной системы Якутия—Хабаровск—Владивосток по северному варианту — вопрос, можно сказать, решенный. Это — большое подспорье для наших районов. И, разумеется, для местных жителей. Мы надеемся, что к освоению Чаяндинского месторождения и к строительству газопровода будут привлечены местные производственные компании. Для нас это — вопрос принципиальный.
— А вот теперь давайте поговорим именно об интересах местных жителей. Уже известно, какую долю налогов в консолидированном бюджете Ленского района составят отчисления Газпрома? Разумеется, на первом этапе обустройства Чаяндинского газоконденсатного месторождения.
— Как вы понимаете, пока тут можно говорить лишь о приблизительных данных. Но они, эти данные, уже есть. Мы полагаем, что по итогам 2013 года «газпромовская» доля в нашем бюджете составит не менее 20 процентов.
— А сколько это в живых деньгах?
— Порядка 150 миллионов рублей.
— То есть на сегодняшний день отчисления в бюджет района — это 800 миллионов?
— Совершенно верно.
— А сколько всего налогов в бюджеты разных уровней поступает с территории Ленского района?
— В общей сложности более 15 миллиардов рублей.
— Получается, что на вашу долю остается чуть больше 5 процентов?
— Сами видите.
— Это нормально?
— А тут я не стал бы давать какие-то однозначные оценки — нормально это или нет. С одной стороны, формирование государственного бюджета — это довольно сложный механизм. И тут нельзя рубить с плеча, мол, оставьте нам в районах как можно больше денег и тогда мы заживем. Ведь финансирование здравоохранения, образования, правоохранительной системы — всё это строится на устоявшемся фундаменте. И если этот фундамент сломать, то будет повреждена и вся государственная конструкция. Однако существует и другой момент. Вот в Якутии только два района, включая наш, являются бездотационными. Соответственно, мы находимся в гораздо лучшем положении, чем жители тех же северных улусов. Но даже нам денег хватает только на текущие расходы. Мы не в состоянии за счет муниципальной казны финансировать перспективные проекты. А без таких проектов рассуждать об эффективном освоении территории не приходится. И возникает резонный вопрос — каким образом требуется развивать налоговые схемы, при которых пользу получат и государство, и районы? По этому поводу у меня есть конкретное предложение к нашей федеральной власти — оставлять в муниципальных бюджетах 100 процентов подоходного налога и 50 процентов налога на имущество юридических лиц. Потеря федеральной казны в этом случае будет не слишком значительной. Особенно с учетом малочисленности населения в дальневосточных регионах. А вот польза для районов при такой бюджетообразующей схеме будет очевидной и составит уже не 800 миллионов, а порядка полутора миллиардов рублей. Вот тогда мы сможем не только «затыкать дыры», но и вкладывать средства в перспективные проекты. О чем я уже и говорил. Тем более что сейчас к реализации таких проектов мы готовы. Как вы, наверное, знаете, в этом году у нас в районе появилось устойчивое энергоснабжение. Я имею в виду строительство ВЛ 220 кВ Чернышевск—Мирный—Ленск—Пеледуй с отпайкой на НПС-14. Также появилась конкретика, связанная со строительством федеральной автодороги «Вилюй», на участке Ленск—Пеледуй. То есть мы приходим к круглогодичному транспортному сообщению. Ну и, конечно же, нас радует проект серьезной реконструкции нашего аэропорта. Если мы сможем принимать разные типы самолетов, это станет большим подспорьем для районных производственных направлений. Не говоря уж о крупных федеральных промышленных проектах.
— Недавно, в одном из корпоративных изданий АК «Транснефть» был опубликован материал о большом вкладе этой компании в экономику и социальную сферу Ленского района. Это правда?
— В принципе, ООО «Востокнефтепровод» («дочка» АК «Транснефть»), действительно, поддерживает наш район. В их районном управлении, которое обслуживает двухтысячекилометровый участок ВСТО от Усть-Кута до Олёкминского улуса, трудится порядка 600 человек. Соответственно, предприятие создает у нас рабочие места. Что, безусловно, выгодно нашему муниципальному образованию. Да и в реализации наших социальных проектов компания тоже участвует. Не так давно «Востокнефтепровод» построил у нас 48-квартирный дом. И половина квартир в этом жилом здании (по соответствующей программе социального партнерства) досталась нашим землякам. И таких примеров у нас хватает.
— А какая компания является вашим основным инвестором?
— Это, безусловно, «Сургутнефтегаз». На сегодняшний день почти половину районного бюджета (порядка 45 процентов) составляют отчисления этого холдинга. Также могу отметить, что в подразделениях этой компании трудятся 2 100 местных жителей. Да и вообще, «Сургутнефтегаз» занимает в нашем улусе чрезвычайно активную социальную позицию. Еще один наш важный стратегический партнер — компания «Сахатранснефтегаз» (и ее «дочка» — предприятие «Ленскгаз»). Благодаря сотрудничеству с этими структурами мы смогли достаточно эффективно газифицировать город Ленск. Это для нас стало большим подспорьем.
— У вас в районе вообще идет активная реализация многих социальных проектов. Уделяется серьезное внимание и жилищному строительству, и решению проблем с местами в детских садах, и созданию современных медицинских, образовательных, культурных и спортивных учреждений, и вопросам связи. Как вам всё это удается?
— Спасибо, конечно, за такую оценку. У нас действительно есть чем гордиться. Благо инвесторы не остаются в стороне от наших социальных инициатив. Да и сами мы не сидим сложа руки. И всё это объяснимо. Районные администрации ближе других органов власти находятся к бедам и чаяниям простого человека. Людям ведь не важно, к чьей компетенции относятся их проблемы, федеральный это уровень, региональный или муниципальный. Они идут к нам и требуют вмешаться в ту или иную ситуацию. И мы стараемся помочь каждому. Если это, конечно, в наших силах. А уж имеющиеся у нас рычаги управления стараемся использовать максимально полноценно.
— Кстати, правда ли, что у вас в районе планируется построить техникум, в котором будут готовить кадры для нефтегазовой отрасли?
— Правда. Но это — один из проектов «Газпрома». Я ведь уже говорил, что освоение Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения имеет комплексный характер. И без решения кадровых проблем здесь не обойтись. Ведь осваивать северные территории России исключительно вахтовым методом невозможно. Это — наша принципиальная позиция. Но, к величайшему сожалению, регион испытывает настоящий кадровый голод. Сказывается и отток населения в европейскую часть страны, и изменения в системе среднего специального образования. Поэтому нам крайне необходимы квалифицированные рабочие. Причем местные квалифицированные рабочие, которые тут будут и трудиться, и жить. То есть создавать семьи, рожать и воспитывать детей, покупать жилье… Эти люди должны полностью связывать свою жизнь со своей малой родиной. Вот оно, решение миграционных проблем. Но для этого необходимо повышать качество жизни. По большому счету, что нужно обычному человеку, чтобы он хотел жить на Севере? Во-первых, достойная зарплата. Коль скоро мы постоянно пребываем в сложных климатических условиях, значит, это должно чем-то компенсироваться. А лучшая компенсация — это живые деньги. Поэтому средний доход наших земляков должен быть значительно выше, чем в той же Москве, в том же Саратове и в том же Краснодаре. Во-вторых, здесь необходимо крайне активно развивать социальную сферу. Чтобы у человека не болела голова по поводу устройства ребенка в детский сад, чтобы каждый наш житель мог нормально отдохнуть после окончания рабочего дня или в выходные, чтобы уровень медицинского обслуживания был современным. Наконец, третий момент. Требуется создавать условия, при которых каждый дальневосточник мог бы без ущерба для своего бюджета съездить отдохнуть вместе со своей семьей в любую точку нашей страны. Вот в той же Москве поездка в Чехию, Хорватию, Турцию или Арабские Эмираты уже давно перестала быть проблемой. Всё это стоит копейки.
А у нас многие жители Дальнего Востока вынуждены платить бешеные деньги за пролет до российской столицы. И если в районах Крайнего Севера это еще как-то компенсируется, то в центральных регионах ДФО ни о какой компенсации и речи не идет. И ситуацию нужно выравнивать. И вот смотрите, что получается. Если дальневосточники будут зарабатывать приличные деньги, если они станут жить в цивилизованных, современных условиях, если решатся транспортные проблемы — отток населения прекратится сам собой. Как говорится, «от добра добра не ищут». Это точно.
— Сергей Иннокентьевич, вы говорите о компенсациях. Но ведь тут есть еще один проблемный нюанс. В советские годы те же северные коэффициенты и районные надбавки выплачивались из государственного бюджета. Поэтому и была возможность поддерживать дальневосточников именно «длинным рублем». А сейчас подобные компенсационные выплаты стали головной болью руководителей региональных предприятий. Свои дополнительные расходы, естественно, они включают в сметы. И в итоге из-за неравных конкурентных условий проигрывают на аукционах тем же западным компаниям. Что делать в этой связи?
— А выход, наверное, тут может быть только один — северные надбавки и коэффициенты вновь должны стать частью государственной политики. Понятно, что в одночасье изменить ситуацию невозможно. Но к этому нужно стремиться. Да и не только к этому. Проблем в регионе много, и все они требуют решения. И мы надеемся, что Минвостокразвития, во главе со столь опытным политиком и хозяйственником, как Виктор ИШАЕВ, сыграет позитивную роль в эффективном освоении Дальнего Востока.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >