Евгений МАЛИКОВ:
«Малому и среднему бизнесу сегодня постоянно вставляют палки в колёса — власти говорят одно, делают другое, порой разворачиваются на 180 градусов, бьют по рукам. Могу привести в пример нашу систему налогообложения. Платежи и так непомерно высоки, так ещё стоит опоздать с перечислением средств на день-два, последует арест счетов. Зачем? Мы заплатим, хоть и с небольшим опозданием, кому от такого подхода лучше? Ведь и с нами расплачиваются далеко не всегда вовремя, оборотных средств не хватает. А если брать кредит в наших банках, то это гибельно для предприятия — процентные ставки настолько высоки, что экономика практически любой компании не в состоянии их выдержать».
Строительный комплекс Дальнего Востока переживает не лучшие времена. Кризис неплатежей, сокращение объёмов строительства, растущие цены — всё это тормозит развитие отрасли. И тем не менее строительные компании, сумевшие адаптироваться к сегодняшним условиям, активно работают и даже наращивают обороты. Да, проблемы есть, и породил их не только кризис. Но уровень руководителя как раз тем и определяется, насколько умело он может с ними справляться. Соучредитель Группы компаний «Гравзавод «Комсомольский» Евгений МАЛИКОВ, с которым нам довелось встретиться в Комсомольске-на-Амуре, говорит о том, что, на его взгляд, помогает, а что мешает работать не только Группе компаний, но и другим предприятиям строительной отрасли.
— Евгений Александрович, сегодня многие участники рынка говорят о кризисе неплатежей, о том, что заказов стало меньше. А как вам работается во время кризиса?
— Как говорится, кому война, а кому мать родна. На любом кризисе всегда кто-то делает большие деньги, так что страдают далеко не все. Но нас это, конечно, коснулось, хотя, в общем-то, мы работаем ритмично. Но вы же знаете, что происходит с малым и средним бизнесом — власти говорят одно, делают другое, порой разворачиваются на 180 градусов, бьют по рукам. Могу привести в пример нашу систему налогообложения. Отчисления и так непомерно высоки, так ещё стоит опоздать с платежом на день-два, последует арест счетов. Зачем? Мы заплатим, хоть и с небольшим опозданием, кому от такого подхода лучше? Ведь и с нами расплачиваются далеко не всегда вовремя, оборотных средств не хватает.
— А если взять кредит?
— Да что вы! Разве это банки? Это же ломбарды. Суммы кредитов у них гораздо меньше, чем величина залогов. А проценты по кредитам превышают все разумные пределы. Ну точно, как в ломбарде. Какая организация способна взять кредит под 20 процентов и выше годовых? В Англии центральный банк, после кризиса 2008 года, только в этом году сделал ключевую ставку нулевой, а прежде она была отрицательной, то есть банк приплачивал коммерческим банкам, чтобы их деньги попадали в реальный сектор экономики под разумные проценты. Там тоже мировой кризис, как и везде, но кредиты выдают под ставку меньше 2 процентов.
А у нас моментально сделали ключевую ставку 17 процентов. Ну а банки, естественно, подняли ещё выше. Взять кредит под 20–23 процента годовых — это значит «глотнуть кислорода», чтобы не умереть сегодня, а умереть завтра. Либо образуется очередной «невозврат». Все это понимают, но что толку. Я считаю, что банки и железная дорога — тормоз для развития страны.
— А РЖД — вы имеете в виду тарифы?
— Да нет, я имею в виду не столько тарифы, сколько необязательность РЖД. Одно из предприятий Группы компаний «Гравзавод «Комсомольский» производит товарный бетон. Его активно покупают наши предприятия. Август, сентябрь, октябрь на Дальнем Востоке для укладки бетона — высокий сезон. Когда температура воздуха понизится, придётся использовать антиморозные добавки, пластификаторы, которые в России не производятся. Покупать придётся за евро со всеми вытекающими. Помимо добавок, придётся прогревать бетон, словом, лучше уложить его по теплу.
Сегодня нас осаждают просьбами — дайте нам бетон в первую очередь. Мы бы и дали, но цемент мы покупаем в Спасске, срок его доставки по железной дороге для нас 12–14 дней. Однако вот уже почти месяц наши 30 вагонов, две тысячи тонн, стоят, разбросанные по всей ДВЖД. А всего на разных станциях застряли 170 товарных поездов, это порядка 10 тысяч вагонов.
Вот что нам делать? Везти из Спасска автотранспортом — цемент будет золотым, бизнес уйдёт в минус. Мы уже выкупили всё, что можно, у посредников, везём сюда машинами из Хабаровска. При этом варианте бизнес нулевой. А наши обязательства остаются в силе, и мы привыкли их выполнять. Приходится брать частные кредиты. Вагоны стоят, а проценты «тикают».
— Но ведь можно подать на РЖД в суд и таким образом сократить свои потери.
— Не всё так просто. Мало того, что судиться придётся не меньше года, так если даже суд решит вопрос в нашу пользу, убытков мы не покроем. Дело в том, что сам по себе тариф на перевозку грузов невысок, а по нашему закону и уставу РЖД в таких случаях дорога возмещает только стоимость перевозки груза, никакой компенсации убытков. Видимо, ошибкой было везти цемент железной дорогой,— хотя на автомашинах было бы в два раза дороже, простои вагонов «съели» всю разницу. К сожалению, бизнес в России это не математика — минус на минус плюса не даёт.
Так что консолидации перед общей бедой — кризисом — не произошло, как вставляли палки в колёса бизнесу, так и вставляют. Вдобавок социальные условия, в которых живут люди, не сподвигают к нормальному, доброжелательному отношению между нами. Неуверенность в завтрашнем дне, необходимость постоянно думать о том, как свести концы с концами, делают своё дело. И нормализации экономической ситуации это не способствует.
— Евгений Александрович, в Группу компаний входят несколько предприятий. Давайте поговорим о них.
— Разумеется, все они завязаны на строительном бизнесе, при этом каждое выполняет свою функцию. Во главу угла я бы поставил гравийный завод. У этого предприятия есть лицензия на месторождение скальника, но есть и ещё компания, которая владеет лицензией на месторождение галечника. Там подтверждённых запасов 19 миллионов кубометров, так что простои нам не грозят. Гравзавод производит щебень и товарный бетон, работают два растворных узла совокупной мощностью 130 кубометров в час. Кроме этого завод выпускает железобетонные изделия, и должен сказать, что вся наша продукция востребована.
Есть в Группе предприятие, которое занимается непосредственно строительством. И есть даже предприятие, которое является эксклюзивным поставщиком оборудования для нефтегазоперерабатывающей промышленности. Эта компания имеет сертификат полномочий немецких поставщиков запорной арматуры, клапанов, регуляторов и другого оборудования. Кстати, это единственный сертификат такого рода на Дальнем Востоке. Словом, Группа «Гравзавод «Комсомольский» работает комплексно, охватывая практически весь спектр профессиональной деятельности в строительной отрасли.
— Если говорить непосредственно о строительстве жилых зданий, то вы работаете с инвесторами или выступаете в качестве застройщика?
— И то и другое. Чаще всего мы начинаем строительство на свои средства, а позже подключаются инвесторы, которые, в принципе, могут стать заказчиками. Но работаем и на субподряде.
Сейчас наши подразделения заняты на строительстве огромного жилого комплекса в Комсомольске-на-Амуре, который займёт целый квартал по проспекту Первостроителей, Аллее Труда и по проспекту Интернациональному. Здесь будут и 16-этажные секции, и 14-этажные, и 12-этажные. Заказчиком выступает «Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» («Роснефть»). Они планировали построить это здание для своих работников и для тех специалистов, которых им предстоит пригласить в рамках реконструкции КНПЗ.
Как вы знаете, «Роснефть» стремится добиться глубокой переработки нефти и войти со своими продуктами в европейский стандарт. Для этих целей и приглашаются высококлассные специалисты из других регионов. Конечно, нынешний кризис сделал своё дело — реконструкция замедлилась, но всё же идёт, продолжаются работы и на нашем доме.
В реконструкции КНПЗ мы тоже принимаем непосредственное участие — поставляем товарный бетон и инертные материалы, заняты на подрядных работах. Хочу отметить, что «Роснефть» очень придирчиво выбирала поставщика, так что то, что КНПЗ остановился именно на нашем бетоне, само по себе говорит о многом.
— При таких возможностях вы могли бы быть и генподрядчиком, разве нет?
— Мы-то могли бы, но московские компании, тем более такие, как «Роснефть», при выборе генподрядчика выдвигают условия, которые наши местные предприятия никак не могут выполнить. Ну, например, нужна банковская гарантия на миллиард или полмиллиарда рублей. А получить банковскую гарантию — это всё равно, что оформить кредит. Вот и работают у нас «варяги», а местным компаниям достаются субподрядные крохи. Крупные игроки рынка ставят для местных компаний заведомо невыполнимые условия, чтобы отсечь их от заказа, чтобы вечно оставались «субчиками».
Вот так бывает — наберут заказов правдами и неправдами, потом за копейки наймут местных строителей, которые сделают всю работу, и хорошо ещё, если их не «кинут».
— А есть у вас объекты, которые вы строите самостоятельно?
— Есть, конечно. Ко Дню Хабаровского края будем сдавать жилой дом. Начинали работать на свои деньги, а позднее подключилось минстроительства края. Там пришлось повозиться — проект не подходил под форматы площадей, мы кое-что перепроектировали, сделали вместо 4-комнатных квартир 2- и 1-комнатые. Дом пятиэтажный на четыре подъезда, стоит в самом центре, на проспекте Первостроителей.
Есть ещё одна элитная площадка в нашей собственности, на следующий год начнём здесь строить 18-этажную «свечку». В этом случае завязана краевая программа строительства жилья для молодых семей.
— Сколько я знаю, в своё время вы строили жильё и в Амурске?
— Да. Когда разрушились предприятия ВПК, целлюлозно-картонный комбинат, замерло и строительство. Остались «скелеты» жилых домов, которые начинали строить ещё в конце 80-х годов прошлого века. Но сегодня город оживает — пришёл «Полиметалл», начал работать гидрометаллургический комбинат, соответственно оживился жилищный рынок. Мы выкупили эти «скелеты», обследовали, достроили и начали продавать.
Два 10-этажных здания «Полиметалл» выкупил для своих сотрудников, ещё одно здание выкупило министерство строительства Хабаровского края под программу обеспечения жильём детей-сирот. Это было в 2013 году. Сейчас министерство планирует выкупить вторую очередь здания, квартиры в нём также предназначены для детей-сирот и для реализации молодёжной программы.
— Евгений Александрович, таким образом, ваш бизнес идёт успешно?
— Могу сказать, что он был бы ещё более успешным, если бы нам не мешали. Одни только бесконечные проверки чего стоят! Как только мы начинаем иметь дело с крупными компаниями, которые на виду, например с «Роснефтью», к нам начинают проявлять интерес различные службы. Любой контракт с КНПЗ сопровождается проверками фискальных органов. Да и ладно, пусть проверяют, нам скрывать нечего, но уходит всегда драгоценное для нас время, деморализуются люди. Приведу конкретный пример.
Из Спасска шли машины с попутным грузом. Ну, конечно, хотелось хоть немного сэкономить. На цементном заводе нас предупредили: успеете оплатить до обеда, сразу отправляем вам цемент. Но с утра пришли сотрудники ОБЭП с проверкой. Мы говорим: вот вам наш специалист, работайте с ним. Нет, надо, чтобы бухгалтер освободила компьютер. Освободили, начали проверку, ничего не нашли, но время ушло — перевести деньги мы не успели. А «Спасскцемент» без предоплаты не работает, к тому же дело было в пятницу. Всё, цемент мы в тот раз не получили, никакой экономии не вышло. И это только один пример.
— Вы говорили, что у Группы есть лицензии на добычу скальника и галечника. А многие недропользователи жалуются, что добычу общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ) приходится вести по тем же правилам, которые существуют для добычи драгоценных металлов. Это так?
— Абсолютно! Чтобы получить лицензию на добычу ОПИ, надо пройти всю процедуру аукциона, собрать те же самые документы, что и на разработку месторождения золота, Росприроднадзор будет так же проверять соблюдение лицензионных соглашений при пользовании недрами. Уж сколько говорят и пишут о том, что надо упростить правила получения лицензий на добычу ОПИ, но результата пока не видно. Ещё один пример того, как бизнесу «облегчают» жизнь. К сожалению, этот ряд можно продолжать долго. Один наш немецкий друг как-то сказал, что российским предпринимателям надо ставить памятники за то, что они в таких условиях ещё что-то строят и делают.
— Пожалуй. И всё же, несмотря на многочисленные препятствия и помехи, Группа компаний «Гравзавод «Комсомольский» — одно из самых успешных и крупнейших предприятий своей отрасли в Комсомольске-на-Амуре.
— Если уж нам удалось удержать позиции в нынешнее время экономической нестабильности, думаю, можно говорить о хорошем потенциале компании. Кризис и санкции рано или поздно кончатся, возможно даже улучшатся условия ведения бизнеса в нашей стране. Во всяком случае, на это хочется надеяться.
Беседовала Ольга ГЛАЗУНОВА
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >