Редакция газеты «БГ»:
—Уважаемый Вячеслав Иванович! На основании ФЗ «О средствах массовой информации» просим Вас ответить на следующие вопросы:
1) Кто должен обеспечивать жителям посёлков Софийск и Шахтинский транспортную доступность?
2) Как могло случиться, что единственная возможность переправиться с одного берега Буреи на другой целиком и полностью зависит от доброй воли частного лица?
3) Какие меры будут приняты для того, чтобы исправить ситуацию?
Просим считать эту публикацию официальным запросом губернатору Хабаровского края Вячеславу ШПОРТУ.
Верхнебуреинский район Хабаровского края занимает огромную территорию, по которой разбросаны поселения. И как водится у нас в стране и на Дальнем Востоке особенно, одна из главных бед здесь — бездорожье. Протяжённость муниципальных дорог в районе 196 километров, из которых 168 приходится на дорогу Чегдомын — Софийск. И километры эти лёгкими никто не назовёт. Вдобавок дорогу пересекает река Бурея. Это обстоятельство и стало причиной многих бед и конфликтов.
Автодороге Чегдомын — Софийск по большому счёту без малого 150 лет. Как только начали мыть в окрестностях нынешнего Софийска золото, так и появилась тропа, которая со временем стала именоваться дорогой. В своём сегодняшнем исполнение дорога была построена в 50-х годах прошлого века, и с тех пор её чинят, латают и подсыпают с переменным успехом. Кто хоть раз прокатился по этой «трассе», вряд ли забудет столь сильные ощущения. Но местные жители к своей дороге привыкли и особо не ропщут, гораздо хуже другой момент — посередине дорога упирается в водную преграду — реку Бурею, а моста, естественно, нет.
Между тем жители Софийска, коих насчитывается 380 душ, и совсем уж маленького посёлка Шахтинский имеют нужду выбираться из своих мест, ездить в районный центр Чегдомын, в другие поселения. Испокон веку правый и левый берега Буреи соединял паром. Когда-то в советские времена он принадлежал прииску «Софийский» и перевозил и людей, и грузы совершенно бесплатно. В девяностые прииск исчез, а вместо него появилась артель старателей «Ниман», которая и стала владеть большей частью имущества своего предшественника, включая паром. И опять всё было нормально, паром ходил туда-сюда, перевозя всех желающих сначала безвозмездно, а потом за чисто символическую плату — 60 рублей с машины. «Безлошадные» пассажиры переправлялись бесплатно. Всё изменилось в прошлом году.
Паром старенький, можно сказать, хрупкий, а перевозит он не только и не столько людей и легковые машины, сколько гружёный автотранспорт двух золотодобывающих предприятий, которые базируются в здешних местах. Это сам владелец парома — артель «Ниман» и артель «Дальневосточник».
Добыча россыпного золота — производство энергозатратное, на участки постоянно требуется завозить ГСМ, технику, другие грузы. Соответственно на паром въезжают многотонные машины, поскольку другого пути нет. Когда Бурея мелеет, ещё можно где-то переехать её, но при даже небольшом разливе это становится невозможным. Ввиду всех этих моментов прошлогоднее происшествие оказалось с далеко идущими последствиями.
То ли водитель грузовика не проявил должного мастерства, то ли конструкция плавсредства не выдержала, но только сходня парома сломалась. Началось разбирательство, кто именно виноват в этой беде, которая длится до сих пор. Поскольку паром после поломки на какое-то время встал, жители Софийска стали писать жалобы в администрацию района, после которых пошли совещания. А тут ещё в районе переправы произошло убийство «при распитии». В результате администрация района рекомендовала главе артели «Ниман», которая, кстати, является градообразующим предприятием для Софийска, Валерию КОЧЕВУ обеспечить безопасность людей и надёжную эксплуатацию парома. В ответ Валерий Евгеньевич увеличил плату с одного транспортного средства с 60 до 2 360 рублей. Независимо от того «Жигули» это или грузовик. Понятно, что это никому не понравилось.
И не просто не понравилось — для местных жителей, отправляющихся в поездку на своём автомобиле, такой тариф разорителен, да и для артели старателей «Дальневосточник» — тоже. Вдобавок В.Е. Кочев объявил, что с 1 августа нынешнего года паром вообще никого перевозить не будет. Вот так.
Это вызвало бурю негодования. Глава администрации поселения Софийск Анна БЕЛОНЮК с возмущением рассказывает, что возникла масса трудностей и проблем. В том числе и с получением медицинской помощи. Поскольку в больнице, где лечились сельчане, сократили все ставки, оставили только фельдшера и медсестру. А в посёлке люди и болеют, и рожают детей, здесь есть детский сад, школа, соответственно ситуации возникают разные.
Другая возможность добраться до того же Чегдомына — вахтовка. Но она ходит два раза в неделю, да и стоимость проезда в ней тоже возросла в два раза и сегодня составляет 1 370 рублей. Выезжает она в 9 утра, весь день люди трясутся на ужасной дороге и приезжают в районный центр к вечеру.
Жители посёлка продолжили писать жалобы, в том числе и в краевую прокуратуру. По её поручению прокуратура Верхнебуреинского района провела проверку. Процитируем документ, ставший результатом этих действий:
«В ходе проверки установлено, что перевозка граждан осуществляется с нарушениями действующего законодательства, а именно без соответствующей лицензии на осуществление данного вида деятельности, без согласования с комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края».
Далее следует требование безотлагательно принять конкретные и действенные меры к устранению выявленных нарушений и впредь их не допускать.
Как позднее выяснилось, лицензия на использование маломерных судов не нужна, а вот в комитет по ценам и тарифам Валерий Евгеньевич документы подал. И теперь оптимистично заверяет, что стоимость проезда станет ещё выше, поскольку в прежнюю не была заложена рентабельность.
Посёлок Софийск жив до тех пор, пока в здешних краях моют золото. Если старатели уйдут, он опустеет и в конце концов исчезнет. Поэтому от того, насколько выгодна добыча для артелей, напрямую зависит благополучие и жителей поселения. Так что они ищут пути решения «паромного» кризиса. Так в письме губернатору Хабаровского края Вячеславу ШПОРТУ предлагается рассмотреть возможность субсидировать перевозки на пароме, чтобы сделать их доступными и для населения, и для старателей. Ответа пока нет, но надежда живёт.
Другой вариант — построить мост. Обойдётся это примерно в 300 миллионов рублей. Однако мост этот нужен только жителям двух небольших посёлков и двум хозяйствующим субъектам. Так что маловероятно, что такое строительство осуществится.
Есть и третий путь — узаконить деятельность «Нимана» по перевозке людей и грузов, нагрузить артель обеспечением той самой транспортной доступности, о которой столько говорят. Но так или иначе вопрос должен быть решён.
А что же районная власть? Ведь эта самая дорога, которую пересекает коварная Бурея, принадлежит муниципалитету. За ответом мы обратились к главе Верхнебуреинского района Петру ТИТКОВУ.
— Автодорога Чегдомын—Шахтинский—Софийск — самая протяжённая в районе и очень проблемная, 168 километров — не шутка и для асфальта, а уж для отсыпанных гравием и подавно.
По нормативам на содержание одного километра такой трассы должно выделяться 86 тысяч рублей. Но бюджет нашего района позволяет нам выделить лишь 28 тысяч. Это на все муниципальные дороги. А конкретно по дороге Чегдомын—Софийск сложилась цифра 22 тысячи рублей. Конечно, край нам помогает — выделяет деньги на ремонт мостовых переходов, но привести дорогу в должный вид на те средства, которыми мы располагаем, невозможно.
Несколько лет аукцион на подряд по её содержанию выигрывала артель «Ниман», но в этом году отказалась. Появился недавно новый подрядчик, но он тоже не может справиться с объёмом работ. И самой большой проблемой остаётся переправа через Бурею.
Паром частный. Как он таковым стал, история умалчивает, как сложилось, так и было до прошлого года. А когда Кочев отказался перевозить любые грузы, включая почту, продукты для населения, проблема и вовсе обострилась. Мы не можем приказать ему снизить или совсем убрать плату — нигде ни в каких документах не прописано, что артель обязана вообще кого-то или что-то перевозить. Но мы пересчитали его расчёты и убедились, что они делались по неверной методике. Не может одинаково стоить перевоз «Нивы» и нефтеналивника. Следует рассчитывать плату от тоннажа, и составит она не более 500 рублей. Но глава артели с этим категорически не согласен и стоит на своём. При этом в его смете указано, что паромщик за лето сжигает 90 кубов дров, чтобы приготовить себе еду. Это же почти два вагона, откуда такая цифра?
Конечно, решить проблему с переправой — дело районной власти. Мы прорабатывали вопрос строительства моста на основе государственно-частного партнёрства при участии муниципалитета. Артель «Ниман» взялась подготовить проектно-сметную документацию, но узнав стоимость этой работы, отказалась. А без ПСД ни в какую программу софинансирования не войдёшь. Думаем, как быть дальше. А пока удалось добиться лишь того, что В.Е. Кочев отменил своё решение прекратить с 1 августа любые перевозки на пароме.
Елена ЗАЙЦЕВА
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >