Сахалинские строительные и проектные предприятия находятся в неравных условиях с «материковыми» компаниями. Получается, что на торгах все участники играют по общим правилам. Но организации с материка имеют возможности для демпинга. Так уж устроена контрактная система, что при всех своих плюсах она предоставляет возможность фактически для любого ценового снижения. Это зачастую и является залогом победы. А наши производственные структуры не могут снижать цены на аукционах, поскольку вынуждены, как и положено по закону, выплачивать своим работникам все коэффициенты, которые определены для районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. В итоге сахалинские компании зачастую остаются без работы. И вынуждены банкротиться. Примеров тут хватает. Поэтому в правительстве Сахалинской области готовятся предложения по изменению законодательства. Они предусматривают выделение из сметы на строительство того объёма денежных средств, который необходим для выплат соответствующих коэффициентов.
Какие направления в экономике единственного в России островного региона являются для властей приоритетными? Что здесь развивается наиболее динамично? И что в то же время мешает работать? А самое главное — как можно решать проблемы? Именно эти вопросы и стали основной темой нашего интервью с губернатором Сахалинской области Олегом КОЖЕМЯКО.
— Олег Николаевич, в последние годы на Дальнем Востоке снижаются объёмы гражданского и дорожного строительства. А как у вас с этим обстоит дело?
— Я считаю, что качественные дороги — это одно из важнейших условий развития экономики и комфорта людей. И мы делаем всё возможное, чтобы увеличить объёмы строительства и реконструкции автотрасс. Выделяем на эти цели больше средств из регионального бюджета, работаем с федеральными структурами для того, чтобы привлечь дополнительные деньги из казны РФ. Только по итогам 2017 года у нас введено в эксплуатацию свыше 41 километра автодорог с асфальтобетонным покрытием, построено более 143 погонных метров мостов. Ещё 19 километров автотрасс и 427 погонных метров мостов было отремонтировано, в том числе капитально. В 2018 году планируем построить и реконструировать свыше 45 километров дорог на таких направлениях, как Южно-Сахалинск — Оха, Невельск — Томари — аэропорт Шахтёрск, Южно-Курильск — Головнино и других.
Если же говорить о жилищном строительстве, то сегодня на островах возводится столько же жилья, что и в советский период, когда наблюдался так называемый строительный бум. И цифры говорят сами за себя: в 2017 году у нас было введено более 340 тысяч квадратных метров жилья.
— Как эти позиции выглядят на фоне остальных регионов ДФО?
— По объёму строительства социального жилья Сахалинская область является одним из лидеров в Дальневосточном федеральном округе. На её долю приходится 30 процентов всего социального жилья в макрорегионе. Хотя проживает у нас менее 10 процентов от общего числа дальневосточников.
Также хотелось бы отметить, что у нас активно развиваются схемы введения арендного жилья. С 2015 года в области было построено 26 арендных домов. И ещё 42 дома находится в стадии строительства. Кроме того, мы полностью ликвидировали ветхое жильё, признанное таковым на 1 января 2012 года. В новые квартиры было переселено 14 тысяч 700 человек. Но будем говорить откровенно, проблемы в этом плане у нас остаются. Из аварийного и ветхого жилья предстоит переселить почти восемь с половиной тысяч человек. Поэтому в текущем году мы запускаем ещё одну программу, в рамках которой будем строить для этих людей новое жильё.
— Какие экономические направления на Сахалине стали развиваться благодаря нефтегазовому комплексу?
— Развитие нефтегазового сектора послужило импульсом для экономического роста всего островного региона. В область пришёл крупный иностранный бизнес, пришли масштабные инвестиции. Соответственно, стали развиваться смежные с добычей углеводородов производства — то же строительство, например. Или сфера услуг. Ну и, конечно, были созданы новые предприятия, а это естественным образом повлияло на создание десятков тысяч рабочих мест.
А с учётом того, что поступления средств от нефтегазовой отрасли стали формировать основную часть доходов областного бюджета, у региона появились возможности обновлять инфраструктуру. Помимо этого мы смогли начать финансирование масштабных проектов в сельскохозяйственной сфере.
— Это правда, что благодаря развитию агропромышленного комплекса ваш регион планирует перейти на самообеспечение по основным продуктам питания?
— В советские годы сельское хозяйство на Сахалине было достаточно крепким. Но в девяностые годы оно пришло в полный упадок. И в течение 25 лет региональные власти вообще не занимались этим направлением.
Мы же поставили перед собой задачу увеличить объёмы выпуска свежего молока и молочных продуктов, мяса, а также продукции растениеводства. Причём, что крайне важно, все они должны продаваться по доступным для населения ценам. И наши планы становятся реальностью. Чтобы не быть голословным, приведу чистые цифры: прирост по производству мяса у нас составил 33 процента, по молоку — 7,7 процента. На 9,1 процента увеличилось поголовье КРС. Также мы в два раза увеличили поголовье свиней и почти в полтора раза — поголовье птицы. Кроме того, средний надой молока на одну корову у нас вырос без малого на 11 процентов. Островитяне впервые за последние десятилетия могут свободно купить охлаждённые мясо птицы, свинину.
Помимо этого в наших магазинах теперь круглогодично продаются тепличные овощи собственного производства — огурцы, помидоры, зелень, перец и многое другое. Это стало возможным благодаря строительству крупного, не имеющего аналогов на Дальнем Востоке тепличного комплекса (общей площадью в восемь гектаров) на базе совхоза «Тепличный».
Есть у нас и несколько крупных проектов в животноводстве. Один из них по созданию молочно-товарной фермы на тысячу голов КРС. Этот же проект подразумевает создание агрогородка усадебного типа на 50 дворов в селе Раздольном Корсаковского района. Кроме этого, мы стали выращивать качественные зерновые для качественного улучшения кормовой базы скота. Мы доказали, что на Сахалине можно это делать. Хотя были и те, кто сомневался в перспективности такого проекта. Но мы начали засевать зерновые на площади в 300 гектаров. А в этом году засеем на площадях в 800–900 гектаров. И это не полный перечень наших сельскохозяйственных интересов.
— Некоторое время назад наша газета писала о ситуации с ООО «Углегорскуголь». У этой компании истощена минерально-сырьевая база, что может привести даже к ликвидации предприятия. Вы наслышаны об этой ситуации?
— Как губернатор я владею всей информацией, которая является важной для региона. Что же касается ООО «Углегорскуголь», то по выданным компании лицензиям запасы твёрдого топлива действительно выработаны. Это предприятие обращалось в правительство Сахалинской области за содействием, чтобы ему были предоставлены в пользование участки недр «Юбилейный» Константиновского буроугольного месторождения и «Центральный-1» Солнцевского месторождения.
Так как этот вопрос относится к сфере полномочий федерального органа — Роснедра, мы направили в эту структуру соответствующее ходатайство и получили ответ, что материалы для включения «Юбилейного» в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование в 2018 году, подготавливаются. В отношении участка недр «Центральный-1» агентство Роснедра сообщило, что заявок на его включение в перечень для передачи в пользование не поступало, о чём предприятие было уведомлено. Правительством Сахалинской области было направлено повторное обращение в Роснедра с тем, чтобы они рассмотрели вопрос о предоставлении в пользование этого участка, причём уже в текущем году.
Что же касается общей ситуации с истощением минерально-сырьевой базы, то об этом не может быть и речи.
— То есть минерально-сырьевая база у вас, скажем так, объёмная?
— Об этом свидетельствуют конкретные цифры и факты. Запасы каменного и бурого угля на Сахалине составляют порядка 2,6 миллиарда тонн. А прогнозные ресурсы — 14 миллиардов тонн. Да и в целом можно констатировать — угледобывающая отрасль одна из наиболее перспективных в экономике региона. Идёт её динамичное развитие, наращиваются объёмы добычи угля и поставки твёрдого топлива за рубеж. Отмечу, что в 2017 году объём добычи угля у нас составил уже 7,6 миллиона тонн. Что в 1,2 раза выше уровня 2016 года.
— И чиновники, и бизнесмены не раз высказывали мнение о том, что ФЗ-44 необходимо менять, так как этот нормативный акт, мягко говоря, несовершенен. Что вы думаете по этому поводу?
— У контрактной системы, безусловно, есть преимущества. Одним из них является чётко отлаженный и жёстко регулируемый процесс совершения закупок. Но в то же время существуют и проблемы с несовершенством и сложностью законодательства о контрактной системе. Одна из них касается непосредственно Сахалинской области. Я имею в виду неравные условия, в которых оказываются местные строительные предприятия по сравнению с «материковыми» компаниями.
Судите сами, демпинг на торгах нередко достигает 40–70 процентов. Но островные организации не могут так снижать цены, поскольку в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работодатели должны предоставлять работникам так называемые государственные гарантии, которые включены в себестоимость продукции. А участвующие в закупках организации из других регионов страны такие затраты не несут. Разумеется, это даёт им конкурентное преимущество по цене. Это особенно видно на примере закупок проектных работ, в стоимости которых очень высокая доля затрат на оплату труда.
Выживать в таких условиях местным отраслевым структурам крайне сложно. В результате компании банкротятся, снижается уровень оплаты труда, возникают проблемы с привлечением квалифицированных кадров. Например, уже прекратили свою деятельность такие крупные проектные организации региона, как «СахалинТИСИЗ», и «Промстройпроект», в стадии банкротства находится «Сахалингражданпроект», фактически заблокирован выход на наш рынок специализирующимся на проектировании и строительстве гидротехнических сооружений предприятиям «Автодорпроект» и «МИДО».
Местные строители также лишаются возможности использовать свой потенциал. Как, собственно, и потенциал местных проектных институтов. Руководители строительных компаний вынуждены держать собственные маленькие проектные группы. А в случае победы на конкурсах они набирают на работу мигрантов, чтобы не оплачивать те самые северные коэффициенты и не нести другие дополнительные региональные затраты, о которых я и говорил.
И делается это не от хорошей жизни. На торгах наши предприятия вынуждены, фигурально выражаясь, уходить вниз по цене. И возможности предоставлять своим сотрудникам социальные гарантии у них не остаётся. Вот они и нанимают на работу мигрантов. Я сейчас показательную цифру приведу. Сегодня у нас весь рынок труда в строительной сфере процентов на 70 состоит именно из мигрантов. Да и вообще из 500 тысяч населения Сахалина 50 тысяч — это мигранты, работающие, главным образом, в строительстве.
— И что делать?
— В правительстве Сахалинской области готовятся предложения о внесении изменений в законодательство. Мы предлагаем выделять из смет на строительство тот объём денежных средств, который необходим для выплат различных региональных компенсаций и льгот.
Впрочем, если говорить о ФЗ-44 в принципе, то и положительные сдвиги тут есть. На сегодняшний день принято порядка 100 подзаконных актов. А в сам закон внесено около 80 изменений. В частности, предусмотрена возможность заключения контракта на строительство под ключ. И Сахалинская область стала одной из первых в России использовать такой механизм. Ведь для заказчика важно, чтобы ответственность за все этапы строительства (от изысканий до сдачи результатов) ложилась на одну организацию — генерального подрядчика. Это исключает перекладывание ответственности друг на друга между изыскателями и проектировщиками, между проектировщиками и строителями… И, конечно, такой подход сокращает сроки возведения объектов.
— Какие ещё проблемы актуальны для Сахалинской области?
— Главными проблемами, сдерживающими ещё более эффективное развитие Сахалинской области, является её экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России. От наиболее развитых рынков, если говорить точнее. В этом же «проблемном» перечне — неблагоприятные инженерно-строительные условия на большей части нашей территории, а также высокая капиталоёмкость ведущих отраслей экономики. Мы несём серьёзные затраты при перевозке грузов и пассажиров, у нас в принципе остаются проблемы, связанные с транспортной доступностью островов. Кроме этого могу выделить достаточно изношенную энергосистему. Ну и, конечно же, нельзя не отметить — нашим людям приходится жить и работать в экстремальных природно-климатических условиях.
— Какие производственные проекты являются для области ключевыми?
— Одним из важнейших для экономики региона является проект увеличения добычи и отгрузки угля в Углегорском районе до 15–20 миллионов тонн твёрдого топлива в год. Всё это реализуется в рамках особого правового режима «Свободный порт Владивосток». Объём предполагаемых инвестиций до 2025 года здесь составит 40 миллиардов рублей. И к этому же времени будет создано 1 тысяча 200 рабочих мест.
Кроме этого, в рамках ТОР «Курилы» планируется модернизировать и расширить производственные возможности рыбокомбината «Островной», где будет создано порядка 700 рабочих мест дополнительно. Также в селе Крабоводском продолжается возведение современного комплекса по переработке рыбы. Пуск первой очереди состоится в октябре этого года. А летом в другом селе острова Шикотан — Малокурильском, развернётся строительство ещё одного предприятия по выпуску рыбопродукции в мороженом и охлаждённом видах и консервов. Реализация только двух этих «курильских» проектов позволит создать ещё 820 рабочих мест и привлечь порядка 10 миллиардов рублей частных инвестиций.
— Частных?
— Да, именно частных. Ведь территории опережающего развития для этого изначально и создавались. Приведу ещё один пример: до 2020 года в ТОР «Курилы» планируется ввести четыре инвестиционных проекта. В инвестиционных деньгах это около 15 миллиардов рублей. Благодаря таким проектам мы не только развиваем инфраструктуру и способствуем появлению современных высокотехнологичных предприятий, но и даём возможность людям найти хорошую работу на долгие годы. То же самое можно сказать и о реализации проектов в сфере агропромышленного комплекса. Но об этом я уже довольно подробно говорил.
— А какие социальные проекты вы поддерживаете?
— Мы в принципе уделяем большое внимание людям, которые нуждаются в особой заботе и помощи. Это люди старшего поколения, многодетные семьи, семьи с низкими доходами, в том числе студенческие. Всего сахалинцам и курильчанам предоставляется порядка 200 мер поддержки. Они направлены на улучшение жилищных условий, питания, укрепление здоровья и многие другие цели. И, несмотря на экономическую нестабильность, все свои социальные гарантии мы не только выполняем в полном объёме, но и увеличиваем.
У нас также развивается социальная инфраструктура. В этом году был введён в эксплуатацию крупнейший на Дальнем Востоке реабилитационный центр для инвалидов. Для нас также важно, чтобы все жители области могли получать качественные медицинские услуги, которые должны быть доступны даже в самых отдалённых районах. Поэтому мы стали строить в сёлах фельдшерско-акушерские пункты, приобретать современное диагностическое оборудование, в том числе передвижные диагностические комплексы. Ну и, разумеется, мы уделяем внимание привлечению специалистов в сферу здравоохранения. За последние несколько лет к нам прибыло 549 врачей и 612 представителей среднего медицинского персонала.
Многое у нас сделано и для развития образования. В Сахалинской области все дети от трёх до семи лет обеспечены местами в детских садах. А в восьми районах ликвидированы очереди в детсады для ребятишек от полутора до трёх лет. Теперь — об общеобразовательных проектах. К 2021 году мы планируем ввести 13 новых школ. Строительство многих из них уже ведётся. И ещё 10 школ будет построено нами до 2025 года. Также мы продолжаем работу по повышению качества общего образования, внедрению инновационных методов обучения, ранней профориентации школьников. В этом году в Южно-Сахалинске был открыт первый кванториум — детский технопарк, оснащённый самым современным оборудованием. Всего же у нас должны появиться 12 квантумов. А в перспективе они должны быть открыты в каждой школе.
Ещё одно направление — это организация летнего отдыха детей. Мы восстановили оздоровительные лагеря «Сахалинский Артек», «Юный железнодорожник», «Юбилейный». Школьники выезжают на отдых в оздоровительные центры на материке за счёт бюджетных средств. Всего же порядка 90 процентов детей из Сахалинской области ежегодно отдыхают в различных оздоровительных лагерях.
Многое у нас делается и для развития физкультуры и спорта. По количеству спортивных объектов Сахалинская область входит в число лидеров на Дальнем Востоке. А в феврале 2019 года у нас пройдут первые зимние международные спортивные игры «Дети Азии». Это приведёт к развитию спорта на островах, к повышению качества работы индустрии сервиса. И в целом благотворно скажется на экономике региона.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >