Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 04 (113), апрель 2016
В последние годы транспортное строительство на Дальнем Востоке переживает не лучшие времена. И это ещё мягкая формулировка. Достаточно сказать, что в нашем регионе практически не осталось специализированных мостостроительных предприятий. Да и многие дорожные компании всё чаще остаются без работы, а значит, и без перспектив. Причина банальна — государственные заказы минимизируются, соответственно о серьёзных производственных объёмах теперь можно только мечтать. Но и это ещё не всё. Очередное постановление правительства РФ поставило жирный крест на деятельности целого ряда отраслевых организаций. Подробности — в интервью с генеральным директором ОАО «Михайловское дорожное управление» (Амурская область) Олегом ИНТЯКОВЫМ.
— Олег Алексеевич, насколько известно, правительство России выпустило весьма показательное постановление, о котором специалисты уже говорят: это сознательное убийство государственных дорожных предприятий. О чём идёт речь?
— А речь идёт об официальном документе, который имеет достаточно длинное название: постановление Правительства РФ № 99 от 4 февраля 2015 года «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только специализированные поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих их соответствие условиям закупки указанными дополнительными требованиями».
Если же говорить простым языком, то получается, что власти, видимо, решили упорядочить процесс государственных закупок. И это правильно, конечно. Только вот в нашем случае получается, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Постараюсь объяснить популярно, не вдаваясь в официоз. Дело в том, что подавляющее большинство дорожных компаний на Дальнем Востоке в последние годы занимаются, как правило, небольшим ремонтом и содержанием автотрасс. Небольшим ремонтом и содержанием, я это подчеркну особо. Заказов, связанных с капитальным ремонтом или реконструкцией дорог, у нас относительно немного. И выполняют их в основном крупные отраслевые компании. А таких в нашем регионе единицы. Однако разработчики постановления № 99 разбили все общестроительные работы на отдельные классификационные требования. И теперь получается, что любой участник аукционов на содержание и ремонт автотрасс в обязательном порядке должен иметь опыт (причём подтверждённый в течение последних трёх лет) именно в капительном ремонте и реконструкции дорог. В противном случае компанию даже не допустят к торгам, ведь она не соответствует условиям, обозначенным в постановлении правительства № 99. И я могу со всей ответственностью сказать, что при таком раскладе без работы останется подавляющее большинство дорожных организаций нашего региона.
— А почему в постановлении не указаны другие виды работ? Например, обычный ремонт?
— Вопрос, как вы понимаете, не ко мне. Лично мне кажется, что разработчики документа просто забыли указать в постановлении слово «ремонт». Вот отсюда и все коллизии. Более того, нас, участников отраслевого рынка, уже собирали в «Амуруправтодоре» и чётко сказали: в аукционах вы участвовать не сможете. Причина — в параметрах постановления правительства. Тем более что теперь весь дорожный комплекс относится к числу высокотехнологичных производств.
— Но ведь есть ещё в России и другие федеральные структуры, которые могли бы «поправить» правительство?
— А какие? По сути, мы можем уповать только на вмешательство администрации президента РФ Владимира ПУТИНА. Или на полпредство президента РФ в ДФО, возглавляет которое, как известно, вице-премьер Юрий ТРУТНЕВ. Возможно, там поймут, что убийство социально ориентированной дорожной отрасли Дальнего Востока, особенно в период кризиса, не приведёт ни к чему хорошему. Все остальные ведомства документ уже согласовали.
— Какие именно ведомства?
— Например, Министерство экономического развития России ещё в августе прошлого года официально обозначило свою позицию. Мол, в постановлении всё законно. Аналогичную оценку дала и Федеральная антимонопольная служба.
— А какую позицию заняли местные власти? Например, губернатор Амурской области? Или руководители того же «Амуруправтодора»?
— Думаю, их мнение в Москве даже не спрашивали. Всё решилось на уровне правительства России, которым позиция региональных властей однозначно не интересна.
— К чему приведёт вся эта история?
— Уж точно ни к чему хорошему. Без работы только в нашей Амурской области могут остаться многие сотни людей. Причём для нашей, не слишком густонаселённой территории это весьма серьёзная численность. А ещё приплюсуйте сюда членов их семей. А ещё добавьте смежные организации. И уж не говорю о потерях бюджетов всех уровней. Так что ничего хорошего нам ждать не приходится.
— Насколько известно, Олег Алексеевич, ваше предприятие не раз отмечалось на всех уровнях как одно из наиболее высокотехнологичных в регионе. Это правда?
— Да, эта оценка звучала не раз. Причём, действительно, на самых разных уровнях. Но поймите правильно, мы обладаем громадным отраслевым опытом, который просто так не сотрёшь. Наше дорожное управление было создано в 1947 году. То есть мы работали и в послевоенный период, и в так называемую эпоху застоя, и в перестроечные годы… У нас сформировались собственные трудовые традиции, которые позволяли нам выстоять в любых условиях. Я больше скажу — несмотря на все трудности, мы полностью оснащены самой надёжной техникой. И применяем наиболее современные дорожные технологии. Не говоря уж о том, что мы по-прежнему занимаемся содержанием 22 автодорог общей протяжённостью 365 километров. А это уже именно социальный формат работы, ведь без транспортной инфраструктуры ни о каком развитии Дальнего Востока и речи быть не может. Так что будет вдвойне обидно нашему региону потерять такое предприятие.
— Получается, в будущем году ваша компания отметит 70-летие?
— Давайте не будем загадывать. Тем более что наше предприятие — на сто процентов государственное. Соответственно, в ближайшее время его надо будет приватизировать. А в нынешних условиях особого интереса к этому никто не проявляет. И это ещё одна серьёзная проблема. Так что давайте доживём до 2017 года. А там и видно будет.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >