Дальний Восток исключительно богат природными ресурсами, в том числе водными биологическими, а проще говоря — рыбой. Дальневосточные уловы традиционно поставляются как на отечественный, так и на зарубежные рынки. Но это — внешняя сторона медали. Когда мы говорим о рыбопромышленном комплексе, нельзя забывать — именно отраслевые компании в ДФО зачастую являются основой не только экономической, но и социальной. Именно от них зависит жизнь многих населённых пунктов. Наши корреспонденты в течение июля побывали в нескольких «рыбных» районах. И картина получилась весьма интересная.
В Николаевском районе работает несколько крупных рыбопромышленных компаний. Например, ООО РПК «Восточное» и ООО «Восточный рыбокомбинат». И, конечно же, проблем у них хватает. В частности, в этом году подход летней горбуши был мизерным, поэтому рыбаки не смогли полностью загрузить свои производственные мощности. Однако, несмотря на сложности, они по-прежнему помогают тем населённым пунктам, в которых работают. В этом мы убедились, побывав в сёлах Иннокентьевка и Чныррах. Они действительно ухожены, причём ухожены так, что и некоторые города могут позавидовать.
Вот как комментирует ситуацию глава Иннокентьевского сельского поселения Светлана ГОФМАЙСТЕР:
— Без рыбаков нам пришлось бы очень трудно. Для нас рыбопромышленное направление, без преувеличения, градообразующее. Во-первых, многие жители работают в этой сфере, получают зарплаты, содержат свои семьи. А по большому счёту, не уезжают отсюда потому, что у них есть работа. Это же крайне важный момент. Ну, а во-вторых, рыбопромышленники вкладывают большие средства в содержание села Иннокентьевка. Вы же видите, как здесь всё благоустроено, и это — прямая заслуга рыбаков. На все наши просьбы о помощи они реагируют незамедлительно.
Согласна с коллегой и глава Красносельского поселения (в которое входит Чныррах) Светлана ТАЛЫШЕВА:
— Скажу так: наше село вряд ли сможет обойтись без работающих здесь рыбаков. Они вносят чрезвычайно большой вклад в социальное развитие местной территории.
Кстати, накануне мы общались с руководителями других муниципалитетов Николаевского района, где также работают рыбопромышленные компании. И они тоже много говорили о социальной поддержке со стороны бизнеса.
В частности, глава Нижнепронгенского сельского поселения (там работает рыболовецкая артель (колхоз) «Нижнее Пронге» и ООО «Босантур-2») Алла ЗАКАМЕННАЯ отметила: почти все местные жители, включая представителей коренных малочисленных народов Севера, так или иначе «завязаны» на эти предприятия. А вот что рассказала глава администрации посёлка Пуир Марина АНТУШЕВИЧ:
— У нас работает ООО «Штурман». И могу сказать: если оно, не дай Бог, по каким-то причинам прекратит свою деятельность, для посёлка это будет катастрофа.
Да, социальная поддержка территорий со стороны николаевских рыбаков, действительно, значительная, несмотря на сложности, связанные с истощением ВБР. Да и другие проблемы у участников рынка существуют. К примеру, мы приезжали на завод рыболовецкой артели «Тнейвах», которой руководит Анатолий КУНГИН, и отметили два показательных момента. С одной стороны, рыбаки создали прекрасное производство, где многие процессы механизированы, с другой — завод стоит без сырья. И дело не в слабых подходах летней горбуши — просто у «Тнейваха» нет собственных рыбопромысловых участков (РПУ). Более того, в сегодняшнем правовом формате получить их рыбаки не могут. Вот и приходится сдавать завод в аренду тем, кто имеет РПУ.
— Мне непонятно, а где же, в этом случае, поддержка береговой переработки со стороны государства? — недоумевает Анатолий Кунгин.
Впрочем, руководители территории в будущее смотрят хоть и с осторожным, но оптимизмом. Это проявилось в ходе нашего разговора с главой Николаевского района Анатолием ЛЕОНОВЫМ:
— Я не раз говорил, в том числе в интервью вашей газете, что подход к развитию рыбопромышленной отрасли должен базироваться на научной основе и исторических аспектах. С наукой, думаю, всё понятно — именно рекомендации учёных являются основой промысла. Что же касается истории, то рыболовство на Амуре традиционно велось, главным образом, в Николаевском районе, а точнее, в лимане. Ещё во второй половине XIX века именно здесь были сконцентрированы основные промысловые мощности, а впоследствии и перерабатывающие заводы. Так было и во времена Российской империи, и в советский период. Это и понятно: лучшая рыба добывалась и добывается именно здесь. Кроме того, у нас её вылавливают экологически безопасными орудиями типа заездок, которые дают возможность лососёвым проходить на нерест. То есть они функционируют с учётом не только добычи, но и сохранения ВБР. Это понимают и представители государства — не случайно плавные сети в 2020 году попали под запрет. Так что мы верим в развитие рыбопромышленной отрасли и заинтересованы в этом, поскольку наши рыбопромышленные компании несут на себе чрезвычайно большую социальную нагрузку. За это мы им очень благодарны.
Побывали мы и в Советско-Гаванском районе. И убедились: местные рыбаки также сталкиваются с множеством трудностей. Вот уж где точно нужна государственная поддержка! На этом, кстати, во время нашего разговора, акцентировал внимание глава района Юрий БУХРЯКОВ:
— В советские годы наша территория была, скажем так, краевым центром океанического рыболовства. По сути, оно являлось основой местной экономики. Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Компаний, работающих в этой сфере, осталось очень мало. Остальные участники рынка заняты в прибрежном рыболовстве. И вот здесь проблем хватает. В частности, мы постоянно слышим одно и то же: этот год не рыбный! Так когда же рыбные-то годы настанут? Ресурса как не было, так и нет, и внятного объяснения происходящему никто не даёт. Даже когда рыба шла на Сахалин, у нас её не было. А ведь это — серьёзный удар по предприятиям. Они же ежегодно готовятся к путине, закупают ГСМ, орудия лова, всё необходимое. Людей нанимают, в конце концов. И в результате промышленники остаются без уловов, а район — без налоговых платежей и иной социальной отдачи. Поэтому, на мой взгляд, было бы целесообразно оказывать рыбакам, пострадавшим из-за отсутствия ВБР, государственную поддержку в виде компенсаций. За приобретённые ГСМ, например. Можно и какие-то иные расходы компенсировать. Это же делается для сельскохозяйственных предприятий. Так почему бы не распространить аналогичный формат на рыбопромышленные компании? Они также обеспечивают продовольственную безопасность страны, поэтому нуждаются в поддержке.
Кроме того, по мнению Юрия Ивановича, уже давно назрела необходимость менять порядок распределения РПУ, чтобы стимулировать и рыбоводную деятельность, и производство того же гребешка или трепанга. Да и территориальные вопросы в районе весьма актуальны, поскольку здесь сосредоточено большое количество земель Министерства обороны РФ, которые военное ведомство никак не использует. Но при этом от них не отказывается.
Между прочим, земельные проблемы существуют и в Ванинском районе. Мы не раз рассказывали, как крупнейший в регионе колхоз «50 лет Октября», которым руководит один из самых известных и уважаемых дальневосточных рыбаков Давыд Яковлевич ФУКС, пытался построить современный рыбоводный завод. Казалось бы, речь идёт о воспроизводстве ВБР, то есть о решении задачи государственной значимости. Но тормозили все процессы именно земельные вопросы. Честное слово, даже не верится, что на столь огромной и слабозаселённой территории, как Дальний Восток, это может стать проблемой. Однако факт остаётся фактом. Причём колхоз «50 лет Октября» является ещё и градообразующим предприятием — от него напрямую зависит жизнь посёлка Датта. Глава Ванинского района Александр НАУМОВ прямо говорит об этом:
— Не секрет, что во времена СССР многие предприятия содержали те посёлки, в которых работали. Там вся жизнь была с ними связана. Но в девяностые годы произошёл коренной перелом, и почти все предприятия стали сворачивать «социалку». Почти все… Кроме колхоза «50 лет Октября», который как выполнял, так и продолжает выполнять все социальные обязательства. Он весь посёлок содержит. Дороги, котельная, жилищно-коммунальный комплекс — всё держится на колхозе. Да и налоговые отчисления во все виды бюджетов, в том числе в районный и поселковый, также значительны. Кроме этого, наше рыбопромышленное предприятие является, на мой взгляд, лучшей отраслевой структурой территории. Здесь работает прекрасный завод, обеспечивающий потребителей высококачественной продукцией глубокой переработки. Также колхоз концентрируется на столь непростой, но в то же время чрезвычайно нужной деятельности, — на рыбоводстве. Ну и, конечно, он создаёт прекрасные условия для своих работников, что тоже важно для населения. И всё это в совокупности переоценить невозможно.
А ещё мы побывали в Охотском районе, который можно назвать одной из основных рыбопромышленных территорий Хабаровского края. Об этом, в частности, нам рассказал временно исполняющий полномочия главы района Максим КЛИМОВ:
— Среди тех рыбопромышленных предприятий, которые у нас успешно работают, я хотел бы отметить таких крупных участников рынка, как ООО «Востокинвест», Рыболовецкая артель (колхоз) им. Ленина, ООО «Рыболовецкая компания им. Вострецова» и Рыболовецкая артель «Иня». Есть у нас и другие отраслевые предприятия, каждое из которых вносит весомый вклад как в развитие отрасли, так и в социальную сферу. А ведь труд у рыбаков нелёгкий. Я сам работал в этой сфере, причём начинал с должности рыбообработчика. Так что специфика мне известна. Скажу больше: я и сейчас регулярно бываю на рыбопромышленных заводах, промысловых участках. Для такого района, как наш, чрезвычайно важно знать проблемы отрасли и видеть, чем живут рыбаки. А посмотреть здесь есть на что. Например, я был приятно удивлён, когда меня познакомили с технологиями нового поколения, применяемыми на заводе ООО «Востокинвест». Это, действительно, современное предприятие, где качественно выдержан весь промышленный цикл — от рыболовства до переработки и транспортировки продукции. Также хотелось бы отметить колхоз им. Ленина, который, в числе прочего, развивает рыбоводство, — соответственно, уделяет внимание воспроизводству государственного ресурса. Ну и, конечно, наши рыбаки поддерживают социальные проекты и в своих сёлах и посёлках, и в районе в целом. Поддерживают, несмотря на собственные проблемы. Хотелось бы привести такой пример: в этом году наши рыбопромышленники выловили всего 6,3 тысячи тонн сельди, при квотах в 19 тысяч тонн. Для сравнения: год назад ими было добыто 8 тысяч тонн сельди, и квота была в 30 тысяч тонн. То есть объёмы уловов снижаются. А вот социальная активность участников рынка — нет, за что им хотелось бы сказать большое спасибо. У нас многие вопросы решаются сообща, при прямом участии объединения «Хабаровский Крайрыбакколхозсоюз». Думаю, такая совместная деятельность на благо района будет продолжена. В наших планах — создание при администрации промыслового совета, куда войдут руководители профильных предприятий, чтобы более качественно и оперативно, в рамках имеющихся полномочий, реагировать на существующие и возникающие проблемы.
Стоит отметить: такая инициатива временно исполняющего полномочия главы Охотского района вызывает интерес и у промышленников. Так, председатель «Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза» Ольга БУЛКОВА отмечает:
— Максим Александрович — энергичный молодой руководитель. Думаю, он пользуется заслуженным уважением у всех, кто имеет отношение к нашей отрасли в Охотском районе. Могу сказать совершенно ответственно — он погружается в проблемы рыбаков и готов профессионально их решать.
А проблем у рыбаков, действительно, хватает, как, собственно, и у жителей северных территорий. Так, буквально все руководители рыбопромышленных компаний в один голос говорили о запредельных тарифах на электроэнергию. Ведь 38 рублей за киловатт-час — это, и правда, немыслимо. Второй проблемный фактор — отсутствие дотаций на перевозку продукции в тот же Владивосток. В других северных территориях (в Якутии, например, или на Камчатке), в этой связи существуют компенсации. А вот в Охотском районе — нет, поскольку весь Хабаровский край официально российским севером не признан. Или вот другой показательный пример. Интернет на севере региона, мягко говоря, неустойчивый. Особенно в сёлах, где выйти в сеть можно от силы пару раз в день. Конечно же, в таких условиях крайне сложно (а порой и невозможно) расплачиваться в магазинах банковскими картами. То есть людям нужны наличные деньги. А где их взять, коль скоро в таких посёлках, как Морской, Булгин и Аэропорт, нет ни одного банкомата? Раньше в двух последних они были, но некоторое время назад Росбанк закрыл свой операционный офис и, соответственно, вывез свои банкоматы. Сейчас в районе (непосредственно в Охотске) работает только филиал Сбербанка. Но чтобы добраться до него из того же Булгина, требуется дождаться автобуса (ходит три раза в день) и потратить 45 минут на дорогу только в один конец. Вот что пишут жители Булгина руководству Сбербанка: «Люди боятся, что не смогут элементарно купить хлеб и другие необходимые продукты. Но самое страшное то, что и лекарства не купишь по банковской карте».
Впрочем, у этой проблемы, возможно, найдётся решение. Одновременно с нами в Охотском районе побывал и временно исполняющий обязанности губернатора Хабаровского края Михаил ДЕГТЯРЁВ. На встрече с ним жители озвучили ситуацию с банкоматами, и он пообещал разобраться. Кроме того, руководителя региона ознакомили с ещё одним проблемным вопросом. На территории Охотска возрождается судоремонтный завод (СРЗ). Проект настолько необходимый для рыбопромышленного района, что СРЗ был официально признан резидентом ТОСЭР. Но есть одна сложность — завод работал ещё в советские годы, но в постперестроечный период прекратил своё существование. Имущество в виде станков и механизмов куда-то «испарилось», а территорию разделили между собой арендаторы, не имеющие никакого отношения к судоремонту. И вот сейчас предприятие возрождается. Здесь уже ведётся профильная деятельность. Однако для большей эффективности требуется, что называется, «собрать территорию» в единый комплекс. И мы поинтересовались у временно исполняющего обязанности губернатора: есть ли у государства возможность решить этот вопрос и тем самым ускорить процесс формирования судоремонтного центра? Ответ был лаконичным и убедительным: «У государства рычаги имеются». Словом, будем надеяться, что Михаил Дегтярёв и правительство региона к этой ситуации подключатся. Ведь это выгодно всем — и руководству края, и рыбакам, и жителям Охотского района.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >