О том, что происходит в Ленском районе Республики Саха (Якутия), наша газета пишет довольно часто. А причина такого пристального внимания довольно простая — на этой территории регулярно возникают интересные информационные поводы. Причём имеются в виду новости промышленного и социального характера. И всё это имеет реальную основу для реального же развития. Что, собственно, не удивительно, поскольку тут создана по-настоящему эффективная модель управления, позволяющая добиваться крайне серьёзных результатов. Даже на фоне масштабного экономического кризиса. Подробности — в интервью исполняющего обязанности главы Ленского района Василия ЛУКЬЯНЦЕВА.
— Василий Иванович, в прошлый раз мы разговаривали с вашим коллегой — заместителем главы района Валентином Андреевичем КАЛМАЗАНОМ о том, что для поддержки местного животноводства и обеспечения населения свежим мясом вы планируете приобрести передвижной убойный цех. Причём цех современный, способный работать в автономном режиме. Когда он будет куплен?
— А мы его уже купили. И в ближайшее время этот передвижной цех будет доставлен в Ленский район. С этим цехом проявляется интересная история. Ведь как появилась идея о его приобретении? А соответствующую проблему озвучили наши сельхозпроизводители. По принципу: мы готовы сдавать мясо, готовы обсуждать приемлемую для покупателей цену, но возникает трудность — а где будет происходить забой скота и переработка туш? В Ленске? Но ведь это многим сельчанам, особенно из отдалённых посёлков, просто невыгодно.
Строить в каждом посёлке — накладно. Так и появилась идея купить передвижной убойный комплекс, который будет, что называется, сам приезжать в наслеги. То есть сельхозпроизводители получат гарантированный рынок сбыта, не тратя деньги на транспортировку скота. Ну и, конечно же, рассчитываться с ними также будут на месте, живыми деньгами. Это выгодно всем, кто занят в мясном животноводстве. Выгодно и нам, районной власти, поскольку мы получаем возможность влиять на рыночные процессы в сельском хозяйстве. Ну и, конечно же, свою выгоду получат потребители. Мясо-то будет стоить дешевле. Так что плюсов здесь много.
— А где вы купили передвижной убойный цех?
— В Новосибирске. Хотя предложений на рынке, в этой связи, однозначно хватает. Даже с учётом наших запросов, касающихся повышенной проходимости такой техники. В итоге мы приобрели цех на базе вездехода КамАЗ. И его производственный функционал нас также устраивает. Там может обрабатываться за один выезд до восьми голов КРС.
Также стоит отметить, что этот комплекс может работать в автономном режиме. Его не нужно подключать к объектам инженерной инфраструктуры, к водоснабжению например. Так что это, без преувеличения, современные производственные мощности.
— Вы его приобретали по конкурсу?
— Ну а как же? С соблюдением всех конкурсных процедур, как и положено по закону. Все наши закупки регулируются нормами права. И мы им следуем в обязательном порядке.
— Но ведь приобретение убойного цеха — лишь один из этапов в развитии вашего животноводческого комплекса. Это так?
— Да, вы правы. Ведь чтобы получить мясо, нужно, как это ни банально звучит, для начала вырастить сам скот. И вырастить в современных условиях. Поэтому мы оказываем серьёзную поддержку сельхозпредприятию, работающему в селе Беченча. Я имею в виду строительство животноводческого комплекса на 120 голов КРС.
Тут также всё довольно показательно. И начну с того, что этот комплекс создаётся не на пустом месте. В Беченче население занимается животноводством в течение многих десятилетий. Это, так сказать, традиционный местный бизнес. Вот только содержать коров люди могут лишь на территории частных домовладений. Поэтому строительство жилкомплекса тут крайне необходимо.
И не менее интересен формат финансирования этого проекта. Мы добились того, чтобы большую часть затрат (80 процентов) взял на себя республиканский бюджет. В рамках соответствующих отраслевых программ, разумеется. Ещё 15 процентов — это затраты нашего района. А оставшиеся 5 процентов — вклад самих сельхозпроизводителей.
— А почему сельхозпроизводители вносят именно 5 процентов?
— Тут я бы выделил две составляющие. Во-первых, оборотных средств у районных аграриев, как не сложно догадаться, крайне мало. И на первом этапе они просто не смогут профинансировать хоть сколько-нибудь значимую часть этого проекта. По сути, мы должны придать этому процессу серьёзный инвестиционный импульс. Ведь речь идёт именно об обеспечении продовольственной безопасности нашей территории, то есть о решении государственной задачи.
Однако тут нужно учитывать и второй момент — каждый участник рынка должен быть сопричастным к тому, что происходит в отрасли. Он должен осознавать, что здесь есть и доля именно его денег, его труда, его отраслевого потенциала, в конце концов. Это позволит сельчанину чувствовать себя хозяином, в самом лучшем смысле слова. Так и формируется ответственность за общее дело.
Впрочем, как раз ответственности нашим аграриям не занимать. Они ведь уже реализуют серьёзные отраслевые проекты. В частности, те же беченчинцы в рамках муниципального инвестиционного проекта на условиях софинансирования из республиканского и муниципального бюджетов и за счёт собственных средств в 2013 году приобрели спецтехнику для заготовки сена и пилораму. Так что они занимаются автоматизированной заготовкой сена, а собственные пиломатериалы используют для строительства под жилищные и производственные нужды и для проведения ремонтов.
— А какие ещё проекты реализуются в районе?
— В частности, созданный в районе потребительский заготовительный кооператив «Батамайский» приобрёл и готовится перевести в Ленск из Усть-Кута современное мясоперерабатывающее оборудование, которое позволит выпускать полуфабрикаты. Пельмени, например, или котлеты.
И это также говорит о том, что наши мощности по глубокой переработке мяса начали восстанавливаться и расширяться. Как и вообще всё, что связанно с мясным животноводством. И это направление мы будем планомерно развивать. Мы ведь хотим не только обеспечить мясной продукцией население своего района. Наши планы гораздо обширнее.
Мы рассчитываем занять лидирующие позиции в обеспечении тем же мясом и мясными продуктами коллективы нефтегазовых компаний, работающих в нашем районе. А это и «Газпром», и «Роснефть», и «Сургутнефтегаз» и «Транснефть». Так что реализация нефтегазовых проектов становится стимулом и для нашего агропромышленного комплекса. Тем более что перечисленные мной компании обладают достаточно серьёзными требованиями к своим поставщикам. А значит, наши сельчане смогут работать в соответствии с самыми передовыми стандартами. Что однозначно хорошо для развития современного аграрного рынка. И это, конечно же, касается не только мяса.
— А о чём ещё идёт речь?
— Например, о молоке. А по большому счёту, о молочной продукции. Дело в том, что в Ленске ещё с советских времён работал собственный молокозавод. Но теперь он, разумеется, выработал свой ресурс. Несмотря на все технические работы, которые там периодически производились. Вот поэтому мы и приняли решение о масштабной реконструкции этого производства.
— Когда это будет сделано?
— Для начала нам необходимо внести соответствующие изменения в бюджет. Цена вопроса здесь немаленькая, поэтому мы просчитываем возможность участия в проекте со стороны наших недропользователей.
— А им-то какой интерес в этом участвовать?
— Интерес — в той же свежей и качественной молочной продукции по приемлемым ценам, которая станет поступать на участки. Тем более что после реконструкции завод станет производить и кефир, и творог, и ряженку, и сыры и многое другое. Так что интерес тут, действительно, взаимный. А для нас важно создать ещё и дополнительный рынок сбыта для тех районных предприятий, которые развивают молочное животноводство.
— Так, с мясом всё понятно. С молоком — тоже. По сути, каждый из этих проектов вы замыкаете в полный цикл. А как у вас обстоит дело с овощеводством?
— Это один из ключевых агропромышленных проектов, которые мы развиваем. И тут нам помогает сама природа. Климат в Ленском районе относительно мягкий, по крайней мере, по сравнению с другими улусами Якутии. Так что растёт у нас многое. Овощей выращиваем более 10 процентов от республиканских объёмов.
И вот теперь главное — грамотно выстроить работу в секторе овощеводства. И одна из главных проблем, в этой связи, отсутствие крупного и однозначно современного овощехранилища. Ведь для реализации овощей в крупных объёмах (для продажи на те же нефтегазовые предприятия, например) их нужно где-то хранить. Плюс ко всему и наши сельчане должны знать — их продукция будет однозначно востребована. Причём востребована не перекупщиками, которые платят за это «полкопейки», а реальными потребителями.
Я вам больше скажу. Реализация этого проекта позволит нам поддержать своих аграриев на самом сложном для них временном отрезке — на этапе подготовки к посевной.
— Это как?
— Мы планируем выплачивать нашим производителям авансы на приобретение семян, ГСМ, удобрения, оборудования и так далее. Не случайно для решения этих задач нами был создан заготовительный кооператив. И получается следующее: мы будем реально влиять на формирование объёмов рынка.
То есть мы будем точно знать, сколько овощей и у каких производителей мы заказываем. Понимаете? Это даст нам возможность чётко знать, сколько продукции мы сможем продать нашим потребителям. Сколько и кому именно. Вот она, эффективная модель планирования в действии. И возможность работать на перспективу. Сельчане же, в свою очередь, также будут знать, сколько овощей у них гарантированно приобретут.
— Получается, что вы возвращаетесь к плановой экономике?
— А отсутствие плановой экономики — это полная чушь. Даже в развитых капиталистических государствах планированию отводится самая серьёзная роль. Только мы почему-то забыли, насколько важным звеном в СССР был Госплан. Благо сейчас хоть что-то начинает возрождаться.
— А теперь — об авансах. На какие суммы смогут рассчитывать ваши сельчане?
— Давайте тут всё-таки использовать другие, более прозрачные параметры. Мы планируем авансировать сельчанам до 50 процентов от стоимости заказанной нами продукции. Что даст аграриям не только гарантированный рынок сбыта, но и поможет им начать посевную в срок. И избавит от необходимости брать кредиты под бешеные проценты. Это также серьёзная поддержка для сельскохозяйственного бизнеса Ленского района.
— А зарубежных инвесторов вы привлекаете?
— По крайней мере, стараемся привлекать. Например, сейчас идут переговоры с представителями японского бизнеса о строительстве большой круглогодичной теплицы. Надеемся, это даст реальные результаты. К тому же мы не зря регулярно проводим Ленский экономический форум. На нём также проявляются инвестиционные интересы. И все проекты, которые я вам озвучил, были впервые представлены как раз на площадках нашего форума.
— Итак, вы создаёте серьёзные основы для развития практически всех сельскохозяйственных направлений. Мясное и молочное животноводство, овощеводство и так далее. Вы же формируете и новые рынки сбыта, в первую очередь за счёт нефтегазовых компаний. А какой процент людей будет вовлечён в агропромышленный бизнес?
— Хороший вопрос! И абсолютно верно поставлен. Дело в том, что, к величайшему сожалению, молодёжь уже давно утратила интерес к работе на земле. Это считается и невыгодным, и не престижным.
Так вот, мы хотим, по большому счёту, поменять приоритеты у наших юных земляков. Если ребята увидят, что трудиться в сельском хозяйстве можно и с использованием новейших технологий, что это даёт нормальную прибыль и что это позволяет быть настоящим хозяином на своей земле, — приоритеты поменяются. Вот не стыдно быть фермером в Германии или США. Не стыдно, а почётно. Ведь это самодостаточные, свободные люди. А мы чем хуже?
Также хочу сказать, что максимальное вовлечение в наш АПК молодых людей позволит решить и ещё одну стратегическую задачу.
— Какую?
— Остановить отток населения как из нашего района, так и со всего Дальнего Востока в европейскую часть страны. Ведь если люди будут заниматься интересным и прибыльным делом — никто отсюда не уедет. Это и понятно.
— Вы сказали о молодёжи. Но ведь в вашем районе и так много делается для формирования социальной инфраструктуры. Мы об этом писали не раз, поэтому повторяться не стоит. Что ещё делается вами в этом плане?
— Социальной инфраструктуры никогда не бывает много. Ведь речь идёт о качестве жизни наших земляков. А я твёрдо убеждён — они должны чувствовать себя так же комфортно в социальном отношении, как и жители крупных городов. Поэтому мы постоянно расширяем свои социальные возможности.
— Каким образом?
— Ну, например, уже в 2017 году в Ленске начнётся строительство крупного спортивного комплекса с плавательным бассейном и хоккейным кортом. В принципе, у нас уже есть четыре современных спортивных зала. А вот такого, по-своему уникального сооружения — нет. И мы восполняем этот пробел.
— Это будет детско-юношеский комплекс?
— Нет, это будет комплекс для всех. Но в бассейне будет предусмотрено и отделение для детей.
— У вас вообще многое делается для детей. Я не ошибаюсь?
— Не ошибаетесь. В том числе и для самых маленьких детей. Не случайно в этом году мы полностью решили проблему с детсадами для ребятишек в возрасте от трёх до семи лет. И это для нас — чрезвычайно значимый момент. Без преувеличения.
Только в прошлом году мы ввели в эксплуатацию два детских сада. Ещё один, на 315 мест, будет построен к 2018 году. Причём этот проект мы реализуем в формате государственно-частного партнёрства. А годом раньше у нас должно начаться строительство образовательного комплекса в селе Толон, предусматривающего создание национальной школы, интерната для ребят из отдалённых населённых пунктов и детсада, а в городе Ленске в рамках софинансирования с республикой — строительство многоквартирного жилого дома для работников бюджетной сферы. Помимо этого, в селе Натора завершится строительство общеобразовательной школы на 60 мест.
— А это выгодно, строить такие малоформатные школы?
— Когда речь идёт об интересах детей, тем более в отдалённых населённых пунктах, вопросы финансовой выгоды, на мой взгляд, должны отходить на второй план. Здесь проявляется другой фактор — наше будущее. И ничего важнее для нас быть просто не может.
— Это правда, что в Ленском районе машины уже в ближайшее время будут переходить на газовое топливо?
— Я не стал бы говорить об этом так громко, но подвижки тут есть. В 2017 году начнётся монтаж газонаполнительной станции в Ленске. Аналогичные объекты уже работают в Якутске и Мирнинском районе. И вот теперь это появится у нас.
— Когда?
— По плану — уже в ноябре 2017 года. Так что довольно скоро.
— А какой основной итог 2016 года вы могли бы озвучить?
— Для нас важны все реализованные нами проекты. Все без исключения. Поэтому основным поводом для гордости я бы назвал нашу очередную победу на республиканском уровне. Наш район в течение вот уже нескольких лет занимает первое место среди промышленных районов РС (Я) за наилучшие показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления. При сводной оценке учитывается множество факторов — от чисто производственных до сугубо социальных. Но победа вновь досталась нам. Так что праздники мы будем отмечать с хорошим настроением.
И, пользуясь случаем, я желаю всем жителям Ленского района, всем жителям Якутии, а также всем читателям вашей газеты крепкого здоровья, семейного благополучия и успехов во всех делах. С Новым годом! И Рождеством Христовым!
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >