В этом году камчатские учёные прогнозировали, что рыбалка в регионе будет не слишком богатой. Однако, к счастью, их первоначальные прогнозы не оправдались. И многие участники рынка отработали на путине весьма неплохо. Но это не значит, что проблем у них нет. Есть, конечно. Просто эти проблемы носят не локальный, а, скорее, системный характер. Об этом — в интервью с генеральным директором ООО «Кристалл» Русланом ИНАМОВЫМ.
— Руслан Михайлович, ваша компания по праву считается одной из самых известных в регионе. Какой стала для вас минувшая путина?
— Отработали мы неплохо. Я бы сказал, совсем неплохо. По итогам путины, мы добыли более пяти тысяч тонн красной рыбы и двух тысяч тонн белорыбицы. Это хорошие показатели для региональной компании.
— Вы сказали, что прогнозы науки были другие. И тем не менее вы освоили столь серьёзные объёмы. За счёт чего?
— В первую очередь, за счёт подготовки. Ведь в рыбопромышленном секторе один из основных факторов успеха — именно качественная подготовка к путине. Да, тут есть внешние факторы, из разряда: пришла рыба — не пришла рыба. Всё это так, и никто не сбрасывает со счетов природные аспекты. Но от подготовки также зависит многое. Как произошло и в нашем случае.
— Вы имеете в виду подготовку судов?
— И судов, и экипажей, и многого другого. Поймите меня правильно, рыбопромышленный сектор — это, в первую очередь, производство. Производство со своей спецификой. Соответственно, все составляющие этого производства должны работать в едином режиме. Это уже, скорее, вопрос управленческих технологий. Так вот у нас всё функционирует максимально чётко. Это и является одним из важнейших факторов успеха.
— Какую именно рыбу вы добываете?
— В основном мы нацелены на лососёвых. Не случайно и объёмы здесь высокие. Что же касается белорыбицы, то это, главным образом, камбала, треска, навага, минтай и мойва.
— Сколько судов у вашей компании?
— В общей сложности восемь малых рыболовных судов. И, конечно же, вспомогательные суда.
— Где вы ремонтируете свои суда?
— Мы с вами как-то уже говорили, что проблема судоремонта в России — одна из ключевых для всей рыбопромышленной отрасли. И ситуация не меняется. Тем более для нас, владельцев малых рыболовных судов. Те же БМРТ, как правило, ремонтируются за границей. Мы же пользуемся исключительно российской ремонтной базой на Камчатке и во Владивостоке. Это и дорого, да и к качеству есть определённые претензии. Но другого выхода у нас пока нет.
— Тем не менее российские власти регулярно говорят о необходимости развивать отечественный судоремонт.
— Хотелось бы в это верить. Да и время для этого уже настало. Ведь в противном случае Россия вообще может остаться без своего флота. Соответственно, потребители — без рыбы, бюджеты — без поступлений, а десятки тысяч людей — без работы.
— А сколько человек у вас работает?
— В сезон — до 300 работников. Это для нас оптимальная численность.
— Свою продукцию вы по-прежнему поставляете по всей России?
— Да, конечно. Наша продукция известна достаточно широко. Её знают и любят и на Камчатке, и на Дальнем Востоке, и в европейской части России. И для нас такое доверие потребителей не только повод для гордости, но и большая ответственность. Мы дорожим своей репутацией. Это для нас — основа всего.
— Помимо рыболовных мощностей у вас есть ещё и собственные перерабатывающие заводы. А здесь какие результаты можно озвучить?
— У нас, действительно, работают два перерабатывающих завода. Там производится, в числе прочего, икра солёная, молоки мороженые и мука кормовая. Я как-то уже говорил в интервью вашей газете, что именно с кормовой мукой мы связываем серьёзные производственные перспективы. Это так и есть, ведь на сегодняшний день большая часть этой продукции поступает в Россию из-за рубежа. Так что поле для деятельности у нас в этом плане широкое. Есть куда двигаться. Тем более что эта продукция однозначно востребована предприятиями агропромышленного сектора.
— Если вести речь о переработке рыбы, то как работают ваши заводы?
— На двух заводах мы перерабатываем порядка 400 тонн сырца в сутки. На одном 100 и на другом, соответственно, 300 тонн. По крайней мере, в этом году мы продемонстрировали именно такие результаты.
— Это хороший отраслевой показатель?
— Да, хороший. Раньше объёмы переработки были скромнее.
— Но ведь вы перерабатываете не только свою продукцию?
— Мы работаем и со сторонними организациями. Ведь не у каждой рыболовецкой компании есть собственные перерабатывающие мощности. Так что тут наш технический и технологический потенциал также востребован.
— Вы подчеркнули, Руслан Михайлович, что наука ошиблась в своих прогнозах относительно путины. Так ваши коллеги-рыбопромышленники из других дальневосточных регионов (из Хабаровского края, Сахалина, Приморья и так далее) высказываются в отношении местных НИРО гораздо резче. Учёных порой и в коррупции обвиняют. Вы сталкивались с такими оценками?
— Да, я с ними знаком. Но тут, видите ли, какое дело. Во-первых, в каждом регионе ситуация с наукой (да и вообще с рыбопромышленным сектором) разная. В Хабаровске одна, на Сахалине другая, в Приморье — третья. Есть общие черты, но и региональная специфика также присутствует. Что же касается непосредственно Камчатки, то я не стал бы обвинять нашу науку (то есть КамчатНИРО) во всех смертных грехах. Да, прогнозные ошибки есть. Но это, скорее, вина государства, точнее, федеральных отраслевых структур, а не самих учёных.
— Почему?
— Да потому, что финансирование научной деятельности в наших научно-исследовательских институтах постоянно сокращается. Не увеличивается, а сокращается. Хотя вы видите, что происходит в экономике. Цены растут буквально на всё. И не в последнюю очередь на топливо. Причём рост здесь колоссальный. Где учёным при таком раскладе брать деньги на оплату авиаучётных работ? На аренду судов? Ведь без этого немыслима нормальная исследовательская деятельность.
— А участие бизнеса?
— А что участие бизнеса? Бизнес и так заказывает в том же КамчатНИРО определённые виды работ. Например, и наша компания, в числе прочих, также оплачивает определённое количество авиаучётных работ. Но это относительно небольшие объёмы. А мы с вами говорим о системе. Коль скоро государство заинтересовано в развитии своей рыбной промышленности, значит, должно вкладываться и в науку. Без этого развитие невозможно. Это очень важный момент. Ведь рыбопромышленный сектор является одной из основ продовольственной безопасности страны. И отношение к нему со стороны государства должно быть соответствующим. А поддержка науки — один из ключевых моментов.
— Вы правы безусловно. Но вернёмся к вашей компании. Есть ли у вас какие-то планы на будущую путину?
— Тут прогнозировать сложно. Поэтому не станем загадывать. Пока же позвольте поздравить всех жителей Камчатки, всех рыбаков и вообще всех дальневосточников с Новым годом. Пусть следующий год станет для каждого самым счастливым. Я этого всем искренне желаю.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >