Во время командировки в Забайкалье мы в очередной раз убедились, насколько востребованы буровзрывные работы среди участников горнопромышленного рынка, сферы дорожного строительства и насколько необходимо развивать производство взрывчатых веществ непосредственно на Дальнем Востоке. И всё это требуется увязывать в единые логистические цепочки. Вот что показательно: во всех этих направлениях уже работают надёжные и динамично развивающиеся игроки, такие как ООО «Гранит». О дне сегодняшнем и перспективах компании — в интервью с её исполнительным директором Владимиром ИКСАНОВЫМ.
— Владимир Александрович, мы не раз рассказывали о проектах ООО «Гранит» на территории Дальнего Востока — в Хабаровском и Камчатском краях, в Амурской и Еврейской автономной областях, в Республике Саха (Якутия). По сути, производственная география компании распространяется почти на весь ДФО. Но никогда ранее вы не рассказывали о своих проектах в Забайкалье. Почему?
— На наш взгляд, выносить в публичное пространство можно и нужно лишь то, что становится реальностью. Мы уже давно приступили к подготовительным работам в Забайкальском крае, нам интересен этот регион, мы связываем с ним серьёзные перспективы. Но вот сейчас планы приобретают конкретные очертания, и мы готовы о них рассказать.
— Какие виды работ будете производить в Забайкалье?
— Здесь мы ориентированы на производство эмульсионных промышленных взрывчатых веществ. Уже в 2023 году приступим к строительству завода в посёлке городского типа Первомайском в Шилкинском районе Забайкальского края. Планируем производить там порядка пяти тысяч тонн готовой продукции и, конечно же, наладить в Забайкалье собственную систему её реализации.
— Склад для хранения взрывчатых веществ у вас будет расположен тоже в посёлке Первомайском?
— Разумеется, это неотъемлемая часть производственного процесса, поэтому мы также строим склад, где можно будет хранить до 500 тонн взрывчатых веществ. Плюс к этому на объекте предусмотрен собственный железнодорожный тупик, что также предоставляет «Граниту» конкурентные преимущества в нашем сегменте рынка.
— Какие компании рассматриваете в качестве партнёров?
— Уместнее говорить не о конкретных компаниях, а об отраслях. Забайкалье — традиционно горнопромышленный регион. Здесь работают и крупные игроки федерального рынка, и региональные предприятия, поэтому не сомневаемся — местная продукция будет востребована. Второй момент — в крае ведутся ремонт и реконструкция автомобильных дорог, так что потребность в БВР, а соответственно, и во взрывчатке также существует. В любом случае собственное производство — всегда интересное и востребованное направление.
— Тем более что вы знакомы с таким производством…
— Конечно! Мы уже рассказывали о своей разработке — передвижной смесительно-зарядной установке (ПСЗУ). Она уже доказала свою производственную и экономическую эффективность, ведь взрывчатые вещества мы выпускали непосредственно на объектах и именно на ПСЗУ, а также в смесительно-зарядных машинах (СЗМ). Ну а сейчас выходим на новый уровень, поскольку стационарный завод — это и объёмы другие, и технологии.
— Занимаетесь ли вы производством патронированных взрывчатых веществ?
— Как раз готовимся к этому — к концу текущего года запустим в эксплуатацию линию патронирования на объекте компании «Селигдар». Так что производство у нас развивается достаточно динамично.
— Что можете сказать об оборудовании на производственных мощностях вашей компании?
— Всё наше оборудование — от российских производителей. Так что риски, связанные с санкциями, нам не страшны. Мы изначально сделали ставку на отечественные линии.
— Но ведь вы обладаете ещё и солидным опытом проведения буровзрывных работ?
— Да, это один из наших базовых бизнесов. Например, мы гордимся, что в прошлом году преодолели рубеж БВР в объёме трёх миллионов кубометров. Причём работали в сложных природно-климатических условиях Якутии, на объектах артели старателей «Новая» в Нерюнгринском районе. Там морозы доходили до минус 45 градусов по Цельсию. Однако все работы мы выполнили за четыре месяца. Сотрудничаем и с ООО «АмурМинералс» (входит в группу «Русская медная компания»), участвовали в реализации проекта по созданию профильной инфраструктуры на месторождении. Кроме того, вели БВР для «НГК Ресурс» в рамках освоения месторождения Полянка. Производили буровзрывные работы для ООО «Амур золото». Также работали для компании «Трансбетон» в Хабаровском крае — провели направленные взрывы на 194-м километре в направлении Комсомольской трассы. Кстати, из добытого там щебня впоследствии была построена технологическая дорога к Малмыжскому месторождению меди. Наши специалисты вели буровзрывные работы и на карьере Чагоян в Амурской области. Материалы с него идут на столь значимые объекты, как космодром Восточный и Амурский ГПЗ. И это не полный перечень отраслевых работ. Так что рынок БВР нам знаком хорошо. В ООО «Гранит» есть и качественная специализированная техника, и высококвалифицированные специалисты, и необходимые допуски, и значительный отраслевой опыт. Всё это позволяет нам реализовывать самые серьёзные буровзрывные проекты. Сейчас для нас наступило время заняться ещё и производством взрывчатых веществ. Начинаем с Забайкалья…
— То есть не исключено, что это будет первый, но не единственный ваш завод?
— Давайте пока не будем об этом говорить. Да, наш бизнес постоянно развивается и диверсифицируется. Это политика нашей компании. Но в то же время, как уже было отмечено, мы вначале делаем, а потом об этом рассказываем. Так что для начала запустим завод в Забайкалье и выведем его на проектную мощность. Плюс к этому будем развивать линию патронирования на объекте «Селигдара». А там будет видно. Всё зависит от динамики и потребности рынка.
— Да, ваши проекты развиваются динамично. Это давно заметно. Скажите, как обстоит дело со складом хранения взрывчатых веществ в Камчатском крае?
— Склад в посёлке Зелёном Елизовского района построен и введён в эксплуатацию. Его ёмкость составляет 240 тонн. И логистически он расположен чрезвычайно удобно — всего в 70 километрах от морского порта (по асфальтовой дороге). Заказчики уже оценили преимущества этого современного объекта. Также важно понимать: хранение взрывчатых веществ — не просто предоставление складских услуг. К примеру, в порту взрывчатку хранить нельзя из-за специфики и класса опасности этого груза. А у нас все нормативные и технологические вопросы решены, мы обладаем соответствующей разрешительной документацией. Кроме того, предоставляем клиентам дополнительные услуги, в частности по перевозкам опасных грузов нашей специальной техникой, по схеме «судно в порту — машина — склад». Та же история и с доставкой со склада до объекта заказчика.
— На Камчатке создан филиал компании?
— По сути, это обособленное подразделение. Мы пришли в регион всерьёз и надолго. Работаем в формате резидента, чтобы часть налогов оставлять на Камчатке. Нам важно вести не только эффективный, но и социально ответственный бизнес.
— Если продолжить говорить о складах, то у вас есть аналогичные объекты?
— Да, второй объект был построен нами также на Камчатке, на территории ООО «Озерновский ГМК». Он способен разместить до 32 тонн грузов. Разумеется, имеются в виду взрывчатые вещества. Ну а в настоящее время ведём строительство склада контейнерного типа в городе Советская Гавань Хабаровского края. И здесь есть два интересных момента. Первый — объём объекта относительно небольшой, можно хранить 49 тонн груза. Но у нас есть решение, при котором мы можем технически перевооружить склад в течение двух месяцев. Благодаря этому объёмы хранения достигнут 500 тонн грузов, то есть увеличатся более чем в 10 раз. Второй момент — объект расположен в непосредственной близости от причальной стенки. Нетрудно догадаться, насколько это будет удобно для перевалки грузов.
— Чем интересна для ООО «Гранит» именно Советская Гавань?
— Это, в первую очередь, выход в море, что интересно само по себе. Также можем сказать: сейчас мы планируем расширять производственную географию компании на Сахалин, соответствующие переговоры уже ведутся. Конкретику озвучим позже, когда проекты станут реальностью.
— Владимир Александрович, получается, вы уже «закольцевали» своими складами Дальний Восток?
— Географически — да. На западе ДФО расположен склад в Забайкалье, на севере — склад на Камчатке и на юго-востоке — склад в Хабаровском крае. Думаю, на этом мы не остановимся. Уже сейчас ведём переговоры о создании дополнительных складов-магазинов.
— С какими компаниями ведутся переговоры?
— Это, в первую очередь, Orica и АО «Нитро Сибирь». Но мы готовы к переговорам и с другими игроками рынка. Тем более если говорить об инфраструктуре, то её мы уже создали и будем развивать эту работу в дальнейшем.
— Вы говорили о том, что для перевозки взрывчатых веществ требуется специальная техника. Парк машин расширять планируете?
— Конечно! Как минимум до 10 машин уже в ближайшей перспективе. Как уже говорилось, мы оказываем полный перечень логистических услуг, будь то хранение или перевозки специальным транспортом. Также «встраиваем» в свою инфраструктуру всё, что нам нужно. К примеру, железнодорожный тупик на складе в Забайкалье. То же самое можно сказать о близости причальной стенки на складе в Советской Гавани. Так что работа ведётся по всем направлениям.
— «Гранит» занимается ещё и буровыми работами. Это направление в вашем активе остаётся?
— Да, остаётся. Мы продолжаем работать на рынке геологоразведочных работ. У нас есть и современные буровые станки, и опытные специалисты — как геологи, так и маркшейдеры. В Хабаровске имеются собственные производственные мощности, на которых мы изготавливаем для геологических партий жилые блоки, буровые здания, зумпфы, керновые ящики, оснастку для бурения. Так что, если будет интересный заказ в сфере ГРР, готовы работать.
— К крупным проектам в ДФО присматриваетесь?
— Ну а как же! И не только присматриваемся, а планируем участвовать в их реализации. Все возможности для этого у нас есть. Например, если начнётся строительство железной дороги Якутск (Нижний Бестях) — Магадан, то работы наверняка хватит для всех. Это же будет проект, сопоставимый с БАМом и Транссибом. И очень хорошо, что его, как известно, поддержали на федеральном уровне. Даже конференцию в Якутске уже провели.
— Могут ли российские компании построить эту железную дорогу?
— А какие могут быть сомнения? Сфера транспортного строительства для отечественной промышленности всегда была в приоритете, как и сопутствующие направления, в частности буровзрывные работы и ГРР. И речь идёт не только о советском периоде. Уже в рыночное время на Дальнем Востоке была построена железнодорожная магистраль Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях), а также железная дорога к Эльгинскому угольному разрезу. Так что соответствующий опыт у российских компаний есть. И очень хочется, чтобы проект магистрали Якутск — Магадан стал реальностью.
— Какие проекты для ООО «Гранит» наиболее значимы в настоящее время?
— Ответ простой: для нас нет незначимых проектов, будь то буровзрывные работы на небольшом месторождении или участие в реализации крупного федерального проекта, — мелочей для нашей компании не существует. Так что была бы работа, а со всем остальным мы справимся. Качественно и в срок.
Беседовал Александр Матвеев
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >