«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (160), октябрь 2020
Главная тема

Главная тема 

ОЗУ и ныне там

Журналисты бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» не раз озвучивали ситуацию с особо защитными участками леса (ОЗУ), которая, по сути, ставит крест на россыпной золотодобыче в восточной России. Но сейчас появилась реальная возможность быстро и без лишних бюрократических проволочек решить эту проблему. Золотодобытчики предлагают внести поправки в распоряжение Правительства РФ № 849-р (в части ОЗУ) и привести этот подзаконный акт в соответствие с нормами российских законов.

Без золота и денег

Для начала — показательный момент. Председатель Союза старателей России (в это объединение входит множество отраслевых предприятий) Виктор ТАРАКАНОВСКИЙ официально обратился в Государственную Думу РФ с настоятельной просьбой устранить крайне проблемную правовую коллизию, связанную с ОЗУ, что позволит «увеличить добычу золота в стране на 25—30 процентов». Кроме того, по оценке недропользоваталей, в этом случае «бюджетная система России может получать дополнительные 15 миллиардов рублей налогов на добычу полезных ископаемых ежегодно». «Увеличение же добычи золота позволит поддержать экспортную торговлю данным драгоценным металлом, что в условиях нестабильных цен на углеводороды и снижения курса российской валюты позволит компенсировать часть выпадающих от экспорта углеводородного сырья доходов». 
Помимо перечисленного, Виктор Таракановский обратил внимание на то, что решать проблему с особо защитными участками леса необходимо ещё и потому, что «нельзя допустить ликвидации золотодобывающих предприятий, которые дают стране более 80 тонн драгоценного металла в год, нельзя допустить сокращения нескольких десятков тысяч рабочих мест». Кроме того, сегодня есть реальная опасность «ухудшения социально-экономического положения жителей золотодобывающих посёлков нашей страны, особенно в Дальневосточном регионе». Завершается письмо (это крайне важный момент. — Ред.) словами: «Просим вас оказать содействие в корректировке распоряжения Правительства Российской Федерации». 
О том, что же это за распоряжение и почему его нужно корректировать — чуть позже. Пока же, если в нескольких словах перефразировать обращение российских старателей, получается следующее: сложившаяся ситуация угрожает не только золотодобывающей отрасли, но и интересам государства в целом. Без работы могут остаться десятки тысяч дальневосточников из тех населённых пунктов, где, кроме артелей, нет никаких предприятий, поэтому их ликвидация чревата социальным взрывом. Более того, из-за проблем, связанных с особо защитными участками леса, страна недополучает десятки тонн драгметалла, а бюджеты всех уровней — миллиарды рублей. 

Замкнутый круг

Почему же ситуация с ОЗУ настолько болезненная и для государства, и для отрасли, и для жителей ДФО? А истина, как обычно, в деталях. Если коротко — любое золотодобывающее предприятие добывает металл на основании лицензий, которые приобретаются на аукционах за десятки, а порой и сотни миллионов рублей. Причём не менее важно, что этот документ даёт не только право на золотодобычу, но и прямо обязует старателей вести отраслевую деятельность. В противном случае надзорные ведомства могут обвинить недропользователя в нарушении лицензионного соглашения и отобрать у него лицензию. Такие случаи не редкость. При этом в самой лицензии не обозначено никаких ограничений по территориальному признаку. То есть раз государство продало этот документ, значит, оно гарантирует, что работать можно беспрепятственно. С соблюдением норм закона, разумеется, но ни о каких стоп-факторах, связанных с особо защитными участками леса, там и речи не идёт. Нет их ни в Лесном, ни в Водном кодексах Российской Федерации. А ведь именно кодексы — это основные правоустанавливающие документы. Не прописаны ОЗУшные запреты и в ФЗ «О недрах». Казалось бы, какие могут быть ограничения, связанные с ОЗУ? 
А вот какие: в 2013 году Правительство РФ приняло распоряжение № 849-р «О перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов». И только в этом документе содержался запрет на добычу золота в долинах рек на основании того, что она ведётся на территории ОЗУ. Это фактически ставит крест как на россыпной, так и на дражной добыче, ведь металл в пустыне не добывается. 
Как уж появилось на свет это правительственное распоряжение, кто его готовил, а самое главное, кто лоббировал, сейчас уже не столь важно. Суть в другом: на основании документа, который явно противоречит Лесному кодексу РФ, Водному кодексу РФ, ФЗ «О недрах» и множеству других ключевых нормативных актов, недропользователям не дают нормально работать. Кроме того, есть в этой связи и другие проблемы, о чём как раз и говорил Виктор Таракановский. 

Решение — на поверхности

 

Для решения проблемных вопросов, связанных с нормативно-правовыми актами, требуется вносить изменения или дополнения в эти нормативно-правовые акты. Как говорится, банально, но факт. А что делать в случае с ОЗУ? На этот вопрос мы попросили ответить заместителя председателя Союза старателей России Павла ЛУНЯШИНА:
— Ни в Лесном и Водном кодексах, ни в ФЗ «О недрах», ни в других федеральных законах ничего менять не нужно, поскольку ни в одном из них об ограничениях, связанных с ОЗУ, и слова нет. Так что не надо огород городить — всё дело только в распоряжении правительства № 849-р. Я уже как-то говорил в интервью вашей газете, что в этом документе допускается ведение отраслевой деятельности (фактически на территории ОЗУ) для нефтегазовых компаний. Интересная избирательность, не правда ли? Очень показательная. Но, увы, у золотопромышленников нет таких лоббистских возможностей. А проблема есть. Поэтому выход из проблемной ситуации на поверхности — внести дополнение в распоряжение Правительства РФ № 849-р, в котором следует приравнять золотодобытчиков к представителям нефтегазовой отрасли и, соответственно, разрешить им работать на территории ОЗУ, в рамках лицензий. По сути, в документе достаточно заменить всего несколько слов и чётко прописать возможность работы недропользователей «на особо защитных участках лесов». И всё! Проблема будет решена. Соответственно, страна получит дополнительные объёмы золота, а государство — дополнительные же налоговые поступления. Также хотелось бы подчеркнуть крайне важный момент — внести изменения в распоряжение правительства довольно просто. По крайней мере, значительно проще, чем менять тот же Лесной кодекс РФ. Ну а польза для всех очевидна. 

Год простоя

Ситуация с ОЗУ актуальна не только в Забайкалье, но и для всех дальневосточных недропользователей. Например, генеральный директор ООО «Россыпи Дальнего Востока» (Хабаровский край) Валерий СТЕПАНЕНКО обозначил суть вещей следующим образом:
— Мне совершенно непонятно, как распоряжение правительства по своему правовому статусу может стоять над Лесным кодексом РФ, над Водным кодексом РФ, над ФЗ «О недрах»? Это же нонсенс! Любое распоряжение или постановление — всего лишь подзаконный акт, но в случае с особо защитными участками леса он приобрёл формат закона. И факт остаётся фактом — из-за ОЗУ работать мы не можем. Приведу в качестве примера непосредственно наше предприятие. Лицензионный участок ООО «Россыпи Дальнего Востока» на 70% входит в ОЗУ — так получилось. И уже почти год мы не можем оформить соответствующую документацию на вырубку леса для начала добычных работ. То есть не можем получить обязательную в таких случаях лесную декларацию, поскольку департамент лесного хозяйства Хабаровского края нам её не выдаёт как раз со ссылкой на ОЗУ. В итоге мы решили все правовые вопросы, связанные с землёй, однако начать вырубку леса не можем — нет у нас таких прав. Вот и получается — лицензия на руках, документооборот в порядке, а работать возможности не имеем. Абсурд! Да и отрабатывать 30% лицензионной площади, не вошедшей в ОЗУ, у нас также не получится по техническим причинам — лицензионный участок не по линейке «нарисован». Это всё равно что надеть правый ботинок и выйти из дома без левого. Так что ситуация с особо защитными участками леса требует незамедлительного решения. В первую очередь в части изменений в распоряжение правительства № 849-р. Этот нормативный акт должен быть приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ. Думаю, при определённых усилиях и государственной воле изменения могут быть внесены достаточно оперативно. 
Добавим от себя: с аналогичными проблемами сталкиваются многие отраслевые компании. Мы публиковали десятки статей, в которых об этом рассказывали специалисты таких предприятий, как ООО «Восточная ГРЭ», ПАО «Ксеньевский прииск», ООО ПК «Кварц», ООО «Газимур», ООО «Россыпи Дальнего Востока»… Перечень можно продолжить. Между тем ОЗУ и ныне там. Хотя решение лежит на поверхности — изменение в распоряжение правительства № 849-р, которое может состоять всего из нескольких слов, прямо разрешающих недропользователям работать «в особо защитных участках леса». Да, Лесной кодекс также не совершенен, и, по мнению экспертов, его тоже требуется корректировать. Но любые корректировки в правоустанавливающие нормативные акты — процесс чрезвычайно долгий, он может длиться многие годы. А вот скорректировать правительственный документ, при очевидных и доказанных минусах, гораздо проще. 

Не можно, а нужно 

 

Кстати, о кодексах. Специалисты не раз подчёркивали: Лесной кодекс РФ (пункт 2 части 1 статьи 21) прямо разрешает вести золотодобычу в лесах: «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для разработки месторождений полезных ископаемых». И даже в зоне ОЗУ сплошные рубки разрешены, коль скоро речь идёт «о создании необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов». 
Скажем больше: Водный кодекс РФ также недвусмысленно разрешает добывать золото, в том числе и в водоохранных зонах. Вот что говорится в пункте 8 части 15 статьи 65 ВК РФ: «В границах водоохранных зон запрещаются разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых (песка, глины, гальки, гравия, известняка и других. — Ред.), за исключением случаев, если разведка и добыча осуществляются пользователями недр, осуществляющих разведку и добычу иных видов полезных ископаемых (то есть золота в первую очередь. — Ред) в границах, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утверждённого технического проекта…»
Что же касается границ горных и (или) геологических отводов, то соответствующие работы регламентированы Федеральным законом «О недрах». 
То есть и ЛК РФ, и ВК РФ, и ФЗ «О недрах» не только не запрещают, а непосредственно разрешают недропользователям добывать золото на территориях ОЗУ. И это, акцентируем ещё раз, правообразующие нормативные акты. Однако распоряжение Правительства РФ № 849-р (подзаконный акт!) их перечёркивает. Действительно, полный абсурд. Причём абсурд крайне опасный, способный уничтожить россыпную золотодобычу в ДФО. И совершенно очевидно, что данное распоряжение необходимо корректировать уже в самое ближайшее время, иначе последствия могут быть необратимыми. Это, кстати, официально признал и бизнес-омбудсмен Борис ТИТОВ, который ещё в начале 2020 года обратился в Минприроды России с просьбой разобраться в ситуации с ОЗУ. И словно в подтверждение его позиции через несколько месяцев Московский арбитражный суд удовлетворил иск ПАО «Ксеньевский прииск» (это один из лидеров россыпной золотодобычи) к Рослесхозу, признав: в государственный лесной реестр были заложены недостоверные сведения об ОЗУ, что не позволило компании и её подрядчикам работать на законно оформленных лицензионных участках.
И тут показателен главный момент. Решение московского арбитража явно свидетельствует — судьи внимательно вникают в проблемы горнопромышленного рынка. Хотя специфика этой отрасли достаточно сложная, там есть множество подводных камней. Однако суд не стал принимать формальное решение по принципу «государственный орган (в этом случае — Рослесхоз) прав только потому, что он государственный орган». Нет, московский арбитраж разобрался в ситуации и вынес решение в пользу старателей. Тем самым восстановив справедливость и закон. А одновременно поддержав крайне нелегкий старательский труд. Труд людей, которые добывают для страны золото, платят налоги, создают рабочие места и вообще несут большую социальную нагрузку. Честное слово, хочется поблагодарить судей, которые столь тщательно изучили предмет спора и вынесли единственно верное, законное решение в пользу старателей. Это вселяет уверенность — горнопромышленная отрасль может и в дальнейшем развиваться динамично, ведь коль скоро право в России первично — значит, всё будет хорошо. 
Впрочем, ситуация с ошибочными данными в лесном реестре — ещё одна составляющая общей проблемы. Мы об этом также не раз писали, а сейчас и суд подтвердил, что из-за недостоверных сведений об ОЗУ золотопромышленники не могут добывать металл, платить налоги, создавать рабочие места, выполнять свои социальные обязательства. Такая вот показательная картина. 
Ещё момент… Некоторые чиновники говорят, что для решения проблемы горняки могут переводить земли лесного фонда в земли иных территорий. Да, теоретически это возможно. Но именно теоретически, поскольку этот процесс занимает чрезвычайно продолжительное время. Минимум год, и это при очень хорошем раскладе, что нередко по срокам полностью противоречит требованиям тех же технических проектов освоения месторождений. И это ещё одна беда недропользователей. 

Всё одинаково 

Да, проблема с особо защитными участками леса носит общий характер. Так, генеральный директор НКО «Ассоциация золотопромышленников Амурской области» Валерий ПАРШИНКОВ, с которым мы связались, тоже подтвердил это:
— Всё и везде у нас одинаково, и проблема с ОЗУ в Приамурье, действительно, существует. Конечно, это негативно сказывается на деятельности отраслевых предприятий. А ведь многие из них являются градообразующими в своих населённых пунктах. И у нас, и в Забайкалье, и на Колыме, и в Якутии, и в Хабаровском крае, и в Иркутской области есть немало посёлков, где иной работы, кроме золотодобычи, просто не существует. Страшно даже представить, что будет, если такие компании прекратят свою работу. Но и небольшие предприятия также нередко оказываются одними из немногих работодателей и налогоплательщиков в своих районах, поскольку золотодобыча — одна из основ экономики ДФО. Да и социальной сферы тоже, ведь все профильные структуры имеют соглашения о социальном партнёрстве с местными администрациями. Они вносят серьёзный вклад в поддержку отдалённых территорий. Разумеется, проблемы недропользователей необходимо решать — во благо Дальнего Востока и всей страны. 
И вновь редакционная ремарка: да, проблемы решать надо. Но многие из них по своей сути глобальны, и для того, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, требуются даже не годы — десятилетия. Это объективная реальность. Однако изменить распоряжение Правительства РФ № 849-р вполне реально уже в ближайшее время. 
Так что руководители Союза старателей России и большинство участников рынка абсолютно правы — действовать в этой связи нужно максимально быстро, иначе Дальний Восток в целом и отрасль в частности ждут большие социально-экономические неприятности. А это катастрофа. Особенно в условиях, когда золото остаётся чуть ли не единственным ресурсом со стабильно высокими мировыми ценами, то есть ресурсным базисом России. 
Редакция нашей газеты будет следить за развитием событий.   
Александр МАТВЕЕВ
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров