На Чукотке в 2014 году добыто свыше 30 тонн золота. В ЧАО есть месторождения и драгоценных, и других металлов, уникальные по своей ценности для всей страны. Но нет здесь ни современной транспортной инфраструктуры, ни энергетической. Именно это мешает активному освоению недр региона. О том, что сделано, и что намечено на ближайшее будущее, рассказывает депутат думы ЧАО, председатель комитета по промышленной и сельскохозяйственной политике Григорий ТЫНАНКЕРГАВ.
Возродить артели старателей
— Григорий Андреевич, можно не спрашивать, какая отрасль является основной для округа. Это, конечно, добыча драгоценных металлов. Как закончился 2014 год?
— Достаточно успешно. Добыча золота составила 150 процентов к плану. Это свыше 30 тонн. По серебру показатели близки к плановым - порядка 126 тонн. Но серебра у нас и не так много - крупное месторождение только на Куполе. Сегодня на Чукотке разрабатывается пять месторождений рудного золота и несколько - россыпного. Коренное золото добывается на месторождениях Купол и Двойное, на которых работает канадская компания Кинросс Голд, Майское - здесь добычу ведёт «Полиметалл», Каральвеем - ОАО «Рудник Каральвеем», Валунистое - ООО «Рудник Валунистый». Они и дают львиную долю добычи.
На россыпи в 2014 году пришлось всего 2 тонны 300 килограммов золота. И это при том, что россыпных месторождений у нас очень много. Когда-то в ЧАО было 40 артелей старателей, и добывали они не меньше, чем сейчас на рудниках. А вот сегодня работают15 артелей, из них самая крупная - «Шахтёр», на её счету в минувшем году 612 килограммов драгметалла. Следом идут «Сияние» - 252 килограмма и артель «Луч» - 200 килограммов. Остальные добывают совсем немного. Возродить артели, дать работу местным жителям - наша первоочередная задача. Над этим работает и правительство округа, и дума. Со временем, я уверен, положение выправится.
— А на 2015 год прогнозируете ли вы увеличение объёма добычи?
— Нет. Уровень останется примерно таким же. И по золоту, и по серебру. Чтобы удержать достигнутые показатели, нам надо запустить ещё хотя бы одно новое месторождение. Это может быть Кикура или Клён. На Кикуре завершаются геологоразведочные работы, которые ведёт «Русдрагмет», такая же ситуация и на Клёне. Потом будет разработано технико-экономическое обоснование, и можно начинать добычу.
Дело в том, что на Куполе количество металла постепенно уменьшается. Там, кстати, сейчас очень активно ведётся разведка, как и на Каральвееме. Владельцы лицензий вкладывают в это дело миллионы, чтобы продлить жизнь предприятий. И это правильно.
И медь, и золото, и уголь
— Григорий Андреевич, ведь на Чукотке, помимо золота и серебра, есть и другие полезные ископаемые, так?
—Конечно! Как вы правильно заметили, край у нас богатейший. В частности, скажу о месторождении Песчанка. Это по преимуществу медь, но там есть и золото, и серебро, и бериллий, и другие металлы. Месторождение уникальное в масштабах всей страны. Там сейчас идут геологоразведочные работы, но чтобы начать добычу, нужна энергетическая инфраструктура. А её там нет.
Вы, наверное знаете, что есть план построить ЛЭП от Среднеканской ГЭС в Магаданской области до Чукотки. На Колыме электроэнергии избыток, а мы связаны её отсутствием по рукам и ногам.
Есть и ещё план - должна быть построена плавучая атомная электростанция в Певеке. С учётом того, что Билибинская АЭС будет остановлена, это даст возможность обеспечить электроэнергией предприятия региона. И, соответственно, начать добычу на новых месторождениях. Мы в нашем комитете недавно рассматривали состояние энергетики региона. И хотя всё расписано поэтапно, нам бы хотелось ускорить процесс.
Есть у нас и крупнейшее в России месторождение олова - Пыркакайское. Собственно, на Чукотке много залежей олова, но Пыркакайское - самое крупное, и вдобавок его можно разрабатывать открытым способом.
Месторождение разведано, запасы есть, всё подготовлено. Нет только, опять же, энергоструктуры. Это вообще проблема для нашей территории. Кстати, канадская компания Кинросс Голд на Куполе и Двойном производит электроэнергию самостоятельно. По зимнику завозят из Певека топливо и дизелями вырабатывают электроэнергию. А выхлопные газы используют, между прочим, для отопления. У них можно многому поучиться. Например, там прекрасно оборудованы жилые комплексы - все удобства, спортивные залы. Так должно быть в каждом вахтовом посёлке.
— На Чукотке добывается и уголь, каковы успехи в 2014 году?
—Добыча каменного и бурого угля составила 127 процентов плановой. Это 411 тонн. Для собственных нужд нам хватает. Есть и перспектива увеличения объёмов добычи. Северотихоокеанская угольная компания ведёт разведку на каменный уголь в Беринговском районе, это Беринговский угольный бассейн. Сначала будет запущено в работу меньшее месторождение - Фондюшкино Поле. Здесь можно вести добычу открытым способом, и будем надеяться, что в ближайшие год-два она и начнётся. Более крупное месторождение - Амаамское будет разрабатываться немного позднее.
А олени лучше
— Григорий Андреевич, на Чукотке, как известно, не только добывается золото, но и развивают традиционные для коренного населения виды сельского хозяйства...
—Конечно, и в первую очередь это оленеводство. Когда-то в советские времена оленей у нас было очень много. Потом в 90-х произошёл сильнейший спад в этой отрасли. Но с 2001 года Роман АБРАМОВИЧ начал понемногу финансировать оленеводство, и ситуация стала выправляться. По всей Чукотке появились крупные сельскохозяйственные предприятия, специализация которых - именно разведение оленей. Таким образом, отрасль стабилизировалась, и в 2014 году мы смогли говорить об импортозамещении. Во всяком случае, мясо мы из-за границы не возим. Поголовье сейчас насчитывает порядка 180 тысяч голов.
—Разведением оленей занимаются, наверное, родовые общины?
—Нет. Это муниципальные унитарные предприятия, созданные там, где прежде были колхозы и совхозы. Их поддерживают региональный и частично федеральный бюджеты.
А вот морским зверобойным промыслом занимаются как раз общины, созданные в сёлах на побережье. Здесь ситуация иная - в советские годы национальные промыслы и вековой стереотип питания были нарушены. А вот в трудные 90-е годы морской зверобойный промысел начал возрождаться. Сегодня мясом морских млекопитающих население всех сёл на берегу обеспечено. За 2014 год было добыто 3 794 зверя, это достаточно много.
Ну и, конечно, на Чукотке добывается рыба. К нам заходит на нерест кета, нерка, рыба других видов. Прежде в каждом колхозе была рыболовецкая артель, потом всё это исчезло. А сегодня возродить рыбный промысел - наша общая задача. Но и делается уже немало. В 2014 году добыто 1 100 тонн кеты, 331 тонна нерки, будем наращивать объёмы.
Да, конечно, у нас есть трудности. Но я уверен, что совместными усилиями мы их преодолеем, и наш родной край станет процветающим. Поздравляю всех жителей Чукотки и всего Дальнего Востока с Новым годом, желаю здоровья и исполнения желаний!
Беседовала Ольга ГЛАЗУНОВА