Вот уже более 12 лет сотрудники Дальневосточной лесоустроительной компании разрабатывают и сопровождают профильную документацию в интересах арендаторов лесного фонда — от заказа выписки из государственного лесного реестра до отчётов об использовании лесов. О специфике работы и реализованных проектах рассказал руководитель компании Сергей ТЮТРИН.
— Сергей Александрович, какие основные направления работы Дальневосточной лесоустроительной компании вы можете назвать?
— Основной вид деятельности нашего предприятия — оформление прав аренды земель лесного фонда. Главная наша задача — повысить эффективность лесопользования за счёт своевременного обеспечения лесоустроительной документацией, исключив вероятность убытков и штрафов. В приоритете нашей работы — оперативность предоставления услуг: от консультации до оформления необходимых документов. Это достигается благодаря использованию собственного программного обеспечения, оптимизации процессов и чётко отлаженной схеме работы.
Кроме этого, мы проводим исследования состояния и динамики лесных экосистем, анализируем рентабельность лесоустройства, составляем тематические лесные карты на основе космических снимков высокого разрешения, а также сотрудничаем с образовательными учреждениями в области лесного образования и экологии.
Сейчас активно занимаемся со школьниками. Показываем им, как лесоустроители работают с аэрофотосъёмкой, используют новые технологии вроде 3D-очков, составляют карты, дешифрируют космические снимки и многое другое. Им всё интересно, и, я уверен, многие захотят продолжить экологическое образование уже в вузе по разным направлениям, а не только по лесному хозяйству.
— Недавно ваша компания завершила работу с крупным заказчиком — ООО «Глобалтэк», которое занимается разработкой месторождений газа в Якутии. Расскажите подробнее об этом проекте.
— Начну с того, что мы сделали важный шаг в новом для нас направлении. Есть категория земель в лесном фонде — резервные леса. Там нельзя вести никаких рубок и заготовок. В Хабаровском крае резервные леса расположены в основном в северных районах — Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском. И если компании захотят разрабатывать подобные участки, мы сразу им говорим: стоп, там ничего нельзя делать, кроме геологического изучения недр. У властей по поводу резервных лесов сейчас позиция жёсткая.
Это с одной стороны. С другой — есть крупные проекты, такие как газопровод, который тянут с Якутии в Охотское море. Этот линейный объект ведёт компания «Глобалтэк». Мы составили проектную документацию — перевели земли резервных лесов в другие категории, чтобы там можно было вести хозяйственную деятельность. По факту заказчик получил права аренды на лесные участки под строительство газопровода и конденсатопровода Кысыл-Сыр — Аян. Также работаем с проектами ООО «УК «Элси» — это угольный морской терминал «Порт Эльга» и проект Тихоокеанской железной дороги, которая свяжет терминал на побережье Охотского моря с Эльгинским угольным месторождением в Якутии.
— А как поэтапно происходит процесс перевода из резервных лесов?
— Когда мы начали работать с оформлением газопровода, выяснилось, что в Аянском лесничестве, где планируется построить этот линейный объект, придётся вырубить свыше 550 километров трассы, больше половины которой составляют резервные леса. Проанализировав местоположение трассы, мы определили объём вырубаемой древесины, заранее уведомив министерство лесного хозяйства. В результате выяснилось, что по регламенту эти цифры не проходят, то есть такой объём рубки регламентом никогда не был предусмотрен. Никто же не знал 30 лет назад, когда оформляли эти леса в резервные, что там когда-нибудь появится такой мощный проект. Поэтому с нашей стороны было разработано предложение по внесению изменений в лесохозяйственный регламент.
Что дальше? Чтобы такой крупный объект был построен, нужно перевести резервные леса в защитные и эксплуатационные. Здесь есть масса нюансов, которые нужно учитывать. Например, границы защитных лесов определяются конфигурацией водных объектов, поэтому необходимо определить статус и режим хозяйственной деятельности по каждому водному объекту. Процесс сложный, в том числе потому, что результат необходимо согласовать с Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом).
Мы эту работу сделали, сдали документ в агентство, и нам его через 20 дней утвердили без замечаний с первого раза. Что получилось по факту? Изначальная площадь резервных лесов на территории газопровода составляла более 2,7 тысячи гектаров. В результате проектирования площадь защитных лесов Аянского лесничества увеличилась на 17 тысяч гектаров. И самое главное — мы на эту работу закладывали восемь месяцев, от старта до финиша, а завершили её на два месяца раньше.
— Какие ещё крупные проекты Дальневосточная лесоустроительная компания реализовала за последнее время?
— Мы активно сотрудничаем с государственными органами, научными и образовательными учреждениями, а также с другими участниками лесного сектора. Могу смело сказать, что наша компания играет важную роль в обеспечении устойчивого управления лесами Дальнего Востока, сохранении биоразнообразия и развитии лесной промышленности региона.
Среди других наших заказчиков — крупные лесозаготовители, недропользователи и транспортные компании: ОАО «РЖД», ООО «Нерюнгри-Металлик», ООО «Рудник Таборный», АО «Дальгипротранс», ООО «МосОблТрансПроект», ООО «Римбунан Хиджау МДФ», ООО «Геопроминвест», АО «Ургалуголь» и другие. К примеру, в прошлом году мы завершили разработку необходимой документации для дочерних предприятий Nordgold по оформлению прав аренды на лесные участки в Нерюнгринском лесничестве в Якутии. В ходе работ были уточнены границы лесных участков общей площадью свыше 360 гектаров. Участки сформированы под дороги, карьеры и производственную инфраструктуру недропользователей. В настоящее время все объекты уже поставлены на кадастровый учёт в соответствии с заданием. Также активно сотрудничаем с «Росжелдорпроектом». Только за этот год наша компания оформила для этой организации 590 разрешительных документов. Работы выполнялись по договору подряда с АО «Дальгипротранс» — крупнейшим на Дальнем Востоке институтом, обеспечивающим проектной документацией объекты транспортного и промышленно-гражданского строительства. Все работы выполнены раньше установленного срока
— Есть ещё одна категория — зелёные зоны. Были случаи оформления документации по этой категории?
— Действительно, с зелёными зонами связан ряд ограничений на законодательном уровне. Это тоже такая категория, где запрещена хозяйственная деятельность, за исключением строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Но есть аналогичная с резервными лесами процедура, по которой зелёную зону можно перевести в другую категорию с сохранением баланса площади защитных лесов. Кроме зелёной зоны, существует лесопарковая зона, в которой максимально строгий режим использования: запрещается строительство и эксплуатация практически любых объектов капитального строительства, кроме гидротехнических сооружений. Однако, судя по запросам к нам, часто именно в этих категориях защитных лесов недропользователи получают лицензии, в том числе на разведку и добычу полезных ископаемых.
В настоящее время по нескольким таким участкам мы анализируем исходные данные. При планировании работ на таких территориях недропользователи должны учитывать, что перевод из зелёных зон займёт в лучшем случае шесть месяцев, а без этого этапа взять участок в аренду не получится. Поэтому мы готовы применить свой опыт и компетенции для решения сложных и интересных задач крупных промышленных предприятий Дальнего Востока.
Беседовал Пётр Молотов
Телефон: +7 914 413 77 30
E-mail: office@dvluk.ru
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >