«Наш регион — Дальний Восток»,  № 04 (103), апрель 2015
Главная тема

Главная тема 

Новосибирский аффинажный завод — заслуженное доверие старателей

ОАО «Новосибирский аффинажный завод» более 70 лет работает с недропользователями, и работу эту с полным правом можно назвать безупречной. За прошедшие годы не было ни одного иска старателей, ни одного случая задолженности перед поставщиками. О том, за счёт чего достигаются столь высокие результаты, мы беседуем с генеральным директором НАЗа Дмитрием КОБЗЕВЫМ.

Предельная открытость

— Дмитрий Владимирович, ваш завод аффинирует в год более 20 тонн золота. И ещё серебро и другие металлы. Что делается руководством и коллективом предприятия для столь эффективной работы?

Справка

В 1941 году Аффинажный завод Москвы срочно эвакуировали в Новосибирск. В кратчайшие сроки было налажено производство, завод аффинировал 300 тонн золота и 2 500 тонн серебра в год. Отсюда в Москву шли спецпосылки — золотом оплачивались вооружение и продовольствие для фронта. В мирные годы завод продолжал выпуск золота и серебра в слитках. В 1961 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о производстве особо чистых металлов. В короткие сроки завод разработал технологии и освоил производство металла высокой чистоты, так называемые пять и шесть девяток. Сегодня ОАО «Новосибирский аффинажный завод» выпускает 20 тонн золота в слитках в год и от 19 до 30 тонн серебра. Сто процентов акций предприятия принадлежит государству.

— У нас действительно никогда не было ни одного иска старателей, ни одной задолженности перед поставщиками. Для низкопробного сырья, железосодержащего, у нас максимальные сроки 10–14 дней, но золото мы выдаём поставщику на третий день после получения посылки. Каждый месяц, в соответствии с инструкцией Минфина РФ по сохранности и учёту драгметаллов, у нас проводится снятие остатков (внутренняя инвентаризация). И могу ответственно заявить, что переходящих остатков у нас нет.

А со 2 января у нас начинается годовая инвентаризация, в которую мы всегда заходим без задолженности перед поставщиками. Даже если нам сдали посылку 29 декабря, сырьё будет переработано в течение трёх дней. Это неукоснительное правило. Мы хорошо понимаем, что недропользователи берут кредиты в банках, платят по ним проценты, так что для них важен каждый день. А интересы поставщиков для нас традиционно в приоритете.

— Доверие поставщиков надо заслужить, на любом аффинажном заводе это знают. Что делается на заводе для этого?

— Наше предприятие, его деятельность, предельно открыты. Для тех, кто только начинает с нами сотрудничать, мы проводим своеобразную экскурсию. Заводим представителей компаний-недропользователей в цех, они наблюдают, как идёт приёмная плавка, проходят в лабораторию, смотрят, как делается анализ, и так далее. Я не возражаю, чтобы поставщики ездили к нам с каждой посылкой, но в первый раз это обязательно. На заводе работает принцип индивидуального подхода к сотрудничеству с каждым недропользователем. Это обеспечивает взаимовыгодные партнёрские отношения с самого начала сотрудничества, формирует учёт пожеланий и особенностей каждого поставщика в процессе работы.

Кроме всего прочего мы работаем по договору комиссии. Дело в том, что когда приходит сырьё, шлих или сплав, он содержит не только золото, но и серебро и в микроскопических дозах — платину и палладий. Золото клиенты забирают сразу, как я уже говорил, на третий день, а серебро и другие металлы остаются в переработке. Как правило, поставщики не хотят забирать серебро, чтобы не тратиться на доставку. В этом случае они подписывают договор комиссионной реализации, мы запрашиваем котировки банков, клиент сообщает нам, с какой ценой он согласен, и мы продаём его серебро. Деньги сразу же перечисляются на счёт недропользователя.

Эта практика была заведена на заводе лет десять назад, и я её только приветствую. Это очень удобно: кто хочет забирать серебро — забирает, кто не хочет — реализует по договору комиссии. У некоторых поставщиков накапливается платина и палладий по 7–8 граммов, они тоже продают эти металлы. Бывает, что наши клиенты не забирают и золото, просят его продать, и мы идём им навстречу. Кстати, в части комиссионных договоров у нас запрещена квартальная дебиторская задолженность. Переработали металл, отдали поставщику, а то, что он не взял, мы должны в течение квартала реализовать и рассчитаться с клиентом. Это незыблемое правило.

Надёжность во всём

— Дмитрий Владимирович, у вас много поставщиков?

— Наверное, не так много, как хотелось бы, но количество клиентов у нас стабильное. В Новосибирской области недропользователи добывают около одной тонны драгоценных металлов, так что мы должны думать, чем привлечь поставщиков из других регионов. И я считаю, что мы приняли правильное решение: наше кредо — абсолютно прозрачная система аффинажа, кратчайшие сроки отгрузки, обязательность и надёжность во всём и всегда. Ведь негативная информация разносится по рынку в считанные дни, и подмоченную репутацию вернуть проблематично. Поэтому мы очень дорожим доверием, которое оказывают нам наши партнёры.

Примечательно, что если кто-то и уходил от нас на другие аффинажные заводы, то потом, как правило, возвращается. По крайней мере, те, у кого добыча менее тонны.

В прошлом году мы заключили несколько договоров с недропользователями Дальнего Востока, в этом году их список расширился.

Гарантия государства

— Вы, я думаю, знаете, что на одном из аффинажных заводом исчезло более двух тонн золота и 16 тонн серебра. Ведётся следствие, недропользователи понесли большие убытки. Что делается на вашем предприятии для обеспечения сохранности продукции?

— Наш завод полностью государственное предприятие, сто процентов акций принадлежит Росимуществу. Это я тоже считаю гарантией надёжности. Но, конечно, у нас всё сделано для того, чтобы обеспечить сохранность драгоценного металла. Как я уже говорил, на заводе постоянно работает группа контроля Минфина РФ, нас контролирует Пробирная палата, причём осуществляется полный контроль по всей технологической цепочке аффинажа.

Вдобавок у нас очень строгий внутренний режим, установлены детекторы, металлорамки, внешний периметр охраняется ротой вневедомственной охраны, на заводе предусмотрена коллективная форма ответственности.

Для старателей краткосрочная отгрузка и отсутствие задолженности — лучший контролёр работы завода.

На пути к технопарку

— Полностью ли загружен заказами НАЗ?

— Практически все российские аффинажные заводы сегодня недозагружены, что снижает их конкурентоспособность.

Мы, естественно, стремимся расширить круг наших поставщиков. Причём именно за счёт наших фирменных преимуществ — кратчайшие сроки, отсутствие задолженности по аффинажу, комиссионная реализация остатков аффинажа.

Очевидно, что расширение сырьевой базы будет сопровождаться появлением новых видов сырья. Соответственно, потребуются новые технологии, модернизация имеющихся.

Мы успешно работаем в этом направлении — на заводе создана научно-техническая комиссия, которая ведёт мониторинг научных разработок в нашей сфере деятельности, в энергосбережении и экологической безопасности. Более того, в 2016 году будет создан научно-производственный участок, укомплектованный современным оборудованием.

Возможности Новосибирского аффинажного завода допускают в перспективе создание мощного технопарка. Предполагается, что он будет работать вместе с другими российскими и зарубежными производителями. Но уже и сегодня у нас есть соглашения о сотрудничестве в инновационной области с некоторыми ведущими НИИ по драгоценным металлам.

Социальная ответственность

— Дмитрий Владимирович, сегодня многие руководители предприятий говорят о том, что нелегко найти квалифицированные кадры. У вас существует эта проблема?

— Должен сказать, что все работники нашего завода — отличные специалисты. У нас развита преемственность поколений, ветераны производства активно делятся опытом с молодёжью. Но мы думаем и о завтрашнем дне — заключаем договоры с Красноярской государственной академией цветных металлов и золота, с Томским политехническим университетом, с Новосибирским химико-технологическим колледжем имени Д.И. Менделеева, другими вузами. Там учится наша молодёжь по специальностям, необходимым для развития завода. Будем и дальше работать в этом направлении.

Работать на нашем предприятии престижно, поэтому люди к нам идут охотно. У нас предусмотрены все социальные гарантии, мы оказываем материальную помощь в оплате медицинских обследований и лечения. Да и ветераны наши не обойдены вниманием, мы поддерживаем их материально и морально, оказываем адресную помощь. НАЗ — предприятие высокой социальной ответственности. Чему свидетельством многочисленные победы и звания завода.

Гарантия качества нашей работы — отзывы недропользователей, а они знают неоспоримые преимущества нашего завода. Мы уважаем труд старателей.

Беседовала Елена ЗАЙЦЕВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров