«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09–10 (169), октябрь 2021
Главная тема

Главная тема 

«Золото нужно чувствовать»

В апреле следующего года ООО «Александровская-1» отметит своё 10-летие. Да, предприятие относительно молодое, но, несмотря на это, уже стало одной из ведущих золотодобывающих компаний Зейского района Амурской области. Подробности — в интервью с генеральным директором предприятия Валерьяном ЛУРСМАНАШВИЛИ.

Непростой год   

— Валерьян Элдарович, как проходит промывочный сезон 2021 года?

Валерьян ЛУРСМАНАШВИЛИ:

Золотодобыча — это моя судьба, моя жизнь. И на ваш вопрос я отвечу так: золотодобычу надо любить. Не просто работать, а жить этим делом. А ещё нужно чувствовать золото. Понимаете? Именно чувствовать. И тогда всё обязательно получится.

— Этот год стал непростым для всех золотодобытчиков нашей территории. Затяжная весна, а затем дожди и наводнения стали серьёзной помехой в нашей работе. Вот вам пример: в 2020 году мыть золото мы начали 27 апреля, а в текущем году — 27 мая, то есть на месяц позже. Но, несмотря на это, со своими задачами справляемся и квоту в 250 килограммов металла, думаю, освоим в полном объёме.

— 250 килограммов — ваша стандартная квота?

— Что значит стандартная? Мы стараемся постоянно увеличивать добычные объёмы. Без этого нельзя, только так может развиваться золотодобывающая компания.

— А с каких объёмов начинало свою деятельность ООО «Александровская-1»?

— Начинали мы с работы на подряде. Затем приобрели собственные лицензии и в первый год добыли 38 килограммов золота. Через год — уже 56 килограммов. А через пять лет вышли на объём добычи в 100 килограммов драгметалла. То есть мы постоянно наращивали производственные обороты. И будем наращивать. Так что 250 килограммов золота для нас, конечно, далеко не предел.

Дорожим людьми

— Сколько человек работает в ООО «Александровская-1»?

— В штате предприятия 150 сотрудников. И могу отметить: в отличие от многих производственных организаций у нас проблем с кадрами нет. Люди дорожат своими рабочими местами, поскольку в компании созданы все условия для продуктивного труда.

— Вы имеете в виду достойные зарплаты?

— Да, в первую очередь именно достойные зарплаты. Труд у старателей тяжёлый. Люди по полгода работают по 12 часов в сутки, причём вахтовым методом, поэтому должны получать хорошие деньги. И зарплаты на предприятии, действительно, высокие. Помимо этого, на всех наших участках созданы качественные бытовые условия: тёплые, удобные жилые помещения, бани, прачечные и многое другое. Соответственно, после трудового дня работники могут привести себя в порядок и хорошо отдохнуть. Ну и, разумеется, мы уделяем более чем серьёзное внимание питанию — еда в наших столовых исключительно вкусная и свежая. Имеется собственное подсобное хозяйство. Словом, продуктами мы обеспечиваем себя сами.

— То есть бытовые условия находятся под вашим пристальным вниманием?

— Чтобы я как руководитель мог что-то требовать от работника, мне необходимо обеспечить каждого возможностью хорошо поесть и отдохнуть. Это известный старательский принцип. И мы ему следуем неукоснительно.

Три участка

— На скольких участках ведёте золотодобычу?

— На трёх: это Джалон, Джуваскит и Деп. Два первых отрабатываем давно, а последний только вводим в эксплуатацию. Ну и отмечу, что все наши месторождения расположены в Зейском районе.

— На новом участке запасы золота большие?

— Около 500 килограммов. Но мы не сидим сложа руки, а ещё и приращиваем запасы. Это заслуга нашей геологоразведочной службы. В результате даже на сегодняшний день только на Депе прирост составил порядка 200 килограммов золота.

— Вы упомянули геологоразведочную службу. Какова её структура?

— Это в первую очередь три буровые бригады, по одной на каждый участок. Специалисты у нас свои: три геолога, три буровых мастера, другие сотрудники. Хочу отметить: у нас работают настоящие профессионалы своего дела, поэтому за постоянный прирост запасов мы не переживаем — это непрерывный процесс. Сейчас на балансе предприятия более 800 килограммов золота. Но эти объёмы мы будем увеличивать.

— Ваши месторождения — это целиковые площади?

— Да, целиковые, но содержание драгметалла там невысокое. На Депе оно составляет 1 грамм золота на кубометр горной массы, на двух других участках и того меньше — порядка 0,5 грамма. Впрочем, при сегодняшнем истощении запасов это далеко не самое низкое содержание.

— Посёлок на новом участке уже построен?

— Конечно! Там уже начаты предварительные работы, а зимой приступим к вскрыше. Так что развитие производства в компании традиционно динамичное.

— Получается, после ввода в эксплуатацию нового месторождения у вас увеличится и объём добычи?

— Должен увеличиться. Но давайте не станем забегать вперед. Я привык говорить не о том, что будет сделано, а о том, что уже сделано. Так что когда добудем дополнительный металл, мы об этом обязательно расскажем.  

Техникой обеспечены

— Каким образом промываете пески?

— У нас три промприбора — два ГГМ-3 и один ГИТ-62, по одному прибору на каждый участок. При этом ГИТ-62 мы приобрели сравнительно недавно, с учётом потребностей, связанных со специфичностью грунтов на одном из участков. А в целом техникой мы обеспечены в полном объёме. И вся она современная и надёжная.

— Какую тяжёлую технику в основном используете?

— У нас нет каких-то особых предпочтений. Главное — качественно решать поставленные производственные задачи, поэтому парк в компании достаточно разнообразный. Это, в частности, 12 экскаваторов Hitachi, 16 бульдозеров Т-35, 11 сочленённых самосвалов Volvo, два больших погрузчика Volvo, пять малых погрузчиков SEM, несколько бензовозов Scania и Урал… Перечень можно продолжить. Но вся техника у нас, повторюсь, исключительно качественная. Иначе нельзя. Это также залог успеха золотодобывающей компании.

— Ремонтная база на предприятии имеется?

— Безусловно! И ремонтная база со всем необходимым оборудованием, и квалифицированные специалисты, способные отремонтировать любую технику.

Важный принцип

— Ваши участки расположены на большом расстоянии от Зеи?

— Скажем так: на достаточно большом. Золото в принципе добывается в отдалённых местах. Кстати, с учётом этого мы приобрели ещё и вертолеты. Это серьёзно экономит время на доставку людей и необходимых вещей на наши участки. Оперативность увеличивается в разы, а качественные логистические схемы в нашем деле крайне важны.

— А какие у вас вертолёты?

— Два еврокоптера Robinson и один Airbus. Скажу так: очень хорошие машины. Современные и надёжные. Пилоты у нас тоже свои. За счёт компании они переобучились именно на эти типы вертолётов. Я и сам планирую пройти соответствующее обучение.

— Зачем?

— Привык рассчитывать в первую очередь на себя. Да и просто интересно.

— Как вы считаете, в чём заключается принцип успешной золотодобычи?

— Это сочетание многих факторов: квалифицированные и ответственные специалисты, надёжная техника, качественные бытовые условия… Но главное — нужно постоянно двигаться вперёд. Не зацикливаться на проблемах, не ссылаться на трудности, а искать новые формы работы в сегодняшних отраслевых условиях. Тогда и толк будет.

О проблемах

— Но проблем в золотодобыче хватает?

— Да. И довольно много. Но хотел бы оговориться сразу: у нас нет претензий к конкретным надзорным органам и уж тем более к конкретным чиновникам. Они выполняют свою работу, только и всего. А мы выполняем их требования. Беда в другом — несовершенстве правовой базы.

— Что вы имеете в виду?

— Например, ситуацию с кондициями. Почему я должен кому-то доказывать, выгодно мне добывать металл на том или ином месторождении или невыгодно? Мне же на это государство деньги не даёт, это мои расходы и мои риски. К чему лишняя бюрократия? Это, действительно, непонятно. Второй момент — длительные сроки оформления поисковых лицензий. Государство должно быть заинтересовано в дополнительных объёмах золота. Это же прямые денежные поступления в бюджет в виде налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Но документы при этом оформляются слишком долго. Также вызывает вопросы ситуация с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) вредных веществ в водоёмах. Да, мы стараемся следовать всем экологическим требованиям и соблюдаем природоохранное законодательство. Но неслучайно специалисты говорят: нормы ПДК разрабатывались ещё в советские времена, и сегодня они полностью устарели, их нужно менять.

Наконец, ещё одна проблема — компенсационное лесовосстановление. Это совсем уж странное требование к недропользователям. Ведь мы и так в соответствии с законом проводим рекультивацию отработанных участков. Помимо этого, всегда компенсировали вред природе, выкупая древесину на корню, не говоря уж о платежах за аренду лесных участков. И вот сейчас мы вынуждены ещё и лес восстанавливать, то есть заниматься несвойственным нам делом, ведь мы же золотодобытчики, а не лесники. Вот и приходится заключать договоры со специализированными организациями, а это дополнительные и серьёзные расходы, исчисляемые миллионами рублей. Только одно наше предприятие обязано восстановить лес на территории в 83 гектара. И вот что важно: учёные отмечают, что искусственное лесовосстановление — это бесполезная трата денег. Именно бесполезная, потому что в наших природно-климатических условиях естественное лесовосстановление гораздо эффективнее искусственного. Это и мы можем подтвердить — ранее отработанные площади после рекультивации зарастают довольно быстро, буквально за три-четыре года. Так что могу сказать: сборы за восстановление лесов не что иное, как новый, только скрытый налог. Хотя все налоги, включая НДПИ, мы платим в полном объёме. И это весьма серьёзные суммы.

— Тем не менее с надзорными органами у вас проблемы есть?

— Подчеркну ещё раз: мы стараемся выполнять все требования надзорных органов, поскольку они работают в соответствии с нормами закона. А закон для нас — это святое, его необходимо соблюдать неукоснительно.

Для людей

— Насколько известно, ваша компания оказывает серьёзную помощь жителям района. Это так?

— Да, к нам регулярно обращаются с самыми разными просьбами спортивные команды, творческие коллективы, люди с ограниченными физическими возможностями… Стараемся никому не отказывать. Также поддерживаем медицинские учреждения. Это особенно актуально в связи с ситуацией с COVID-19. Помогаем и учреждениям образования, и православной церкви. Впрочем, рассказывать о нашем спонсорстве я не хочу. Мы это делаем не для рекламы, а для души.

— Последний вопрос: какое качество для руководителя золотодобывающей компании, на ваш взгляд, самое важное?

— Золотодобыча — это моя судьба, моя жизнь. И на ваш вопрос я отвечу так: золотодобычу надо любить. Не просто работать, а жить этим делом. А ещё нужно чувствовать золото. Понимаете? Именно чувствовать. И тогда всё обязательно получится.


Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров