По данным Союза золотопромышленников, общее производство золота в России в 2018 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 4,3% — до 331,7 тонны, это очередной успех отрасли в современной истории. А точнее, успех ведущих участников горнопромышленного рынка. Причём речь идёт как о предприятиях с многолетней историей, так и об относительно новых компаниях.
Новый бренд
Не секрет, что более 50% российского золота добывается и производится в Дальневосточном федеральном округе. В регионе отрасль представлена как крупнейшими федеральными игроками, так и небольшими частными компаниями. По большому счёту это одна из самых устоявшихся отраслей российской экономики, где ключевые компании всем известны и серьёзные изменения происходят не часто. Тем интереснее наблюдать за появлением нового амбициозного крупного игрока, каковым является компания «Золотой актив», все производственные активы которого сосредоточены в ДФО. Мы поговорили с руководителями компании — Олегом КАРЧЕВЫМ, председателем Совета директоров, и Виталием ФИЛИППОВЫМ, генеральным директором, о том, как организация вкладывается в развитие региона, чем отличается от других представителей отрасли и за счёт чего собирается выйти в лидеры.
Справка
Группа компаний «Золотой актив» включает в себя золотодобывающие предприятия: ООО «Хорт-В», ООО «Дальзолото», ООО «Дюамель», ООО «Т-Цемент», ООО «Богуславец», артель «Полярная звезда». ООО «Т-Цемент» владеет лицензиями на добычу россыпного золота на территории Среднеканского района Магаданской области. ООО «Хорт-В» проводит геологоразведку на территории Могочинского района Забайкальского края. ООО «Дальзолото» занимается геологическим изучением на территории Верхоянского района РС (Я). ООО «Дюамель» ведёт работы на территории Среднеканского городского округа Магаданской области и в Верхнеколымском районе РС (Я). В Оймяконском районе работают компания «Богуславец» и артель «Полярная звезда».
С 2018 года компания успешно реализует инвестиционные проекты в рамках федеральной программы территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия».
— Олег Геннадьевич, вы довольно давно занимаетесь инвестиционными проектами в Дальневосточном регионе. Но «Золотой актив» — это новое имя как для нашего региона, так и для отрасли. Представьте, пожалуйста, вашу компанию.
Олег Карчев:
— Группа компаний «Золотой актив» — действительно новый бренд в золотой отрасли. Но в наш холдинг входят шесть компаний, которые уже не первый год ведут свою деятельность на Дальнем Востоке. Первая компания основана в 2008 году и в декабре 2019 отметила 11-летие. Сегодня «Золотой актив» — это золотодобывающий холдинг полного цикла: от разведки, логистики, строительства, переработки до продажи готовой продукции — с присутствием в трёх субъектах Российской Федерации.
— Виталий Ильич, расскажите, в каких регионах работает компания.
Виталий Филиппов:
— Мы работаем в Республике Саха (Якутия), Магаданской области и Забайкальском крае. Дочерние компании «Дюамель» и «Т-Цемент» базируются в Магаданской области и занимаются добычей соответственно рудного и россыпного золота. В Якутии мы в первую очередь представлены компанией «Богуславец», которая планирует добывать руду открытым способом в Оймяконском районе. В этом же районе у нас работает небольшая артель «Полярная звезда», занимающаяся россыпным золотом. В Верхоянском районе в позапрошлом году начала свою деятельность самая молодая компания группы — «Дальзолото», работающая на месторождении с подземным штольневым способом добычи. В Забайкальском крае мы занимаемся самым технологически сложным способом добычи и переработки — упорными рудами. Этот проект реализует компания «Хорт-В». Все компании зарегистрированы в регионах присутствия, поэтому налоги остаются здесь, а не уходят в столицу.
Резюмируя, скажу, что «Золотой актив» как группа компаний более десяти лет представлена и успешно занимается инвестиционными проектами в Дальневосточном регионе.
Системное развитие
— На каком этапе развития сейчас находится «Золотой актив»? Какие основные задачи стоят перед вами?
Олег Карчев:
— Мы быстроразвивающаяся золотодобывающая компания, которая (в перспективе 10 лет) стремится войти в десятку крупнейших золотодобытчиков России. Это довольно амбициозная задача, но у нас есть все предпосылки и возможности, чтобы добиться этого результата. Одна из важнейших задач на сегодня — формирование общей эффективной стратегии развития группы с учётом локальной специфики каждого нашего предприятия.
— Какие объёмы производства компании сейчас и какими вы их видите в краткосрочной перспективе?
Виталий Филиппов:
— В прошлом году мы произвели более 850 килограммов золота. По итогам текущего года этот показатель будет выше. В планах на ближайшие три года — выйти на производственную мощность в 3 тонны золота в год. Основной вклад в этот объём, как мы рассчитываем, будут вносить компании с новыми месторождениями или компании с новым этапом развития существующих производств: «Дюамель», «Богуславец» и «Дальзолото». Для устойчивого производства необходимо иметь ресурсную базу не менее 100 тонн золота. Для этого мы сами проводим геологоразведку и можем быть достаточно точны в прогнозировании перспектив наших месторождений. В планах на следующий год — открытие двух фабрик и наращивание объёмов добычи в районе посёлка Глухари.
Современные вызовы
— Виталий Ильич, расскажите подробнее о новых фабриках и месторождениях. Как вы считаете, такой экстенсивный рост — это ключевой фактор для достижения успеха?
Виталий Филиппов:
— Наши новые проекты — это всегда новые вызовы. Мы не просто открываем новые месторождения, мы, по сути, открываем для себя новые труднодоступные районы в условиях Крайнего Севера. В частности, месторождение Вьюн находится в Верхоянском районе, в трёхстах километрах на северо-запад от посёлка Усть-Нера. Этот район наравне с семью другими районами Республики Саха (Якутия) в июне 2019 года вошёл в государственную программу по развитию Арктической зоны России. То есть мы работаем непосредственно в Арктике, в зоне с самыми сложными условиями для любой деятельности. С одной стороны, мы получаем определённые налоговые преференции и упрощённую процедуру получения некоторых лицензий. С другой — несём критическую ответственность за сохранение экологической обстановки, развитие логистической инфраструктуры.
Работа по открытию и разработке новых месторождений — это сложный многоэтапный процесс. Он под силу только эффективной команде профессионалов, любящих свою работу. Поэтому, отвечая на вопрос, насколько важен сам фактор наличия новых месторождений как причина успеха, отмечу: да, важен, но всё-таки ключевой является команда, которая способна реализовать любой проект.
— Что из себя представляет штат компании, какова его численность?
Виталий Филиппов:
— Всего в группе компаний «Золотой актив» числятся около 1500 сотрудников. Это и административный персонал, и инженерный и научный состав, и непосредственно сотрудники фабрик и артелей. В регионах присутствия мы всегда занимаем социально активную позицию, создаём новые рабочие места. Придя к нам на работу, люди не просто осваивают новые рабочие профессии, а становятся специалистами в горнодобывающей отрасли. В отрасли существует дефицит профильных специалистов, поэтому мы стараемся растить их сами.
Также для местных жителей отдалённых труднодоступных поселений мы являемся практически единственным рынком для сбыта фермерской продукции. Особое внимание уделяем детям: организуем регулярные трансферы в школы, реконструируем и ремонтируем школьные здания.
Стоит отметить, что каждый наш новый проект проходит через многоступенчатую процедуру согласований, лицензирования, общественных слушаний... Кроме взаимодействия с местным населением, создания рабочих мест, важнейшее место в системе социальной ответственности компании занимает реализация природоохранных обязательств.
Экология и логистика
— Как компания обеспечивает сохранение окружающей среды в условиях столь хрупких экосистем, как природная зона Крайнего Севера?
Виталий Филиппов:
— У нас нет возможности и нет мыслей не уделять этим вопросам пристальное внимание. Мы осуществляем собственный мониторинг эко- и этносистем, сотрудничаем с РАН и другими профильными научными организациями. На тех же общественных слушаниях регулярно рассказываем о том, какие технические средства и организационные меры применяем для минимизации воздействия на окружающую среду. На наших объектах обеспечиваем пылеотведение, устанавливаем фильтры, организуем временные полигоны для отходов и другое. В этом вопросы мы всегда берём на себя долгосрочные обязательства. Так, например, разработка Мало-Тарынского месторождения, которое в данный момент готовится к запуску, рассчитана на 10 лет. На одиннадцатый год по плану будет проведена рекультивация — выравнивание рельефа, высадка деревьев и другие работы.
— Как вы обеспечиваете логистику на месторождениях компании?
Виталий Филиппов:
— Это, пожалуй, одна из самых сложных задач, особенно в арктических условиях. Но это необходимость. Так, мы наладили круглогодичную логистику по суше на нашем самом северном месторождении. Этого никто до нас в данном районе не делал. Помимо своих нужд, мы обеспечиваем сопутствующие перевозки людей и грузов в интересах местного населения. По сути, являемся социальной транспортной компанией для этих районов. Кроме собственно автопарка, у нас есть и собственный авиаотряд из нескольких самолётов и вертолётов.
Проблемные факторы
— Какие проблемы вы видите в отрасли, которые, на ваш взгляд, мешают развитию с точки зрения законодательства или инфраструктуры?
Виталий Филиппов:
— Я бы акцентировал внимание на двух проблемах, которые есть в отрасли и с которыми мы сталкиваемся регулярно: истощение минерально-сырьевой базы и тяжёлые бюрократические процедуры оформления разрешительной документации. Раньше первую проблему решали геологоразведочные партии, которые за счёт бюджетных средств проводили поиски новых месторождений, снимая риски самой первой стадии геологоразведочных работ с частных компаний, затем месторождения выставлялись на аукцион для последующей доразведки и разработки частниками вроде нас. Сейчас объём работ, проводимый за счёт бюджетных средств, весьма низок, и мы вынуждены начинать работы на участках с самой первой стадии поисков, что, конечно, увеличивает инвестиционные риски. По поводу второй проблемы: ситуация противоположная. Поскольку мы ведём работы без привлечения бюджетного финансирования и принимаем на себя риски, связанные с результатами этих работ, то и получение разрешительной документации на основании наших результатов может быть упрощено и менее бюрократизировано. Разумеется, при контроле надзорных органов за рациональностью отработки недр.
— Олег Геннадьевич, не секрет, что информационные технологии и инновации проникают в каждую отрасль, давая новый толчок развитию. Как с этим обстоят дела в «Золотом активе»?
Олег Карчев:
— Мы внедряем современные решения во все сферы нашей деятельности, начиная с бытовых помещений и столовых с современными программными продуктами для распознавания лиц и заканчивая последними технологическими разработками для переработки упорных руд и мониторинга и оптимизации движения горной техники при добыче. Уверены, что современные технологические решения при обязательном участии профессионалов в горнодобывающей отрасли помогут нам в дальнейшем вовлечь месторождения, которые раньше считались нерентабельными, в эффективную переработку.