Можно ли снизить энерготарифы? Каким образом можно повысить КПД и минимизировать затраты на объектах энергетики? Как сочетаются интересы государства, бизнеса и рядовых потребителей? Где могут работать средства негосударственных пенсионных фондов? Эти и другие вопросы корреспондент бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» задал заместителю генерального директора ОАО АК «Якутскэнерго» Ольге ФЕДОРОВОЙ.
— Ольга Николаевна, энерготарифы на Дальнем Востоке выше, чем в других регионах России. Естественно, это бьет по карману потребителей. Как тут быть? Можно ли каким-то образом изменить ситуацию?
— Да, сегодня уровень тарифов на электроэнергию в числе других факторов определяет инвестиционную привлекательность региона, возможность развития экономики. Чтобы тариф снижался, по правилам арифметики должен снижаться числитель и расти знаменатель. Числитель — потребность в выручке — зависит от усилий энергокомпаний по управлению издержками, а знаменатель — объем полезного отпуска — зависит от развития экономики, роста потребности потребителей.
Как это формируется у нас? Для этого надо понимать характерные особенности энергетики нашей республики. Наличие практически всех видов генерации — гидрогенерация, угольная, газовая, дизельная, ветрогенерация и чуть-чуть солнечная. Низкая плотность электросетевого хозяйства — 8 километров сетей на одну тысячу квадратных километров; 96 процентов опор в деревянном исполнении. Громадный объем перекрестного субсидирования дизельной энергетики в сумме 4 миллиарда рублей, бремя которого возложено на промпотребителей. Из-за высокого тарифа на электроэнергию потребители строят свою генерацию, уходят на оптовый рынок.
— Замкнутый круг какой-то.
— Да, для роста полезного отпуска нужны не только источники генерации, но и развитое сетевое хозяйство. В нашем случае — прежде всего сетевое хозяйство. Активное строительство линий электропередачи — одна из реальных возможностей постепенного снижения тарифов, так как за счет этого происходит присоединение новых потребителей и, следовательно, рост полезного отпуска, а в некоторых случаях — уход от дизельной генерации. И компания «Якутскэнерго» уделяет этому направлению самое серьезное внимание. У нас в республике строятся новые линии электропередачи. Причем строятся быстро и качественно. И мы намерены сохранять и наращивать
эту динамику.
— А можно привести конкретные примеры?
— Конечно! Создание новой сетевой инфраструктуры — результат совместных усилий руководства компании, нашей республики, РАО ЭС Востока. Проект развития промышленного бассейна Западной Якутии стал импульсом для региональной энергетики. Уникальная линия 317 километров ВЛ 220 кВ Сунтар—Олёкминск, с подстанциями «Сунтар» и «Олёкминск», обеспечивает электроэнергией жителей Олёкминского района, кроме того, она еще и решает целый комплекс межотраслевых задач. Энергию получает столь важный для нашей страны объект — нефтепровод ВСТО. Плюс ко всему предприятия нашего региона приобретают дополнительный стимул для своего развития. Ведь не секрет, что промышленные структуры территории полностью зависят от качественного, бесперебойного энергоснабжения.
— Вернемся к ВЛ 220 кВ Сунтар—Олёкминск. Насколько известно, эта линия строилась в металле. Но ведь это дорого?
— Зато надолго. Деревянные опоры недолговечны. Так что лучше вложить деньги один раз, чем потом постоянно выделять средства на ремонт.
— Ольга Николаевна, руководители ОАО АК «Якутскэнерго» в своих интервью говорят о трех вещах одновременно. О государственном подходе к решению отраслевых задач, о современных методах ведения бизнеса и о социальной значимости своих проектов. А как все это сочетается?
— Север вообще уникальный регион. Здесь невозможно выжить, думая только о своих интересах и живя одним днем. Поэтому вы правы — мы любую работу рассматриваем в комплексе. Та же линия Сунтар—Олёкминск. Этот объект появился не просто так. После детальной проработки он был внесен в Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) (Схема 2020). Вот вам и государственный подход. Социальный — в том, что повышается надежность энергоснабжения и школ, и детских садов, и поликлиник, и больниц, и жилых домов. Кроме того, мы рассчитываем, что это послужит стимулом развития нового производства в Олёкминском районе, а это прирост полезного отпуска электроэнергии, следовательно, снижение тарифа для потребителей. Для нас это чрезвычайно значимый момент. Мы напрямую заинтересованы в том, чтобы население чувствовало себя комфортно.
— Но ведь в Якутии, насколько я знаю, строится не только ВЛ 220 кВ Сунтар—Олёкминск. Есть и другие проекты. Что можно сказать о них?
— А нет смысла перечислять все аналогичные объекты. Их действительно довольно много. К примеру, у нас реализуется, пожалуй, самый масштабный северный энергетический проект — строительство ВЛ 220 кВ Чернышевский—Мирный—Ленск—Пеледуй с отпайкой на НПС-14. Длина всех участков линии составляет порядка полутора тысяч километров, 4 180 опор, общая мощность строящихся подстанций — 352 МВА. Строительство реализуется в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на 2011–2013 годы.
Через год с небольшим все профильные работы должны быть завершены.
— А кто финансирует столь масштабный проект?
— Финансирование идет за счет средств заказчика — Министерства энергетики РФ. Инфраструктурные объекты строятся у нас достаточно активно. Надеюсь, этот процесс будет поступательным.
— Одна из основных проблем Дальнего Востока — отток населения. Как вы считаете, Ольга Николаевна, за счет чего можно выправить ситуацию?
— Да, к сожалению, в последние годы с Дальнего Востока уезжают. Между тем эта проблема решается достаточно просто. Если люди будут обеспечены работой и нормальными, цивилизованными бытовыми условиями, никто отсюда не уедет. У нас замечательная республика. Такой природы вы больше не увидите нигде. И если качество жизни в Якутии будет соответствовать современным нормам, проблема оттока населения решится сама собой.
— Вы говорите о хорошей работе. Но ведь это головная боль власти. При чем здесь ОАО АК «Якутскэнерго»?
— Я уже говорила, что на Севере нельзя жить, заботясь только о собственных интересах. Нужно смотреть дальше. Якутская энергетика создает предпосылки для развития практически любого бизнеса, от недропользования до торговли. В процесс строительства вовлечено множество участников энергетического рынка. И это не только наши дочерние компании. Кроме того, мы используем собственные возможности. Могу отметить, что в свое время наша дочерняя организация — ОАО «Якутская энергоремонтная компания» — вышла на рынок реконструкции и строительства теплосетей и ЛЭП. Сегодня ЯЭРК занимает серьезные отраслевые позиции. Все эти структуры, как наши, так и независимые, зарегистрированы в республике. И налоги они платят, естественно, здесь. Пользу в конечном итоге получает региональный бюджет. В этих организациях работают десятки тысяч человек. Для РС (Я), население которой не превышает миллиона, это очень значимый показатель. Так что в нашем мире всё взаимосвязано. А на Севере — особенно. И конечно, стержневую основу энергетики РС (Я) создает именно ОАО АК «Якутскэнерго».
— Насколько я знаю, условия работы в ОАО «Якутскэнерго» достаточно выгодные для людей. Это так?
— Руководство нашей компании во главе с генеральным директором О.В. Тарасовым уделяет большое внимание кадровым вопросам. И могу сказать, что в ОАО АК «Якутскэнерго» работают профессионалы высокого уровня. Разумеется, компания обязана создавать цивилизованные условия труда, обеспечивать достойную зарплату и качественный соцпакет. Не забывайте, наши люди работают в суровых условиях Крайнего Севера. И прямая обязанность работодателя — поддерживать свой коллектив. Этого требуют элементарные интересы бизнеса. Хочешь занять достойное место на рынке? Первым делом сформируй команду единомышленников, коллектив
профессионалов. И тогда все получится. Только таким образом можно решать любые производственные задачи.
— Но вернемся к началу нашего разговора. После того как в Якутии будет решена проблема с сетевым хозяйством, можно ли вести речь о снижении тарифов?
— В принципе, да. Сетевое хозяйство играет в тарифной политике весьма существенную роль. Но тут есть еще один нюанс. На самом деле, на мой взгляд, тарифы можно снизить хоть завтра.
— Как так?
— А вот так. Взять и закрыть неэффективные предприятия генерации, работающие на оптовом рынке. Это, конечно, крамольная мысль. Но в тарифы на территории РС (Я) «залегло» 360 миллионов рублей межтерриториального субсидирования. То есть кроме внутрирегионального субсидирования — между потребителями, между теплом и электроэнергией, субсидированием дизельной генерации — при покупке энергии «с опта» мы платим с учетом этих 360 миллионов рублей. Но закрыть неэффективные предприятия, наверное, невозможно.
— Почему?
— Да потому, что там работают люди. Чаще всего такие предприятия являются градообразующими. На каждом из них завязана экономика района. Так что наша энергетика остается социальной.
— Но ведь руководители ОАО АК «Якутскэнерго» используют наиболее современный подход к изменению ситуации, связанной с перекрестным субсидированием. Можно об этом поподробнее?
— Действительно, мы эффективно используем имеющиеся у нас ресурсы. Дизельные электростанции в отдаленных поселках Якутии высокозатратны. Поэтому в свое время ОАО АК «Якутскэнерго» и наше дочернее предприятие — ОАО «Сахаэнерго» — совместно с правительством Республики Саха (Якутия) приняли программу развития малой энергетики, направленную на снижение издержек и изменение структуры топливного баланса в зоне децентрализованного электроснабжения. В результате было модернизировано и построено заново множество станций. Новая программа оптимизации локальной энергетики была принята в 2007 году. Но ее
реализация продолжается и по сей день. Наша задача — сделать малую энергетику максимально эффективным активом. Минимизировать потери и повысить КПД. Это позволит снизить перекрестное субсидирование.
— В последние годы на всех уровнях говорится о необходимости использовать альтернативные источники генерации. Вы внедряете какие-то программы в этом направлении?
— Конечно. В поселке Тикси Булунского района РС (Я) построена первая в республике ветровая установка мощностью 220 кВ. В 2010 году в поселке Депутатском Усть-Янского улуса введена в эксплуатацию первая на Дальнем Востоке станция, вырабатывающая и электроэнергию, и тепло. Причем она работает именно на местных, якутских углях. В последние годы на всех уровнях много говорится о необходимости внедрения энергосберегающих технологий. Даже профильные законы были приняты. А ОАО АК «Якутскэнерго» реализует такие проекты вот уже 10 лет. Массовое внедрение у наших потребителей в зоне дизельной генерации энергосберегающих лампочек мы стали использовать еще в 2006 году. Можно сказать, что в некоторых вопросах мы опережаем время.
— Но ведь реализация любого проекта должна быть подкреплена реальными цифрами. Можно ли привести какие-то примеры экономической эффективности?
— Этих примеров у нас довольно много. Новая ЛЭП Сулгачи—Эльдикан протяженностью 163 километра позволила сократить расход топлива на 18 тысяч тонн в год. Если же говорить обо всех объектах малой энергетики, которые были нами либо реконструированы, либо полностью заменены, то сокращение потребления дизельного топлива за 10 лет составило почти 50 процентов. А в перспективе мы намерены закрыть большинство высокозатратных дизельных электростанций в тех районах, куда могут «дотянуться» провода от Якутской ГРЭС.
— Одна из ваших дочерних компаний — ООО «Теплоэнергосервис» — существенно расширила свою производственную деятельность. И теперь она успешно работает не только в Якутии, но и в Хабаровском крае. Такая динамика — также часть стратегии ОАО «Якутскэнерго»?
— «Якутскэнерго» — современная, мобильная компания, готовая использовать все свои конкурентные преимущества. Опыт ОАО «Теплоэнергосервис» продемонстрировал, что подход к коммунальной энергетике может быть комплексным. Это предприятие выступает не только в роли застройщика и эксплуатанта котельных нового поколения, но и является инвестором. И это — часть общей стратегии ОАО АК «Якутскэнерго».
— Кстати об инвесторах. Можно ли привлечь сторонние инвестиции в коммунальный сектор Дальнего Востока?
— Можно, но для этого нужно менять стереотипы и мыслить современными категориями. Например, несколько лет назад управленцы ОАО АК «Якутскэнерго» и ОАО «Сахаэнерго» для модернизации объектов коммунальной энергетики использовали средства негосударственного пенсионного фонда «Эрэл». Такая схема оправдывает себя, поскольку у НПФ есть потребность в эффективном размещении длинных денег. Это лишь один из примеров. Но, с другой стороны, инвесторы придут в коммунальную отрасль лишь тогда, когда увидят прозрачные и понятные правила игры. А такими правилами могут стать, прежде всего, долгосрочные тарифы, окупающие затраты инвестора. Только в этом случае этот рынок станет интересным. Как для инвесторов, так и для потребителей. Но нужно проявление государственной воли. Хотелось бы надеяться, что власть это понимает.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >