«Наш регион — Дальний Восток»,  № 04 (71), апрель 2012
Главная тема

Главная тема 

«Даже на пике кризиса мы никого не увольняли»

О развитии Дальнего Востока говорят много. И на самых разных уровнях, от президентского до районного. Также в стране и регионах периодически принимаются всевозможные программы, которые должны работать на благо нашей территории. Да и структур, отвечающих за эту проблему, у нас также хватает. Но люди с Дальнего Востока продолжают уезжать. Увы, это печальная данность. На российском западе жить значительно проще и однозначно дешевле. Как остановить отток населения? С этим вопросом мы не раз обращались к наиболее известным и авторитетным руководителям дальневосточных предприятий. Ведь именно они, создавая и сохраняя рабочие места, решают задачу государственной важности. Благодаря именно этим управленцам народ продолжает жить и работать на Дальнем Востоке. Сегодня мы публикуем интервью с генеральным директором ОАО «Прииск Соловьевский», депутатом Законодательного собрания Амурской области Федором СИДОРОВЫМ. 

 

Люди мы местные

ОАО «Прииск Соловьевский» является одним из крупнейших предприятий Амурской области. Основная деятельность компании – добыча золота в Амурской области и Забайкальском крае. В структуру организации входят карьеры «Уркима», «Джалинда», «Джелтулак», «Нагима» и «Забайкальский», а также вспомогательные подразделения. Всего в холдинге работает более 1 200 человек. Также на балансе ОАО «Прииск Соловьевский» находится 9 драг и большое количество другой техники, как тяжелой, так и автомобильной.  Стоит отметить – история прииска ведет свое начало с 1866 года, когда экспедиция горного инженера Н. АНОСОВА выявила в долине реки Джалинда промышленные россыпные месторождения. А уже через год на этом месте был открыт первый на Дальнем Востоке прииск. Причем уже в 1868 году здесь началось промышленное освоение золота. С этого времени и начинается история прииска Соловьевский. 

Досье БГ

СИДОРОВ Федор Валентинович родился 24 марта 1961 года в поселке Чалдонка Могочинского района Читинской области. В 1981–1985 годах работал машинистом-драгером на прииске Октябрьский. В 1985–1989 годах трудился начальником драги на прииске Дамбуки. В 1987 году без отрыва от производства окончил Читинский политехнический институт. В 1989 году был назначен главным инженером прииска Дамбуки. А в 1994 году стал генеральным директором ООО «Амурзолото Прогресс». В 2006 году возглавил ОАО «Прииск Соловьевский». В 2011 году был избран депутатом Законодательного собрания Амурской области. 

Нужен ответ

— Федор Валентинович, что нужно сделать для решения проблемы оттока населения с Дальнего Востока на запад России?

— Я, в первую очередь, производственник. Поэтому могу высказать лишь собственное мнение. Итак, в любом деле нужно искать не множество ответов на множество вопросов, а один — главный ответ на главный же вопрос. И когда он будет найден, все встанет на свои места. Поэтому наше государство должно решить — для чего России нужен Дальний Восток? Если в качестве исключительно сырьевой базы — то подход может быть только один. Речь идет об освоении территории вахтовым методом. Но я, как коренной дальневосточник, хотел бы надеяться на другое. Что наш регион — был, есть и будет неотъемлемой частью государства российского. Что каждый из наших населенных пунктов со временем превратится в город-сад. И что жить и работать на Дальнем Востоке станет удобно и выгодно. 

— Хорошо, предположим, государство, в лице своих руководителей, ответит на этот вопрос следующим образом — да, мы будем делать все возможное, чтобы люди оставались жить и, соответственно, работать на Дальнем Востоке. Тем более, об этом не раз говорил Владимир ПУТИН и другие высокопоставленные чиновники. Какие в этой связи следует предпринимать меры? Конкретные меры?

— Наверное, я не буду слишком оригинальным, если скажу – региону требуются серьезные инвестиции. Инвестиции и в производственный сектор, и в социальную сферу, и в культурную среду. Это – безусловный фактор развития территории. Что же касается конкретных мер, то каждая территория определяет перечень приоритетных направлений, нуждающихся в государственной поддержке. 

— А сейчас эта поддержка оказывается?

— Вы знаете, да. Я, как житель Амурской области, вижу, что в последние годы федеральный центр стал вкладывать деньги в различные проекты Приамурья. И деньги немалые. Так что в этом плане дело с мертвой точки сдвинулось. За это хотелось бы сказать отдельное спасибо и нашим федеральным властям, и руководству региона.

Нужен тщательный просчет

— Многие руководители дальневосточных компаний говорят о необходимости принимать новый федеральный закон об особом экономическом, социальном и культурном статусе нашего региона. Где будут четко обозначены налоговые и иные льготы. Как вы относитесь к этой идее?

— Честно говоря, с осторожностью. Тут нужен тщательный просчет всех нюансов. 

— Какие нюансы вы имеете в виду?

— Ну, давайте предположим, что Дальний Восток стал зоной, свободной от большей части налогов. В этом случае сюда, наверняка, хлынет поток компаний из западных регионов страны. И что в результате? Они станут вкладывать средства в экономику территории? Сомневаюсь. Скорее, территория превратится в оффшор, который позволит многим предприятиям уходить от налогов. Этого я и опасаюсь. Так что повторюсь еще раз – в этом плане необходимо тщательно учесть весь спектр вопросов. И только после этого принимать взвешенное решение. 

— Но ведь можно укрупнять региональные банки?

— Можно, хотя это и достаточно сложный процесс. При сегодняшнем уровне государственной централизации, основная банковская деятельность ведется в Москве. Да и вообще, финансовый мир живет по своим законам. Тут одними государственными решениями, типа «будем укрупнять региональные банки», обойтись нельзя. На это должна работать экономика. Как, впрочем, и в других хозяйственных отраслях. 

Система стимулов

— А как экономика должна влиять на уровень жизни каждого дальневосточника?

— Тут вообще все просто — если у человека будет нормальная работа, если он за свой труд станет получать достойное вознаграждение, если на него будет работать социальный сектор — никто отсюда уезжать не захочет. А зачем?

— Но ведь это уже степень ответственности руководителей предприятий. Или нет?

— Тут имеется двойной момент. Да, руководители предприятий должны создавать условия для своих сотрудников. И финансовые, и социальные. Должна быть некая система стимулов. Тем более все мы знаем — если работник за свой труд получает приличное вознаграждение, если он обеспечен солидным соцпакетом, то и отдача от такого человека будет серьезной. Но для того чтобы наши предприятия могли развиваться, им нужна стабильность. Стабильность экономическая и стабильность политическая. Вот это уже прерогатива государства. Тем более здесь, на Дальнем Востоке, где у бизнеса имеются специфичные сложности, связанные с оторванностью от центральных регионов страны, с суровым климатом, с высокими тарифами и ценами... Все это, конечно, требует определенной корректировки. 

Рост зарплаты

— Федор Валентинович, насколько известно, именно «Прииск Соловьевский» создает для своих сотрудников хорошие условия для труда и вообще для жизни. Какая средняя зарплата на вашем предприятии?

— На сегодняшний день порядка 55 тысяч рублей. Это с учетом роста зарплаты по сравнению с прошлым годом.

— А каков был рост?

— Мы повысили зарплаты наших специалистов на 20 процентов. 

— Это было накладно для вашей компании?

— Я бы не стал ставить вопрос именно таким образом. Что значит накладно? Мы ведь не просто так деньги отдаем, а платим людям за их труд. Тяжелый труд, хочу заметить. И мы заинтересованы, чтобы наши специалисты чувствовали себя уверенно. Плюс ко всему наша компания демонстрирует серьезные производственные показатели. Так что мы можем позволить себе повышение зарплат. 

Здесь и сейчас

— Если говорить о производственных показателях, то сколько золота было добыто ОАО «Прииск Соловьевский» по итогам 2011 года?

— Ну, секрета тут нет. Вместе с дочерними предприятиями мы добыли 2 тонны 600 килограммов золота.

— А каковы были планы?

— По плану мы должны были добыть 2 тонны 100 килограммов. Так что речь идет о перевыполнении.

— А что можно сказать о финансовых показателях?

— Наша прибыль была увеличена на 28 процентов. 

— А сколько это в деньгах?

— С точностью до копейки не скажу, но чистая прибыль ОАО «Прииск Соловьевский» зашкалила за миллиард рублей. Также у нас был увеличен и объем реализованной продукции, то есть золота. Опять же, на 28 процентов. Так что мы довольны своими показателями.

Главное — люди

— Сколько человек работает в структуре ОАО «Прииск Соловьевский»?

— Если считать с дочерними структурами, то численность наших сотрудников составляет 1 тысячу 200 человек. 

— Не могу не задать вопрос, который может показаться вам провокационным. В период финансового кризиса многие компании, в том числе и золотодобывающие, сокращали свой персонал. Вы также пошли на этот шаг?

— Я не вижу в этом вопросе никакой провокационности. Тем более, мы вообще не сокращали своих специалистов. И дело не в том, что мы такие добрые. Просто наша компания всегда работала в режиме реального времени. И лишних людей у нас никогда не было. У нас каждый человек на счету. Так что сокращать нам некого. 

— А вообще специалистов вам хватает?

— Как вам сказать? Пока хватает. Но только пока. Вот мы с вами говорили о проблемах Дальнего Востока. Об оттоке населения, в частности. Тут опять же сказывается региональная специфика. Общеизвестно, что в 90-е годы в России закрылось много ПТУ и техникумов. Да и технические факультеты в наших вузах также были не слишком востребованы. Молодые люди предпочитали получать дипломы юристов и экономистов. И в результате найти толкового специалиста среднего звена или квалифицированного рабочего сейчас непросто. Непросто и на западе страны, и у нас. Только на Дальнем Востоке эта проблема усугубляется еще и общим оттоком населения. Но у нас на прииске немного другая история. У нас сформировались целые династии, когда дети традиционно шли по стопам отцов. Это, конечно, нас здорово выручает. Однако людей нам хватает, что называется, «в обрез». Если возникнет необходимость в расширении производства (а она обязательно возникнет, мы же не стоим на месте), то и в нашей компании мы столкнемся с кадровым голодом. 

Для себя

— Вы уже сказали, Федор Валентинович, что в вашей компании достаточно высокий уровень зарплат. А какие социальные проекты у вас реализуются?

— Их достаточно много. Это и путевки в санатории и профилактории, а также в детские оздоровительные лагеря, и оплата проезда в места отдыха и лечения, и выделение ссуд на приобретение жилья в собственность с отсрочкой возврата денежных средств до трех лет. 

— Все эти льготы получают действующие сотрудники?

— Не только. Хотя если говорить о приобретении жилья, то здесь мы отдаем предпочтение, разумеется, работающим у нас сотрудникам. Причем главным образом тем, кто имеет на иждивении двух и более детей. Однако мы оказываем серьезную поддержку нашим пенсионерам. К примеру, путевки в дома отдыха или в санатории выделяются и этим людям. Мы вообще считаем это своим долгом. Также как и ежемесячную финансовую помощь участникам Великой Отечественной войны. 

— Общеизвестно, что именно ОАО «Прииск Соловьевский» является одним из наиболее социально ответственных предприятий региона. Вы ведь оказываете поддержку практически всем социальным проектам Тындинского района. Помогаете школам, больницам, домам культуры, домам инвалидов, школам-интернатам, спортивным командам, культурным учреждениям. Сколько средств на это выделяется?

— По итогам прошлого года, на эти цели было выделено порядка 68 миллионов рублей. Причем не только в Тындинском районе, но и в других муниципальных образованиях Амурской области, а также в Забайкальском крае, где мы тоже работаем. Но если честно, я не люблю об этом говорить. Во-первых, доброе дело в рекламе не нуждается. Это — веление души. А во-вторых, таким образом мы поддерживаем самих себя. Ведь есть разный уровень инвестиций. Так вот можно сказать, что, принимая социальные нагрузки, мы инвестируем средства в свое будущее.

— Каким образом?

— Вот мы уже говорили о необходимости остановить отток населения с Дальнего Востока. Так мы этим и занимаемся. Если наши сотрудники обеспечены материально, если их бытовые условия соответствуют цивилизованным стандартам, если их дети обеспечены местами в детсадах и школах, если у них есть возможность для нормального культурного досуга, если у них нет проблем с получением качественной медицинской помощи — никто отсюда не уедет. А значит, молодежь будет работать либо у нас, либо в сфере обслуживания. Что тоже хорошо. Таким образом, мы заранее формируем свою кадровую политику. Ведь даже ребятишки, которые пока еще учатся в школах или ходят в детские сады, видят — они здесь не чужие. О них заботятся. И при таком подходе вряд ли у кого-то возникнет мысль об отъезде в другие края или области. По этой же причине мы вошли и в рынок ЖКХ. Обслуживаем котельную, постоянно меняем большое количество теплосетей… Так вот, с позиции чистого бизнеса, нам этим заниматься невыгодно. Более того, убыточно. Мы в течение двух лет даже тарифы ни разу не повысили, хотя всё кругом регулярно растет в цене. Но мы всё равно вкладываем и будем вкладывать средства в коммунальный сектор. От того, как человек живет, напрямую зависит и его рабочий настрой. А значит, наша компания, в любом случае, получит пользу. Пусть и опосредованную. На Дальнем Востоке временщики никогда не приживались. Здесь могут эффективно работать только те, кто считает эту землю своей. Своей, до последнего кустика. Это — наша позиция. И мы ее менять не собираемся. 

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров