Каким образом распределяются лицензии среди недропользователей? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден — на аукционах. Кто предложит за месторождение большую цену, тот и победил. И все соответствующие процедуры прописаны в законе. Но тут есть один нюанс. В России исполнение законов зачастую зависит от чиновников. От конкретных людей, облаченных властью. Именно государственные служащие и диктуют правила игры на рынке недропользования. Об этом — в нашем сегодняшнем материале.
Мы не раз писали о компании ОАО «Сусуманзолото». Это — одно из самых крупных отраслевых предприятий Дальнего Востока. И одно из самых успешных. Тут можно привести показательный пример — в среднем региональные недропользователи ежегодно добывают по 500 килограммов золота. В этом случае речь идет о серьезных структурах, поскольку у небольших артелей эти показатели куда как ниже. А вот коллектив ОАО «Сусуманзолото», по итогам 2011 года, добыл 3 тонны 275 килограммов, при плановых объемах в 2,8 тонны. Причем прошлый сезон для недропользователей Магаданской области был не слишком удачным. Зима была долгой, а лето коротким. Плюс ко всему свою негативную роль сыграли серьезные паводки. Но, несмотря на все это, компания план перевыполнила. Впрочем, удивляться не приходится. ОАО «Сусуманзолото» не случайно называют «пионером колымской золотодобычи». Это предприятие было образовано еще в конце 30-х годов прошлого века. И уже в 1941 году коллектив комбината добыл 41 тонну золота. Разумеется, в наше время о таких объемах можно только мечтать. Суммарно за 73 года предприятием добыто более одной тысячи тонн драгоценного металла. Сегодня «Сусуманзолото» по-прежнему удерживает лидирующие позиции среди колымских недропользователей. Об этом известно далеко за пределами Дальнего Востока. И подтверждать свою профессиональную состоятельность золотопромышленникам не приходится. Впрочем, нет. Еще как приходится.
Но вернемся к началу нашего материала. К тем самым лицензиям, которые распределяют в Федеральном агентстве по недропользованию России (Роснедра). Как это происходит? Для начала недропользователи обязаны подавать соответствующие заявки, и лишь после этого они получают право участвовать в аукционах. Логично? Вроде бы да! Однако на самом деле аукционы уже давно превратились в тяжелый, неповоротливый механизм. Вот что говорит по этому поводу генеральный директор ОАО «Сусуманзолото» Сергей СИМОНЕНКО:
— Пакет документов, который мы должны отправлять для участия в аукционе, насчитывает до пятисот листов бумаги. Представляете этот жуткий объем? Просто глыба какая-то. Мы обязаны подтвердить все, что только можно, в том числе и сведения, которыми Роснедра располагают в полном объеме, например: копии уже имеющихся лицензий, выданных ранее Роснедра или его территориальными органами. Предоставляем сведения о том, сколько у нас техники задействовано, сколько людей работает, сколько золота добываем, сколько денег зарабатываем… Да, я не против отчетности. Нам скрывать нечего, и вся наша информация находится в открытом доступе, в Интернете, к тому же на каждый аукцион, а их только за один год может быть три, четыре, пять и более, предприятие снова и снова готовит один и тот же пакет документов.
Но все должно иметь разумные пределы. Зачем перерабатывать такой объем никому не нужных бумаг? Мы ведь не финансовой помощи просим, а покупаем эти лицензии и готовы платить ГОСУДАРСТВУ по реальной их стоимости. А если победитель аукциона готов оплатить большую сумму за лицензию, значит, он готов либо самостоятельно, либо с привлечением подрядчика эксплуатировать полученное месторождение.
Некоторое время назад у компании ОАО «Сусуманзолото» возникла серьезная проблема. Чиновники Федерального агентства по недропользованию стали просто «заворачивать» заявки предприятия на участие в аукционах. Предлоги были разные. Но все они касались того самого неподъемного пакета документов. Мол, вы неправильно оформили бумаги. Поэтому в аукционе участвовать не будете (причем сообщение о недопущении к аукциону, как правило, приходит в день аукциона), хотя заявка с полным пакетом документов подается за два-три месяца до начала аукциона.
Возникает вопрос. А кому это выгодно?
Ведь если думать по-государственному и выполнять задачи, которые ставят президент и председатель правительства РФ (а главная задача — это все-таки пополнение казны), то всегда можно запросить у предприятия недостающие либо не до конца оформленные документы. Времени для этого предостаточно. Но зачем отстранять эти предприятия от конкурсов без всяких объяснений?
Вот что говорит по этому поводу Сергей Симоненко:
— ОАО «Сусуманзолото» является крупным отраслевым предприятием. Несмотря на это, Роснедра не допускают нас к участию в аукционах, например, потому, что мы неправильно оформили сведения о наличии в обществе специалистов, необходимых для разработки месторождения, выставленного на аукцион. Возникает вопрос — а как же мы добываем тонны золота? Или основанием для «недопуска» явилось то, что рабочей группе не понравился документ, выданный Ростехнадзором и, естественно, заверенный печатью этого органа, о наличии у нас горного оборудования и землеройной техники. Но ведь этот документ составляли не мы, а, повторюсь еще раз, госструктура! Какие к нам могут быть вопросы? Тем не менее как только мы высказываем намерение участвовать в аукционе и направляем заявку в Роснедра, начинаются странности. Дескать, тут мы не ту цифру написали, а там запятую не в том месте поставили. Значит, об участии в аукционе не может быть и речи. Дошло до смешного. Мы попросили у своих коллег из Якутии и Магаданской области (компании не стану называть по понятным причинам) дать нам на руки их документы, с которыми эти предприятия были допущены к участию в аукционе. Затем мы скопировали всё один в один, поменяв название предприятия и поставив свои цифры. И что вы думаете? Нам опять отказали в праве участвовать в аукционе. С той же формулировкой — неверное заполнение документов.
Полагаю, что таким действиям способствует административный Регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации и проведению в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденный приказом Минприроды РФ от 17 июня 2009 года № 156.
Этот документ, во-первых, не содержит указаний на срок, в течение которого Роснедра должны рассмотреть заявки недропользователей на участие в аукционе, что позволяет рассматривать их за несколько дней до проведения аукциона и в канун аукциона, или в день его проведения сообщать, кто допущен к участию в нем, а кто нет.
Во-вторых, в регламенте не содержится требований к документу об отказе в приеме заявки, что дает возможность безосновательно, то есть без ссылки на конкретные факты, отказывать в приеме заявки — мы дважды вынуждены были обращаться в арбитражный суд города Москвы, чтобы узнать, что явилось причиной недопуска к аукциону.
В-третьих, требования регламента к документам претендентов очень расплывчаты и не конкретны, поэтому кто до чего додумался — тот так и сделал, а Роснедра субъективно принимают решения по документам — понравились или не понравились.
На тему недостатков вышеуказанного регламента ОАО «Сусуманзолото» в ноябре 2011 года обращалось с письмами в Минприроды РФ и Роснедра, однако Минприроды РФ на наше письмо вообще не ответило, а из Роснедр сообщили, что не в их компетенции что-либо изменять в регламенте.
При подготовке очередных заявочных материалов, во избежание недопуска к участию в аукционе, в декабре 2011 года общество сделало запрос в Роснедра о том, какие конкретно документы требуется представить по отдельным пунктам регламента и каким образом их надо заверить. Ответа не последовало, в итоге к аукциону на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота в пределах Базовского рудного поля в Республике Саха (Якутия) общество не допустили.
Всё вышеизложенное извращает принцип, заложенный в ст.13.1 Закона «О недрах». Стоит привести выдержки из этого нормативного акта: «Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр».
Скажу больше — существующий порядок оценки материалов на участие в аукционе не способствует также одной из главных целей проведения аукционов на получение права пользования недрами. Речь идет о пополнении бюджетов различных уровней.
В соответствии с условиями аукционов победителем должно стать лицо, внесшее наибольшую денежную сумму. Анализ информации, опубликованной в прессе в последние 3–5 лет о проведенных Роснедрами и их территориальными агентствами аукционах (не только по золоту), свидетельствует о стабильном постоянстве — в аукционах участвуют два, максимум три игрока. Остальных Роснедра сюда просто не допускают. В итоге здесь наблюдается отсутствие борьбы и продажа лицензий по минимальным ценам. При этом руководители нашего государства постоянно заявляют о необходимости устранять бюрократические препоны и бороться с коррупцией среди чиновников. Мы пытаемся в этой ситуации обжаловать действия Роснедр в суде. И, честное слово, хочется надеяться на победу закона и элементарного здравого смысла, так как за нами стоят полторы тысячи работающих и их семьи, настоящее и будущее которых тесно связано с настоящим и будущим нашего предприятия.
Руководство страны не раз и не два заявляло о необходимости поддерживать местных производителей. Особенно тех, кто трудится в сложнейших условиях Севера. Между тем отдельные чиновники мешают развиваться региональному бизнесу. А ведь Колыма — это вообще особая история. Здесь не так много предприятий, где местным жителям платят приличные деньги. Где отчисляют средства в бюджеты всех уровней. Где несут более чем серьезную социальную нагрузку. И все это позволяет закрепить население на Дальнем Востоке. Ведь за последние 25 лет Дальний Восток, только по официальным данным, покинуло порядка двух (из восьми) миллионов человек. Люди уезжают туда, где жить и дешевле, и проще.
Особенно активно народ бежал на материк из Магаданской области и Камчатки. Так что именно недропользователи, сохраняя и создавая рабочие места и развивая социальную инфраструктуру, решают задачу государственной важности. Ну вот, представим себе, что кому-то удастся «задушить» магаданских золотопромышленников.
Что дальше? Освоение недр остановится? Да никогда! Просто это бизнес-пространство заполнят другие компании — и не факт, что российские. А топ-менеджерам этих структур будет абсолютно все равно, останется на Дальнем Востоке население или нет. Сбегут отсюда последние жители или не сбегут. В конце концов, даже некоторые отечественные экономисты предлагали осваивать нашу территорию вахтовым методом. Но любому здравомыслящему человеку уже давно ясно — как только россияне уйдут с Дальнего Востока, этот регион де-факто перестанет быть российским. Хранителями природных богатств региона были и остаются люди. И не учитывать это просто неправильно. Считаю, что государство, в лице своих чиновников, должно всячески поддерживать своих производителей на востоке страны. Или уж, по крайней мере, не мешать им. Пока же мы наблюдаем иную картину. И ситуация с ОАО «Сусуманзолото» — яркое тому подтверждение.
Да, проблем у колымских недропользователей хватает. К примеру, летом прошлого года наша газета писала о том, как в Магаданской области действуют «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». Если коротко, то суть такова. На Севере вообще нет железных дорог. Поэтому сюда все доставляется вначале в морской порт, а затем внутри губернии грузовиками или тралами. А это дорого и неудобно. Но деваться некуда, такова специфика. И вот — новая беда. 25 июля 2011 года вступили в силу вышеозначенные правила, разработанные и утвержденные в правительстве России. Последствия такого новшества сразу же ощутили на себе колымские недропользователи. Дополнительные расходы ОАО «Сусуманзолото», по самым скромным подсчетам, составили 250 миллионов рублей. Ведь предприятию приходится и уголь возить, и дизельное топливо на участки доставлять, и другие грузы транспортировать. Причем только по автодорогам, поскольку альтернативы здесь вообще нет. А расстояния на Колыме огромные. Тот же Сусуман отделяет от Магадана, с его морским портом, 623 километра.
Так что пресловутый «налог на ось» стал для участников рынка просто разорительной платой, эквивалентной стоимости 188 килограммов золота. И, к сожалению, ситуация до сих пор не изменилась. Хотя руководители Магаданской области признали правоту своих земляков. Однако попытки изменить ситуацию и снизить соответствующие платежи успехом не увенчалось. Федеральная власть не услышала ни недропользователей, ни региональных чиновников. Получается, что все государственные декларации о поддержке Дальнего Востока разбиваются об общероссийские стандарты. Специфика региона здесь не учитывается.
Но попытаемся еще раз акцентировать внимание людей, принимающих решения.
Итак, в России промышленники поставлены в неравные условия. Предприятия, работающие на Севере страны, и так несут более чем серьезные расходы. Ведь доставка ГСМ в ту же Рязань или Калугу — одно дело. А транспортировка нефтепродуктов на Колыму — совсем другое. Да и расстояния в российских регионах разные. На западе страны даже 100 километров уже считается неблизким путем. Между тем для северян тысячекилометровое «плечо» — обычный вариант. Так о каких равных условиях для бизнеса вообще можно рассуждать? О каком «налоге на ось» в Магаданской области мы говорим, когда речь идет о единственном, безальтернативном способе транспортировки любых товаров, любых грузов? Хотелось бы надеться, что федеральная власть прислушается к такой логике. Но, если честно, надежд на это не слишком много.
Да, наш регион нуждается в системной государственной поддержке. Но в этой связи вряд ли могут помочь даже большие финансовые вливания. В России деньги имеют свойство испаряться. Или, как пишут в официальных документах, «эффективно осваиваться». Так что «закачивать» в Дальний Восток миллиарды рублей всего лишь полумера.
Вот какую позицию высказал председатель совета директоров ОАО «Сусуманзолото», депутат Магаданской областной думы Владимир ХРИСТОВ:
— По моему глубокому убеждению, необходимо принимать федеральный закон об особом статусе Дальнего Востока. Где должны быть обозначены налоговые и иные льготы для дальневосточных производителей. Это не наша блажь, а элементарный здравый смысл. Северное золотодобывающее предприятие, особенно крупное, владеющее большим количеством горного оборудования, землеройной техники, не может стабильно работать и развиваться, если оно не имеет минерально-сырьевой базы минимум на 10-летнюю перспективу, ведь именно таким является срок амортизации техники, оборудования, драг — от 7 до 15 лет.
Без качественно нового законодательства о Дальнем Востоке работать в нашем регионе с каждым годом будет все труднее. Условия ведения бизнеса на Севере, с нашим климатом, с нашим бездорожьем, с нашими расходами (в том числе транспортными, расходами, обеспечивающими государственные гарантии лицам, работающим в условиях Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним), несопоставимы с общероссийскими стандартами. И власть должна это учитывать. Иначе Россия может, рано или поздно, потерять свои богатейшие земли на Дальнем Востоке. А допустить этого нельзя. Наши потомки нам этого не простят.
Впрочем, коллектив ОАО «Сусуманзолото» продолжает работать, несмотря на серьезные трудности. Это предприятие, действительно, занимает лидирующие позиции на рынке недропользования Колымы. А в течение последних 15 лет оно превратилось в мощный производственный холдинг, в котором применяются все существующие (открытый, подземный и дражный) способы добычи золота. Также компания, в отличие от многих отраслевых структур, не только сохранила, но и укрепила свое геологоразведочное подразделение. Кроме этого, стоит отметить, что ОАО «Сусуманзолото» постоянно модернизирует свои производственные мощности. Ну и, конечно же, здесь уделяется большое внимание решению кадровых проблем. Костяк компании составляют профессионалы высокого уровня, способные решать любые производственные задачи. Однако управленцы ОАО «Сусуманзолото» в полной мере ощущают ответственность и перед промышленным сектором региона, и вообще перед своими земляками.
Не случайно губернатор Магаданской области Николай ДУДОВ назвал компанию «первым в мире предприятием, проложившим путь драгам через вечную мерзлоту при помощи гидрооттайки». Но помимо этого, руководитель региона отметил следующее:
— ОАО «Сусуманзолото» участвует в важных для Магаданской области благотворительных проектах. На средства горняков оказывается материальная поддержка инвалидам, воспитанникам детских домов, детских садов, больницам, ветеранам. Также спонсируются образовательные учреждения и спортивные команды.
Вот так. Как говорится, комментарии излишни. И мнение Николая Дудова разделяют тысячи его земляков. Хотелось бы, чтобы и федеральные чиновники обратили внимание на то, что сейчас происходит вокруг ОАО «Сусуманзолото». Это — важный момент. Важный не только для коллектива компании, но и для многих жителей Магаданской области.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >