Каким образом развивается рынок сейсморазведки? Как наладить сотрудничество с крупнейшими государственными концернами? Стоит ли быть жестким руководителем? На эти и другие вопросы отвечает директор ООО «Сигма Нефтегаз Сервис» Игорь БАРУ.
— Игорь Эммануилович, ваша компания выполняет комплекс сейсморазведочных работ в нефтегазовой сфере. Но речь идет о достаточно сложном виде отраслевой деятельности. По крайней мере, игроков этого рынка в России относительно немного. Почему вы все-таки вошли в этот бизнес?
— В 2008 году сотрудники одного из дальневосточных предприятий проанализировали ситуацию, связанную с рынком сейсморазведки. И выяснилась одна любопытная деталь — свои сейсморазведочные подразделения имеют далеко не все нефтедобывающие компании. Причем эти работы, по вполне адекватным ценам, были готовы заказывать даже крупные игроки. Заказывать сторонним организациям, естественно. Этот бизнес в нашей стране сильно консолидирован, и цены, а также отраслевые условия на рынке, диктуют 2–3 крупных холдинга. Они осваивают 80 процентов профильных работ. И тут сработал элементарный закон — раз на Дальнем Востоке есть спрос на сейсморазведку, значит, будет и предложение. Хотя входные барьеры в наш бизнес достаточно высокие. Компании должны обладать, во-первых, значительными финансовыми ресурсами, а во-вторых, штатом квалифицированных специалистов. Наша компания соответствовала этим требованиям, и уже в 2009 году ООО «Сигма Нефтегаз Сервис» приступило к работе. Руководители компании достаточно четко сформулировали свои отраслевые задачи — сейсморазведочные работы (в параметрах 2/D и 3/D) для предприятий нефтегазового комплекса.
— «Сигма Нефтегаз Сервис» — дальневосточная компания? Или все-таки филиал московской структуры?
— Это именно региональное предприятие. Я не случайно упомянул о наших географических преимуществах. Мы досконально знаем дальневосточную специфику, которая сильно отличается от отраслевых условий в Сибири и в европейской части страны. И были прецеденты, когда западные компании, без проблем осваивавшие серьезные производственные объемы в своих регионах, приезжали на Сахалин и в итоге «застревали» здесь на два-три сезона, не выполняя свои договорные обязательства. Более того, если во времена Советского Союза на Сахалине, да и на материковой части страны, действовало несколько крупных сейсморазведочных предприятий, которые имели не по одной сейсмопартии, то на данный момент мы единственная оснащенная современной техникой реально действующая на Дальнем Востоке компания, вплоть до Якутии.
Приведу конкретный пример. Мы работаем в основном на Сахалине. А климатические условия там своеобразные. Обильный снег может выпасть еще до наступления заморозков. Также в сезон бывают, как минимум, пять больших метелей. После этого толщина выпавшего снега достигает двух и более метров. И вот в таких условиях нам приходится доставать из-под снежного покрова свое полевое оборудование, выгонять тяжелую технику, заново перечищать профили. Наши коллеги в европейской части страны работают, скажем так, в других условиях… А мы живем в этом ритме, и нам не нужно перестраиваться. Мы готовы в любой момент и в любых обстоятельствах перебросить своих людей и свою технику куда угодно. Многие промышленники это уже понимают, и поэтому проблем с заказами у нас нет.
— Насколько я знаю, среди них фигурирует и НК «Роснефть». Это правда?
— Да, правда. Мы выполняем для этой компании ряд профильных работ на севере Сахалина. Сотрудничество с государственным предприятием — дело ответственное. Управленцы НК «Роснефть» тщательно подходят к выбору подрядчика и не менее тщательно контролируют ход работ. Но для нас этот опыт стал удачным. Со дня на день мы заканчиваем реализацию очередного крупного проекта для НК «Роснефть». Проект был тяжелый, но мы справились. Впрочем, мы не разделяем заказчиков по принципу статуса. Будь то госконцерн или небольшая частная компания — подход ко всем одинаков. Мы обязаны выполнить свои обязательства качественно и в строго установленные сроки. Репутация для нас первична.
— Игорь Эммануилович, ваши коллеги — руководители производственных компаний, публично говорят о проблеме кадрового голода. В ООО «Сигма Нефтегаз Сервис» эта беда существует?
— Тут есть два момента. Первое — у нас в компании работают действительно профессионалы высокого уровня. К примеру, наш главный геофизик по праву считается одним из лучших специалистов в своей области деятельности. Причем не только на Дальнем Востоке. Да и вообще, костяк нашей компании составляют опытные, талантливые и целеустремленные сотрудники. Но кадровая проблема у нас, конечно же, существует. Ведь общеизвестно, что в 90-е годы престиж рабочей профессии был утрачен. Увы, в тот период были закрыты многие ПТУ и техникумы. Да и численность желающих получать высшее техническое образование также снизилась. Плюс ко всему произошел отток населения с Дальнего Востока. Все это отражается и на нашей работе. Поэтому нам приходится искать специалистов даже в западных регионах. Благо мы можем предложить им хорошие условия. Людям у нас выгодно работать.
— У вас в компании высокие зарплаты?
— Да, можно и так сказать. По крайней мере, наши зарплаты — вполне конкурентоспособны на этом рынке.
— Но, очевидно, и требования к работникам у вас жесткие?
— С одной стороны, мы, действительно, строго подходим к вопросам дисциплины. Это касается, в первую очередь, соблюдения техники безопасности как на участке, так и в рабочем поселке. Но в этом плане у нас все дозировано. Излишней жесткости нет. Людям свойственно ошибаться. И я могу простить ошибку своему сотруднику. Если, конечно, вижу, что этот человек лоялен по отношению к компании и является большим профессионалом. Хотя, знаете, тут есть еще один нюанс. Чтобы люди нормально работали, им нужно создать цивилизованные условия труда.
— Но ведь у вас и так достаточно высокие зарплаты?
— Зарплата — это именно заработанная плата. Я другое имею в виду — мы и на своих рабочих участках, и в своих рабочих поселках создаем хорошие условия для продуктивного труда и цивилизованного отдыха. Чтобы человек после работы мог спокойно помыться, привести себя в порядок, поесть, отдохнуть. Для этого у нас есть все возможности.
— Хорошо, задам другой, скажем так, проблемный вопрос. Многие руководители промышленных предприятий говорят о дороговизне на рынке техники и специального оборудования. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Наша компания буквально с момента основания стала оснащаться самой современной техникой. Хотя, конечно, такое оборудование стоит дорого. И для приобретения техники нового поколения мы использовали не только свои, но и кредитные ресурсы. Однако с самого начала у нас была определена четкая позиция — мы должны работать на самом современном оборудовании. В этом, кстати, также заключается наше конкурентное преимущество. К примеру, у нас есть новейшее французское сейсморазведочное оборудование Sercel-428XL. Это техника, которая соответствует самым передовым мировым стандартам. Причем наша мобильная сейсмостанция скомпонована, с учетом наших климатических условий, в кунге автомобиля «Урал» и оборудована системами обогрева и охлаждения. Так что наши работники могут комфортно трудиться как в зимнюю стужу, так и в летний зной. Помимо этого, наша компания оснащена современными сейсмовибраторами KZ-620, весом 30 тонн, которые по праву считаются одними из лучших в мире. Они позволяют выполнять отраслевые задачи любой степени сложности. Есть у нас и высокоточное оборудование для выполнения топографических и геодезических работ. Ну и, конечно же, парк ООО «Сигма Нефтегаз Сервис» состоит из большого количества вездеходной (включая снегоходную), тяжелой (лучше бульдозерной) и автомобильной техники. Так что мы, действительно, можем вести деятельность в любых географических и климатических условиях. Все это в совокупности и создает предпосылки для системного развития нашей компании.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >