Газификация в Якутии идет просто ошеломляющими темпами. Причем не только в городах, но и в небольших поселках. Наверное, ни в одном субъекте России не реализуется такое количество проектов в этой области. Но любое строительство начинается с проведения изыскательских и проектных работ. О проблемах отрасли, предварительных итогах и перспективах развития рассказал генеральный директор ООО «Якутгазпроект» Василий ХАРЧИК.
— Василий Адамович, скажите, пожалуйста, чем вам запомнился ушедший 2011 год? Были ли реализованы какие-то особенные проекты?
— Самым главным достижением в прошедшем году стало значительное расширение географии выполнения наших работ. Помимо Республики Саха (Якутия), мы работали в Сахалинской области, в Алтайском крае, в Новосибирской области. Причем активно занимались как проектированием магистральных (МГ Мастах—Берге—Якутск (третья нитка) — 75 километров, газопровод-отвод к селу Намцы — 46 километров) и распределительных газопроводов различной протяженности и диаметров, так и проектами котельных, больниц, реконструкцией бывшего общежития. Общежитие, кстати, совсем недавно сдано в эксплуатацию в качестве учебного корпуса медицинского института Северо-Восточного федерального университета. Относительно социально значимых проектов хочется отметить больничный комплекс в поселке Хандыга, законченный также в 2011 году. То есть мы не просто расширяем географию работ, но и сферу деятельности, опираясь не только на проекты газификации. Всего объектов проектирования и изысканий в минувшем году у нас было около 70, и годовой план производства выполнен в полном объеме. Что немаловажно, на 10 объектах наши сотрудники вели еще и авторский надзор за строительством.
Кроме того, нельзя не сказать о том, что совсем недавно закончилась плановая проверка со стороны Дальневосточного отделения СРО НП «Проектцентр», которую мы выдержали без каких-либо серьезных нарушений. Наоборот, был отмечен высокий уровень организации работ на нашем предприятии.
Без профессиональной команды воплощение в жизнь любого проекта невозможно. Квалификация основного состава нашего института в ходе аттестации была полностью подтверждена.
— Какие приоритеты сложились в 2012 году?
— Приоритет у нас один — постоянное увеличение объемов работ. Для этого и расширяем географию проектирования. Уже сейчас у нас налажена работа нескольких официальных представительств в Новосибирске, Москве и Южно-Сахалинске.
— Но ведь за счет газификации вы уже стали очень значимой и мощной структурой…
— Это не предел, тем более для такого института, как наш. Ведь мы имеем уникальный опыт проектирования и проведения изыскательских работ в суровых климатических условиях Якутии. А этим могут похвастаться редкие западные компании. Кроме того, работать мы можем не только у себя на Севере.
— Стоит уточнить, какие именно виды работ вы можете выполнять.
— Мы готовы проводить проектирование и инженерно-изыскательские работы для строительства зданий и сооружений первого и второго уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. Занимаемся также картографической и геодезической деятельностью. И, соответственно, всем тем, что связано с газификацией. Напомню, что по всем направлениям мы имеем необходимые допуски СРО, в том числе и на особо опасные виды работ. Поэтому наши заказчики могут быть всегда уверены в качестве наших работ.
— Хотелось бы уточнить относительно заказчиков. С кем чаще всего приходится работать?
— В большинстве случаев это руководители муниципальных образований, государственные структуры. Отдельно хочется отметить таких партнеров, с которыми уже долгое время налажено взаимовыгодное сотрудничество. Это и Министерство экономического развития и промышленности РС (Я), и Агентство газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области, ОАО «Алроса-Газ», ОАО «Сахатранснефтегаз», ГУП Дирекция «Стройсельгазификация», ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», ОАО «ЯТЭК» (ранее ОАО «Якутгазпром»).
— Где сейчас задействованы основные ваши силы?
— Сегодня мы работаем на нескольких площадках. Мы заняты на строительстве третьей нитки магистрального газопровода Мастах—Берге—Якутск.
Наши проектировщики ведут авторский надзор за строительством участка газопровода от 0-го по 75-й километр. Проектирование объекта мы завершили в минувшем году.
С начала года в рамках государственного контракта ведется работа в селе Чурапча в Центральной Якутии. Это довольно амбициозный проект. За очень короткое время нами будет запроектировано более 140 километров распределительных газопроводов.
Мы выиграли аукцион на право выполнения проектно-изыскательских работ по объекту «Газоснабжение индивидуальных жилых домов в г. Николаевске-на-Амуре» Хабаровского края. Наши специалисты уже ведут активную работу по объекту. В Сахалинской области в сотрудничестве с Агентством газификации продолжаем проектирование газораспределительных сетей. Основные объекты — это села Ключи и Красная Тымь. Следует отметить, что наши проекты на Сахалине на полках не залеживаются, а активно реализуются. Работаем мы также с хозяйствующими субъектами. За предыдущие два года в регионе запроектировано более 20 объектов.
Для ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» на Средне-Ботуобинском НГКМ проектируем резервуарный парк на 2 тысячи тонн топлива. В общем, интересных проектов в этом году у нас планируется достаточно много, и мы уверены, что выполним их профессионально и в срок.
— Василий Адамович, для многих предприятий кадровый вопрос еще с 90-х годов остается больной темой. А как в этом плане обстоят дела на вашем предприятии?
— Когда специалистов действительно не хватает, то мы приглашаем людей из других регионов, нанимаем временные бригады. Но в основном нам удалось создать такой сбалансированный и профессиональный коллектив, что прибегаем к таким мерам нечасто. Штатные работники нашего предприятия имеют высокую квалификацию и ценятся не только у нас, но и во всей республике.
— А как вы можете оценить вузовскую подготовку выпускников?
— Подготовка неплохая. Мы постоянно сотрудничаем с Северо-Восточным федеральным университетом по вопросам подбора кадров, участвуем в ярмарках вакансий, принимаем студентов на практику. Всего в нашем институте работает 68 человек. И из них около 20 человек — молодые специалисты до 30 лет. Вот и выходит, что средний возраст на нашем предприятии всего 38 лет. Мы предоставляем все законные социальные гарантии, вдобавок у нас есть возможность предложить действительно конкурентную заработную плату нашим сотрудникам, причем даже вчерашним выпускникам.
— Василий Адамович, ваш институт состоит в двух саморегулируемых организациях. Как вы относитесь к проведенной в отрасли реформе?
— Я считаю, что вообще идея создания СРО довольно неплохая. Только реализация этих преобразований оставляет желать лучшего. Вместо лицензий сейчас предприятие должно получать допуски. На сегодняшний день мы имеем необходимые свидетельства для всех видов работ, которые были получены от профессиональных организаций НП «Проектцентр» (проектирование) и НП «АИИС» (изыскания). Причем обе эти организации находятся в Москве. И вот схема сегодняшней работы СРО. Чтобы получить тот или иной допуск, нам пришлось заплатить деньги в компенсационные фонды. Эта выплата только в одну из организаций составила миллион рублей. Теперь мы ежегодно должны перечислять членские взносы в СРО, которые составляют от 40 до 100 тысяч рублей в год, платить страховые взносы. В этом-то и есть основное отличие от системы лицензирования. Теперь основным критерием получения допуска является наличие денежных средств у компании. Во время лицензирования коррупция была практически исключена. По крайней мере, мне такие случаи неизвестны. По моему мнению, выдача лицензий была куда более эффективной. А через СРО любой, у кого есть достаточное количество денег, может получить абсолютно любой допуск. За три года существования саморегулируемых организаций я не слышал ни одного случая, чтобы кого-то лишили допуска к работам. На рынке появляется большое количество фирм-однодневок, которые за деньги получают всевозможные допуски, а к реальной работе с объектами не готовы. Это абсолютно не способствует оздоравливанию экономики и созданию нормальной конкуренции в отрасли.
Кроме того, поддержка малого и среднего бизнеса в условиях СРО невозможна. Я привел пример расходов нашего предприятия. Ясно, что такие средства могут быть доступны только крупным промышленникам.
Важный момент еще и в том, что, на мой взгляд, Министерство регионального развития РФ доказало свою несостоятельность в части строительной отрасли. Ведь структура должна была заниматься непосредственно нормативно-правовым регулированием этих сфер жизни регионов. А на деле этого не видно, по крайней мере в области строительства. Поэтому я считаю, что необходимо вернуть такую структуру, как министерство архитектуры и строительства РФ. От этой организации действительно был толк и была видна реальная работа.
— Для каждого руководителя есть такие моменты в работе, которыми он по праву может гордиться. Чем же гордитесь вы?
— В первую очередь мне, как руководителю предприятия, очень приятно видеть, как работает мой коллектив. Конечно, проблемы возникают, но они все решаемы. Что касается проектов, то самое значимое для меня то, что ни одна наша работа не осталась на бумаге. Более того, наши разработки после воплощения в жизнь еще востребованы и не пылятся на полках.
— Вы много работаете в области социальной политики. Всячески поддерживаете детей-сирот, спортивные и творческие детские организации. Что для вас значит благотворительность?
— Нужно понимать, что благотворительность — это сугубо добровольное дело. Никто не заставляет этим заниматься. Что касается нашего предприятия, мы всегда делаем это от чистого сердца. Главное, чтобы дети получали помощь, видели и чувствовали поддержку. А бизнес, я считаю, просто обязан участвовать в благотворительных и социальных проектах. Ведь если есть возможность, почему бы не помочь тем, кому помощь просто необходима?
Екатерина ВАСЮКОВА
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >