«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (168), август 2021
Главная тема

Главная тема 

В подразделениях СУЭК люди всегда на первом месте

В июле исполнился ровно год с того дня, как компанию «Ургалуголь» в Хабаровском крае возглавил новый генеральный директор. Результат первого года работы — новая команда, новые проекты, новые рекорды добычи угля. Об успехах и перспективах развития компании — разговор с главой АО «Ургалуголь» Евгением Владимировичем РОМАНОВЫМ.

Новый лидер — новая команда  

— Евгений Владимирович, с 2020 года вы являетесь генеральным директором АО «Ургалуголь». Но ведь это не единственное предприятие СУЭК, которым вы руководите?

Генеральный директор АО «Ургалуголь» Евгений Владимирович РОМАНОВ:

Дорогие работники угольной промышленности! Поздравляю вас с профессиональным праздником — Днём шахтёра! Ваш труд, без преувеличения, необходим для успешного развития всей страны. Профессия шахтёра всегда была и остаётся очень важной и почётной. Благодаря вам горнодобывающая отрасль России ежегодно добивается высоких производственных показателей, реализуются крупные промышленные проекты. Желаю всем крепкого здоровья, благополучия и профессиональных успехов!

— Всё верно. С июля прошлого года я возглавил «Ургалуголь», градообразующее предприятие Чегдомына в Хабаровском крае. С того же времени руковожу компанией ООО «Приморскуголь» и, кроме того, являюсь, скажем так, неформальным лидером Лучегорского угольного разреза в Приморском крае. Все три предприятия входят в состав Сибирской угольной энергетической компании.

— Где вы работали до прихода в СУЭК?

— Если коротко, то восемь лет я проработал в «Норильском никеле»: четыре года — в Мурманске и четыре года — в Норильске. Также трудился в корпорации «ВСМПО-АВИСМА», которая специализируется на производстве титановых сплавов. Затем работал руководителем в Росэнергоатоме.

— Насколько сложно управлять предприятиями, расположенными на разных территориях?

— Когда есть команда единомышленников, можно эффективно управлять любой компанией. Очень важно, чтобы люди разделяли твоё целеполагание и действовали осмысленно по своим направлениям. Всё должно решаться на уровне постоянной сверки задач текущего времени. И вот когда команда работает как единый механизм, то задачи решаются быстро и слаженно.

— А как сложилась эта команда единомышленников?

— Если говорить на примере «Ургал­угля», то, прежде всего, стоит упомянуть о том, что у нас произошла практически стопроцентная смена руководителей производственных единиц. Вслед за сильными лидерами стали подтягиваться в профессиональном плане и все остальные сотрудники. Образовалась новая команда профессионалов, которая ставит перед собой высокие цели и успешно их достигает.

Нужно сказать, что в своё время в развитие предприятия были направлены большие инвестиции. Как показала практика, в правильных руках инвестированные средства дают отличный результат.

— Со стороны порой намного лучше видны слабые стороны работы предприятия. Когда вы пришли в «Ургалуголь», на что сразу обратили внимание, что захотелось изменить?

— Основное, что я решил сразу, когда приступил к работе, — для роста производительности и увеличения эффективности производства необходимо действовать сообща. Я знаю, что всегда существовало негласное противостояние между компаниями «Ургалуголь» и «Приморскуголь». Откуда это пошло, неизвестно. Так вот, в состав «Приморск­угля» входит Артёмовское ремонтно-монтажное управление — сильнейшая производственная единица с прекрасными профессионалами. Но почему-то раньше АРМУ не участвовало в работах «Ургалугля». Сейчас же мы активно привлекаем специалистов этого управления на сервисные работы в Хабаровском крае. Возникает определённая синергия, и получается гораздо лучший эффект, нежели раньше.

То же самое касается Лучегорского угольного разреза, осваивающего Бикинское месторождение бурого угля. В настоящее время на предприятии наблюдается переизбыток кадров, в то время как в «Ургалугле» в связи с наращиванием производства специалистов не хватает. Чтобы сохранить людям работу и при этом восполнить потребность кадров на предприятии Хабаровского края, мы готовим мощную программу по переобучению работников. Это даст возможность маневрировать трудовыми ресурсами. Привозить лучегорцев в Чегдомын для работы вахтовым методом.

Результаты первого года

— Расскажите, пожалуйста, как устроена производственная структура «Ургалугля», какие проекты реализуются в настоящее время.

— На этот год мы запланировали добыть 10,5 миллиона тонн угля. Для сравнения: в 2020 году результат работы предприятия по итогам года составил 7,3 миллиона тонн угля. В текущем году из общего объёма добытого угля 4 миллиона тонн обеспечит шахта «Северная», 2 миллиона тонн будет извлечено на разрезе Буреинском, 4,5 миллиона тонн даст разрез Правобережный. Соответственно, 6,5 миллиона тонн угля добудем открытым способом, а 4 миллиона тонн — подземным.

Отдельно хотелось бы рассказать о развитии разреза Правобережный, поскольку в настоящее время мы реализуем здесь крупный проект по выходу разреза на проектную мощность до шести миллионов тонн угля в год. Изначально до конца 2021-го планировали завершить этап по выходу на мощность в 3 миллиона тонн, однако уже сегодня мы рассчитываем по итогам года выйти на объём в 4,5 миллиона тонн. Так что проект реализуется быстрее, чем было намечено.

Что касается разреза Буреинский, то там довольно давно была построена обогатительная установка мощностью 3 миллиона тонн. Она уже порядком изношена, и необходимо провести модернизацию, чем мы сейчас активно занимаемся. Также в «Ургалугле» действует обогатительная фабрика, изначально спроектированная на мощность в 6 миллионов тонн. Благодаря завершению модернизации она способна перерабатывать более семи миллионов тонн твёрдого топлива.

— А что можете сказать о приморских предприятиях СУЭК?

— Здесь важно отметить, что «Приморскуголь» и Лучегорский угольный разрез работают на Приморскую ГРЭС. Соответственно, объём добычи определяется исключительно исходя из потребностей станции. Если в цифрах, то «Приморскуголь» добывает ежегодно порядка 3,5 миллиона тонн, Лучегорский угольный разрез — 3,5—4,1 миллиона тонн угля.

В плане развития производственных активов мы подготовили интересный проект. В следующем году построим установку флотационного обогащения на ОФ «Чегдомын». Это позволит уменьшить количество кеков (отходы обогатительной фабрики при обогащении угля. — Прим. ред.), соответственно, повысится выход товарного угля на обогатительной фабрике. Сейчас мы работаем на уровне 75% товарного угля, а 25% от общего объёма переработки уходит в хвосты. Когда построим флотацию, то показатель переработки увеличится до 80—82%. Проект многомиллиардный, при этом срок его окупаемости составит порядка трёх лет.

Что же касается реализации топлива, то «Ургалуголь» добываемую продукцию направляет как на внутренний рынок, так и на экспорт. При этом на экспорт идёт основной объём топлива. Учитывая, что в настоящее время цены на уголь очень высокие, то мы, как и другие угольные предприятия страны, нацелены на наращивание производства. При этом отмечу, что себестоимость нашего твёрдого топлива ниже гипотетического уровня цен, который может сложиться на рынке, — менее 20 долларов.

— С наращиванием объёмов добычи угля вы успешно справляетесь. А с отправкой его потребителям не возникает сложностей?

— Вопрос актуальный: действительно, проблема отправки угля существует. Как я уже сказал, на данный момент российские предприятия ориентированы на увеличение производственных мощностей. Всё это приводит к тому, что загруженность на железной дороге растёт, а возможностей обеспечить необходимый объём перевозок — нет.

Но опять же, здесь мы готовы взять на себя часть ответственности и помочь «расшить» эту проблему. Совместно с ДВЖД и компанией СУЭК уже создана рабочая группа. Будем обсуждать технические аспекты и принимать решение, как улучшить ситуацию.

— Учитывая спрос на российский уголь, существует ли конкуренция между производителями? Как доказать потребителю, что топливо, добываемое «Ургал­углём», высокого качества?

— Здесь нет особого рецепта. Нужно просто соответствовать требованиям, которые предъявляет потребитель. Уголь имеет вполне понятные качественные характеристики. Их не очень много, но они существуют, и во многом его качество напрямую связано с работой обогатительных мощностей. Одним из основных достижений прошлого года считаю выход обогатительной фабрики на проектную мощность и переработку угля даже сверх мощности. Этот серьёзный результат стал возможным благодаря приходу на предприятие новых специалистов. Первое, что я сделал, когда полностью погрузился в работу, — пригласил на одно из основных производственных направлений — обогащение — двух Калашниковых из Кузбасса — обогатителей в третьем поколении (эта фамилия очень известна в профессиональной среде). Когда они приехали в Чегдомын, то буквально перевернули работу обогатительной фабрики — разумеется, в качественно лучшую сторону.

— Вы привлекаете ценные кадры высокой заработной платой?

— Вовсе нет. Зарплата у нас не запредельная и сопоставима с той, что и у конкурентов. В первую очередь привлекаем людей хорошим отношением к ним. Бесперспективно заинтересовывать специалистов только зарплатой. Какой в этом толк? Нужно создавать такие условия, чтобы люди сами хотели трудиться у нас, — привлекать долгосрочными перспективами, социальными программами.

— Что конкретно делается в этом направлении?

— В плане закрепления специалистов у нас есть как краткосрочные, так и долгосрочные задачи, а в отдельных случаях и вызовы. Например, в прошлом году наша страна, как и весь мир, столкнулась с пандемией. Для нас очень важно было создать для людей в случае их заболевания максимально комфортные условия. Что мы сделали? Выделили самое лучшее общежитие и перевели его в статус обсерватора. В пик пандемии в нём находились не более пяти заболевших, хотя общежитие рассчитано на 30 человек. Предприятие несло издержки, но мы понимали, что людям комфортно. Им доставляли питание, регулярно приходили врачи.

Не так давно в «Ургалугле» запустили новую столовую. Еда там не только разнообразная и вкусная — она по карману каждому. Про себя могу сказать, что за июль на обеды и ужины потратил 5,5 тысячи рублей. При этом почти половину суммы мне, как и любому сотруднику, компенсируют.

Если говорить о больших социальных программах, то здесь нужно делать упор на развитие медицины, образования и современного жилья.

По медицине и образованию в рамках прошедшего в Хабаровском крае экономического форума мы подписали с правительством региона соглашение, согласно которому будем предпринимать совместные усилия по развитию этих сфер. Также мы сотрудничаем со Сбером. У этого банка есть прекрасные программы, связанные с образованием.

Ещё одна важнейшая задача нашей компании — создание комфортных жилищных условий для приезжих специалистов, чтобы они оставались в Чегдомыне. В прошлые годы руководство «Ургалугля» уже пыталось реализовать жилищную программу. К сожалению, она закончилась неудачно, поскольку изначально ориентир был на то, чтобы возвести дома, а уже потом распределять квартиры людям. На мой взгляд, программы работают только тогда, когда человек сам участвует в строительстве своего жилья, несёт какую-то материальную ответственность, — берёт, например, ипотеку, а компания компенсирует затраты на это жильё. Именно тогда человек действительно будет ощущать и участие предприятия, и ценность такой помощи.

Сегодня мы рассматриваем варианты строительства коттеджей и таунхаусов. Учитывая, что Чегдомын расположен на сопке, для стройки будем выбирать живописные места.

— Оправданны ли такие огромные инвестиции?

— Конечно, ведь мы работаем для людей, и каких бы производственных рекордов ни добивались, люди для нас всегда будут на первом месте.

Проекты будущего

— Территориально Чегдомын расположен далеко от Хабаровска и Владивостока. На поезде дорога занимает почти сутки. Известно ли вам что-то о возможных перспективах развития авиаперевозок в этом направлении?

— Не просто известно — СУЭК принимает в решении этого вопроса активное участие. Так что отвечу: да, перспективы есть. Благодаря предыдущему генеральному директору «Ургалугля» Александру Ивановичу ДОБРОВОЛЬСКОМУ аэропорт в Чегдомыне был восстановлен. Самолёты летают, но только в осенне-зимний период, так как полоса грунтовая и функционирует исключительно при низких температурах — с середины ноября до начала апреля. В планах компании сделать полосу всесезонной. Работа эта глобальная, затратная. Но надо признать, что очень серьёзную поддержку в этом вопросе нам оказывает правительство Хабаровского края и, в частности, министерство экономического развития и министерство транспорта. Компания СУЭК взяла на себя обязательство за счёт собственных средств провести проектирование взлётно-посадочной полосы. Уже найден контрагент, способный выполнить эту работу. Но в первую очередь необходимо разработать и предложить модель государственно-частного партнёрства по эксплуатации аэропорта. Для реализации потребуются деньги СУЭК, возможно, будем привлекать банки, но в конечном результате средства должны быть компенсированы государством — именно это и предполагает модель государственно-частного партнёрства.

В текущем году у нас возникла интересная идея, связанная с Лучегорским угольным разрезом. Лучегорск уникален тем, что находится на границе двух регионов — Хабаровского и Приморского. Так вот, в советское время недалеко от нашего предприятия действовали две взлётно-посадочные полосы. Одна в Бикине (Хабаровский край), что расположен в 42 километрах от Лучегорска, другая — в Лесозаводске (Приморский край), в 128 километрах от Лучегорска. Сейчас они заброшены. Если мы восстановим и эти полосы, то сможем обеспечить максимальную мобильность между нашими предприятиями. Полёт от Лучегорска до Чегдомына будет занимать полтора часа, в отличие от полутора суток, которые занимает поездка на поезде.

В рамках предстоящего ВЭФ планируем заключить трёхстороннее соглашение между правительствами двух регионов и компанией СУЭК. Но, опять же, всё упирается в федеральное финансирование, поскольку без него реализовать эти проекты крайне сложно. В случае же взаимодействия регионов и нашей компании получится очень интересный проект даже с точки зрения развития туризма. В районе Бикина есть заповедник, что даёт возможность развивать экологический туризм.

Стахановы нашего времени

— Предприятия СУЭК и на Дальнем Востоке, и за его пределами славятся своими рекордами. Речь идёт как о добыче угля, так и о работе подразделений и отдельных специалистов — бульдозеристов, машинистов и других. За последний год установлены какие-то рекорды в «Ургалугле» или «Приморск­угле»?

— Буквально в июле этого года на Павловском разрезе был установлен мировой рекорд по перегрузке вскрышных пород. Установил его экипаж экскаватора PC3600. Рекорд официально подтверждён. На Буреинском разрезе также фиксировались рекорды, в прошлом и в позапрошлом году. Такие достижения, конечно, поощряются. Но я считаю, что дело не в рекордах, установленных в определённый период времени. Важна эффективная работа на постоянной основе. С этим у нас, надо отметить, проблем нет. Каждый сотрудник знает, зачем он выполняет свою работу, и в полной мере ощущает возложенную на него ответственность.

Мария ШИРКОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров