«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (167), июль 2021
Главная тема

Главная тема 

Прокуратура заглянула в скважину

Наша газета регулярно рассказывает о конфликтах между надзорными органами и коммерческими компаниями. Увы, при противоречивости отечественного законодательства это неизбежный процесс. Однако то, что происходит сейчас в Магаданской области, удивляет даже видавших виды юристов. Но обо всём по порядку.

Вода и ЧС

В 2019 году в Среднеканском районе был объявлен конкурс на строительство в селе Верхний Сеймчан резервной водозаборной скважины. Дело в том, что этот объект был построен здесь ещё в 1972 году и эксплуатировался в течение почти полувека. Однако в 2015 году вода, поступавшая из скважины, неожиданно помутнела, и скважина вышла из строя. Местным властям пришлось даже объявлять режим ЧС. В результате благодаря вмешательству губернатора региона проблему удалось решить. Строительство резервной скважины стало частью государственной программы «Чистая вода». То есть на эти цели выделили деньги, администрация Среднеканского городского округа провела конкурс, победителем которого была признана одна из наиболее известных отраслевых компаний региона — ООО НПП «Гидрогеолог». Это, кстати, основной поставщик услуг в области гидрогеологии и инженерной геологии на территории Колымы. Так что местные власти наверняка вздохнули с облегчением, поскольку работы должны были выполнять именно профессионалы, обладающие и большим опытом, и современной техникой, и безу­пречной репутацией. Забегая вперед, можно констатировать: все свои обязательства предприятие выполнило в полном объёме и в предусмотренные контрактом сроки. К этому мы ещё вернемся. А пока — важный момент.

«Железная» логика

Когда в 1972 году в Верхнем Сеймчане строилась скважина, специалисты выявили в воде превышение аммиака и железа. Эти показатели не были ни критичными, ни тем более опасными, тем не менее местную воду отнесли ко второму классу. Однако в течение почти 50 лет население использовало водные ресурсы для своих нужд. Более того, по характеристикам, а также согласно ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» вода в скважине всегда была именно питьевой. При этом резервная скважина, строительство которой выиграла компания ООО НПП «Гидрогеолог», должна была располагаться в десяти метрах от основной. Соответственно, речь шла об эксплуатации одного и того же месторождения, и никаких вопросов ни у кого не возникало. Тем более, повторимся, все свои обязательства коллектив предприятия выполнил в полном объёме — резервная скважина была построена и сдана заказчику.

Однако уже после этого объектом заинтересовалась… прокуратура и предъявила претензию администрации Среднеканского городского округа (а соответственно, и подрядчику) за превышение в воде уровня аммиака и железа. Увы, элементарные доводы о том, что месторождение эксплуатировалось в течение почти 50 лет и никто его из эксплуатации не выводил, на надзорщиков не действовало. В результате дело ушло в суд, где рассматривается до сих пор.

Без подготовки

Генеральный директор ООО НПП «Гидрогеолог» Виктор БАСИСТЫЙ до сих пор не может понять суть прокурорских претензий:

— О том, что вода в скважине Верхнего Сеймчана отличается повышенным уровнем аммиака и железа, знали все. Тем не менее этот ресурс эксплуатировался с 1972 года. Эксплуатировался даже тогда, когда в селе проживали две тысячи человек, то есть на пике численности местного населения. И никаких проблем со здоровьем из-за такой воды ни у кого не было. Но дело даже не в этом — согласно контракту, мы должны были построить именно резервную скважину, рядом со скважиной основной. Нам не поручали строить станцию водоподготовки или очистные сооружения, не говоря уж о том, что качественный состав подземных вод формируется под воздействием природных факторов в течение миллионов лет. В чём наша вина? Подчеркну ещё раз: по договору мы должны были пробурить резервную скважину, и только. Это нами и было сделано, потому претензии прокуратуры считаем необоснованными.

Добавим от себя: в истории с резервной скважиной в селе Верхний Сеймчан есть ещё несколько показательных моментов.

Во-первых, этот объект был очень нужен населению, которое фактически осталось без воды. Неслучайно ситуацию взял под контроль лично губернатор, неслучайно строительство стало частью государственной программы «Чистая вода». Скажем больше: если бы не ООО НПП «Гидрогеолог», то этот проект вряд ли был бы реализован, потому что требовалось пробурить скважину очень большого (377 мм) диаметра. И лишь у этого предприятия есть техника, способная решить такую задачу.

Во-вторых, одиночная резервная скважина по определению не является централизованной системой питьевого водоснабжения, и предъявлять к объекту точно такие же требования, как к воде из-под крана, по меньшей мере странно.

В-третьих, Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» чётко расшифровывает такой термин, как водоподготовка. А именно: «Водоподготовка — обработка воды, обеспечивающая её использование в качестве питьевой или технической воды». Так вот, этот вид работ не был предусмотрен контрактом, заключенным с ООО НПП «Гидрогеолог». Соответственно, никаких претензий к предприятию быть не должно.

Суть претензий

Тем не менее они возникли, и можно предположить, почему. Ни для кого не секрет, что конкурсная документация во властных структурах нередко составлена из рук вон плохо. Работать в её рамках нельзя по определению. Единственная возможность в таких случаях — дополнительные соглашения, или, если использовать сленг, «допы». Именно с помощью «допов», как правило, исправляются огрехи, содержащиеся в контрактных документах (так было и в случае со строительством резервной скважины). К примеру, там значился пункт, в котором требовалось сдать геологический отчёт. Но чтобы такой отчёт составить, нужно как минимум провести геологоразведочные работы, о чём в условиях конкурса сказано не было. А когда гендиректор ООО НПП «Гидрогеолог» Виктор Басистый указал сотрудникам администрации на этот казус, те ответили ему примерно следующее: «Не переживайте, всё исправим «допами». И исправили. Иначе пришлось бы менять саму конкурсную документацию, а значит, терять как минимум два месяца. Для Севера, где строительный сезон короткий, это означало бы перенос самого строительства на следующий год. Но вот теперь как раз дополнительные соглашения являются предметом разбирательства в суде — прокуратура требует их отменить. С этим не согласны ни администрация Среднеканского городского округа, ни ООО НПП «Гидрогеолог». Или вот момент… Ещё в июле 2007 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ издало приказ № 195, в котором отнесло такие водные запасы, как в Верхнем Сеймчане, к категории забалансовых. Пожалуй, стоит процитировать выдержку из этого приказа: «К забалансовым запасам относятся запасы питьевых и минеральных подземных вод, качество которых по ряду показателей не соответствует установленным требованиям и (или) на момент подсчёта запасов отсутствуют условия для зон и округов санитарной (горно-санитарной) охраны проектных водозаборных сооружений. Забалансовые запасы месторождений подсчитываются и учитываются в случае наличия перспективы разработки методов водоподготовки для доведения качества воды до установленных требований и возможности организации в дальнейшем зон и округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Для технических подземных вод забалансовые запасы не выделяются и не учитываются».

То есть никаких геологоразведочных работ с целью подсчёта и учёта запасов компания ООО НПП «Гидрогеолог» не должна была проводить — такой задачи никто не ставил, и это не было условием конкурса. Так что отменять допсоглашение, исключающее проведение ГРР, по меньшей мере странно. И, как представляется, незаконно. Хотелось бы, чтобы точку в этой истории поставил суд.

Мы будем следить за развитием событий.

Александр МАТВЕЕВ
 

Дополнение

19 августа 2021 года Арбитражный суд Магаданской области вынес решение — в иске областной прокуратуре отказать полностью. Да-да, именно с такой формулировкой: «отказать полностью». Таким образом, все претензии к администрации Среднеканского городского округа и ООО НПП «Гидрогеолог» со стороны надзорного ведомства признаны необоснованными. И в этом деле восторжествовали закон, справедливость и вообще здравый смысл.

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров