«Наш регион — Дальний Восток»,  № 11–12 (187), декабрь 2023
Главная тема

Главная тема 

Коллаборация для решения кадрового вопроса

Спрос на квалифицированных инженеров горного кластера в нашей стране растёт с каждым годом. К сожалению, система подготовки кадров значительно отстаёт от запросов времени и потребностей экономики. Для создания конкурентоспособного центра кадрового обеспечения горнодобывающей промышленности в Забайкальском государственном университете второй год реализуется проект «Горная академия», который позволит отчасти решить столь актуальный вопрос. О положении дел в горной отрасли на востоке России, комплексных решениях кадрового вопроса в этом секторе экономики мы беседуем с деканом горного факультета, доктором технических наук, профессором кафедры открытых горных работ, действительным членом Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Павлом АВДЕЕВЫМ.

Павел Борисович Авдеев — выпускник Читинского политехнического института 1976 года. После окончания остался работать на горном факультете. В 1982 году окончил аспирантуру при Московском геологоразведочном институте, с 1988 года руководит факультетом.— Павел Борисович, расскажите, пожалуйста, какие предпосылки сложились в горнодобывающей отрасли для создания «Горной академии»?

Справка

ЗабГУ — современный конкурентоспособный вуз Байкальского региона России. Студенты обучаются в вузе по 157 образовательным программам, в университете действуют 25 направлений аспирантуры. Система образования — многоуровневая, включает в себя подготовку бакалавров, магистров, аспирантов и докторов. Всего действуют 11 факультетов: горный факультет; факультет строительства и экологии; энергетический факультет; юридический факультет; факультет естественных наук, математики и технологий; историко-филологический факультет; факультет экономики и управления; факультет культуры и искусств; факультет физической культуры и спорта; социологический факультет; психолого-педагогический факультет. В ЗабГУ разработано более 100 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, учитывающих потребности работодателей и основные тенденции развития Читы и Забайкальского края в целом. Среди них — «Управление государственными и муниципальными заказами», «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», «Обращение с отходами I—IV класса опасности», «Маркшейдерское обеспечение горных предприятий», «Энергоснабжение объектов» и многие другие.

— Горнодобывающий сегмент экономики Забайкальского края сегодня стремительно развивается, создаётся большое количество высокооплачиваемых рабочих мест, а профессионалов с опытом работы на современном горном оборудовании в регионе крайне мало, в основном это приезжие специалисты. Ежегодно растёт потребность в инженерных кадрах разных специализаций в сфере горного дела, геологоразведки, а также энергетики, тепло- и электротехники, строительства, эксплуатации горных машин и оборудования, транспорта и логистики, химии, экологии и техносферной безопасности. Если говорить о кадровой потребности горной отрасли на территории ДФО, то до 2025 года она составляет около 30 000 человек, из них более 5 000 — инженерные работники, остальные — специалисты со средним профессиональным образованием.  

Горное дело всегда считалось одной из ведущих отраслей Забайкалья, но в последние годы интерес к изучению дисциплин данного профиля у молодёжи угас. Для решения этой проблемы с 2022 года в университете реализуется проект «Горная академия». Сегодня сформирована многоуровневая интегрированная система подготовки по программам профессионального и высшего образования, внедрена ускоренная подготовка по программам высшего образования для выпускников колледжей. Довузовская подготовка и профориентационные программы включают в себя обучение в профильных «горных классах» многопрофильного лицея Забайкальского государственного университета и школах края, «Сетевая горная школа» подразумевает обучение по профильным программам допобразования. Школьники, которые будут обучаться по этим программам, получат преимущества при поступлении в колледж им. М.И. Агошкова и на горный факультет ЗабГУ.

—  Как реализуется проект и каковы его планы?

— В Горной академии организована подготовка инженеров по практико-ориентированным программам: практическое обучение по модели «завод — втуз» на базе предприятий-партнёров, плюс проектная деятельность, курсовые работы и ВКР по реальным производственным задачам, сетевые программы с ведущими вузами страны. Это открывает широкие возможности стажировок для студентов и педагогов. Среди деловых партнёров проекта — ГРК «Быстринское», НК «Союз золотопромышленников Забайкалья», СУЭК, ПАО «ТГК № 14», «Удоканская медь» и другие предприятия и организации.

На выходе образовательные программы предполагают профессиональную гибкость выпускников, их готовность к решению комплексных инженерных задач на разных стадиях жизненного цикла горного производства. Работодатель требует от современного инженера умения решать конкретные производственные задачи. Для этого в разработке программ участвуют ведущие специалисты предприятий-партнёров, которые проводят лекции и практические занятия на производстве, руководят студенческой практикой. Все студенты наряду с основной квалификацией могут получить дополнительную в сфере цифровых технологий или рабочую профессию, а также необходимые допуски.

В микрорайоне Рябиновом будет построен кампус, куда войдут исследовательский полигон, учебно-лабораторный комплекс, спорткомплекс с бассейном, общежитие на тысячу мест и гостиница для преподавателей. Для этой цели уже выделена территория, в 2024 году начнут разработку проектно-сметной документации кампуса. Всё идёт по плану. Современный кампус станет центром притяжения молодёжи, центром науки, образования, творчества и спорта.

— Можно ли сегодня говорить о каких-либо результатах работы академии?

— На первом этапе мы объединили горный и энергетический факультеты и открыли совместный научно-образовательный центр, так как энергетиков сегодня требуется не меньше, чем горняков. В следующем учебном году открываем новую специальность — «горная электромеханика». В планах — присоединить строительный факультет, затем дорожников. К сожалению, прекратил своё существование машиностроительный факультет, так как не было спроса на обучение по этому профилю.

Благодаря началу работы проекта набор студентов увеличился. В текущем году мы набрали около 100 абитуриентов на горный факультет и примерно такое же количество на энергетический. В целом около 200 первокурсников. Кроме того, на заочное отделение приняли 350 человек после окончания Горного колледжа имени М.И. Агошкова. Открыли на базе университета СПО, куда в первый год набрали абитуриентов на «открытые горные работы», в этом году и на «геологию». Рассчитываем, что выпускники колледжа придут учиться в вуз, стараемся делать всё, чтобы им было интересно, мотивируем молодёжь на продолжение обучения в университете.

— Почему, по вашему мнению, абитуриенты дальневосточных регионов должны поступать именно в «Горную академию»? В чём преимущество вуза перед другими учебными заведениями?

— Горному факультету ЗабГУ в следующем году исполняется 50 лет. За эти годы сформирована мощная теоретико-практическая база для подготовки студентов, сложился высокопрофессиональный коллектив. Мало какие из дальневосточных вузов, готовивших горняков, могут сравниться с нашими достижениями.

Студенты горного факультета ежегодно занимают призовые места на международной олимпиаде по решению горных и маркшейдерских задач, организованной компанией «Макромайн». Дуальное обучение даёт возможность совмещать обучение с вахтовым методом работы, мы этому не препятствуем. После окончания университета наши выпускники приходят на производство готовыми специалистами, которых не нужно доучивать и переучивать. Даже центральные вузы страны не могут себе такого позволить, так как расположены вдалеке от горных предприятий.

Наших выпускников желают заполучить работодатели со всей страны, но, к сожалению, мы выпускаем недостаточное число специалистов, чтобы удовлетворить растущий с каждым годом спрос на кадры. Сегодня бывшие студенты Забайкальского государственного университета успешно справляются с самыми непростыми производственными задачами на горных производствах Забайкалья, Якутии, Приморья, Магадана и Хабаровского края.

Кроме того, важно, что наши партнёры поддерживают лучших студентов и преподавателей университета. К примеру, ООО «Удоканская медь» выплачивает ежемесячную прибавку к стипендии в размере 10 тысяч рублей 20 ребятам и оказало финансовую поддержку по 40 тысяч рублей пяти педагогам. Благодаря такой помощи деловых партнёров нам уже удалось привлечь молодых талантливых преподавателей к работе, и мы будем продолжать делать всё возможное, чтобы им было интересно и комфортно трудиться здесь, повышать свою квалификацию и делиться ценными знаниями с учащимися.

В будущем «Горная академия» призвана стать сетевым центром экспертизы и прикладных междисциплинарных исследований и разработок в области добычи и переработки минерального сырья, энергетики, техносферной безопасности и экологии, центром непрерывного дополнительного профессионального образования в интересах Дальневосточного региона и компаний-партнёров.

Ольга Карпенко

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров