Забайкалье — особый регион России. В первую очередь потому, что осваивали его первопроходцы, люди, сильные духом. Это мы сполна ощутили, побывав на одном из лучших золотодобывающих предприятий России — АО «Прииск Усть-Кара».
Но для начала — историческая ремарка. 185 лет назад, в ноябре 1838 года, поисковая партия под руководством горного инженера Антона ПАВЛУЦКОГО в бассейне реки Кары открыла богатейшую золотоносную россыпь, впоследствии названную Карийской. Вскоре после этого здесь, неподалёку от села Усть-Кара, был создан вначале Нижне-Карийский, а затем и Средне-Карийский прииск. И буквально за короткое время в районе наладили масштабную золотодобычу. При этом основная ставка делалась на каторжан, которые и стали, как сейчас принято говорить, основным трудовым ресурсом.
Однако уже в то время серьёзное внимание уделялось и добычным технологиям. Если поначалу на приисках использовались исключительно кайла и тачки, то уже в 1842 году стали строить золотопромывальные приборы, что позволило, во-первых, перейти на круглосуточный режим добычи, во-вторых, снизить долю ручного труда, а в-третьих, ускорить производственный процесс.
С тех пор производственные объёмы постоянно наращивались. Достаточно сказать, что за царский период, то есть с 1838 по 1916 год, Карийская россыпь дала стране более полутора тысяч пудов золота (свыше 24 тонн).
После окончания Гражданской войны частные промыслы были брошены их хозяевами. К концу двадцатых годов власти стали сворачивать Новую экономическую политику, а вместе с ней и любые виды бизнеса. Предприятия национализировали и включили в состав приисковых управлений. То есть основная ставка делалась на укрупнение отраслевых предприятий. Так, если в 1930 году было создано Усть-Карийское приисковое управление, то уже в 1933-м был образован трест «Забайкалзолото», объединивший уже восемь управлений. Объёмы добычи металла постоянно росли. Также наращивался технический и технологический потенциал организаций. Даже Великая Отечественная война этот процесс не остановила. В годы военного лихолетья Усть-Карийский прииск добывал золото на Целиковском, Пильно-Карийском, Широкинском и Курлеинском участках.
Стоит отметить: в период Великой Отечественной войны, помимо золота, прииск добывал ещё и вольфрам, и молибден. И это притом что людей на производстве не хватало, мужчин, ушедших на защиту Родины, заменяли женщины и подростки. Усть-Карским РВК было призвано на фронт 2157 человек, многие из них удостоены государственных наград, а троим присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Но, несмотря на все кадровые и иные сложности, прииск продолжал развиваться. Особенно динамично — после Победы. Так, уже в пятидесятые годы на полигонах появились первые бульдозеры. Тогда же стал увеличиваться дражный флот. Вначале речь шла о драгах с ёмкостью ковша 50 литров. В 1967 году была построена драга ёмкостью 80 литров, а в 1974 году на реке Каре запустили драгу ёмкостью 250 литров.
Помимо золотодобычи, наращивалась и минерально-сырьевая база — именно в советские годы на прииске велись детальные и исключительно масштабные геологоразведочные работы.
Как известно, в середине восьмидесятых наступили перестроечные времена, со всеми их плюсами и минусами. Но уже тогда многим стало понятно: страну ждут большие перемены, и прежней она уже никогда не станет. Так всё и получилось.
В декабре 1989 года руководителем прииска Усть-Кара стал Валерий Павлович КОТЕЛЬНИКОВ. Об этом человеке стоит рассказать особо.
Он родился в 1955 году в селе Нижняя Кара Сретенского района Читинской области. Высшее образование получил в Хабаровском политехническом институте. Вернувшись на малую родину, навсегда связал свою жизнь с золотодобычей. Трудился и простым рабочим, и на инженерных должностях, так что к моменту назначения на руководящий пост весь производственный процесс он знал, что называется, от и до. Но главное тогда заключалось, видимо, даже не в этом. Буквально через пару лет золотодобывающую отрасль начало лихорадить. В результате некогда мощные предприятия стали закрываться одно за другим. И не только в Забайкалье — по всей стране. Это касалось и приисков, и горно-обогатительных комбинатов, и артелей. О чём говорить, если в девяностые цены на электроэнергию, технику, запчасти, ГСМ росли чуть ли не ежедневно? При этом стоимость драгметалла оставалась фиксированной и совсем небольшой. Но даже эти копейки Гохран выплачивал золотодобытчикам крайне нерегулярно, что в сочетании с крайне высокими налогами не оставляло компаниям шансов на жизнь.
Помимо этого, едва ли не на каждом крупном предприятии находились горячие головы, предлагавшие «взять всё и поделить». Мол, хватит нам на государство работать, будем сами руководить. И ведь многие действительно делили ещё недавно крупнейшие организации на мелкие артели. Делили и… разорялись.
Ну и, конечно же, в то время нередким явлением были и откровенные рейдерские захваты предприятий.
Всё вышеперечисленное грозило и прииску Усть-Кара. Он вполне мог повторить судьбу десятков дальневосточных приисков и ГОКов. Но именно Валерий Павлович Котельников смог убедить коллектив объединиться для решения общих задач. Причём в самые сложные времена предприятие не просто выживало, а продолжало развиваться. Так, в 1992 году оно вышло из состава «Забайкалзолота» и получило полную финансовую самостоятельность в статусе акционерного общества.
Одна из первых проблем, давних и насущных, за решение которой взялся Валерий Павлович, — тяжёлое бремя расходов на потребляемую прииском электроэнергию. На тот момент прииск работал на собственной дизельной электростанции, а дело это весьма затратное. Расход дизтоплива доходил до 18 тонн в сутки, и это в ту пору, когда в стране царил ценовой беспредел. Три бензовоза постоянно были заняты только на снабжении электростанции топливом. Нужно было предпринимать решительные действия, тем более что дизельная электростанция прииска, помимо производства, обеспечивала электричеством и посёлок Усть-Карск, и окрестные сёла. Проанализировав ситуацию, оценив перспективу, руководство предприятия в 1993 году принимает решение за счёт собственных средств построить ЛЭП 35 кВ от Усть-Карска до станции Урюм и подключиться к энергомагистрали. Подобное решение можно назвать неординарным, неожиданным для многих: на тот момент у прииска не хватало оборотных денег, зарплата выплачивалась не полностью, и вдруг такое отвлечение средств. Но, как показал дальнейший ход событий, это был продуманный шаг, стратегически верный. «Вовремя не сориентировавшись, насиделись бы при свечах...» — замечает Валерий Павлович. За два года при участии мехколонны № 41 предприятие успешно построило почти 100-километровую линию электропередачи и сдало её в эксплуатацию.
— Подключаться мы должны были к железнодорожной подстанции, — вспоминает В.П. Котельников. — Но дирекция АО «Читаэнерго» предложила нам другой вариант. Мы безвозмездно передаём ЛЭП на баланс Восточных электросетей «Читаэнерго», а они, располагая своим фидером, дают нам возможность получать электроэнергию по достаточно выгодным государственным тарифам. В то время железнодорожники выступали в роли перепродавцов. И если бы прииск подключился к магистрали через них, то они бы к государственным тарифам, естественно, прибавили бы и свои накрутки. Мы собираем совет директоров прииска, а далее общее собрание акционеров и принимаем решение о безвозмездной передаче ЛЭП на баланс «Читаэнерго». Такой шаг полностью себя оправдал и избавил предприятие от разорительных расходов на электроэнергию. Переход на государственное энергоснабжение позволил нам в первый же год сэкономить 372 миллиона рублей. К тому же более надёжным стало обеспечение электричеством близлежащих деревень — Верхние Куларки, Нижние Куларки, Чёрная, Лужанки.
Также были построены и полностью оснащены механический цех, ремонтные мастерские, гаражи… Но этим развитие прииска не ограничилось. Именно в те годы, когда многие отраслевые предприятия прекращали свою деятельность, в АО «Прииск Усть-Кара» была построена золотоизвлекательная фабрика, оснащённая новейшим оборудованием. И именно в период всеобщего развала, когда речь шла о выживании, в компании внедрили собственную технологию промывки песков, что позволило увеличить объёмы добычи металла на 15%. Да, это был нестандартный ход. Но для Валерия Павловича характерны нестандартные, однако при этом тщательно просчитанные решения. Одно из них стало для предприятия судьбоносным.
Итак, в 1997 году из-за финансовой нестабильности в стране и введения «валютного коридора» «Прииск Усть-Кара» оказался на краю финансовой катастрофы. Причём долги компании волновали многих, а вот задолженность перед ней не интересовала никого. И тогда В.П. Котельников решил… инициировать процедуру банкротства предприятия. Его поняли далеко не все. Некоторые недоумевали: как так, самим сунуть голову в петлю? Но дальнейшие события показали: это был взвешенный шаг. Вот как рассказывает об этом сам Валерий Павлович:
— Когда наступили самые тяжёлые времена, я тщательно изучил закон о банкротстве. И понял: это наш шанс. Согласно норме закона, банкроту с согласия кредиторов можно было приостановить все платежи по старым долгам, но при этом рассчитываться по платежам текущим. Мы стали убеждать кредиторов: ну вот закроется предприятие и что вы получите? Ничего. А так есть реальная возможность вернуть свои деньги. В результате суд принял соответствующее решение. На предприятии ввели внешнее управление, а наши долги на полтора года были заморожены. Прииск продолжил работать. За 18 месяцев мы рассчитались по всем своим обязательствам, а компании был возвращён прежний статус. Вот как надо проводить процедуру банкротства: и государственный интерес не пострадал, и кредиторы остались довольны, и предприятие продолжило работать.
Мы были на прииске Усть-Кара буквально в последние дни перед окончанием промывочного сезона, и уже можно было подводить производственные итоги. Так вот, в 2023 году компания добыла на россыпных участках (при квоте в 600 килограммов) более двух тонн золота. Это и правда удивительный момент. В своё время председатель Союза старателей России Виктор Иванович ТАРАКАНОВСКИЙ в беседе с нашим корреспондентом подчеркнул: в России на россыпях (без освоения рудных объектов) работает более тысячи предприятий, и лишь пять из них добывают свыше тонны драгметалла. Даже этого факта достаточно, чтобы констатировать: АО «Прииск Усть-Кара» является одним из лучших участников отраслевого рынка страны.
Впрочем, дело не только в объёмах золотодобычи. На прииске применяются наиболее прогрессивные производственные технологии. Нам во время командировок довелось побывать на многих добычных лицензионных площадях во всех регионах Дальнего Востока. Но на участке месторождения Кара Верхняя мы впервые увидели, как одновременно работают пять промприборов, причём разных: два ГПМП-3000, два ГПМП-5000 и один ГИТ-62. Начальник участка Дмитрий ТКАЧЁВ объясняет это следующим образом:
— Это техногенная площадь, на которой пески перерабатывались не раз, причём ранее многократно промывались драгами. И грунты здесь разные. Вот поэтому и промприборы также используем разные. Например, ГИТ-62 не работает с крупным камнем, мы не можем его, условно говоря, «кидать на скалу», а для ГПМП-5000 такая задача привычная. И это лишь один из примеров. Но в 2023 году мы закончили работы на данном участке, сейчас техника будет перемещаться на другие объекты. При этом работали с перевыполнением плана. Так, в последний месяц промывочного сезона план был установлен в объёме 55 килограммов золота, а добыли свыше 90 килограммов. Всего же этот участок дал более 500 килограммов драгметалла за сезон.
Также стоит отметить: с техникой в АО «Прииск Усть-Кара» проблем нет. Как рассказал нам главный механик компании Сергей ШУТОВ, парк укомплектован полностью. А это более 260 единиц самой современной техники: бульдозеры Komatsu D475, Komatsu D375, Komatsu D355, Komatsu D275, Komatsu D155, Четра Т35, шарнирно-сочленённые самосвалы Komatsu HM400, погрузчики Doosan, Volvo, XMG, экскаваторы Sany 500, комплексы Sany SCT90 и многие другие машины. При этом в АО «Прииск Усть-Кара» отлично отлажены схемы поставок запчастей и комплектующих — несмотря на внешние вызовы как предприятию, так и стране в целом.
Скажем больше: компания приобретает технику регулярно хотя бы потому, что производственные объёмы постоянно наращиваются. Расширяется и список лицензионных участков. Лицензии приобретаются как на аукционах, так и по заявочному принципу. По результатам выигранного аукциона была приобретена обширная Боровская группа россыпей, требующая значительных вложений на дополнительные разведочные работы. Есть в компании и несколько заявочных поисковых лицензий. На сегодняшний день балансовые запасы здесь превышают шесть тонн золота, а прирост запасов производится регулярно. Так, в 2023 году было сдано два отчёта по приросту. В частности, на участке Ороченка — Лабазная было приращено 44 килограмма золота, а на участке Желтуга — 1346 килограммов металла. Более того, на ГРР в АО «Прииск Усть-Кара» денег не жалеют. В 2023 году на эти цели направлено более 300 миллионов рублей, из которых 260 миллионов — на изучение Шанхойско-Куларской площади, где в настоящее время ведутся работы по поиску и оценке рудного золота. В связи с истощением россыпных запасов предприятие начинает осваивать рудные объекты. Это вопрос будущего.
Так что ни с объёмами золотодобычи, ни с приростом запасов проблем нет. Проблема в другом. Увы, едва ли не основной бедой, одной для всех промышленных компаний, является дефицит кадров. АО «Прииск Усть-Кара» не исключение, хотя для работников созданы самые привлекательные условия. Мы сами останавливались в общежитии для персонала и можем констатировать: комфорт здесь полнейший, а в местной столовой кормят и обильно, и вкусно. Зарплаты на предприятии однозначно высокие, даже по сравнению с другими компаниями. Но кадровая составляющая — проблема серьёзная. Приходится даже заключённых в рамках договоров с УФСИН привлекать.
На сегодняшний день в компании работают в общей сложности свыше 900 человек. Большинство из них — жители посёлка Усть-Карск, близлежащих сёл и Забайкальского края в целом. Излишне говорить, что предприятие является градообразующим. Оно не только создаёт рабочие места, но и поддерживает учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта. Причём так было даже в самые сложные времена. Так, в 1997 году в Усть-Карске был построен детский сад на 140 мест, в 1999 году — поликлиника, в 2001 году открылся краеведческий музей АО «Прииск Усть-Кара», в 2006 году состоялось освящение построенного на средства компании храма Св. Николая Чудотворца… Кстати, история с поддержкой православия на этом не закончилась.
В 2020 году завершилось строительство и состоялось освящение часовни в Нижней Каре, что в 15 километрах от Усть-Карска. По сути, всё это называется самыми главными инвестициями — в духовность. А о благотворительности прииска можно говорить долго. Это в числе прочего масштабная поддержка спорта, благодаря чему юные (и не только) спортсмены получают возможность участвовать в соревнованиях самого разного уровня, от местных до региональных. Даже собственную хоккейную коробку в посёлке построили. А как умолчать о помощи предприятия в ремонте больницы, школы и других социально значимых объектов? Особенно интересна и значима история строительства прииском участковой больницы.
Старожилы говорят, что ещё в 1935 году из села Горбицы в Усть-Кару перевезли по брёвнышку здание бывшей таможни, где и разместилась больница. К концу XX века деревянное сооружение, которое всё это время капремонты обходили стороной и трижды подтапливали наводнения, пришло в ветхое состояние. Капитальный ремонт был уже невозможен.
В конце концов, в самом начале XXI века проект двухэтажного медучреждения в деревянном исполнении на 25 мест был утверждён, выделены необходимые средства, и строительство началось. «Прииск Усть-Кара» принял самое непосредственное участие в сооружении больницы. К сожалению, новостройку ожидала печальная участь: уже почти завершённое здание сгорело. Люди плакали, глядя на пепелище. Многие и не надеялись увидеть в обозримом будущем в своём посёлке новую больницу.
Но руководство прииска не могло остаться равнодушным к беде односельчан. Был брошен клич выйти всем миром на субботник и очистить площадку под новое строительство. Откликнулись даже жители соседних сёл. Предприятие выделило необходимую технику. За один выходной день был проделан большой объём подготовительных работ.
В.П. Котельников доказывал в руководящих инстанциях, что нельзя откладывать в долгий ящик решение вопроса, — посёлку нужна современная больница, где пациентам предоставлялось бы качественное медицинское обслуживание.
Но Валерий Павлович не ограничился призывами. Он начал строительство больницы силами прииска, не дожидаясь решения властей о финансировании. Постоянно бывал на стройплощадке, не давал покоя тем, от кого зависели сроки и качество работ, лично контролировал все процессы, включая установку оборудования. Одним словом, взял на себя заботы о том, чтобы не допустить долгостроя, чтобы больница отвечала современным требованиям, была бы подключена к центральному отоплению. Участковую больницу в Усть-Карске открыли в 2007 году. Это стало радостным и значимым событием для всех жителей посёлка.
Отдельно стоит рассказать о том, как прииск поддерживает всё, что связано с сохранением в памяти народа подвигов наших соотечественников. Причём в разные исторические периоды. В период 2017—2019 годов в посёлке появился мемориальный комплекс «Аллея памяти», посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны. А в 2023 году был возведён мемориальный комплекс «Память поколений», посвящённый ветеранам боевых действий разных лет. И это также инвестиции в духовность и патриотизм, без всяких преувеличений, что является заслугой руководства прииска и всего большого коллектива.
Ну и последнее. Стоит отметить, что компания платит более чем значимые налоговые и иные отчисления в бюджеты всех уровней. Только в 2022 году было уплачено свыше 962 миллионов рублей, а за девять месяцев 2023-го аналогичный показатель превысил уже 1 миллиард 300 миллионов рублей. Как говорится, комментарии излишни. Впрочем, есть у АО «Прииск Усть-Кара» и сугубо отраслевые проблемы. О них — в интервью с генеральным директором компании Валерием Павловичем КОТЕЛЬНИКОВЫМ, которое также опубликовано в этом номере нашей газеты.
Беседовал АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >