Работать и жить в Якутии не только непросто, но и чрезвычайно интересно. Здесь сама природа способствует творческому подходу к любому делу. Хоть в промышленности, хоть в рекреации. Именно такую позицию поддерживают сотрудники компании ООО «Илин-Артык». Мы побеседовали с директором этой производственной структуры Анатолием КОЛОСОВЫМ. И получили представление о том, чем живет бизнес в северной республике.
Актуальный вопрос
— Анатолий Петрович, это правда, что ваша компания специализируется на поставках и установке армейских разборных мостов?
— Да, правда. Мы применяем два типа таких сооружений — большие автомобильные разборные мосты (БАРМ) весом до 80 тонн и средние автомобильные разборные мосты (САРМ) весом до 40 тонн.
— Насколько актуальны для республики решения, связанные с установкой таких мостов?
— А тут, собственно, прослеживаются два момента. Во-первых, как вы, наверняка, знаете, Якутия — это громадный регион, занимающий пятую часть от всей территории России. Но при этом дорожная составляющая здесь чрезвычайно низкая. Несмотря на федеральные автотрассы, в республике еще более чем достаточно и муниципальных дорог, состояние которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и зимников, которые дорогами в прямом смысле слова вообще не являются. Особенно в северных улусах. Да, региональные и муниципальные власти делают всё возможное для изменения ситуации в лучшую сторону. Но это долгий и затратный процесс. А устойчивое транспортное сообщение людям нужно уже сейчас.
Возникает дилемма — каким образом можно быстро, эффективно и в то же время с наименьшими финансовыми затратами решать проблемы с автомобильными мостовыми переходами? Строить капитальные мосты? Но сразу и везде их не построишь. Вот мы и предложили свой вариант, связанный с возведением САРМ, а в некоторых случаях и БАРМ. Летом наша республика постоянно находится под воздействием паводков. Порой в наших улусах поднимается такая вода, что и капитальные мосты смывает. Да и вообще, после любого паводка остро стоит вопрос с нормализацией транспортного сообщения. Поэтому БАРМ и САРМ тут играют заметную роль.
Технические преимущества
— Чем технически интересны такие мостовые переходы?
— Прежде всего, их можно быстро доставлять в нужное место. Кроме того, это конструкции, не имеют промежуточных опор, что делает сам процесс сборки моста максимально быстрым. А при чрезвычайной ситуации, сами понимаете, это имеет громадное значение. Кроме того, такие мостовые переходы легко собираются и перебрасываются в другое место, коль скоро у кого-то (например, у районных администраций) возникает такая необходимость. Также эти мосты значительно дешевле, чем капитальные строения. При этом их функциональные особенности не хуже, нежели у обычных мостов.
— А что можно сказать о долговечности БАРМ и САРМ?
— А что тут скажешь? Это же металлические конструкции. При правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании они могут служить до 50 лет.
Даже танки пройдут
— Какой вес выдерживают такие мосты?
— О чем тут говорить, это же военные мосты, поэтому и рассчитаны они на прохождение именно военной техники. Например, по БАРМ и САРМ могут легко проходить танки, они, эти автомобильные переходы, для таких целей и предназначены. Так что проблем с прохождением гражданской техники нет и быть не может в принципе.
— Где вы приобретаете такие быстровозводимые мосты?
— На заводе-изготовителе в городе Свирске Иркутской области. Наша компания, кстати, является официальным дилером этого предприятия. И могу сказать, наши мосты в условиях Якутии себя полностью оправдали. Не случайно одним из наших основных заказчиков является Дирекция по ликвидации последствий паводка в РС (Я). Помимо этого, мы плотно сотрудничаем с другими государственными и муниципальными структурами Якутии. И будем развивать это производственное направление.
Пристрой на крыше
— Как, видимо, будете наращивать и объемы строительства бескаркасных арочных сооружение (БАС), а именно ангаров, гаражей, животноводческих комплексов, спортивных залов и других объектов?
— Да, это также наш приоритет. Не случайно еще в 2011 году мы приобрели специальный профилегибочный станок «Сфера» массой в 6 тонн, который обслуживают пять операторов. Так вот, благодаря этому оборудованию мы смогли наладить строительство качественных и недорогих объектов, которые также полностью соответствуют природно-климатическим и транспортным условиям республики. Доставлять конструкции можно в любое место. А сам строительный процесс минимизируется значительно.
— Насколько значительно?
— Например, достаточно большие арочные гаражи, при наличии всех материалов, можно собрать максимум за три недели. Но дело-то не только в гаражах. Сейчас наши заказчики уже оценили все преимущества БАС при строительстве спортивных комплексов. Как известно, физкультура и спорт в Республике Саха (Якутия) развиваются стремительно, этому подчинены интересы нашей власти. Что вполне оправдано, ведь здоровое поколение — залог развития всего общества. Поэтому потребность в новых спорткомплексах у нас серьезная. И могу сказать, что мы активно работаем в этом направлении. В том числе в Верхневилюйском, ,Мегино-Кангаласском и Намском улусах. И на достигнутом мы останавливаться не собираемся.
— Это правда, что свою технологию БАС вы сумели применить даже в виде арочного пристроя, на крыше другого здания?
— Да, правда. Речь идет о спортивном зале в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта. Поймите правильно, конструктивные особенности бескаркасных арочных сооружений позволяют решать отраслевые задачи любого уровня сложности. И с серьезной экономией бюджетных средств. Мы считаем себя патриотами Якутии, поэтому для нас все вопросы такого рода имеют самое серьезное значение.
Суровая и прекрасная
— Кстати, о патриотизме. Якутия — уникальный регион России, с невиданными красотами и просто запредельными возможностями для туризма и активного отдыха. Например, когда сотрудники нашей редакции совершили автопробег по маршруту Якутск—Магадан, а впоследствии еще и проехались по пути Якутск—Ленск, то были, без преувеличения, поражены вашей первозданной природой. Как вы считаете, активное дорожное строительство может способствовать развитию рекреации в республике?
— Я бы тут акцентировал внимание опять же на двух моментах. С одной стороны, да, современные дороги способствуют развитию активного отдыха. Но с другой — для тех, кто предпочитает экстрим, дороги не слишком важны. Они, наоборот, стремятся оторваться от исхоженных трасс. И наша компания, кстати говоря, намерена развивать еще и это направление — активный туризм, сопровождаемый охотой и рыбалкой.
— Даже так?
— Да, сейчас мы регистрируем общественную организацию «Артык», которая и станет заниматься такой работой. Вы правы, места у нас уникальные. Вот, наверное, все грамотные жители России слышали об Оймяконье, то есть о полюсе холода. Но представить себе, что же это такое, могут лишь очень немногие. Так почему бы нам не показать все чудеса далекого холодного края нашим гостям? Как российским, так и зарубежным? Или вот момент… Постепенно даже на Дальнем Востоке остается всё меньше мест для охоты и рыбалки в диких природных условиях. А у нас таких возможностей великое множество. Зверье и дичь на Севере, а также рыба в наших реках и озерах — это настоящая сказка для взрослых. Поэтому, надеюсь, уже в ближайшее время активный туризм на основе охоты и рыбалки станет еще одним нашим приоритетом. По крайней мере, мы к этому стремимся и сможем продемонстрировать гостям всё многообразие суровой и прекрасной природы Якутии.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ