Хорошие дороги — непременное условие успешного развития любой территории. А уж если говорить о Республике Саха (Якутия) с ее огромными расстояниями и суровым климатом, то эта проблема становится первостепенной. В Таттинском районе ее решением занимается ОАО «Таттаавтодор». Сегодня мы беседуем с генеральным директором предприятия Иваном БОЧОНИНЫМ о том, что удалось сделать в уходящем году, что намечено на следующий, 2014 год.
Спасая «Колыму»
— Иван Иванович, что стало для компании главным в 2013 году?
И.И. БОЧОНИН, генеральный директор ОАО «Таттаавтодор»:
Сердечно поздравляю коллектив ОАО «Таттаавтодор», жителей Таттинского района, всех дальневосточников, наших партнеров и заказчиков с Новым годом и Рождеством! Пусть сбываются самые смелые мечты и планы, исполняются желания. Желаю всем доброго здоровья, новых трудовых достижений, счастья и благополучия!
— Главный объект назвать трудно — мы одинаково добросовестно относимся к любому заказу. А вот событием номер один для всех жителей района и для нас тоже стало наводнение минувшего лета. Такого потопа я не видел в здешних местах лет тридцать. Начиная с июня до осени шли проливные дожди, и наша небольшая, в общем-то, река Татта и множество впадающих в нее речек разлились, как море. Сами понимаете, что стало с нашими дорогами. А ведь мы занимаемся содержанием 175 километров федеральной дороги «Колыма», 168 — муниципальных дорог и 112 километров — республиканских. Наш профиль — ремонт, содержание и строительство автомобильных дорог и мостов. И вот в 2013 году мы выполнили аварийно-восстановительных работ на 53 миллиона рублей по республиканским дорогам, на 73 — по муниципальным и почти на 47 миллионов по федеральной дороге «Колыма».
— Надо думать, наводнение имело серьезные последствия для района?
— Еще какие! Начать с того, что на «Колыме» дважды останавливалось движение. Первый раз, когда дорогу размыло в 15 местах,— на неделю, во второй, когда размывов было 10, движение прекращалось на двое суток. Сразу же после происшествия мы бросили все силы на ремонт размытых участков, а они в первый раз составляли 23 километра. Справились. Во втором случае мы уже были готовы к такому повороту событий, с аварийной ситуацией удалось справиться быстрее. Работы велись день и ночь, в общей сложности мы «воткнули» в дорогу 12 водопропускных труб диаметром от 1 метра 20 сантиметров до полутора метра. И движение по этой важнейшей транспортной артерии было восстановлено.
— Это грунтовая дорога?
— Земляное полотно там грунтовое, а дорожная одежда — песчано-гравийная смесь. Это дорога 4-й категории, но дело не в этом, а в том, что другой нет. Еще одна важнейшая дорога — республиканского значения — Уолба—Усть-Татта. Она уже чисто грунтовая, 5-й категории. Но опять же, это единственная ниточка, соединяющая прилегающие к ней села с нефтебазой, которая находится в поселке Усть-Татта. Понятно, насколько важна транспортная связь между этими населенными пунктами. После проливных дождей примерно 70 процентов трассы лежало под водой, а дорога протяженностью 49 километров. И что вы думаете? Только мы успели восстановить половину, как опять пришла вода. Ладно. Вода ушла, мы восстановили ее полностью. Две с половиной недели люди пользовались дорогой. А потом опять разлились реки, и ее снова затопило. Причем там множество старых, еще советской постройки, мостов и мосточков, их все посмывало. Когда мы в третий раз восстанавливали дорогу, уложили 19 водопропускных труб различного диаметра. И к 1 сентября сдали дорогу целиком и полностью.
Почти такая же картина и с другими автомобильными дорогами. Это автомобильные дороги республиканского значения Ытык-Кюель—Харбалах—Чычымах, это автомобильные дороги муниципального значения Ытык Кюель—Туора Кюель—Дэбдиргэ, Черкех—Дая Амга, Харбалах—Чымнай, Уолба, Томтор. Всего уложено водопропускных труб диаметром от 3 метров до 1,2 метра по плану 68 штук, по факту свыше 150 штук, перевезено свыше 400 тысяч кубических метров грунта и ПГС. Построено и отремонтировано 6 мостов. Вот таких масштабов работы выполняли мы в период наводнения. Надо отметить хорошую работу главного инженера Артема Егоровича НИКОЛАЕВА, начальника эксплуатационного участка Ивана Гавриловича НЕУСТРОЕВА, начальника строительного участка Иннокентия Иннокентьевича ПАВЛОВА, начальника основной базы Василия Павловича БАБАНОВА, мастеров Егора Егоровича ХАРАЙДАНОВА, Николая Николаевича ЗАХАРОВА, Василия Иннокентьевича КУЗЬМИНА и многих других.
Новый ФЗ не лучше старого
— Иван Иванович, как вы получали эти заказы?
— Если в «мирное время» подряды мы получаем, участвуя в аукционах, то минувшим летом, когда в районе была объявлена чрезвычайная ситуация, руководство территории имело право самостоятельно выбирать подрядчика, минуя торги. Вот нас и выбрали.
— Что само по себе говорит об уровне доверия к предприятию. А как часто удается выиграть подряды на аукционах?
— Мы, конечно, выигрываем торги, но хочу сказать, что принцип их проведения оставляет желать много лучшего. Ведь сейчас что главное? Главное, чтобы претендент побольше сбил цену. А ведь это неправильно. Нельзя снижать стоимость работ до бесконечности, но бывали случаи, когда никому не известные пришлые компании снижали цену до 50 процентов. И при этом никого не интересует, есть ли у такой, с позволения сказать, компании техника, специалисты. Ну, выиграют они аукцион, а потом к нам же и приходят — идите в «субчики». Сами-то ничего сделать не могут. Раньше, когда была система тендеров, было гораздо лучше — мы все друг друга знали, знали возможности каждого предприятия, заказы распределялись по справедливости. Вот с 1 января вступает в силу Закон «О федеральной контрактной системе», который сменит пресловутый ФЗ-94. Мы двоих своих специалистов обучили работе по новым правилам, да только, похоже, намного лучше не станет — новый закон повторяет ошибки старого.
Для успеха всё есть
— Иван Иванович, но «Таттаавтодор»-то обладает всем, что необходимо для успешного выполнения подрядов?
— Да, у нас есть всё, что требуется. Прежде всего, это наш замечательный коллектив. Постоянная численность специалистов — 126 человек. Но в сезон дорожного строительства набираем еще человек 50 — надо много успеть, а лето у нас короткое. Предприятие обеспечено всей необходимой техникой, ее у нас свыше ста единиц. Причем мы постоянно обновляем свой парк. В 2013 году купили 14 единиц техники. Взяли в Набережных Челнах четыре КАМАЗа 15-тонника, купили бульдозер, погрузчик, каток, другие механизмы. Всё купили в лизинг. У нас есть небольшой асфальтобетонный заводик (АБЗ) производительностью 40 тонн в час.
— Но, если я не ошибаюсь, в районе нет асфальтобетонных дорог?
— В общем-то нет, но мы заасфальтировали два километра в районном центре, поселке Ытык-Кюель. На трассе «Колыма» на объездной дороге уложили 8 километров черного щебня — это «младший брат» асфальта. Так что применение нашему АБЗ находится.
План есть, план будет
— Где коллектив занят сегодня?
— Занимаемся строительством дороги — 10 километров в Хангаласском районе от реки Большая Кэтымя до поселка Тит-Ары. Дорога республиканского значения, она будет 4-й категории. Эта работа перейдет и на следующий год, всего там освоение 153 миллиона рублей. Также переходит на 2014 год работа в Усть-Майском районе — новая дорога протяженностью 4,5 километра. Там мы работаем на субподряде, освоение порядка 30 миллионов. Плюс содержание федеральной трассы «Колыма» даст нам порядка 94 миллионов, также содержание республиканских дорог, муниципальных. Итого порядка 300 миллионов у нас уже есть заказов на следующий год. Ну, и конечно, будем претендовать на новые заказы.
— Иван Иванович, а сколько всего денег было освоено в 2013 году?
— План у нас был 435 миллионов рублей, он выполнен. Правда, не всегда всё устраивалось гладко. Не было авансирования в полном объеме, пришлось взять кредит на 35 миллионов рублей. Но сейчас финансирование пошло, думаю, дальше всё будет нормально. Так что в 2014 году результаты должны быть не хуже, чем в этом. Как вы, наверное, уже поняли, мы работаем не только в родном Таттинском районе, но и в других улусах республики. Предприятие наше стабильное, имеет репутацию надежного партнера, всегда в срок и с высоким качеством выполняющего заказ любой сложности. Это и определяет масштабы и географию нашей деятельности. Я считаю, главное — всегда оправдывать ожидания людей, с которыми работаешь. Это и коллектив нашего предприятия, и заказчики, и администрации районов, и жители тех мест, где расположены наши объекты. Ведь работаем мы для своих земляков, и нам не стыдно смотреть им в глаза.
Беседовала Елена ЗАЙЦЕВА